Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
- при «принятии» обоими родителями ребенка в семье развивается адекватная самооценка; стремление к равноправию при неравенстве их социальных позиций порождает самостоятельность, активность, самосовершенствование ребенка в дальнейшей жизни.
Нельзя не учесть, что характер привязанности ребенка к матери является важным фактором формирования самосознания личности школьника с нарушением психического развития. Налицо тот факт, что совпадение отношений самооценки ребенка и позиции матери происходит намного чаще, чем отношение отца и самооценки ребенка.
Коррекционная работа позволила обратить внимание родителей на детские проблемы, с которыми они не в состоянии справляться самостоятельно, в силу своих возрастных особенностей; повысить уровень родительской компетентности; оздоровить психологическую атмосферу семьи и характер детско-родительских отношений.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что тип родительского воспитания определяет уровень самооценки школьников с нарушением психического развития.
Список использованной литературы
- Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка. Советы психолога // Дошкольное воспитание, 2005, № 3.
- Амонашвили Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С. 77-85.
- Андреева Г.М. Психология социального познания – М: Аспект – пресс, 2010.
- Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, 2006, № 3
- Бабкина Н. В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития: дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.08 / Н.В. Бабкина. - М., 2010. - 170 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2006. – 422 с.
- Берцфаи Л. В., Захарова А. В. Оценка учащихся процесса и результатов решения различных задач / Л.В. Берцфаи, А.В. Захарова // Вопросы психологии. - 1975. - № 6. - С. 59-67.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 454 с.
- Бороздина Л.В., Что такое самооценка? // Психологический журнал – 1992 – Т. 13, № 14.
- Боязитова И. В. Проблемы интегративной психологии развития: Монография / И. В. Боязитова. - М.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. - 248 с.
- Буркова С.А. Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С. 252-255.
- Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростков. – М.: МПСИ, 2008. – 656 с.
- Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания // ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. – 640 с.
- Венгер А.Л., Психологические рисуночные тесты. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.
- Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. - 1975. - № 6. -С. 8-17.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
- Выготский Л.С. Собр. Соч.: В.6 т. – М.: Педагогика, 2003. – т. 5. – 369 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Сфера, 2001. – 240 с.
- Головнева О. Родительский практикум. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений // Школьный психолог, 2006, № 10.
- Детский практический психолог, под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
- Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. – 1991. – №1. – С. 135.
- Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности // Дети с задержкой психического развития / [под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. - М.: Педагогика, 2014. - С. 17-20.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск: ООО Славия, 2013
- Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева – М.: Сфера, 2009.
- Истратова О.Н., Широкова Г.А. Большая книга детского психолога. – М.: Феникс, 2011 – 576 с.
- Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Н. Каменская – М.: Феникс, 2008.
- Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - М.: Изд-во Рос. акад.образовани, Психол. ин-та, 1994. - 215 с.
- Кисова В.В. Формирование самооценки у старших дошкольников с задержкой психического развития в учебно-познавательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6;
- Кожухарь Г. Как влиять на детей // Обруч, 2005, № 6.
- Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. – 156 с.
- Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учебное пособие / пер. англ. К.А. Назаретян. – М.: Академия, 2006. – 199 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
- Кульчицкая И. Ю. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению [Текст] / И. Ю. Кульчицкая // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 115-118.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
- Липкина А. И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971.
- Липкина А. И., Рыбак Л. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2008. - 158 с.
- Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. - Кишинев: Штиинца, 2004. – 399 с.
- Люблева Е.Ю. Экспериментальное исследование самооценки как составляющей эмоционально-оценочного компонента самосознания детей старшего дошкольного возраста // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 3. С. 132-135.
- Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.
- Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание, 2003, № 5.
- Марковская И. Ф. Задержка психического развития: (Кли-нико-нейропсихологическая диагностика) / Под ред. И. Ф. Марковской. - М.: Компенс-центр, 2013. - 198 с.
- Матейчек З. Родители и дети М.: Просвещение, 2012.
- Немов Р.С. Формирование личности в младшем школьном возрасте [Текст] / Р.С. Немов – М.: Издательство «Просвещение», 2009.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2013.
- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
- Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 327 с.
- Пороцкая Е.Л. Выявление представлений родителей о развитии дошкольников. Анализ влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. // Вопросы психологии, 2004, № 4.
- Практическая психология для педагогов и родителей // под ред. М.К. Тутушкиной, - СПб.: Речь, 2010.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
- Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 2006. – 200 с.
- Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, № 2.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
- Словарь психолога – практика / сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001.
- Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями? – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
- Столин В.В. Семья как объект психологической диагностика // Семья и формирования личности. – М.: Просвещение, 2009. – 78 с.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
- Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
- Феннел М. Как повысить самооценку [Текст] / М. Феннел – М.: АСТ, 2005.
- Фишман М. Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2001. – 76 с.
- Фуряева Т.В. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2003. – 132 с.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 2009. – 126 с.
- Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках. Пособие для работы с родителями // Школьный психолог, 2006, № 5.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2001.
- Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб.: Фолиум, 1996. – 143 с
- Юркова И. А. О Некоторых клинических особенностях психического инфантилизма /«Дети с временными задержками развития» / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер–М.: Педагогика, 1971, с. 25–31. В
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
Методика диагностика самооценки в модификации А.М.Прихожан
№ п/п |
Ф.И. |
Самооценка |
Уровень самооценки |
||||||
Здоровье |
ум |
характер |
Авто ритет |
Умелые руки |
Внеш ность |
Уверен ность |
|||
1 |
Тахир. Ш. |
42 |
74 |
32 |
38 |
35 |
41 |
44 |
Низкий |
2 |
Наташа Б. |
98 |
91 |
98 |
95 |
91 |
91 |
92 |
Высокий |
3 |
Гульнара С. |
93 |
99 |
94 |
96 |
94 |
94 |
97 |
Высокий |
4 |
Илья Ф. |
81 |
100 |
86 |
90 |
76 |
90 |
77 |
Высокий |
5 |
Руслан М. |
74 |
100 |
92 |
79 |
92 |
83 |
97 |
Высокий |
6 |
Оля В. |
95 |
93 |
85 |
92 |
92 |
93 |
80 |
Высокий |
7 |
Галя В. |
42 |
41 |
44 |
59 |
42 |
45 |
62 |
Низкий |
8 |
Рашид Б. |
74 |
95 |
92 |
87 |
98 |
96 |
98 |
Высокий |
9 |
Ярослав Р. |
81 |
92 |
76 |
94 |
90 |
98 |
88 |
Высокий |
10 |
Яна С. |
41 |
74 |
76 |
43 |
38 |
69 |
41 |
Низкий |
Таблица 2
Родительское отношение
№ п/п |
имя ребенка |
принят/отвержен реб-ка |
кооперация |
симбиоз |
контроль |
отнош к неудач реб-ка |
|||||
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
||
1 |
Тахир. Ш. |
23 |
Средний |
5 |
Средний |
6 |
Высокий |
6 |
Высокий |
2 |
Низкий |
2 |
Наташа Б. |
25 |
Высокий |
5 |
Средний |
5 |
Средний |
4 |
Средний |
1 |
Низкий |
3 |
Гульнара С. |
32 |
Высокий |
7 |
Высокий |
7 |
Высокий |
5 |
Средний |
2 |
Низкий |
4 |
Илья Ф. |
24 |
Высокий |
4 |
Средний |
5 |
Средний |
6 |
Высокий |
1 |
Низкий |
5 |
Руслан М. |
8 |
Низкий |
2 |
Низкий |
5 |
Средний |
4 |
Средний |
6 |
Средний |
6 |
Оля В. |
6 |
низкий |
2 |
низкий |
4 |
Средний |
2 |
Низкий |
7 |
Высокий |
7 |
Галя В. |
26 |
Высокий |
7 |
Высокий |
6 |
Высокий |
3 |
Средний |
1 |
Низкий |
8 |
Рашид Б. |
21 |
Средний |
6 |
Средний |
4 |
Средний |
2 |
Низкий |
1 |
Низкий |
9 |
Ярослав Р. |
30 |
Высокий |
5 |
Средний |
6 |
Высокий |
6 |
Высокий |
1 |
Низкий |
10 |
Яна С. |
31 |
Высокий |
7 |
Высокий |
4 |
Средний |
4 |
Средний |
1 |
Низкий |
Таблица 3
Результаты теста «Анализ семейных взаимоотношений»
№ п/п |
имя ребенка |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
Н |
1 |
Тахир. Ш. |
5 |
1 |
6 |
0 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
Наташа Б. |
3 |
2 |
5 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
Гульнара С. |
5 |
2 |
5 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
3 |
4 |
Илья Ф. |
5 |
1 |
6 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
5 |
Руслан М. |
1 |
7 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
6 |
Оля В. |
1 |
7 |
2 |
4 |
3 |
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
4 |
7 |
Галя В. |
2 |
2 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
8 |
Рашид Б. |
3 |
2 |
4 |
0 |
0 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
9 |
Ярослав Р. |
3 |
1 |
4 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
10 |
Яна С. |
4 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
Среднее |
3,2 |
2,7 |
4,3 |
1 |
1,3 |
2 |
1,9 |
1,8 |
1,5 |
3,2 |
2,6 |
|
% |
45,71 |
33,75 |
53,75 |
25 |
32,5 |
50 |
47,5 |
60 |
37,5 |
80 |
52 |
№ п/п |
имя ребенка |
РРЧ |
ПДК |
ВН |
ФУ |
НРЧ |
ПНК |
ВК |
ПЖК |
ПМК |
1 |
Тахир. Ш. |
1 |
0 |
3 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
Наташа Б. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
Гульнара С. |
2 |
1 |
3 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
4 |
Илья Ф. |
3 |
1 |
2 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Руслан М. |
2 |
2 |
2 |
1 |
5 |
3 |
1 |
2 |
1 |
6 |
Оля В. |
3 |
1 |
3 |
0 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
7 |
Галя В. |
3 |
2 |
3 |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
8 |
Рашид Б. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
9 |
Ярослав Р. |
2 |
1 |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
10 |
Яна С. |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
Среднее |
2,1 |
1 |
2,5 |
1,7 |
1,2 |
1,4 |
0,9 |
1,9 |
0,5 |
|
% |
35 |
25 |
50 |
28,33333 |
17,14286 |
35 |
22,5 |
47,5 |
12,5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Программа коррекции детско-родительских отношений
«Секреты Песочной страны»
Цель программы – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений, формирование адекватной самооценки, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.
Основные задачи программы:
Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
Формирование адекватной самооценки;
Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка с нарушением психического развития;
Помощь родителям в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;
Развитие мелкой и крупной моторики, накопление сенсорного опыта ребенка;
Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);
Развитие процессов саморегуляции;
Актуальность
Конец XX и начало XXI столетия отмечены в России повышением интереса специалистов к проблемам современной семьи. Такое внимание объясняется не только профессиональной проблематикой, но и появлением значительных трудностей в развитии института семьи, в частности нарушением детско-родительских отношений. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки, что ведет к увеличению числа детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями эмоционально-личностной сферы (А.Адлер, А.И.Захаров, А.Е. Личко, В.В.Столин и др.).
Психологические проблемы диады родитель-ребенок не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того чтобы снять эти проблемы и особенно предупредить возможность их возвращения, необходима совместная психокоррекционная работа как с родителями, так и с детьми.
На разных этапах оказания консультативной и проведении коррекционно-развивающей работы педагоги-психологи использовали различные методы и приемы. В настоящее время все большую популярность приобретает такое направление работы, как песочная психотерапия (Sandplay Therapy). Особой формой этой работы является игровая песочная терапия.
Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.
Благодаря своей неструктурированности песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.
Преимущества песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.
Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.
Программа «Секреты Песочной страны» создана для детей 6-10 лет и их родителей. Она представляет собой детско-родительский тренинг с использованием игровой песочной терапии, который обеспечивает эмоционально-личностное развитие детей, приобретение коммуникативных навыков и создание гармоничных детско-родительских отношений.
Программа рассчитана на 8 совместных занятий детей с родителями. Длительность каждого занятия составляет 35 – 40 минут. Структура занятий включает в себя:
Вводная часть
(где используются различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать родителю и ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию).
Основная часть
(которая может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев. Специалист может предлагать здесь тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру. В этой части решаются цели и задачи занятия).
Заключительная часть
(предполагает вербализацию чувственного опыта ребенка и родителя, рефлексию и подведение итогов).
Программа составлена для работы с детьми младшего школьного возраста и их родителями.
Новизной и отличительной особенностью программы является разработка цикла занятий с использованием песочной терапии в коррекции детско-родительских отношений.