Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений

1.3 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

Глава 2. Аналитическое исследование формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии в условиях влияния различных стилей семейного воспитания

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Глава 3. Практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии

3.1 Формирование оптимальных детско-родительских отношений

Заключение

Список использованной литературы

- при «принятии» обоими родителями ребенка в семье развивается адекватная самооценка; стремление к равноправию при неравенстве их социальных позиций порождает самостоятельность, активность, самосовершенствование ребенка в дальнейшей жизни.

Нельзя не учесть, что характер привязанности ребенка к матери является важным фактором формирования самосознания личности школьника с нарушением психического развития. Налицо тот факт, что совпадение отношений самооценки ребенка и позиции матери происходит намного чаще, чем отношение отца и самооценки ребенка.

Коррекционная работа позволила обратить внимание родителей на детские проблемы, с которыми они не в состоянии справляться самостоятельно, в силу своих возрастных особенностей; повысить уровень родительской компетентности; оздоровить психологическую атмосферу семьи и характер детско-родительских отношений.

Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что тип родительского  воспитания  определяет уровень  самооценки  школьников с нарушением психического развития.

Список использованной литературы

  1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка. Советы психолога // Дошкольное воспитание, 2005, № 3.
  2. Амонашвили Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С. 77-85.
  3. Андреева Г.М. Психология социального познания – М: Аспект – пресс, 2010.
  4. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, 2006, № 3
  5. Бабкина Н. В. Психолого-педагогические условия формирования саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития: дис. ... кандидата психол. наук: 19.00.08 / Н.В. Бабкина. - М., 2010. - 170 с.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2006. – 422 с.
  7. Берцфаи Л. В., Захарова А. В. Оценка учащихся процесса и результатов решения различных задач / Л.В. Берцфаи, А.В. Захарова // Вопросы психологии. - 1975. - № 6. - С. 59-67.
  8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 454 с.
  9. Бороздина Л.В., Что такое самооценка? // Психологический журнал – 1992 – Т. 13, № 14.
  10. Боязитова И. В. Проблемы интегративной психологии развития: Монография / И. В. Боязитова. - М.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. - 248 с.
  11. Буркова С.А. Особенности  самооценки  детей 6-8 лет с  различным  восприятием эмоциональных ситуаций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С. 252-255.
  12. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростков. – М.: МПСИ, 2008. – 656 с.
  13. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания // ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. – 640 с.
  14. Венгер А.Л., Психологические рисуночные тесты. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.
  15. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. - 1975. - № 6. -С. 8-17.
  16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
  17. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В.6 т. – М.: Педагогика, 2003. – т. 5. – 369 с.
  18. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Сфера, 2001. – 240 с.
  19. Головнева О. Родительский практикум. Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений // Школьный психолог, 2006, № 10.
  20. Детский практический психолог, под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  21. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
  22. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. – 1991. – №1. – С. 135.
  23. Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности // Дети с задержкой психического развития / [под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной]. - М.: Педагогика, 2014. - С. 17-20.
  24. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск: ООО Славия, 2013
  25. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева – М.: Сфера, 2009.
  26. Истратова О.Н., Широкова Г.А. Большая книга детского психолога. – М.: Феникс, 2011 – 576 с.
  27. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] /  Е.Н. Каменская – М.: Феникс, 2008.
  28. Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - М.: Изд-во Рос. акад.образовани, Психол. ин-та, 1994. - 215 с.
  29. Кисова В.В. Формирование самооценки у старших дошкольников с задержкой психического развития в учебно-познавательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6;
  30. Кожухарь Г. Как влиять на детей // Обруч, 2005, № 6.
  31. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. – 156 с.
  32. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учебное пособие / пер. англ. К.А. Назаретян. – М.: Академия, 2006. – 199 с.
  33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2008. – 463 с.
  34. Кульчицкая И. Ю. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному обучению [Текст] / И. Ю. Кульчицкая // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 115-118.
  35. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
  36. Липкина А. И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971.
  37. Липкина А. И., Рыбак Л. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2008. - 158 с.
  38. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. - Кишинев: Штиинца, 2004. – 399 с.
  39. Люблева Е.Ю. Экспериментальное исследование  самооценки  как составляющей эмоционально-оценочного компонента самосознания детей  старшего  дошкольного возраста // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 3. С. 132-135.
  40. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.
  41. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание, 2003, № 5.
  42. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: (Кли-нико-нейропсихологическая диагностика) / Под ред. И. Ф. Марковской. - М.: Компенс-центр, 2013. - 198 с.
  43. Матейчек З. Родители и дети М.: Просвещение, 2012.
  44. Немов  Р.С. Формирование личности в младшем школьном возрасте [Текст] /   Р.С. Немов  –  М.: Издательство «Просвещение», 2009.
  45. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2013.
  46. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  47. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 327 с.
  48. Пороцкая Е.Л. Выявление представлений родителей о развитии дошкольников. Анализ влияния детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. // Вопросы психологии, 2004, № 4.
  49. Практическая психология для педагогов и родителей // под ред. М.К. Тутушкиной, - СПб.: Речь, 2010.
  50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  51. Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 2006. – 200 с.
  52. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, № 2.
  53. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.
  54. Словарь психолога – практика / сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2001.
  55. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
  56. Спиваковская А.С. Как быть родителями? – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
  57. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностика // Семья и формирования личности. – М.: Просвещение, 2009. – 78 с.
  58. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
  59. Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
  60. Феннел М. Как повысить самооценку [Текст] / М. Феннел – М.: АСТ, 2005.
  61. Фишман М. Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2001. – 76 с.
  62. Фуряева Т.В. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2003. – 132 с.
  63. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 2009. – 126 с.
  64. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках. Пособие для работы с родителями // Школьный психолог, 2006, № 5.
  65. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2001.
  66. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб.: Фолиум, 1996. – 143 с
  67. Юркова И. А. О Некоторых клинических особенностях психического инфантилизма /«Дети с временными задержками развития» / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер–М.: Педагогика, 1971, с. 25–31. В

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Методика диагностика самооценки в модификации А.М.Прихожан

№ п/п

Ф.И.

Самооценка

Уровень самооценки

Здоровье

ум

характер

Авто

ритет

Умелые руки

Внеш

ность

Уверен

ность

1

Тахир. Ш.

42

74

32

38

35

41

44

Низкий

2

Наташа Б.

98

91

98

95

91

91

92

Высокий

3

Гульнара С.

93

99

94

96

94

94

97

Высокий

4

Илья Ф.

81

100

86

90

76

90

77

Высокий

5

Руслан М.

74

100

92

79

92

83

97

Высокий

6

Оля В.

95

93

85

92

92

93

80

Высокий

7

Галя В.

42

41

44

59

42

45

62

Низкий

8

Рашид Б.

74

95

92

87

98

96

98

Высокий

9

Ярослав Р.

81

92

76

94

90

98

88

Высокий

10

Яна С.

41

74

76

43

38

69

41

Низкий

Таблица 2

Родительское отношение

№ п/п

имя ребенка

принят/отвержен реб-ка

кооперация

симбиоз

контроль

отнош к неудач реб-ка

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

1

Тахир. Ш.

23

Средний

5

Средний

6

Высокий

6

Высокий

2

Низкий

2

Наташа Б.

25

Высокий

5

Средний

5

Средний

4

Средний

1

Низкий

3

Гульнара С.

32

Высокий

7

Высокий

7

Высокий

5

Средний

2

Низкий

4

Илья Ф.

24

Высокий

4

Средний

5

Средний

6

Высокий

1

Низкий

5

Руслан М.

8

Низкий

2

Низкий

5

Средний

4

Средний

6

Средний

6

Оля В.

6

низкий

2

низкий

4

Средний

2

Низкий

7

Высокий

7

Галя В.

26

Высокий

7

Высокий

6

Высокий

3

Средний

1

Низкий

8

Рашид Б.

21

Средний

6

Средний

4

Средний

2

Низкий

1

Низкий

9

Ярослав Р.

30

Высокий

5

Средний

6

Высокий

6

Высокий

1

Низкий

10

Яна С.

31

Высокий

7

Высокий

4

Средний

4

Средний

1

Низкий


Таблица 3

Результаты теста «Анализ семейных взаимоотношений»

№ п/п

имя ребенка

Г+

Г-

У+

У-

Т+

Т-

З+

З-

С+

С-

Н

1

Тахир. Ш.

5

1

6

0

2

2

3

2

1

3

2

2

Наташа Б.

3

2

5

0

1

3

1

1

1

4

2

3

Гульнара С.

5

2

5

0

1

2

1

2

1

4

3

4

Илья Ф.

5

1

6

1

2

2

1

2

1

3

2

5

Руслан М.

1

7

2

3

2

3

3

1

4

2

3

6

Оля В.

1

7

2

4

3

1

4

1

3

2

4

7

Галя В.

2

2

5

1

1

2

1

2

1

3

3

8

Рашид Б.

3

2

4

0

0

2

1

3

1

4

2

9

Ярослав Р.

3

1

4

0

0

1

2

2

1

4

3

10

Яна С.

4

2

4

1

1

2

2

2

1

3

2

Среднее

3,2

2,7

4,3

1

1,3

2

1,9

1,8

1,5

3,2

2,6

%

45,71

33,75

53,75

25

32,5

50

47,5

60

37,5

80

52

№ п/п

имя ребенка

РРЧ

ПДК

ВН

ФУ

НРЧ

ПНК

ВК

ПЖК

ПМК

1

Тахир. Ш.

1

0

3

3

0

2

0

1

0

2

Наташа Б.

2

1

2

2

1

1

0

2

0

3

Гульнара С.

2

1

3

2

0

1

0

2

0

4

Илья Ф.

3

1

2

3

0

0

1

1

1

5

Руслан М.

2

2

2

1

5

3

1

2

1

6

Оля В.

3

1

3

0

5

4

3

3

2

7

Галя В.

3

2

3

2

0

0

2

1

0

8

Рашид Б.

2

1

2

1

1

1

0

2

0

9

Ярослав Р.

2

1

3

1

0

1

1

3

1

10

Яна С.

1

0

2

2

0

1

1

2

0

Среднее

2,1

1

2,5

1,7

1,2

1,4

0,9

1,9

0,5

%

35

25

50

28,33333

17,14286

35

22,5

47,5

12,5


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Программа коррекции детско-родительских отношений

«Секреты Песочной страны»

Цель программы – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений, формирование адекватной самооценки, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

Основные задачи программы:

Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;

Формирование адекватной самооценки;

Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;

Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка с нарушением психического развития;

Помощь родителям в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;

Развитие мелкой и крупной моторики, накопление сенсорного опыта ребенка;

Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);

Развитие процессов саморегуляции;

Актуальность

Конец XX и начало XXI столетия отмечены в России повышением интереса специалистов к проблемам современной семьи. Такое внимание объясняется не только профессиональной проблематикой, но и появлением значительных трудностей в развитии института семьи, в частности нарушением детско-родительских отношений. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки, что ведет к увеличению числа детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями эмоционально-личностной сферы (А.Адлер, А.И.Захаров, А.Е. Личко, В.В.Столин и др.).

Психологические проблемы диады родитель-ребенок не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того чтобы снять эти проблемы и особенно предупредить возможность их возвращения, необходима совместная психокоррекционная работа как с родителями, так и с детьми.

На разных этапах оказания консультативной и проведении коррекционно-развивающей работы педагоги-психологи использовали различные методы и приемы. В настоящее время все большую популярность приобретает такое направление работы, как песочная психотерапия (Sandplay Therapy). Особой формой этой работы является игровая песочная терапия.

Песочная терапия – это игра с песком и миниатюрными фигурками. В процессе работы с ними ребенок или взрослый входит в контакт со своим внутренним миром и может выразить имеющуюся проблему, конфликт в символической или метафорической форме.


Благодаря своей неструктурированности песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Свойства песка позволяют ребенку справиться со своим внутренним напряжением и, в целом, гармонизировать его эмоциональную сферу. Взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром.

Преимущества песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способность достижения ее, увидеть модели новых отношений – все это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.

Песочная терапия имеет еще параллельное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.

Программа «Секреты Песочной страны» создана для детей 6-10 лет и их родителей. Она представляет собой детско-родительский тренинг с использованием игровой песочной терапии, который обеспечивает эмоционально-личностное развитие детей, приобретение коммуникативных навыков и создание гармоничных детско-родительских отношений.

Программа рассчитана на 8 совместных занятий детей с родителями. Длительность каждого занятия составляет 35 – 40 минут. Структура занятий включает в себя:

Вводная часть

(где используются различные манипуляции с песком, позволяющие почувствовать родителю и ребенку структуру материала, настроиться на игровую ситуацию).

Основная часть

(которая может сочетать спонтанную изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с включением персонажей и игрушечных героев. Специалист может предлагать здесь тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру. В этой части решаются цели и задачи занятия).

Заключительная часть

(предполагает вербализацию чувственного опыта ребенка и родителя, рефлексию и подведение итогов).

Программа составлена для работы с детьми младшего школьного возраста и их родителями.

Новизной и отличительной особенностью программы является разработка цикла занятий с использованием песочной терапии в коррекции детско-родительских отношений.