Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений

1.3 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

Глава 2. Аналитическое исследование формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии в условиях влияния различных стилей семейного воспитания

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

3.1 Формирование оптимальных детско-родительских отношений

Заключение

Список использованной литературы

Основная часть.

Психолог: Сегодня Песочная страна нуждается в вашей помощи. Страшный колдун налил воды в песочные часы, и время в Песочной стране остановилось. Оно просто застыло, как и все вокруг, словно на фотографии. Что же можно сделать, чтобы песок в часах снова стал сыпучим и жизнь страны восстановилась? (нам нужно солнце). Став лучиками солнца, мы сможем согреть песок, время снова пойдет своим чередом, и нам удастся оживить фотографию Песочной страны. (ребенок с родителем создают из песка объемный круг – солнышко, и каждый по очереди рисуя лучики, говорит Песочной стране свое пожелание).

Посмотрите, а вот и фотография, которую нужно оживить (психолог показывает фотографию-схему, где изображены домики и отмечены дорожки к ним. На пути к каждому домику стоит определенный ориентир. Это может быть дерево, камень, речка, мостик, клумба и т.п. Затем ребенок с мамой смотря на схему переносят ее на песочный поднос).

Итак, дело сделано. Нам удалось рассеять чары злого волшебника. Жизнь снова возродилась. Но почему-то никого не видно на улицах. Наверное, жители еще ничего не знают о нас и все еще боятся злого волшебника. Давайте обойдем всех и познакомимся с ними поближе. А вот и карточки-путеводители (каждый берет по очереди карточку с обозначенным на ней маршрутом. В конце маршрута стоит домик, возле которого будут находиться его жители. Так осуществляется знакомство с жителями Песочной страны. Ими могут быть любые игрушки от киндер-сюрприза).

Наши новые друзья очень рады знакомству и хотят с нами поиграть. Сейчас кто-то спрячется, а вы должны будете отгадать, кто спрятался, и найти его (сначала игрушку закапывает родитель, а потом роль ведущего выполняет ребенок. Когда ребенок определит исчезнувшего персонажа, он должен найти то место, в котором он прячется. Ведущий может подсказывать, используя только два слова – «горячо-холодно»).

Молодцы, сегодня вы потрудились как настоящие волшебники. Песочная страна вам очень благодарна. Она дарит вам вот этот камень, который помогает исполнять желания. Сейчас каждый из вас возьмет его в руки и тихонечко, шепотом, загадает любое желание для себя и для мамы, а мама для себя и для ребенка. И я думаю эти желания исполнятся.

Заключительная часть.

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Выберите ту карточку (выкладываются карточки Люшера) на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?

В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.


Занятие №7

Цель – развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи:

Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Коррекция психоэмоционального состояния.

Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, шкатулка, карточки со словами: заяц, лес, бабочка, мост, гномик, дельфин, кораблик, черепаха, озеро, горы; лепестки цветика-семицветика.

Ход занятия

Вводная часть.

Упражнение: «Археолог».

Родителю вместе с ребенком предлагается сыграть в археологов. Устроить раскопки и найти в песке спрятанные сокровища.

Упражнение: «Ладошка».

Ребенок и родитель оставляют на песке отпечатки своих ладошек, затем украшают их различными предметами: камушки, бусинки и т.п. Потом каждому нужно придумать историю о каждом пальчике на ладошке: кто он такой, что он любит – не любит.

Основная часть.

Психолог: В этой волшебной шкатулке живет интересная сказка (в руках у психолога красивая шкатулка). Только каждое слово написано на отдельной карточке. Необходимо по очереди вытягивать слова и вместе с мамой сочинять сказку и строить ее на песке (Пример: первое слово «заяц». Начинаем сказку: «Жил-был заяц», фигурка зайца появляется в песочнице. Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Он жил в лесу», строим лес в песочнице).

Упражнение: «Угадай желание».

Психолог: В песочнице спрятаны семь лепестков цветика-семицветика. Вам нужно их найти и собрать цветок. После того как цветок собран, загадаем желания и запишем их на лепестках: три желания задумывает ребенок для мамы, три – взрослый для ребенка и одно желание будет совместным. Затем родитель и ребенок обмениваются лепестками и отбирают те которые им приятны.

Заключительная часть.

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что было сложно выполнять?

В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

Занятие №8

Цель – развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи:

Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Коррекция психоэмоционального состояния.

Развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек.

Ход занятия

Вводная часть.

Упражнение: «Песочный дождик».

Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок свою ладонь с расставленными пальчиками, родитель сыпет песок на какой-то палец, ребенку нужно его назвать. Затем они меняются ролями.


Упражнение: «Тепло-холодно».

Родитель закапывает в песочнице «клад». Ребенок выбирает фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольном направлении. Если игрушка далеко от «клада», взрослый говорит – «холодно», игрушка приближается – «теплее», когда игрушка дойдет до цели – «горячо».

Основная часть.

В песочнице психолог рукой очерчивает с двух сторон два полукруга и предлагает ребенку представить, что у твоей мамы и твоего папы есть планеты. Обустрой их с помощью игрушек планету мамы и планету папы. После строительства следует обсуждение:

- Далеко планеты или близко?

- Сколько до планет лететь?

- Какая погода на планетах?

- Кто там живет?

- На какую планету ты хотел бы полететь?

А теперь вместе с мамой создайте в этой песочнице вашу общую планету и расскажите о ней.

Заключительная часть.

- Что понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что запомнилось больше всего?

- Какие чувства сейчас испытываете?

В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 4

Методика диагностика самооценки в модификации А.М.Прихожан

№ п/п

Ф.И.

Самооценка

Уровень самооценки

Здоровье

ум

характер

Авто

ритет

Умелые руки

Внеш

ность

Уверен

ность

1

Тахир. Ш.

42

74

32

38

35

41

44

Низкий

2

Наташа Б.

98

91

98

95

91

91

92

Высокий

3

Гульнара С.

93

99

94

96

94

94

97

Высокий

4

Илья Ф.

81

100

86

90

76

90

77

Высокий

5

Руслан М.

74

100

92

79

92

83

97

Высокий

6

Оля В.

95

93

85

92

92

93

80

Высокий

7

Галя В.

42

41

44

59

42

45

62

Низкий

8

Рашид Б.

74

95

92

87

98

96

98

Высокий

9

Ярослав Р.

81

92

76

94

90

98

88

Высокий

10

Яна С.

41

74

76

43

38

69

41

Низкий


Таблица 5

Родительское отношение

№ п/п

имя ребенка

принят/отвержен реб-ка

кооперация

симбиоз

контроль

отнош к неудач реб-ка

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

1

Тахир. Ш.

26

высокий

6

средний

7

высокий

4

средний

2

низкий

2

Наташа Б.

29

высокий

7

высокий

6

высокий

5

средний

1

низкий

3

Гульнара С.

31

высокий

8

высокий

7

высокий

4

средний

1

низкий

4

Илья Ф.

27

высокий

6

средний

4

средний

3

средний

2

низкий

5

Руслан М.

15

средний

4

средний

5

средний

2

низкий

2

низкий

6

Оля В.

14

средний

2

низкий

3

средний

4

средний

3

средний

7

Галя В.

26

высокий

7

высокий

7

высокий

5

средний

1

низкий

8

Рашид Б.

23

средний

5

средний

5

средний

6

высокий

2

низкий

9

Ярослав Р.

31

высокий

7

высокий

7

высокий

5

средний

2

низкий

10

Яна С.

30

высокий

8

высокий

6

высокий

4

средний

1

низкий

Таблица 6

Результаты теста «Анализ семейных взаимоотношений»

№ п/п

имя ребенка

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

З+

З-

С+

С-

Н

1

Алексей Л.

6

1

6

0

2

2

2

1

0

3

2

2

Иван Г.

5

2

5

0

1

2

1

1

1

3

2

3

Григорий Г.

7

2

5

0

0

2

1

1

1

2

3

4

Игорь Ф.

6

1

5

1

1

1

1

2

1

3

2

5

Сергей Э.

4

3

5

2

2

2

2

1

2

2

3

6

Елена Ф.

2

7

2

3

3

1

4

1

2

2

3

7

Алексей Ч.

5

2

5

1

1

2

1

2

1

3

3

8

Артур А.

3

2

5

0

0

2

1

2

1

3

2

9

Вадим С.

4

1

4

0

0

1

1

1

0

4

2

10

Тамислав П.

5

2

5

0

1

1

1

2

1

3

2

Среднее

4,7

2,3

4,7

0,7

1,1

1,6

1,5

1,4

1

2,8

2,4

%

67,14

28,75

58,75

17,5

27,5

40

37,5

46,67

25

70

48