Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений

1.3 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

Глава 2. Аналитическое исследование формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии в условиях влияния различных стилей семейного воспитания

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

3.1 Формирование оптимальных детско-родительских отношений

Заключение

Список использованной литературы

Глава 2. Аналитическое исследование формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии в условиях влияния различных стилей семейного воспитания

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

Цель эмпирического исследования: определить специфику влияния родительских позиций на самооценку школьников с нарушением психического развития.

Гипотеза: мы предполагаем, что тип родительского  воспитания  определяет уровень  самооценки  школьников с нарушением психического развития.

Важным условием развития положительного отношения ребенка к себе является принятие ребенка родителями. В случае непринятия ребенком себя можно говорить об отклонении в воспитании родителями школьника с нарушением психического развития.

Задачи эмпирического исследования:

- изучить и определить уровень отношений и стиль воспитания родителями своего ребенка и их влияние на развитие его самооценки;

- провести математическую обработку корреляционной связи между самооценкой ребенка и отношением к нему со стороны родителей;

- на основе полученных результатов провести практическую деятельность, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений в семье.

- определить эффективность оптимизации детско-родительских отношений в семье.

Всего выборка состояла из 10 семей, в которых
имелись дети 7 – 9 лет, посещающие специальную общеобразовательную школу-интернат № 136 VII и VIII видов г. Самары: 5 мальчиков и 5 девочек.

В исследовании так же приняли участие 10 матерей учащихся.

Все дети имеют в диагнозе ЗПР. Характеристику детей см. Таблицу 1.

Таблица 1

Характеристика детей


№ п/п

Ф.И.

пол

возраст

диагноз

Сопутствующие заболевания

о семье

1

Тахир Ш.

Ж

9г4м

ЗПР

ДЦП, косоглазие, дизартрия

Полная

2

Наташа Б.

Ж

8г7м

ЗПР

Порок сердца, дизартрия

Неполная

3

Гульнара С.

ж

8г4м

ЗПР

Амблиопия, Простудные заболевания

Полная

4

Илья Ф.

М

7г1м

ЗПР

СДВГ, Простудные заболевания

Полная

5

Руслан М.

м

7г8м

ЗПР

ДЦП, косоглазие

Неполная

6

Оля В.

Ж

7г2м

ЗПР

ДЦП, Простудные заболевания

Полная

7

Галя В.

Ж

8г7м

ЗПР

ДЦП, дизартрия

Неполная

8

Рашид Б.

М

7г4м

ЗПР

Амблиопия, дизартрия

Полная

9

Ярослав Р.

м

9г8м

ЗПР

Порок сердца

Неполная

10

Яна С.

ж

8 г 5м

ЗПР

СДВГ, косоглазие

Полная

Место проведения: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 136 VII и VIII видов г. Самары

Исследовательская работа проводилась в три этапа.

На первом этапе изучалась самооценка учащихся по методикам:

Методика диагностика самооценки в модификации А.М.Прихожан

Автор – Дембо-Рубинштейн

Назначение - Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств.

Инструкция - На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя

Процедура обследования – Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.


«Самооценка детей в разных видах деятельности» Репиной Т.А;

Подготовка исследования. Для первой серии приготовить карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные), по 3 в каждом наборе; бумагу; 6 цветных карандашей.

Для второй серии подобрать сюжетные картинки: а) ребенок, расставляющий стулья; б) ребенок, протирающий стол; в) ребенок, стирающий полотенце. Подготовить оборудование для выполнения соответствующих трудовых поручений.

Для третьей серии потребуются кубы разной высоты в соответствии с возрастом детей.

Проведение исследования. Исследование включает 3 серии, которые проводятся по выбору или все (последовательно) с интервалом в 2-3 дня индивидуально с детьми.

Методика исследования детско-родительских отношений (ДРО) А.Я.Варга и В.В.Столина, ориентированная на выявление родительского отношения, под которым по мнению авторов «понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков».

Опросник состоит из 5 шкал:

- «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

- «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.

- «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

- «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

- «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.

Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» Эйдемиллера Э.Г.

Тест "Анализ семейных взаимоотношений" предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика "Анализ семейных взаимоотношений" позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты использования методики диагностики самооценки в модификации А.М.Прихожан представим в виде Таблицы 1, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рис. 1.


Рисунок 1 - Методика диагностика самооценки в модификации А.М.Прихожан

Нами установлено, что 7 детей (70%) имеют высокую самооценку. 3 детей (30%) выявили наличие низкой самооценки. Детей, имеющих адекватный уровень самооценки в группе не обнаружено.

Данные результаты (завышенный уровень самооценки) объясняется диагнозом детей – ЗПР.

Установлено, что хуже всего дети группы оценивают свое здоровье и умение выполнять что-то своими руками.

Выше всего в группе детей с ЗПР оценивались их характер, умственное развитие, их авторитетность, внешность и уверенность в своих силах.

Норму, реалистический уровень притязаний показали 2 детей. Нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям определено у 6 учеников. Заниженный уровень притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности определен у 2 детей.

Изучение у школьников с нарушением психического развития самооценки в разных видах деятельности состояло из трех серий. В первой серии детям предлагалось рисование. Для этого были приготовлены карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные), бумага, цветные карандаши. Детям предлагалось выбрать один из трех узоров и нарисовать.

Объяснение: если рисунок получится, то его возьмут на выставку.
В своих рассуждениях, большинство детей говорило о том, что они любят рисовать. Но результаты и оценка своего рисунка проходила по-разному.

Во второй серии оценивалась «трудовая деятельность». Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки: а) ребенок кормит рыб в аквариуме; б) помогает маме накрывать на стол; в) ребенок, стирающий полотенце. Необходимо было выяснить с детьми степень сложности того или иного трудового поручения, предложить выполнить задания.

Затем попросить оценить свою работу и мотивировать оценку.

Выбор детей был достаточно неоднозначным. Одни хотели сделать все
самостоятельно, при этом действительно справлялись с трудовыми поручениями и давали себе высокую оценку, причем как мальчики, так и девочки. Но были и такие, которым не хотелось выполнять даже самое легкое трудовое поручение. Например, Илья сказал, что он дома ничего не делает, а все делает мама, и она его не просит даже игрушки собирать, она
мне все покупает… (по типу «Кумир семьи»). А Оля, сказала, что ее и маму папа дома заставляет работать, поэтому она умеет делать все, даже стирать (по типу «Золушка»).


Девочка действительно справлялась с трудовыми поручениями, но постоянно пыталась переделать, приговаривая: «Плохо отстиралось…, пена еще осталась в воде…, плохо выжала салфетку и т.д.»

Третья серия «Двигательные упражнения». Составлялись три дорожки из высоких, средних и низких кубов. Ребенку предлагалось попрыгать по одной из этих дорожек, а по какой он выбирал сам. Затем он оценивал качество выполнения задания.

Выбор дорожек детьми был довольно правильным. Некоторые дети, даже подходя к ним, измеряли высоту дорожек и своих ног, как бы удостоверяясь в том, что они смогут залезть и попрыгать по ней. Учитывали свои физические возможности, сравнивая себя с другими детьми: «Вот Галя смогла бы это сделать, потому что она выше меня, а я боюсь упасть…»
Количественные данные изучения самооценки в разных видах деятельности
показали следующие результаты, которые отображены в таблице 2.

Таблица 2

Количественные данные самооценки детей в разных видах деятельности

Уровень

Рисование

Двигательные упражнения

Трудовые поручения

I уровень

II уровень

III уровень

I уровень

II уровень

III уровень

I уровень

II уровень

III уровень

Сумма

6

3

1

4

3

3

2

6

2

Из приведенных данных видно, что в рисовании дети чаще выбирали самый легкий рисунок, мотивируя это тем, что боялись не справиться с заданием. То же видно и в двигательных упражнениях. Выбор детьми первого уровня сложности обусловлен боязнью невыполнения упражнения. Что касается трудовой деятельности, то тут доминировал выбор
детьми второго уровня сложности, так как рыбок покормить для них слишком просто, а стирать сложно. Однако в наш век машиностроения нельзя делать вывод о лености детей, так как основное количество семей имеют стиральные машины. Ребята об этом так и говорят: «Дома стирает машинка».

Оценка детьми своих умений зависит от того, в какой стадии формирования они находятся. Исследование показало, что дети, у которых сформированы те или иные умения, оценивали себя более адекватно. А те, у которых навыки и умения сформированы недостаточно для их возраста, давали себе положительную оценку независимо от качества выполнения.