Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, однако на сегодняшний день наблюдается недоработанность Российской концепции песочной терапии (с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера) что создает, с одной стороны, немало трудностей для ее использования, с другой стороны, каждый специалист, кто практикует работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска. Таким образом, данная программа коррекции детско-родительских отношений «Секреты Песочной страны» является новаторской.
Содержание авторской разработки
Занятие №1
Цель – исследовать структуру взаимоотношений родителя и ребенка.
Задачи:
Установление контакта и доверия с мамой и ребенком.
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
Умение взаимодействовать в пространстве другого.
Снижение психофизического напряжения.
Знакомство с правилами поведения при работе с песочницей.
Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек.
Ход занятия
Вводная часть.
Знакомство родителя и ребенка с песочницей. «Посмотрите, наша песочница наполовину заполнена песком, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами «раздвинем песок», то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем? Действительно, дно символизирует воду.
Знакомство с миниатюрными игрушками. «Посмотрите – здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете рассмотреть их, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»
При работе с песочницей существуют некоторые правила:
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя брать его в рот.
После игры нужно убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке нужно помыть руки.
Давайте с вами познакомимся с песком.
Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).
- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем затыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).
- Теперь давайте возьмем песок крепко-крепко за руки, потихонечку опустите его (песок берется в кулачки и высыпается в песочницу).
- А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.
Основная часть.
Выберите каждый из коллекции игрушек, фигурку любого животного. А теперь расскажите каждый о своем животном.
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вам каждому нужно будет занять какое-то место в песочнице. Возьмите своего животного и создайте ему дом, жилище, обустройте ему пространство.
После того, как жилища обустроены, психолог говорит, что сейчас нужно будет животным сходить друг к другу в гости. Сначала к одному животному, затем к другому (проводится игра «Животные, которые ходят друг к другу в гости»).
После того, как игра завершится, происходит обсуждение ее с родителем и ребенком.
Заключительная часть.
- Понравилась ли вам игра?
- Что запомнилось больше всего?
- Понравилось ли ходить, принимать в гости?
В заключении психолог просит каждого разобрать свою песочную картину, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.
Занятие №2
Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок».
Задачи:
Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Развитие речевой активности.
Развитие коммуникативных навыков.
Снижение психофизического напряжения.
Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, кисточки, камушки.
Ход занятия
Вводная часть.
Давайте вспомним с вами правила поведения в песочнице (родитель и ребенок по очереди называют правила).
Упражнение «Узоры на песке».
- Родитель пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, узоры. Ребенок должен нарисовать такие же фигуры, узор в нижней части песочницы. Затем ребенок рисует родителю, а родитель повторяет.
Упражнение «Необыкновенные следы».
- «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» – ребенок расслабленными / напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком ругами друг с другом – «жучки здороваются»),
Основная часть.
Психолог предлагает родителю вместе с ребенком придумать историю про Песочную страну. Сначала договоритесь, о чем, о ком будет ваша история, затем подойдите к полке с игрушками и выберите те, которые помогут вам создать эту страну в песочнице.
После построения психолог просит рассказать историю о данной стране, помогая наводящими вопросами:
- Что это за страна? Как она называется?
- Кто в ней живет? Чем они занимаются?
- Всем ли хорошо в этой стране? и т.п.
Заключительная часть.
- Понравилось ли вам совместное строительство?
- Что понравилось больше всего?
- Какой момент строительства запомнился?
- Какие чувства возникли в игре?
В заключении психолог просит разобрать песочную картину, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.
В заключении психолог говорит: «Вы сегодня много интересного построили в Песочной стране и конечно же Песочная страна вам очень благодарна. Она дарит вам камушки, которые помогают исполнять добрые желания. Возьмите их в руки и тихонечко, шепотом, загадайте доброе желание друг другу.
Занятие №3
Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия, гармонизация отношений в системе «родитель-ребенок».
Задачи:
Развитие тактильной чувствительности.
Развитие зрительного восприятия.
Развитие коммуникативных навыков.
Снижение психофизического напряжения.
Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, кисточка.
Ход занятия
Вводная часть.
Вспомним с вами правила поведения в песочнице (родитель и ребенок по очереди называют правила).
Упражнение «Отпечатки».
Психолог просит родителя и ребенка оставить по отпечатку своей ладошки на поверхности песка. Затем каждый, используя разные камушки, бусинки и т.п. должен украсить ладошку друг друга.
Упражнение: «Песочные прятки».
Психолог просит родителя выбрать из коллекции три игрушки. Ребенок закрывает глаза, а в это время мама закапывает их в песок. Затем мама говорит: «Открываются глаза, начинается игра» и ребенок должен найти игрушки спрятанные в песке (можно раскапывать их пальцами, использовать кисточки, раздувать песок). Затем родитель с ребенком меняются местами (ребенок закапывает игрушки, а мама пытается их найти).
Основная часть.
Психолог спрашивает маму и ребенка: «Любите ли вы получать подарки? А делать подарки?».
Сегодня мы с вами будем делать подарки друг другу и в этом нам поможет песочница и игрушки. Разделите песочницу пополам и каждый на своей стороне выложите сюрприз для другого. Это может быть сказочная страна, картина и т.п., пока вы не сделаете разговаривать не разрешается. После того как подарки сделаны, каждый рассказывает что он сделал, а другой говорит понравился ли ему подарок.
Заключительная часть.
- Понравилось ли вам делать друг другу подарки? А принимать?
- Какие чувства возникли в процессе данной игры?
В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.
Занятие №4
Цель – воспитание умения бесконфликтного взаимодействия «родитель-ребенок».
Задачи:
Регуляция мышечного тонуса.
Снятие напряжения с мышц пальцев рук.
Совершенствование мелкой моторики.
Снижение психофизического напряжения.
Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, картинки из сказок, кисточка, цветные карандаши, бумага А4, карточки Люшера.
Ход занятия
Вводная часть.
Упражнение: «Здравствуй, песок!» (выполняет родитель и ребенок).
- Положите свои ладошки на песочек. Давайте его погладим внутренней, затем затыльной стороной ладошки. Какой песочек? (шершавый, мягкий, сухой, теплый, сыпучий).
- Теперь давайте возьмем песок крепко-крепко за руки, потихонечку опустите его (песок берется в кулачки и высыпается в песочницу).
- А теперь закопаем друг другу ладошки, сначала мама закапывает ладошки ребенка, а затем ребенок мамины ладошки.
- Погрузите пальцы в песок, сжимаем и разжимаем кулачки.
- Погрузите пальцы в песок, и легкими движениями создаем волны.
Упражнение: «Что под песком?».
Родитель засыпает в песочнице тонким слоем песка картинки из сказок. Ребенку дается кисточка, с помощью которой он должен откапать картинку и определить из какой она сказки.
Основная часть.
Психолог просит родителя на листе бумаги нарисовать «Морской пейзаж». После того, как рисунок нарисован – ребенок пытается его выложить на песке. Потом происходит сравнение рисунка и постройки.
Затем ребенок рисует родителю рисунок на тему «Моя семья в виде животных», а родитель пытается его выложить на песке. Происходит обсуждение.
Заключительная часть.
- Что понравилось на сегодняшнем занятии?
- Что было сложно выполнять?
- Выберите ту карточку (выкладываются карточки Люшера) на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?
В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.
Занятие №5
Цель – развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.
Задачи:
Регуляция мышечного тонуса.
Снятие напряжения с мышц пальцев рук.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, камушки, кисточка.
Ход занятия
Вводная часть.
Упражнение: «Кораблик» (выполняет родитель и ребенок).
Сложите свои ладошки так, чтобы получился кораблик. Сейчас наши кораблики поплывут по песку (выполнение движений сопровождается словами: Плывёт кораблик по волнам, а я в нём капитан).
Упражнение «Цветочки» (выполняет родитель и ребенок).
Поставьте свои руки затыльной стороной на песочек (выполнение движений сопровождается словами: Прямо из песочка выросли цветочки, раскрываются цветы необыкновенной красоты).
Упражнение: «Бег» (выполняет родитель и ребенок).
Сейчас ваши пальчики будут бегать. Создайте в песочнице речку (выполнение движений сопровождается словами: Побежали вдоль реки, пальцы на перегонки).
Основная часть.
Взрослый предварительно закапывает в песочек «волшебные камушки Доброты» (камни разного цвета). Ребенку дается кисточка и он начинает откапывать камушки. В процессе раскопок по открывающимся частям камушка, нужно описать его цвет, затем взять его в руки, подержать и передать маме (сказав при этом добрые слова) – поделиться добротой камушка и своей добротой.
Упражнение: «Страна доброты».
Психолог просит родителя вместе с ребенком в песочнице создать «Страну доброты», а потом рассказать о ней.
Заключительная часть.
- Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии?
- Какие чувства вы сейчас испытывайте?
В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.
Занятие №6
Цель – развитие сплоченности и конструктивных детско-родительских отношений.
Задачи:
Регуляция мышечного тонуса.
Снятие напряжения с мышц пальцев рук.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие внимания, памяти.
Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, магнитофон, фотография-схема Песочной страны с нарисованным маршрутом передвижения, «камень желаний», карточки Люшера.
Ход занятия
Вводная часть.
Упражнение на релаксацию (родитель вместе с ребенком).
Психолог просит опустить руки в песок и делать ими различные движения пока звучит музыка. После выполнения упражнения каждый рассказывает о своих чувствах.
Упражнение: «Песочные круги» (медитативное рисование).
Родитель и ребенок рисуют на песке круги и украшают их: камушками, семенами, ракушками, бусинками, пуговицами. После выполнения упражнения каждый дает название своему кругу, рассказывает о нем. Затем круги сравниваются: что у них общего, похожего.