Файл: Роль мотивации в поведении организации (Мотивация персонала и ее роль в развитии организации).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы мотивации персонала
1.1. Мотивация персонала и её роль в развитии организации
2. Анализ системы мотивации персонала ООО «Вилки Владимир»
2.1. Краткая характеристика ООО «Вилки Владимир»
2.2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Вилки Владимир»
3. Разработка направлений повышения мотивации персонала в ООО «Вилки Владимир»
3.1. Разработка проекта повышения мотивации поваров ООО «Вилки Владимир»
К нематериальным вознаграждениям можно отнести:
- Устная благодарность;
- Звание «лучший работник месяца»;
- Поощрение переводов хороших работников по горизонтали (например, в более удобные условия работы в другом салоне);
- Помещение благодарственных писем клиентов таким образом, что бы все могли их видеть (вывешивание отзывов в рамках на стенах салона);
- Приоритет при планировании графиков рабочего времени и времени отдыха сотрудников (например, приоритет в планировании отпуска);
- Доска объявлений с перечнями тех, кто постоянно выполняет поставленные цели (в местах отдыха персонала);
- Помещение фотографии в корпоративной газете или информационном листке (в том числе, распространяемом среди партнёров компании);
- Торжественные проводы в последний день хороших работников, уходящих из компании на другое место работы;
- Предоставление больших полномочий на рабочем месте;
- Выпуск специального сообщения, распространяемого по всей компании с выражением благодарности конкретному работнику;
- Помещение различных записей о достижениях работника в его личный файл (к примеру, записи благодарностей и премирования в трудовой книжке ещё никто не отменял) [17].
Впервые менеджеры узнали о том, что работников мотивируют не только деньги, в 20-е годы ХХ века благодаря знаменитому Хауторнскому исследованию Элвиса Майо. До этого момента рабочая сила воспринималась как один из ресурсов, такой же, как сырье или производственные площади. На заводе в Хауторне Майо проводил исследования не поведения работников, а оптимальной освещенности рабочего помещения. Однако, он констатировал тот факт, что главным фактором, влиявшим на производительность труда, оказалась не степень освещенности, а внимание исследовательской группы к рабочим завода. С этого момента и начались исследования факторов, мотивирующих людей работать лучше. Мотивация сотрудников стала научной дисциплиной [13].
Из этого исследования можно сделать вывод, что деньги не всегда достаточно эффективно мотивируют людей.
Эффективная работа каждого сотрудника подразумевает применение ряда мотивационных инструментов руководителями при управлении персоналом.
Для описания мотивационного процесса в экономике и менеджменте принято использовать теории мотивации, которые разделяются на: традиционные, содержательные и процессуальные.
Традиционные теории основаны на политике «кнута и пряника» в части материального стимулирования работника. Содержательные рассматривают отдельные потребности (или мотивы), которые направляют деятельность индивида.
Процессуальные теории рассматривают мотивацию как процесс и сосредоточены на том, как меняется процесс и результат мотивации под воздействием отдельных факторов [19].
Таким образом, в экономической теории существуют различные модели мотивации, основанные на удовлетворении потребностей сотрудников и используемые при управлении персоналом. При построении правильной системы мотивации руководителям рекомендуется использовать различные мотивационные инструменты, постоянно обновляя их. Некоторые виды этих инструментов будут рассмотрены в следующем параграфе.
Инструменты повышения мотивации персонала в организации
Мотивация - это деятельность, направленная на повышение эффективной работы персонала для выполнения определенных целей, сформулированных в планах. Она подразделяется на два вида это материальная и нематериальная (рис. 1). Большинство руководителей в процессе функционирования организации прибегают к первому типу мотивации, забывая о существовании второго типа, что является не правильным и не эффективным подходом в управлении персоналом и может повлечь за собой ряд проблем. Задача каждого руководителя состоит в обеспечении фундаментального минимума материальной поддержки, который дает сотруднику уверенность в завтрашнем дне (заработная плата, система бонусов, премии и так далее) [1]. Важно помнить, прежде чем прибегать к нематериальной мотивации персонала, в первую очередь сотрудникам необходимо обеспечить минимум материальной поддержки.
Нематериальная
мотивация
Материальная
мотивация
Рис. 1. Виды мотивации
Существуют мотивационные инструменты, оказывающие влияние на эффективность и результаты работы сотрудников. Большинство этих инструментов применяются руководителями при управлении персоналом.
Мотивационные инструменты классифицируются по двум категориям:
-
-
- материальные или нематериальные,
- внутренние и внешние.
-
В таблице 1 более наглядно представлены управленческие мотивационные инструменты.
Таблица 1
Управленческие инструменты мотивации
Мотиваторы |
Внутренние |
Внешние |
Материальные |
|
|
Нематериальные |
|
|
Мотиваторы материальные несут человеку материальную выгоду, нематериальные – моральную выгоду, неизмеримую в рублях [14].
Под внутренними мотиваторами подразумевают те потребности, которые человек испытывает. Под внешними – те ситуации, которые создают определенные потребности. Например, внутренним мотиватором является наслаждение, получаемое от выполнения любимой работы, в то время как внешним мотиватором становится конкуренция или соревнование, спровоцированное другими людьми. Практически все материальные поощрения относятся к внешним мотиваторам.
Рассмотрим каждый вид мотивации более подробно:
- Бонусы, премии. Это наиболее распространенный мотивационный инструмент, который довольно эффективен для всех поведенческих типов, пока не переходит в разряд гигиенических факторов. Основная проблема премий в том, что они оказывают высокое мотивационное влияние, поэтому руководители слишком часто или регулярно их используют, и премии автоматически становятся гигиеническим фактором и теряют свою эффективность. Но становится хуже тогда, когда руководитель понимает это и пытается перевести премию обратно в разряд мотиваторов, не выдавая её части сотрудников, он подрывается на собственной мине. Нельзя допускать лишения сотрудников гигиенического фактора, который сильно демотивирует их.
- Компенсационный пакет обычно включает оплату мобильного телефона, корпоративная машина, медицинская страховка и многое другое. Проблем в том, что все эти мотивационные инструменты очень быстро становятся гигиенически- ми факторами. Сюда также можно включить условия работы – обеды в офисе, чай и кофе, микроволновая печь, холодильник.
- Нематериальные поощрения включают дипломы, публичную похвалу на общем собрании, доску почета. Преимуществом данного инструмента является то, что он редко переходит в разряд гигиенических факторов.
- Порицания имеют право на существование в качестве мотиватора починенных, но на приватной основе. Только в этом случае порицание может спровоцировать внутреннюю мотивацию, желание человека поднять свой статус в глазах начальника. Унижение же при коллегах, клиентах или иных третьих лицах не мотивирует на эффективную работу. Известно, что управленческая наука категорически воспрещает публичные порицания сотрудников, столь популярные в России.
- Корпоративные мероприятия, «тимбилдинг» (teambuilding). Данный инструмент мотивации не теряет своей эффективности в зависимости от того, как регулярно проводятся такие мероприятия.
- Корпоративное обучение определяется, как очень действенный мотивационный инструмент, позволяющий сплотить коллектив или удержать ценного сотрудника, не поднимая ему зарплату (имеется в виду оплата его MBA или посещение тренинга зарубежом).
- Коучинг, полевой тренинг. Немаловажным мотивационным инструментом в науке о менеджменте считается индивидуальная работа с сотрудником, проводимая прямым руководителем или иным коучем. Внимание, забота, наставничество мотивируют человека, повышают эффективность его работы.
- Расширение полномочий (jobenrichment). Дословно переводится на русский язык, как «обогащение должностных обязанностей». Этот мотивационный инструмент очень эффективен в отношении амбициозных сотрудников.
- Соревнование сотрудников относится к одним из эффективных инструментов внешней мотивации, поощрением победителя при котором может стать публичная похвала на собрании или на доске почета. Он может совмещаться с назначением определенных бонусов, но это необязательно [17].
Таким образом, описанные выше инструменты мотивации применяются руководителям организации (проекта) и приводят к более эффективной работе сотрудников. При этом, применение всех инструментов сразу необязательно, их внедрение может быть постепенным. Также, важно помнить, что каждый инструмент мотивирует сотрудников по-разному и не всегда может привести к ожидаемому результату [2].
2. Анализ системы мотивации персонала ООО «Вилки Владимир»
2.1. Краткая характеристика ООО «Вилки Владимир»
«Вилки Нет» - российская компания общественного питания по производству и реализации японской и китайской кухни через сеть кафе с доставкой. Девиз компании: «Вся сила в качестве! Мы никогда не стоим на месте и всегда находимся в развитии и поиске, стараемся соответствовать всем запросам наших заказчиков».
Компания была образована в 2012 году, и за первые годы работы открыла 3 кафе и создала эффективную службу доставки. В конце 2015 года было открыто еще 2 кафе в городе Владимир, численность компании составляла 110 человек, 30 из которых - повара. На сегодняшний день около 250 сотрудников работает в кафе, из них 60 поваров.
Цель компании: стать крупнейшей сетью кафе с доставкой японской кухни в России.
Миссия - делать жизнь клиентов вкуснее, разнообразнее и сытнее.
«Вилки Нет» предлагает более 200 наименований блюд. Это не только роллы и суши нескольких десятков видов, а также вкусная и полезная еда, приготовленная прямо на глазах покупателя на специальной китайской сковородке вок. Главный секрет блюд-вок заключается в быстроте приготовления на высоких температурах, благодаря чему в пище остаются все необходимые витамины и микроэлементы.
Преимущество «Вилки Нет» заключается в качестве обслуживания и в качестве блюд.
Главные принципы работы компании:
- Блюда качественные и в срок - это принципы качества и порядка
- Слаженная работа всего коллектива кафе – принцип команды
- Довольный Гость – принцип клиентоориентированности
- Чистота и порядок в кафе - это тоже принципы качества и порядка
- Конкурентная зарплата - принцип выгоды
- Карьерный рост до топ-менеджера - принцип роста и развития.
Одной из ценностей компании является Команда. Поэтому при возникновении спорных трудовых ситуаций каждый сотрудник имеет право обратиться непосредственно к вышестоящему руководителю или в службу управления персоналом для решения проблемы.
Основу компании «Вилки Нет» обеспечивает команда. В команде присутствует уважение и забота, позитив и приятная атмосфера. Отличная команда обеспечивает хороший результат и стабильную эффективность, что выгодно всем членам команды.
Компания «Вилки Нет» работает в отрасли торговли и питания. Основным видом деятельности компании является предоставление услуг по приготовлению блюд потребителям в специальных местах общепита, где люди едят их в помещении, забирают с собой или заказывают для доставки на дом; деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, мест с предоставлением еды на вынос [11]
Также, в компании развивается франчайзинговый вид деятельности, предоставляя франчайзи различные формы открытия кафе, например, фудкорт с площадью 70 м2, бар-кафе с площадью 100 м2.
2.2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Вилки Владимир»
На сегодняшний день в городе Иваново функционирует два кафе «Вилки Нет», в Костроме - одно и в городе Владимир имеется целая сеть: кафе-бар на улице Девической, кафе на улице Большой Московской, кафе на проспекте Лени- на, кухня на улице Безыменского и кафе на Московском шоссе. Но на этом развитие компании не останавливается и планируется открытие еще нескольких заведений в г. Иваново и г. Ковров.
Общая выручка сети кафе «Вилки Нет» за 2017 год в г. Владимир составила примерно 185500000 рублей. Финансовое состояние компании за последние три года представлено в таблице 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия основывается на данных финансовой отчетности, которая является по существу «лицом» фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансовой деятельности предприятия.
Таблица 2
Финансовые показатели хозяйственной деятельности кафе «Вилки Нет»
2015 г |
2016 г |
2017 г |
Темп прироста |
Темп прироста |
|
2016 г |
2017 г |
||||
Выручка, руб. |
174 178 404 |
185 500 000 |
202000000 |
6 % |
9 % |
Себестоимость, руб |
80294929,68 |
89921450 |
143759800 |
12 % |
60 % |
Валовая прибыль, руб |
93883474,32 |
95578550 |
58240200 |
1,8 % |
-39 % |
Коммерческие расходы, руб |
14499437 |
17385725 |
18769900 |
20 % |
8 % |
Управленческие расходы, руб |
22678028,2 |
27852825 |
30330300 |
23 % |
9 % |
Прибыль (убыток) от продаж, руб |
56706009,12 |
50340000 |
9140000 |
-11 % |
-82 % |
Прочие расходы, руб |
87089,202 |
92750 |
101000 |
6 % |
9 % |
Прибыль до налогообложения, руб |
56618919,92 |
50247250 |
9039000 |
-11 % |
-82 % |
Налог на прибыль |
11323783,98 |
10049450 |
1807800 |
-11 % |
-82 % |
Чистая прибыль, руб |
45295135,93 |
40197800 |
7231200 |
-11 % |
-82 % |
Рентабельность валовой прибыли, % |
54 % |
52 % |
29 % |
-4 % |
-44 % |
Рентабельность продаж, % |
33 % |
27 % |
5 % |
-17 % |
-83 % |
Чистая рентабельность,% |
26 % |
22 % |
4 % |
-17 % |
-83 % |