Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Профессиональный стресс, связанный с работой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффект нехватки времени приводит не только к перегрузке человека и необходимости работать сверхурочно. Он вызывает и особый вид стресса — так называемый стресс нехватки времени. По данным исследования, стресс нехватки времени испытывают до 82% менеджеров. Такие данные были получены в ходе нашего исследования с помощью тестов и анкет, опросников. По их признаниям, 45% случаев смены места работы вызваны постоянным пребыванием в стрессовом состоянии. 33% респондентов испытывают стресс при общении с вышестоящим руководством. Во многом, считают они, это связано с постановкой невыполнимых задач и большим количеством проектов, которые они ведут. Низкой заработной платой при повышенной нагрузке и ненормированном рабочем графике недовольны до 70% менеджеров. Говоря о факторах, вызывающих стресс на работе, многие респонденты также упоминают условия на рабочем месте: плохую шумоизоляцию, некомфортные температуру и освещение в офисе (40%), неудобство рабочего места (17%). 54% опрошенных специалистов выражают недовольство необходимостью обедать на рабочем месте перед монитором. Подавляющее большинство менеджеров (85%) убеждены в том, что стрессы на работе приводят к проблемам со здоровьем.[58]

Как демонстрируют результаты, полученные во время исследования при анализе психологического стресса у менеджеров на рабочем месте может возникнуть из-за перегрузки. Профессиональный стресс[59] часто бывает вызван внешним физическим фактором (шум, теснота помещения, плохая вентиляция или освещение рабочего места и тому подобное) или поведением подчиненных. Также на психологическом состоянии работника отрицательно низкий уровень и/или отсутствие профессионального общения, недоступность нужных для работы ресурсов и отсутствие перспектив профессионального роста. Поэтому в нашем исследовании использовался «контрольный листок», в котором респондентам предлагалось заполнить самостоятельно возможные реальные источники напряжения на рабочем месте, включающий и физические факторы. Профессиональный стресс имеет место, когда работники несут ответственность за профессиональное развитие других людей. У 56% руководящего персонала стресс сопровождается чувством усталости и невозможностью сосредоточить внимание. Наиболее часто (в 80% случаев) при стрессе у руководителей отмечаются повышение раздражительности и тревожности, а также нарушения сна.

Главные стрессоры, определяющие уровень развития стресса у всех категорий менеджеров, связаны с присутствием в их работе большого числа разнообразных и сложных по содержанию задач.[60] К ним относятся: стратегическое планирование, переработка и координация больших потоков информации, анализ и координация действий персонала, контроль сроков выполнения производственных заданий, жесткие лимиты времени проектов. Иногда, мощным стрессором является недостаточная автономия исполнения, поскольку деятельность и решения менеджера должны обеспечивать требуемые экономические результаты. Так, для менеджеров высшего звена наиболее характерными оказались стрессоры: напряженные условия труда, перенасыщенный временной график, высокая интенсивность интеллектуальных нагрузок и большое количество проектов и коммуникаций разного уровня.[61]


В результате состояние менеджеров высшего звена характеризуется выраженными признаками психофизиологического истощения - эмоциональной и когнитивной напряженностью, ухудшением самочувствия, интенсивным переживанием тревоги и депрессии, нарастанием хронического утомления и нарушений сна. Однако, заботясь о себе, не каждый руководитель задумывается о том, что является источником стресса для своего подчиненного.[62]

На сегодня существует большое количество факторов, которые имеют потенциал для возникновения профессионального стресса, наиболее распространенные из них у менеджеров: мобильность, нехватка времени, недоступность ресурсов, рост ответственности, перегруженность работой, ответственность, отсутствие профессионального общения, внутрифирменная политика, стиль менеджмента, нарушения эргономики труда, низкий уровень мотивации, низкая организационная культура, изменения в структуре организации, стилях и технологиях работы, личностные особенности, конфликт работы с личной жизнью. Итак, главным стрессором для менеджера является бремя ответственности за решение разнообразных управленческих задач.[63]

Таким образом, стресс - проблема управления, и каждому менеджеру предстоит вооружиться знаниями о причинах возникновения профессиональных стрессов, их симптомах, типовых организационных и личностных проблемах, могущих стать источником стресса, а также об основных механизмах управления этим явлением. Общая стратегия поведения менеджера должна состоять в том, чтобы умело поддерживать такой уровень требований, чтобы испытываемый стресс был здоровым.[64]

2.2 Стресс в деятельности современного руководителя: причины, диагностика и профилактика

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. А это в свою очередь предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя, его стрессоустойчивости.[65]


Стрессовые состояния все чаще и чаще сопровождают деятельность современного руководителя. Как ни странна на первый взгляд закономерность, но при улучшении условий труда происходит увеличение психической нагрузки. От современного руководителя ожидают решения все более сложных задач при максимальной отдаче. Высокий темп жизни неизбежно оборачивается накоплением стрессовых факторов и внутреннего дискомфорта. На все это организм отвечает целым комплексом физиологических реакций: в крови увеличивается количество адреналина и гормонов, мозг требует усиленного кровоснабжения, активнее работают все органы чувств.[66] В случае хронического состояния стресса эти реакции закрепляются, состояние тревоги, которое нормальным образом должно приводить к соответствующим действиям (к борьбе или бегству), накапливается и нередко вызывает различного рода расстройства (соматические и психические).[67]

Симптомы стресса чрезвычайно разнообразны. Он может вызываться самыми разными факторами, а также по-разному проявляться у разных индивидов.[68]

Субъективно он всегда переживается как некий внутренний дискомфорт. Организм как бы сигнализирует – что-то не в порядке, что-то нужно менять. Когда человек находится в состоянии стресса, простые жизненные задачи вдруг начинают восприниматься как грандиозные проблемы.

Симптомы стресса могут быть следующими: полное посвящение себя работе, проведение меньшего количества времени с друзьями и семьей; выполнение рабочих заданий вне работы за счет времени личного отдыха; обвинение других в своих неудачах; сильная утомляемость; раздражительность; плохое управление временем; сокращение результативности на работе; взятие на себя поручений, которые не могут быть успешно выполнены; выражение неудовлетворенности, злости, чувства негодования, апатии и вины; сильное и видимое утомление; принятие экстремальной позиции при малейших спорных вопросах; злоупотребление алкоголем или другими веществами с целью расслабления и «отключения» от дел хотя бы на время; регулярные физические болезни; уменьшение контактов с другими людьми; появление странностей в поведении.[69]

Поняв истинные причины стресса, можно сделать первый шаг к предупреждению его. Главное, не считать это состояние неизбежным атрибутом современной жизни, не использовать его в качестве средства привлечь к себе внимание и заслужить похвалу.[70]


Первый шаг к предупреждению стресса – это признание того факта, что он есть следствие собственного образа жизни, собственных жизненных установок, а вовсе не каких-то наших слабостей и дефектов. Окружающие ждут от руководителя максимальной эффективности во всем: не только в работе, но и в том, как он организует свой досуг.

Зачастую руководитель так привыкает всегда быть на высоте, что даже его отдых обрастает множеством ритуалов, превращаясь в свою прямую противоположность: он начинает изматывать себя, стремясь показать другим, как хорошо умеет отдыхать.[71]

Для руководителя важно не только уметь определять первые симптомы проявления стрессовых факторов, но и уметь контролировать свое внутреннее состояние через осознание причин, приводящих к тем или иным эмоциональным реакциям. Этот набор умений и навыков, необходимых для защиты организма от стрессовых состояний, мы будем называть личной экологией руководителя.

Анализ причин стресса у современных руководителей позволяет выделить основные стрессоры управленческой деятельности: информационная нагрузка, информационная неопределенность, фактор ответственности, дефицит времени, межличностные и внутриличностные конфликты.[72]

В качестве повода для стресса все чаще упоминаются и такие факторы, как чрезмерная загруженность, продолжительность рабочего времени, конкуренция, слишком быстрое продвижение по службе, негативные межличностные отношения с руководителями, конфликт между работой и личной жизнью, неуверенность в надежности своего положения на работе.

Стресс независимо от вида деятельности вызывает перенапряжение, которое становится причиной многих человеческих недугов физического и психического характера.[73]

Природа управленческой деятельности обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей. Управленческая деятельность специфична по своему предмету, которым являются люди, личности. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются социально-психологические отношения. Ее основная сущность состоит в организации деятельности других людей.[74]

Поэтому труд руководителя, с одной стороны, направлен на обеспечение технологического процесса, а с другой – на организацию межличностных взаимодействий своих подчиненных. Это требует от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения.[75]


В связи с этим возрастает и общий уровень сложности управленческой деятельности. Руководитель одновременно является членом организации (группы) и стоит над ней – в силу своего иерархически более высокого положения.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:[76]

Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

Значительная роль коммуникативной функции;

Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ. Таким образом, число стрессоров в управленческой деятельности очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы:[77]

Фактор информационной нагрузки. Руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к. ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.[78]

Фактор информационной неопределенности. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результате руководитель ставится в положение, когда он либо вынужден искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее является сильным стрессогенным фактором.[79]

Фактор ответственности — решающий и основной для деятельности руководителя. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.