Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Анализ и оценка приватизации в системе управления государственной собственностью в РФ

2.1 Современное состояние государственной собственности в РФ

В мировой практике оцениваются размеры государственного сектора, а не государственной собственности (рисунок 6).

Рис. 6. Параметры оценки государственного сектора [17, с. 22]

Следует отметить, что с 1992 г., когда в России начались масштабные преобразования государственной собствености, количество занятых в секторе государственных, муниципальных предприятий и учреждений сократилось с 69,1% в 1992 г. до 28,7% в 2018г. (рисунок 7).

Рис. 7. Динамика доли количества занятых в секторе государственных, муниципальных предприятий и учреждений, % [16, с. 161]

Следующий важный показатель – это распределение по формам собственности основных фондов. Данные Росстата подтверждают уменьшение доли государственной формы собственности в основных фондах с 91 % в 1990 г. до 18 % в 2018г. [42] Аналогичная ситуация складывается и по инвестициям. Если в 1995 г. государственные инвестиции составили 31,3% от общего объема инвестиций, в 2007 перед кризисом – 17,7%, то в 2018г. – 30%.

Далее данные представлены по 2018г. Официальной статистики за 1-й квартал 2019г. еще не представлено на сайте Росстата. Количество государственных предприятий и организаций неуклонно сокращается (таблица 1).

Таблица 1

Распределение предприятий и организаций по формам собственности [42]

Показатель

Тысяч ед.

В процентах к итогу

2000

2010

2013

2015

2017

2018

2000

2010

2013

2015

2017

2018

Число предприятий и организаций – всего

3346

4823

4886

4843

4886

5044

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам
собственности:

государственная

151

119

113

116

114

111

4,5

2,5

2,3

2,4

2,3

2,2

муниципальная

217

246

231

225

219

212

6,5

5,1

4,7

4,7

4,5

4,2

частная

2510

4104

4195

4160

4212

4378

75,0

85,1

85,9

85,9

86,2

86,8

собственность обществен­ных и религиозных организаций (объединений)

223

157

147

145

144

145

6,7

3,3

3,0

3,0

3,0

2,9

прочие формы собственности, включая сме­шанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную
российскую и иностранную

246

197

201

198

197

198

7,4

4,1

4,1

4,1

4,0

3,9


Если в 1995 г. даже после масштабной приватизации их было 322 тыс., то в 2018г. осталось только 110,5 тыс. (рисунок 8). В 2018г. разделение в процентах между частными и государственными организациями, и предприятиями составили частные - 85,9% и государственные - 2,4%.

По информации Всемирного банка, доля государства в России в общем ВВП страны в 2018г. составила 18 %, во Франции и Великобритании же эта доля составила приблизительно 25%.

Рис. 8. Динамика количества государственных предприятий и организаций, ед. [42]

В Приложении 3 показана динамика оборота организаций по видам экономической деятельности (в действовавших ценах, млрд. руб.).

Далее проведём оценку и выясним значение приватизационных процессов в экономике России.

2.2 Оценка и значение приватизационных процессов в экономике России

Данные официальной государственной статистики России говорят об уменьшении доли государственного сектора экономики. В таблице 2 приведены основные характеристики хозяйственных обществ, которые образованы в период приватизации государственных, муниципальных унитарных предприятий

Всего за 1992-2018гг. создано 34,6 тыс. хозяйственных обществ. Распределение государственных предприятий по регионам России показано в Приложении 4.

Всего за 1992-2018гг. создано 34,6 тыс. хозяйственных обществ. В приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 2338 от 20 ноября 2014 г. «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» значится 1339 предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и подчиняющихся различным министерствам и Росатому. Из первоначально перечня осталось только 54 АО, которые входят в перечень стратегических предприятий и организаций.

Таблица 2

Основные характеристики хозяйственных обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий [42]

Показатель

2000

2009

2011

2013

2015

2017

2018

Число хозяйственных обществ, созданных
в течение соответствующего года – всего

199

215

254

225

136

107

107

в том числе по формам собственности:

федеральная

36

97

117

68

20

15

27

субъектов Российской Федерации

138

55

74

101

58

50

46

муниципальная

25

63

63

56

58

42

34

Уставный капитал1), млн. руб.

1970

46581

88885

44448

14264

28673

53312

Число акционерных обществ, в отношении
которых принято решение об использовании
специального права "золотая акция"

8

7

11

2

-

-

1

Эмиссия акций при создании публичных
акционерных обществ , млн. шт.

1062

741

1057

1870

119

5539

3751


5 февраля 2015г. Правительственная комиссия по интеграции и экономическому развитию утвердила список системообразующих организаций, состоящий из крупнейших предприятий, располагающиеся на территории России. Эти предприятия должны соответствовать следующим критериям: оказывать большое влияние на формирование ВВП, социальную стабильность и занятость населения, на вертикально интегрированные компании, предприятия, которые входят в промышленные группы и холдинги, осуществляющие деятельность в транспорте и связи, промышленности, строительстве и агропромышленном комплексе. В перечне оказалось 199 предприятий, формирующие прибыль свыше 70% национального дохода страны.

Основным преимуществом этих предприятий является господдержка, которая оказывается в виде субсидий и предоставления налоговой отсрочки. Важным пунктом является усложнение процедуры банкротства таких предприятий. Другое ограничение относится к использованию иностранных инвестиций. Стоит отметить, что форма собственности не имеет влияния на предоставление государственной поддержки предприятиям, которые входят в ОПК. Основным является внесение данной организации или предприятия в реестр стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса. Таким предприятиям предусмотрены следующие виды помощи: финансирование через федеральные целевые программы, взнос средств в уставный капитал предприятий, предоставление субсидий для погашения процентной ставки по кредитам, дотации на участие в ярмарках и выставках, поддержка экспортных операций продажи высокотехнологичной продукции, совместное финансирование технического перевооружения предприятий, лизинг, субсидирование выпуска высокотехнологичной продукции. Для обеспечения сбыта российских судостроительных и авиастроительных предприятий предоставляются субсидии по лизинговым платежам.

К положительным моментам можно отнести усложнение процедуры банкротства предприятий, относящихся к стратегическим. Те поправки о банкротстве, которые были внесены в российское законодательство, открыли возможность гасить часть кредиторской задолженности данных предприятий за счет взносов государства в их уставный капитал. Также были увеличены и общие требования к должнику: с 500 тыс. руб. повысилось до 5 млн. руб.

В России деятельность зарубежных инвесторов ограничена многими законами. Но одновременно с этим была осуществлена и либерализация закона об иностранных инвестициях. В апреле 2011 г. Государственная Дума приняла закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Данный закон снял множество ограничений и благоприятствовал привлечению в стратегические отрасли иностранных инвестиций. Тоже относится и к нефтегазовому, горнодобывающему, банковскому секторам и предприятиям, которые используют радиоактивные источники ограниченной степени опасности [27, с. 38].


По нашему мнению, исключение из списка стратегических предприятий формирует условия для их перехода в частную собственность. Данное допущение подтверждается тем, что по распоряжению Правительства Российской Федерации № 1321 от 4 августа 2010 г. в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2010 г. были включены пакеты акций 26 акционерных обществ, являющиеся привлекательными для инвестиций.

Таблица 3

Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по формам собственности и способам приватизации в 2009-2018гг. [31, с. 32]

Показатель

2009

2011

2013

2015

2017

2018

Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий – всего

217

276

228

136

107

107

в том числе по формам собственности:

федеральная

97

119

69

20

15

27

субъектов Российской Федерации

56

80

102

58

50

46

муниципальная

64

77

57

58

42

34

Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб.

9,9

162,0

9,5

-

-

-

Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб.

13,4

203,4

9,4

-

-

-

Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

100

100

100

преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества4)

99,1

92,0

98,7

100

100

100

продажа имущественных комплексов государственных
и муниципальных унитарных предприятий

0,9

6,5

0,9

-

-

-

в том числе:

на аукционах

-

5,4

0,4

-

-

-

на конкурсах

-

0,4

-

-

-

-

посредством публичного предложения

0,9

0,7

0,4

-

-

-

иное отчуждение имущественных комплексов государственных
и муниципальных унитарных предприятий

-

1,5

0,4

-

-

-


В результате всех принятых мер системного характера, несмотря на существенное сокращение инвестиционного спроса в 2016-2018гг., удалось, с одной стороны, повысить качество, прозрачность и открытость приватизационных процедур, а с другой стороны – ежегодно перевыполнять установленное бюджетное задание и последовательно, год от года, повышать количество приватизационных сделок, объем поступлений в бюджет доходов от приватизации федерального имущества и привлекать к приобретению приватизируемых активов преимущественно профильных стратегических инвесторов, заинтересованных в дальнейшем развитии приватизируемых компаний [12, с. 14].

В 2016-2018 годах в рамках реализации Программы приватизации [32]:

- обеспечено ежегодное перевыполнение увеличивавшегося год от года планового задания по перечислению в федеральный бюджет доходов от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности (без учета стоимости акций крупнейших компаний). В 2016 году установленное плановое задание (3 млрд руб.) было перевыполнено более чем вдвое, в 2017 году увеличенное до 5 млрд руб. плановое задание перевыполнено на 26%, и в 2018 году 12 увеличенное до 8,5 млрд руб. плановое задание перевыполнено на 16%;

- объем доходов, перечисленных в бюджет в 2018 году, без учета стоимости акций крупнейших компаний, на 57% превышает аналогичный показатель 2017 года (таблица 4);

Таблица 4

Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение, млн. руб. [34, с. 42]

Показатель

2000

2009

2011

2013

2015

2017

2018

Получено средств от покупателей государственного
и муниципального имущества2) – всего

41608,9

82938,0

200666,1

147088,8

126751,6

105690,2

66911,4

в том числе находившегося в собственности3):

федеральной

37927,5

17186,4

114044,3

42192,8

42798,3

31922,8

7448,1

субъектов Российской Федерации

2198,8

25137,4

36624,4

53498,0

31446,7

22389,9

17486,1

муниципальной

1482,6

40614,2

49997,4

51398,0

52506,6

51377,5

41977,2

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества –
всего

41215,8

81770,1

200258,4

150184,5

125405,2

104240,4

66186,2

из них:

в федеральный бюджет

31324,0

16985,0

114136,4

44678,3

42976,4

31927,8

7358,1

в бюджеты субъектов Российской Федерации

5274,1

24725,3

37593,3

54827,9

32209,7

21681,1

17021,4

в муниципальные бюджеты

1408,4

40055,6

48525,9

50676,9

50038,2

50500,7

41678,3