Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений

1.3 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

Глава 2. Аналитическое исследование формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии в условиях влияния различных стилей семейного воспитания

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

3.1 Формирование оптимальных детско-родительских отношений

Заключение

Список использованной литературы

‒ крайние нарушения взаимоотношений с детьми при материнской девиации;

‒ исследование  влияния  эмоционального отношения родителей к детям на особенности  формирования  самоотношения ребенка  в  условиях нормальной жизни семьи.

Изучение  семейного   воспитания  позволило Л. С. Бородушкиной прийти к выводу о том, что на  формирование  ребенком отношения к семье как ценности самым тесным образом влияет удовлетворенность им тем положением, которое он занимает в  семейном  коллективе. Ю. Б. Бакина представила практические случаи оптимизации и коррекции отношений ребенка с родителями в случае их нарушения. Одна из ведущих целей всей психокоррекционной работы с родителями, по мнению автора, — это заставить их отказаться от чрезмерной опеки и использования императивных способов воздействия по отношению к своим детям [62, с.63].

В исследованиях Т. В. Нещерет показывается, что отношение к ребенку в семье и, в первую очередь, со стороны родителей в значительной степени определяет межличностные связи ребенка, его положение в общественных группах. Эти положения существенно дополняются результатами исследования семейного воспитания Е. В. Насоновой, где показано, что независимо от типа взаимоотношений в семье, матери и отцы строят разные модели взаимодействия с мальчиками и девочками. Именно эти модели оказывают решающее влияние на устанавливаемые ребенком отношения со взрослыми и детьми [66, с.93].

Н. Н. Обзоровым совместно с О. Н. Абакумовым и Т. М. Трапезниковой было проведено исследование, охватившее не только отдельные элементы семьи (отец, мать, ребенок), но и комплекс их взаимосвязей:

‒ отношение ребенка к матери и отцу отдельно и к ним вместе как к целому — родителям;

‒ отношения между родителями (особенности взаимопонимания и конфликтность взаимодействий).

Из составляющих трехкомпонентную структуру взаимодействий, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты во взаимодействии родителей-супругов, оцениваются когнитивный и эмоциональный компоненты, отчасти поведенческий (с помощью методики, фиксирующей конфликтности); со стороны ребенка — преимущественно эмоциональный.

Диагностика родительского воспитательного поведения по отношению к ребенку, под влиянием которого формируется его личность, дает возможность проанализировать те или иные личностные качества и нормы поведения детей. Так, М. Хоффман указывает, что если родители применяют для предотвращения преступников угрозы, силовые принуждения, то дети скорее испытывают страх наказания. Если же родители обращают внимание ребенка на последствия его поступков для другого, то ребенок впоследствии испытывает чувство вины [57, с.77].


Психологи показали, что сочетание высокой социальной направленности с урегулированными внутрисемейными взаимоотношениями создает оптимальные условия для развития личности воспитываемых в семье детей, способствует совершенствованию всех членов семьи. Семейное воспитание рассматривается как процесс совместного решения членами семьи разнообразных задач, возникающих в процессе жизнедеятельности.

В ряде исследований рассматриваются социально-психологические факторы, связанные с особенностями межличностных отношений в семье, со спецификой семейного общения.

Отмечено, что в семьях, в которых доброжелательное отношение к ребенку сочетается с заботой об остальных членах семьи, ребенок обучается учитывать интересы и нужды близких людей, вникать в их эмоциональное состояние. В семьях деликвентных детей преобладающими типами воспитания выступает гиперопека со стороны матери, полное равнодушие родителей к ребенку, жестокое или агрессивное отношение одного или обоих родителей.

С. П. Тищенко, на основе обнаруженных в ходе изучения семей существенных показателей оценочного отношения взрослых к ребенку, выделено 3 типа этого отношения, доминирующего в различных семьях:

‒ справедливо-требовательное, поощряющее;

‒ нетребовательное, восторженно-опекающее;

‒ формально-требовательное.

А. А. Валантинас проанализировал результат исследования усвоения детьми нравственных норм в зависимости от способа их предъявления взрослыми и от особенностей усвоения нравственных норм испытуемыми с разными формами эмпатии. Были выделены следующие способы предъявления норм взрослыми ребенку:

‒ как правило, поведения с последующими санкциями за их нарушения;

‒ как абсолютное правило поведения;

‒ как правило, поведения с рациональным объяснением;

‒ как правило, поведения с рациональным объяснением и привлечением эмоционального опыта ребенка.

1.3 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

В исследованиях психологов и психотерапевтов было показано, что отношение родителей к больному ребенку является фундаментальной основой его психического развития (Багдасарьян И.С., Юстицкий В.В., Певзнер М.С., Лубовский В.М., Мамайчук И.И. [41], Чавес С., Е.М. Мастюкова и А.Г. Москвина, С.И. Морозова, Семаго М.М., и др.). Ряд авторов описывая особенности семей, воспитывающих детей с патологией развития, отмечают нарушение взаимодействия с социумом, нарушение внутрисемейных отношений, в особенности супружеские, возможность нарушения репродуктивного поведения; страхи перед рождением последующих детей; дезорганизации и реорганизации роли родителей (Майрамян Р.Ф., Мамайчук И.И., Мартынов В. Л., Пятакова Г. В., Семаго М.М., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Левченко И.Ю., Ткачева В.В. и др.) [43].


Многие авторы отмечают, что все члены семьи ребенка с нарушениями, особенно мать, находятся в состоянии эмоционального шока и стресса, что может способствовать формированию неправильных типов воспитания больного ребенка и развитию у него вторичных расстройств, (например, невротических реакций). (Романова О.Л., Мастюкова Е.М., Чарова О.Б., Мамайчук И.И., Агавелян O.K., Гузеев Г.Г. и др.). Многие отечественные и зарубежные исследования указывают на неправильные типы воспитания больного ребенка (Крыжановская И. Л., Добровольская Т.А., Мамайчук И.И., Чавес С. и др.). Исследование особенностей семей и родительского отношения в семьях, воспитывающих детей с тяжелыми психическими заболеваниями, показали ощущение чувства вины у родителей. По мнению В. Б. Пархомович, чувство вины у родителей нередко может сочетаться со скрытыми агрессивными реакциями по отношению друг к другу или к самому ребенку. (Пархомович В. Б.). Некоторые авторы отмечают, что наблюдаемое разочарование и отчаяние родителей связаны с их неспособностью преодолеть возникающие житейские трудности, сопровождающие уход за тяжело умственноотсталым ребенком (Лурье Н.Б., Забрамная С.Д.).

Эйдемиллер Э.Г, Юстицкиса В.В. [66, с.95] выделяют два направления функционирования семьи с лицами с психической патологией. Это конструктивное, когда сохраняется стабильность и семья выполняет новые для себя функции психологической коррекции индивида и опеки над ним и деструктивное, когда стабильность семьи снижается, она оказывается не в состоянии корректировать свое воздействие на индивида с психическими расстройствами. Авторы предложили методику для исследования стилей семейного воспитания [67].

Психологическое изучение  формирования  и развития личности невозможно без учета того реального жизненного контекста, в котором осуществляется развитие личности, т. е. для подлинно научного понимания личности следует рассматривать ее в целостности социальных связей и межличностных отношений. Реализацией такого подхода является, в частности, изучение личности в рамках  семейных  взаимоотношений [18].

Традиционно роль взрослого признается ведущей в общении и психическом развитии ребенка. Родители ребенка являются на первых порах единственными носителями социальных отношений и единственным опосредующим звеном между остальными связями ребенка с миром. Именно в этом качестве семья оказывается важнейшим фактором повседневного существования и развития личности. Но в настоящее время сделаны лишь шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных свойством в данной среде, хотя исследования такой направленности очень нужны для разработки адекватной системы психологического консультирования, ее теоретического обоснования.


Р. Бернс, автор Я-концепции, отмечает непомерно мало существенных исследований в области  семейных  перемен, как существенных детерминант развития Я-концепции ребенка. В данном анализе в первую очередь рассматриваются вопросы особенностей взаимоотношения типа родитель-ребенок, которые имеют решающее значение в становлении личности ребенка и его  самооценки  и самоотношения [6, с.104].

Родительское отношение — это тенденция к определенным поступкам, мыслям, чувствам, ориентированным на собственного ребенка, определенное видение своего ребенка. Это понимание соответствует 3-х компонентной структуре отношений. Решающее значение общения ребенка со взрослым для его психического и личностного развития доказано многочисленными исследованиями, посвященными изучению явлений госпитализма, материнской деривации, феномена дефицита общения, развития потребности общения у ребенка в специально формируемых экспериментах, а также сравнением детей, воспитывающихся в семье [25, с.59].

Первой социальной группой, активно воздействующей на  формирование  личности ребенка, является семья. Невозможно решить все проблемы  семейного   воспитания  оптимизацией только социально-экономических  условий  жизни семьи. Огромное  влияние  на психическое развитие ребенка,  формирование  его личности оказывают социально-психологические факторы, связанные с особенностями межличностных отношений и общения в семье.

Так, конфликты в семье вообще и между родителями и детьми в частности оказывают значительное влияние на социальное поведение ребенка при общении со сверстниками, способствуют росту внушаемости (Нещерет Т. В.). Родительская позиция отвержения формирует у ребенка агрессивность, тормозит его эмоциональное развитие, затрудняет общение со взрослым и детьми. Позиция уклонения от общения способствует развитию неспособности ребенка к установлению прочных эмоциональных связей, т. е. его эмоциональной неустойчивости в общении с другими людьми. Позиция опеки формирует чувство беспокойства, постоянной тревоги, боязни, вплоть до психического заболевания [40, с.122].

Родители, проявляющие жестокость, равнодушие, отрицательно влияют на  формирование  особенностей социального поведения и эмоциональных проявлений ребенка в отношении других людей. Патогенными для эмоционального развития ребенка являются такие типы родительского отношения, как эмоциональное отвержение, гиперопека, рождаемая виной, и общение по принципу двойной связи. Наиболее травматичным для детской аффективной сферы является отвержение.


Дети с альтруистической направленностью поведения перенимают  стиль  поведения родителей, относящихся с эмпатией и сочувствием к несчастью других. Альтруизм реального поведения, в отличие от вербального, воспитывается в реальных жизненных ситуациях общений, а не под действием морализирования, причем максимальное воздействие альтруистической установки воспитателя на ребенка происходит в случае его теплых, доверительных отношений с ребенком. Теплая атмосфера в семье позволяет родителям даже непроизвольно научить ребенка адаптивным паттернам поведения, что благотворно сказывается на его социальной компетенции.

 Семейное   воспитание  влияет в первую очередь на особенности эмоциональной сферы детей и аффективных проявлений в социальном поведении. Исследователями проблем развития общения детей со сверстниками подчеркивается, что понять своеобразие общения детей, выявить его качественные особенности можно только в контексте общения со взрослыми. В работах Т. П. Гавриловой, Е. Т. Соколовой, выполненных под руководством В. В. Столина, рассматриваются проблемы психодиагностики и психической коррекции нарушенных  семейных  отношений и отклонений в развитии [57, с.114]. Т.С. Татарская, изучая  различные  типы  семейного   воспитания  и  влияния  их на  формирование  адекватной  самооценки  личности ребенка будущего школьника, обратила внимание на разнообразие воздействия семьи, которое обуславливает то или иное поведение ребенка в саду и будущем классном коллективе. Важно дифференцированное распределение обязанностей в семье у детей с завышенной и заниженной  самооценкой. Родителям застенчивых, неуверенных в своих силах детей рекомендуется включать своих детей в общение с другими людьми. Детям же эгоистичным, высокомерным, с завышенной  самооценкой  надо поручить дела, связанные с заботой о других людях [49, с.90].

Выводы по 1 главе:

Таким образом, семья является важной социальной ячейкой, где формируется так называемая «социальная ситуация развития», определяемая Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка [17, с.105]. Важным фактором влияющим на психическое развитие ребенка являются родительские отношения, которые рассматриваются как целостная система, включающая в себя совокупность особенностей восприятия ребенка родителем, установок, позиции родителей по отношению к ребенку, способы поведения с ним [13, с.62].