Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений

1.3 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

Глава 2. Аналитическое исследование формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии в условиях влияния различных стилей семейного воспитания

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

3.1 Формирование оптимальных детско-родительских отношений

Заключение

Список использованной литературы

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, однако на сегодняшний день наблюдается недоработанность Российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) что создает, с одной стороны, немало трудностей для ее использования, с другой стороны, каждый специалист, кто практикует работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска. Таким образом, данная программа коррекции детско-родительских отношений «Секреты Песочной страны» является новаторской.

Содержание авторской разработки

Занятие №1

Цель – исследовать структуру взаимоотношений родителя и ребенка.

Задачи:

Установление контакта и доверия с мамой и ребенком.

Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Умение взаимодействовать в пространстве другого.

Снижение психофизического напряжения.

Знакомство с правилами поведения при работе с песочницей.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек.

Ход занятия

Вводная часть.

Знакомство родителя и ребенка с песочницей. «Посмотрите, наша песочница наполовину заполнена песком, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем? Действительно, дно символизирует воду.

Знакомство с миниатюрными игрушками. «Посмотрите – здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете рассмотреть их, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

При работе с песочницей существуют некоторые правила:

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя брать его в рот.

После игры нужно убрать все игрушки на свои места.

После игры в песке нужно помыть руки.

Давайте с вами познакомимся с песком.

Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).

- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем затыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).

- Теперь давайте возьмем песок крепко-крепко за руки, потихонечку опустите его (песок берется в кулачки и высыпается в песочницу).

- А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.


Основная часть.

Выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. А теперь расскажите каждый о своем животном.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вам каждому нужно будет занять какое-то место в песочнице. Возьмите своего животного и создайте ему дом, жилище, обустройте ему пространство.

После того, как жилища обустроены, психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (проводится игра «Животные, которые ходят друг к другу в гости»).

После того, как игра завершится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком.

Заключительная часть.

- Понравилась ли вам игра?

- Что запомнилось больше всего?

- Понравилось ли ходить, принимать в гости?

В заключении психолог просит каждого разобрать свою песочную картину, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №2

Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок».

Задачи:

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Развитие речевой активности.

Развитие коммуникативных навыков.

Снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, кисточки, камушки.

Ход занятия

Вводная часть.

Давайте вспомним с вами правила поведения в песочнице (родитель и ребенок по очереди называют правила).

Упражнение «Узоры на песке».

- Родитель пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, узоры. Ребенок должен нарисовать такие же фигуры, узор в нижней части песочницы. Затем ребенок рисует родителю, а родитель повторяет.

Упражнение «Необыкновенные следы».

- «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

- «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- «Ползут змейки» – ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

- «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком ругами друг с другом – «жучки здороваются»),

Основная часть.

Психолог предлагает родителю вместе с ребенком придумать историю про Песочную страну. Сначала договоритесь, о чем, о ком будет ваша история, затем подойдите к полке с игрушками и выберите те, которые помогут вам создать эту страну в песочнице.


После построения психолог просит рассказать историю о данной стране, помогая наводящими вопросами:

- Что это за страна? Как она называется?

- Кто в ней живет? Чем они занимаются?

- Всем ли хорошо в этой стране? и т.п.

Заключительная часть.

- Понравилось ли вам совместное строительство?

- Что понравилось больше всего?

- Какой момент строительства запомнился?

- Какие чувства возникли в игре?

В заключении психолог просит разобрать песочную картину, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

В заключении психолог говорит: «Вы сегодня много интересного построили в Песочной стране и конечно же Песочная страна вам очень благодарна. Она дарит вам камушки, которые помогают исполнять добрые желания. Возьмите их в руки и тихонечко, шепотом, загадайте доброе желание друг другу.

Занятие №3

Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия, гармонизация отношений в системе «родитель-ребенок».

Задачи:

Развитие тактильной чувствительности.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие коммуникативных навыков.

Снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, кисточка.

Ход занятия

Вводная часть.

Вспомним с вами правила поведения в песочнице (родитель и ребенок по очереди называют правила).

Упражнение «Отпечатки».

Психолог просит родителя и ребенка оставить по отпечатку своей ладошки на поверхности песка. Затем каждый, используя разные камушки, бусинки и т.п. должен украсить ладошку друг друга.

Упражнение: «Песочные прятки».

Психолог просит родителя выбрать из коллекции три игрушки. Ребенок закрывает глаза, а в это время мама закапывает их в песок. Затем мама говорит: «Открываются глаза, начинается игра» и ребенок должен найти игрушки спрятанные в песке (можно раскапывать их пальцами, использовать кисточки, раздувать песок). Затем родитель с ребенком меняются местами (ребенок закапывает игрушки, а мама пытается их найти).

Основная часть.

Психолог спрашивает маму и ребенка: «Любите ли вы получать подарки? А делать подарки?».

Сегодня мы с вами будем делать подарки друг другу и в этом нам поможет песочница и игрушки. Разделите песочницу пополам и каждый на своей стороне выложите сюрприз для другого. Это может быть сказочная страна, картина и т.п., пока вы не сделаете разговаривать не разрешается. После того как подарки сделаны, каждый рассказывает что он сделал, а другой говорит понравился ли ему подарок.


Заключительная часть.

- Понравилось ли вам делать друг другу подарки? А принимать?

- Какие чувства возникли в процессе данной игры?

В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №4

Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок».

Задачи:

Регуляция мышечного тонуса.

Снятие напряжения с мышц пальцев рук.

Совершенствование мелкой моторики.

Снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, картинки из сказок, кисточка, цветные карандаши, бумага А4, карточки Люшера.

Ход занятия

Вводная часть.

Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).

- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем затыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).

- Теперь давайте возьмем песок крепко-крепко за руки, потихонечку опустите его (песок берется в кулачки и высыпается в песочницу).

- А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.

- Погрузите пальцы в песок, сжимаем и разжимаем кулачки.

- Погрузите пальцы в песок, и легкими движениями создаем волны.

Упражнение: «Что под песком?».

Родитель засыпает в песочнице тонким слоем песка картинки из сказок. Ребенку дается кисточка, с помощью которой он должен откапать картинку и определить из какой она сказки.

Основная часть.

Психолог просит родителя на листе бумаги нарисовать «Морской пейзаж». После того, как рисунок нарисован – ребенок пытается его выложить на песке. Потом происходит сравнение рисунка и постройки.

Затем ребенок рисует родителю рисунок на тему «Моя семья в виде животных», а родитель пытается его выложить на песке. Происходит обсуждение.

Заключительная часть.

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что было сложно выполнять?

- Выберите ту карточку (выкладываются карточки Люшера) на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?

В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №5

Цель – развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.

Задачи:

Регуляция мышечного тонуса.

Снятие напряжения с мышц пальцев рук.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие коммуникативных навыков.


Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, камушки, кисточка.

Ход занятия

Вводная часть.

Упражнение: «Кораблик» (выполняет родитель и ребенок).

Сложите свои ладошки так, чтобы получился кораблик. Сейчас наши кораблики поплывут по песку (выполнение движений сопровождается словами: Плывёт кораблик по волнам, а я в нём капитан).

Упражнение «Цветочки» (выполняет родитель и ребенок).

Поставьте свои руки затыльной стороной на песочек (выполнение движений сопровождается словами: Прямо из песочка выросли цветочки, раскрываются цветы необыкновенной красоты).

Упражнение: «Бег» (выполняет родитель и ребенок).

Сейчас ваши пальчики будут бегать. Создайте в песочнице речку (выполнение движений сопровождается словами: Побежали вдоль реки, пальцы на перегонки).

Основная часть.

Взрослый предварительно закапывает в песочек «волшебные камушки Доброты» (камни разного цвета). Ребенку дается кисточка и он начинает откапывать камушки. В процессе раскопок по открывающимся частям камушка, нужно описать его цвет, затем взять его в руки, подержать и передать маме (сказав при этом добрые слова) – поделиться добротой камушка и своей добротой.

Упражнение: «Страна доброты».

Психолог просит родителя вместе с ребенком в песочнице создать «Страну доброты», а потом рассказать о ней.

Заключительная часть.

- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?

- Какие чувства вы сейчас испытывайте?

В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №6

Цель – развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.

Задачи:

Регуляция мышечного тонуса.

Снятие напряжения с мышц пальцев рук.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие внимания, памяти.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, магнитофон, фотография-схема Песочной страны с нарисованным маршрутом передвижения, «камень желаний», карточки Люшера.

Ход занятия

Вводная часть.

Упражнение на релаксацию (родитель вместе с ребенком).

Психолог просит опустить руки в песок и делать ими различные движения пока звучит музыка. После выполнения упражнения каждый рассказывает о своих чувствах.

Упражнение: «Песочные круги» (медитативное рисование).

Родитель и ребенок рисуют на песке круги и украшают их: камушками, семенами, ракушками, бусинками, пуговицами. После выполнения упражнения каждый дает название своему кругу, рассказывает о нем. Затем круги сравниваются: что у них общего, похожего.