Файл: Роль мотивации в поведении организации (Мотивация персонала и ее роль в развитии организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минимальная норма выработки поваров в кафе «Вилки Нет» равна 180 ч/мес. Таким образом, исходя из данных минимальная заработная плата повара определяется как 18000 рублей, без премии. Премия платится работнику в том случае, если он работал весь месяц без штрафов, тогда минимальная зарплата равна 21000 рублей.

По данным портала Yandex.Rabota средняя заработная плата по позиции повара составляет 27 000 рублей (рис. 7). Мы не берем в расчёт первые два столбца и последние два столбца, т.к. первые – это уровень столовой, последние – уровень премиум класса. Интересующий нас диапазон – средний столбик.

Рис. 11. Средняя зарплата повара во Владимире

Исходя из средней заработной платы поваров по Владимиру, можно сделать вывод, что в кафе «Вилки Нет» данная должность оплачивается ниже среднего уровня.

Подводя итоги анализа можно сделать следующие выводу:

  • Одной из главных причин снижения рентабельности на 83% является открытие двух кафе в конце 2015 года, что повлекло за собой большие затраты и снижение чистой прибыли до 7231200 рублей;
  • Производительность труда поваров имеет динамику снижения с 2015 по 2017 гг. и в 2017 г. она упала на 3%, а себестоимость продукции наоборот увеличилась на60%;
  • На загруженность работы кафе влияет много факторов, главным из которых является сезонность;
  • Кафе «Вилки Нет» имеет низкий средний чек 450 рублей, что повышает потребительский спрос и конкурентное преимущество;
  • По проведенному опросу респондентов были выявлены проблемы кафе «Вилки Нет» такие, как качество и время обслуживания клиентов;
  • Заработная плата повара в кафе ниже средней на 6000рублей.

Анализ системы мотивации поваров в кафе «ВилкиНет»

Для разработки эффективного проекта по повышению мотивации поваров кафе «Вилки Нет» необходимо провести анализ существующей системы мотивации. Как известно, мотивация разделяется на два общих вида - материальная и нематериальная.

Руководство кафе «Вилки Нет» при управлении персоналом применяет на практике оба вида мотивации. Так, материальная мотивация представлена традиционными стимулами - премии, % от выручки (мотивация операторов call- центра), подарочные сертификаты, подарки сотрудникам. Важно отметить нематериальную мотивацию, которая выражается в виде присвоения звания «лучший работник месяца» и размещением фотографии этого сотрудника на общем стенде в офисе компании и во всех кафе; в выражении устной благодарности (благодарственное письмо) за отличную работу от руководителя при коллегах; в предоставлении более удобного графика рабочего времени, лучшим сотрудникам приоритет при планировании времени отдыха сотрудников (например, приоритет в планировании отпуска). Также, нематериальная мотивация может быть представлена заботой о сотрудниках, выяснениями его целей, стремлений и компетенций, помогать ему реализовывать его планы, давая ресурсы. Принцип «как с детьми»: Если хочешь, чтобы ребенок тебе улыбнулся, улыбнись ему первым [11].


Система мотивации поваров кафе «Вилки Нет» следующая:

  • карьерный рост, соответственно увеличение часовой оплаты труда: ученик - 50 руб., стажер - 80 руб., повар - 100руб.;
  • получение ежемесячной премии за работу без единого штрафа;
  • получение звания «лучший повар месяца», размещение фото на общем стенде в офисе и кафе;
  • получение всевозможных подарочных сертификатов;
  • получение подарков от компании;
  • проведение конкурса профессионального мастерства, основанный на предложении нового блюда в меню. Выбирают первых 3 призовых места, дарят призы и делают обновление меню;
  • проведение корпоративных мероприятий;
  • вручение благодарственных писем за успехи в работе перед всеми коллегами;
  • бонусная программа, в которой принимают участие все сотрудники кафе «ВилкиНет»;
  • предоставление корпоративного такси для сотрудников, чьи рабочие смены заканчиваются после 11 часов вечера;
  • бесплатное питание.

Структура заработной платы поваров представлена на рисунке 8.

Оклад 100 руб/час, при выработке 180 ч/мес

Премия в руб/мес., при работе без штрафов

Рис. 8. Структура зарплаты поваров

На основании сравнения заработной платы поваров кафе «Вилки Нет» со средней заработной платой поваров во Владимире выяснилось, что оплата труда в кафе ниже среднего уровня города на 6000 рублей.

Структура заработной платы шеф-повара представлена на рисунке 9.

Рис. 9. Структура зарплаты шеф-повара

Структура заработной платы су-шефа представлена на рисунке 9.

Оклад 130 руб/час, при выработке 180 ч/мес Премия, руб/мес

Рис. 9. Структура зарплаты су-шефа

Выплаты премий шеф-поварам и су-шефам зависят от качества их работы. Под словом качество здесь понимается контрольная закупка, тайный гость, чек лист.

При найме на работу человека на вакансию повара компания устанавливает прохождение трех этапов, прежде чем утвердить сотрудника как повара:

  1. Ученик, часовая ставка которого составляет 50 рублей;
  2. Стажер, часовая ставка которого составляет 80 рублей;
  3. Повар, часовая ставка которого составляет 100 рублей.

При этом повара разделяются на поваров пиццеристов и поваров японской кухни, то есть при найме на работу сотрудника обучают одному из направлений (в соответствии с его образованием, опытом работы, способностями и желаниями), в котором он будет работать.


Как правило, большинство человек отсеивается на первом этапе, а именно порядка 50% по самым разным причинам, например:

  • ученик понял, что повар - это не его призвание;
  • ученика не устраивает график работы, хотя для каждого сотрудника стараются устанавливать удобное рабочее время;
  • больше всего откликов на данную вакансию идет от студентов, поэтому это также является причиной отсеивания учеников на первом этапе и причиной нехватки квалифицированного персонала;
  • не удовлетворенность часовой оплатой труда и другие.

Мотивационная политика компании не устанавливает конкретные временные рамки, которые обязывают человека находится на том или ином этапе для прохождения стажировки. Если человек приходит с опытом работы повара или просто себя отлично проявляет в работе, то он за неделю может стать поваром (указанный срок приведен из практики). Естественно карьерный рост на этом не заканчивается и у повара есть возможность стать су-шефом или шеф-поваром.

На этапе «стажер» отсеивается порядка 30% человек. При этом, причинами могут быть: график работы; личные проблемы; часовая ставка, хотя средняя зарплата в кафе «Вилки Нет» ни чуть не уступает уровню заработной платы конкурентов на рынке; получение большого количества штрафов.

И на последнем этапе «повара» определяется самый низкий процент отсеивания, который, в основном, происходит потому, что человек зарабатывает слишком много штрафов, из-за которых его просто увольняют.

В рамках выполнения выпускной квалификационной работы был проведен анонимный опрос поваров на выявление у сотрудников удовлетворенности работой и мотивационной политикой кафе «Вилки Нет». Анкета была разработана на основании вопросов, указанных на портале «Персонал-Навигатор» [24]. Пример анкеты представлен в Приложении 1.

Опрос проводился среди 48 поваров кафе «Вилки Нет». На рисунке 10 представлена круговая диаграмма, изображающая общую удовлетворенность всех поваров, где 65 % опрошенных ответили, что удовлетворены своей работой.

1 очень удовлетворен

2 удовлетворен

3 не очень удовлетворен

4 не удовлетворен

5 крайне не удовлетворен

8%

12%

15%

65%

Рис. 10. Результаты опроса поваров

Рисунок 11 представляет собой столбчатую диаграмму, которая показывает более полную картину. Из диаграммы видно, что больше 50% людей удовлетворены условиями труда, но при этом можно определить процент удовлетворенности по каждому вопросу отдельно. Так, например, в 14 вопросе, где оценивается удовлетворенность поваров мотивацией начальников кафе «Вилки Нет», можно увидеть, что большинство респондентов ответили положительно, но при этом больший процент пришелся на ответ «удовлетворен», нежели «очень удовлетворен». Таким образом, можно проанализировать каждый ответ.


100%

75%

50%

25%

0%

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 очень удовлетворен

2 удовлетворен

3 не очень удовлетворен

4 не удовлетворен

5 крайне не удовлетворен

Рис. 11. Распределение ответов опроса

По результатам опроса можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство сотрудников удовлетворены организацией, в которой они работают;
  2. Большинство сотрудников удовлетворяет содержание работы;
  3. Большинство сотрудников очень удовлетворены условиями работы;
  4. Больше половины сотрудников очень удовлетворены слаженностью работы коллег;
  5. Большинство сотрудников удовлетворены стилем руководства начальников;
  6. Больше половины сотрудников очень удовлетворены профессиональной компетенцией начальников;
  7. 44% от общего числа сотрудников не очень удовлетворены зарплатой в соответствии с трудозатратами;
  8. 46% от общего числа сотрудников не очень удовлетворены зарплатой в сравнении с заработной платой конкурентов кафе «ВилкиНет»;
  9. 46% от общего числа сотрудников удовлетворены возможностями про- движения в компании;
  10. 67% удовлетворены возможностями использовать свой опыт и способности;
  11. Больше половины сотрудников очень удовлетворены требованиями работы к должности повара;
  12. 45% сотрудников не очень удовлетворены продолжительностью рабочего дня;
  13. Половина сотрудников удовлетворены льготами, которые им предлагаются на работе;
  14. 36% сотрудников удовлетворены мотивацией начальника;
  15. 88% от общего числа сотрудников выбрали бы критерий «очень удовлетворен» при выборе другой работы.

На сегодняшний день в компании «Вилки Нет» наблюдается нехватка квалифицированного персонала. Эта тенденция очень отчетливо проявляется среди поваров, судя по количеству собеседований, которые проводит менеджер по персоналу, на данную должность. В момент активного поиска количество претендентов может доходить до 10 человек в день, вовремя не активного - 1-2 человека.


На данный момент в штат сотрудников кафе входит порядка 60 поваров, это вместе с шеф-поварами и су-шефами. Из них 12 человек с высшим поварским образованием и, в основном, это шеф-повара и су-шефы.

Изменение численности штата поваров в компании «Вилки Нет» представлено в таблице 7.

Таблица 7

Изменение штата поваров

2014 г

2015 г

2016 г

2017 г

Всего, чел

30 (100%)

50 (100%)

55 (100%)

60 (100%)

Шеф-повар, чел

2 (6,7%)

4 (8%)

4 (7,3%)

5 (8,3%)

Су-шеф, чел

4 (13,3%)

6 (12%)

6 (10,9%)

7 (11,7%)

Повар, чел

24 (80%)

40 (80%)

45 (81,8%)

48 (80%)

Таким образом, штат поваров увеличивается с каждым годом, а значит, и растут расходы на оплату труда поваров, которые включаются в себестоимость продукции.

Как ранее уже говорилось, что на загруженность работы повара влияет много факторов. При этом нужно учитывать нагрузку поваров японской кухни и поваров пиццеристов. Если очень много заказов на роллы и суши, то возникают простои у пиццеристов и наоборот. Из этого следует, что компания платит поварам не за работу, а за простои, что финансово невыгодно.

Следовательно, существующая система мотивации поваров нецелесообразна и неэкономна для компании. Поэтому необходимо разработать такую мотивационную политику, которая удовлетворяла бы потребности и требования как сотрудников, так и руководство кафе «ВилкиНет».

3. Разработка направлений повышения мотивации персонала в ООО «Вилки Владимир»

3.1. Разработка проекта повышения мотивации поваров  ООО «Вилки Владимир»

На основании проведенного анализа деятельности компании «Вилки Нет» и выявленных проблем в существующей системе мотивации поваров в кафе планируется реализовать проект, направленный на повышение мотивации поваров, путем их обучения на поваров универсалов.