Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Основная часть.
Психолог: Сегодня Песочная страна нуждается в вашей помощи. Страшный колдун налил воды в песочные часы, и время в Песочной стране остановилось. Оно просто застыло, как и все вокруг, словно на фотографии. Что же можно сделать, чтобы песок в часах снова стал сыпучим и жизнь страны восстановилась? (нам нужно солнце). Став лучиками солнца, мы сможем согреть песок, время снова пойдет своим чередом, и нам удастся оживить фотографию Песочной страны. (ребенок с родителем создают из песка объемный круг – солнышко, и каждый по очереди рисуя лучики, говорит Песочной стране свое пожелание).
Посмотрите, а вот и фотография, которую нужно оживить (психолог показывает фотографию-схему, где изображены домики и отмечены дорожки к ним. На пути к каждому домику стоит определенный ориентир. Это может быть дерево, камень, речка, мостик, клумба и т.п. Затем ребенок с мамой смотря на схему переносят ее на песочный поднос).
Итак, дело сделано. Нам удалось рассеять чары злого волшебника. Жизнь снова возродилась. Но почему-то никого не видно на улицах. Наверное, жители еще ничего не знают о нас и все еще боятся злого волшебника. Давайте обойдем всех и познакомимся с ними поближе. А вот и карточки-путеводители (каждый берет по очереди карточку с обозначенным на ней маршрутом. В конце маршрута стоит домик, возле которого будут находиться его жители. Так осуществляется знакомство с жителями Песочной страны. Ими могут быть любые игрушки от киндер-сюрприза).
Наши новые друзья очень рады знакомству и хотят с нами поиграть. Сейчас кто-то спрячется, а вы должны будете отгадать, кто спрятался, и найти его (сначала игрушку закапывает родитель, а потом роль ведущего выполняет ребенок. Когда ребенок определит исчезнувшего персонажа, он должен найти то место, в котором он прячется. Ведущий может подсказывать, используя только два слова – «горячо-холодно»).
Молодцы, сегодня вы потрудились как настоящие волшебники. Песочная страна вам очень благодарна. Она дарит вам вот этот камень, который помогает исполнять желания. Сейчас каждый из вас возьмет его в руки и тихонечко, шепотом, загадает любое желание для себя и для мамы, а мама для себя и для ребенка. И я думаю эти желания исполнятся.
Заключительная часть.
- Что понравилось на сегодняшнем занятии?
- Выберите ту карточку (выкладываются карточки Люшера) на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?
В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.
Занятие №7
Цель – развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Коррекция психоэмоционального состояния.
Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, шкатулка, карточки со словами: заяц, лес, бабочка, мост, гномик, дельфин, кораблик, черепаха, озеро, горы; лепестки цветика-семицветика.
Ход занятия
Вводная часть.
Упражнение: «Археолог».
Родителю вместе с ребенком предлагается сыграть в археологов. Устроить раскопки и найти в песке спрятанные сокровища.
Упражнение: «Ладошка».
Ребенок и родитель оставляют на песке отпечатки своих ладошек, затем украшают их различными предметами: камушки, бусинки и т.п. Потом каждому нужно придумать историю о каждом пальчике на ладошке: кто он такой, что он любит – не любит.
Основная часть.
Психолог: В этой волшебной шкатулке живет интересная сказка (в руках у психолога красивая шкатулка). Только каждое слово написано на отдельной карточке. Необходимо по очереди вытягивать слова и вместе с мамой сочинять сказку и строить ее на песке (Пример: первое слово «заяц». Начинаем сказку: «Жил-был заяц», фигурка зайца появляется в песочнице. Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Он жил в лесу», строим лес в песочнице).
Упражнение: «Угадай желание».
Психолог: В песочнице спрятаны семь лепестков цветика-семицветика. Вам нужно их найти и собрать цветок. После того как цветок собран, загадаем желания и запишем их на лепестках: три желания задумывает ребенок для мамы, три – взрослый для ребенка и одно желание будет совместным. Затем родитель и ребенок обмениваются лепестками и отбирают те которые им приятны.
Заключительная часть.
- Что понравилось на сегодняшнем занятии?
- Что было сложно выполнять?
В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.
Занятие №8
Цель – развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Коррекция психоэмоционального состояния.
Развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек.
Ход занятия
Вводная часть.
Упражнение: «Песочный дождик».
Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок свою ладонь с расставленными пальчиками, родитель сыпет песок на какой-то палец, ребенку нужно его назвать. Затем они меняются ролями.
Упражнение: «Тепло-холодно».
Родитель закапывает в песочнице «клад». Ребенок выбирает фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольном направлении. Если игрушка далеко от «клада», взрослый говорит – «холодно», игрушка приближается – «теплее», когда игрушка дойдет до цели – «горячо».
Основная часть.
В песочнице психолог рукой очерчивает с двух сторон два полукруга и предлагает ребенку представить, что у твоей мамы и твоего папы есть планеты. Обустрой их с помощью игрушек планету мамы и планету папы. После строительства следует обсуждение:
- Далеко планеты или близко?
- Сколько до планет лететь?
- Какая погода на планетах?
- Кто там живет?
- На какую планету ты хотел бы полететь?
А теперь вместе с мамой создайте в этой песочнице вашу общую планету и расскажите о ней.
Заключительная часть.
- Что понравилось на сегодняшнем занятии?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие чувства сейчас испытываете?
В заключении психолог просит разобрать песочные картины, вернуть игрушки на места и разровнять поверхность песка, помыть руки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 4
Методика диагностика самооценки в модификации А.М.Прихожан
№ п/п |
Ф.И. |
Самооценка |
Уровень самооценки |
||||||
Здоровье |
ум |
характер |
Авто ритет |
Умелые руки |
Внеш ность |
Уверен ность |
|||
1 |
Тахир. Ш. |
42 |
74 |
32 |
38 |
35 |
41 |
44 |
Низкий |
2 |
Наташа Б. |
98 |
91 |
98 |
95 |
91 |
91 |
92 |
Высокий |
3 |
Гульнара С. |
93 |
99 |
94 |
96 |
94 |
94 |
97 |
Высокий |
4 |
Илья Ф. |
81 |
100 |
86 |
90 |
76 |
90 |
77 |
Высокий |
5 |
Руслан М. |
74 |
100 |
92 |
79 |
92 |
83 |
97 |
Высокий |
6 |
Оля В. |
95 |
93 |
85 |
92 |
92 |
93 |
80 |
Высокий |
7 |
Галя В. |
42 |
41 |
44 |
59 |
42 |
45 |
62 |
Низкий |
8 |
Рашид Б. |
74 |
95 |
92 |
87 |
98 |
96 |
98 |
Высокий |
9 |
Ярослав Р. |
81 |
92 |
76 |
94 |
90 |
98 |
88 |
Высокий |
10 |
Яна С. |
41 |
74 |
76 |
43 |
38 |
69 |
41 |
Низкий |
Таблица 5
Родительское отношение
№ п/п |
имя ребенка |
принят/отвержен реб-ка |
кооперация |
симбиоз |
контроль |
отнош к неудач реб-ка |
|||||
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
балл |
уровень |
||
1 |
Тахир. Ш. |
26 |
высокий |
6 |
средний |
7 |
высокий |
4 |
средний |
2 |
низкий |
2 |
Наташа Б. |
29 |
высокий |
7 |
высокий |
6 |
высокий |
5 |
средний |
1 |
низкий |
3 |
Гульнара С. |
31 |
высокий |
8 |
высокий |
7 |
высокий |
4 |
средний |
1 |
низкий |
4 |
Илья Ф. |
27 |
высокий |
6 |
средний |
4 |
средний |
3 |
средний |
2 |
низкий |
5 |
Руслан М. |
15 |
средний |
4 |
средний |
5 |
средний |
2 |
низкий |
2 |
низкий |
6 |
Оля В. |
14 |
средний |
2 |
низкий |
3 |
средний |
4 |
средний |
3 |
средний |
7 |
Галя В. |
26 |
высокий |
7 |
высокий |
7 |
высокий |
5 |
средний |
1 |
низкий |
8 |
Рашид Б. |
23 |
средний |
5 |
средний |
5 |
средний |
6 |
высокий |
2 |
низкий |
9 |
Ярослав Р. |
31 |
высокий |
7 |
высокий |
7 |
высокий |
5 |
средний |
2 |
низкий |
10 |
Яна С. |
30 |
высокий |
8 |
высокий |
6 |
высокий |
4 |
средний |
1 |
низкий |
Таблица 6
Результаты теста «Анализ семейных взаимоотношений»
№ п/п |
имя ребенка |
Г+ |
Г- |
У+ |
У- |
Т+ |
Т- |
З+ |
З- |
С+ |
С- |
Н |
1 |
Алексей Л. |
6 |
1 |
6 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
Иван Г. |
5 |
2 |
5 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
Григорий Г. |
7 |
2 |
5 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Игорь Ф. |
6 |
1 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
5 |
Сергей Э. |
4 |
3 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
6 |
Елена Ф. |
2 |
7 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
3 |
7 |
Алексей Ч. |
5 |
2 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
8 |
Артур А. |
3 |
2 |
5 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
9 |
Вадим С. |
4 |
1 |
4 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
2 |
10 |
Тамислав П. |
5 |
2 |
5 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
Среднее |
4,7 |
2,3 |
4,7 |
0,7 |
1,1 |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1 |
2,8 |
2,4 |
|
% |
67,14 |
28,75 |
58,75 |
17,5 |
27,5 |
40 |
37,5 |
46,67 |
25 |
70 |
48 |