Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Профессиональный стресс, связанный с работой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время имидж преуспевающего бизнесмена и главы семейства не позволяет человеку проявлять свои «взрывы», выпускать пар на своих близких на работе, ни тем более «отрываться» на них дома. Чтобы стать по-настоящему сильным и успешным человеком, необходимо владеть не только приемами тайм-менеджмента, которые, безусловно, являются прекрасным средством упорядочить свою жизнь и снизить фактор непредсказуемости, но и техниками саморегуляции, которые помогают справиться с любой стрессовой ситуацией без последствий для вашего организма. Для этого нужно понять свои сильные и слабые стороны и уметь контролировать свое состояние в стрессовой ситуации.[38] Кстати, ученые изучили последствия влияния на организм человека постоянных стрессовых факторов и пришли к ужасающим выводам, что всего лишь десять лет постоянного напряжения способны истощить организм человека до предела, последствия можно приравнять к перенесенному инфаркту.

Правильная организация рабочего места - залог здоровья.[39] Внимательный подход к организации труда поможет посмотреть на работу по новому. Вы почувствуете, что влияете на обстоятельства, взяв под контроль даже небольшое рабочее пространство. В конце дня уберите с рабочего стола лишние бумаги, документы, инструменты, мусор. Вы увидите как оно преобразиться. Кому-то легче, когда на столе так называемый «творческий беспорядок», однако не все из нас писатели и художники, верно?

Каждый вечер планируйте следующий день, расставляя приоритеты каждому делу. Обязательно соблюдайте обеденные перерывы, это время законно даётся для отдыха, и его нужно использовать сполна. Одна выпитая чашка чая или кофе в компании коллег по работе может в корне поменять настроение на оставшуюся часть дня.[40]

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие методы преодоления стресса:

Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».[41]

1. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.


2. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

3. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

4. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.[42]

5. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

6. Найдите каждый день время для отключения и отдыха.Закройте на пять минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой. Уход от однообразия позволяет снизить эффективно риск стресса и повысить стрессоустойчивость.[43]

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Победить стресс на рабочем месте возможно самостоятельно при помощи осознанного отношения к распорядку дня, распределению сил. Здоровые отношения в коллективе и помощь психолога даст необходимую в этот момент поддержку.[44]


2 Профессиональный стресс в управленческой деятельности

2.1 Cимптомы стресса у руководителей

Известно, что проблема профессионального стресса является наиболее актуальной для руководящего персонала. Как было установлено по результатам исследований британских учёных, у руководителей чаще всего встречаются следующие симптомы стресса:[45]

Соматические симптомы: сердцебиения; ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто; боль и ощущение сжатия в грудной клетке; нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами; спазматические, резкие боли в животе и понос; частое мочеиспускание; ощущение покалывания в руках и ногах; мышечное напряжение, частые боли в области шеи и нижней части спины; стойкие головные боли, часто начинающиеся в области шеи и распространяющиеся на голову; мигрень; кожные сыпи; чувство комка в горле; двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов.[46]

Эмоциональные симптомы: чрезмерно сильные и быстрые смены настроения; неоправданная тревога по разному поводу; неспособность чувствовать симпатию к другим людям; отстранённость от внешнего мира; чувство усталости и невозможность сосредоточить внимание; повышенная раздражительность и тревожность.[47]

Поведенческие симптомы: нерешительность и неоправданные жалобы; увеличение числа невыходов на работу; замедленное выздоровление после травм и заболеваний; склонность к несчастным случаям и невнимательное вождение автомобиля; плохая работа, недобросовестность и уклонение от ответственности; злоупотребление курением, алкоголем; сильная зависимость от лекарственных средств — транквилизаторов и снотворных; переедание или (реже) потеря аппетита; изменение характера сна, трудности с наступлением сна и пробуждением; ухудшение качественных и количественных показателей работы.[48]

Как показала практика, у половины опрошенных в стрессовых ситуациях наблюдаются учащённое сердцебиение, головные боли, неопределённая тревога по разным поводам, ухудшение показателей работы, злоупотребление алкоголем и курением.[49]

У 67% руководящего персонала стресс сопровождается чувством усталости и невозможностью сосредоточить внимание. Наиболее часто (в 90% случаев) при стрессе у руководителей отмечаются повышение раздражительности и тревожности, а также нарушения сна.


В течение последних десятилетий основное внимание исследователей уделялось составлению перечней и систематизации возможных видов стресс-факторов и причин повышенной напряженности в деятельности менеджеров, а также их типичных негативных последствий для психологического и физического здоровья представителей данного вида труда. Психологи ввели особое понятие «профессионального стресса у менеджеров» - «стресс руководителя», в отличие от «обычного» нервно-психического напряжения рядовых сотрудников.[50]

Деятельность менеджера связана со значительным напряжением, зачастую приводящим человека в состояние повышенной нервозности и стресса.[51] Работа руководителей разного уровня связана с интенсивными нагрузками, большими объемами перерабатываемой информации, высокой ценой деятельности и профессиональной, социальной и экономической ответственностью за результаты труда коллектива организации в целом. Специфика данной профессии заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от менеджера значительного личного вклада в выполнение повседневных профессиональных обязанностей. Кроме того, как и в других профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение полноценной обратной связи об успешности и качестве работы - например, проявление уважения со стороны сотрудников, своевременное получение информации о качестве проведенных изменений или реализации новы планов и др.[52]

Современному руководителю постоянно приходится принимать нестандартные решения, быстро сосредоточиваться и переключать внимание с учетом неожиданно меняющихся условий, работать в режиме ожидания, неопределенности, дефицита или избытка времени, информации, различных ресурсов. К тому же руководитель тратит до 80% своего рабочего времени на коммуникацию, большую часть времени на подчиненных, которых надо организовывать, контролировать, мотивировать и стимулировать к эффективному труду, а также развивать и обучать подчиненных. Большинство руководителей отмечают, что необходимость давать обратную связь, оценивать и высказывать критические замечания, взыскания, а тем более необходимость порой увольнять работников связана для них самих с сильнейшим стрессом.[53]

Воздействие указанных факторов ведет к возрастанию интенсивности когнитивных, эмоциональных и коммуникационных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к психологическим ресурсам руководителей. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы.[54]


Как показывает статистика, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций.[55]

Стресс является одним из основных источников снижения эффективности труда и приводит к нарушениям психического и физического здоровья. В связи с этим остро встает вопрос о своевременной профилактике и коррекции стресса, которая, в первую очередь, должна основываться на полноценной диагностике ранних проявлений стресса, а также на выявлении индивидуальной предрасположенности конкретного человека к развитию стресса и использованию различных стратегий реагирования стрессовых ситуаций.[56]

Компания Ipsos-Reid выяснила, как часто и по каким причинам жители десяти стран мира сталкиваются со стрессом. Как оказалось, наиболее напряженная жизнь в Германии. 51% немцев каждый день по нескольку раз переживают сильный стресс. В Австралии таких 41%, в Италии - 40%. Большинство жителей остальных стран волнуются примерно также часто - на ежедневные стрессы жалуются 39% американцев, по 38% британцев, канадцев и французов, 35% южнокорейцев. Наименее травмирующее воздействие будни оказывают на испанцев (29%) и, особенно, на мексиканцев (15%). Опрошенным также было предложено назвать главные причины стресса. Как оказалось, для немцев таковой является работа (37%). В Австралии эту причину назвали 35%, в Испании - 34%, в Италии и Южной Корее - 33%, в Канаде - 32%,  во Франции - 30%, в США и Великобритании - 26%, в Мексике - 20%.

Международное агентство по подбору персонала Kelly Services в 2005 году провело глобальное исследование по диагностике уровня стресса, испытываемого сотрудниками на работе. Исследование охватило большинство европейских стран, число опрошенных превысило 19 000 человек. Респонденты отвечали на вопрос: «Насколько напряженная у Вас работа? Как часто Вы испытываете стресс в течение рабочего дня?» По результатам исследования самый высокий уровень стресса у менеджеров (34%) и сотрудников отделов продаж (32%). 

Важнейшим навыком современного менеджера является выявление сначала симптомов, а затем и источников избыточного стресса.[57] Для этого человек должен научиться распознавать малейшие признаки дискомфорта при выполнении работы. Попробуйте ответить на вопросы анкеты и оценить, насколько в целом факторы вашей работы могут быть источником избыточного стресса. Данная анкета была предложена респондентам исследования для попытки проанализировать потребности менеджеров в отношении работы, ведь, одним из источников стресса является неосознанная потребность, которую менеджер и не может удовлетворить. В ходе исследования при анализе психологического стресса у менеджеров были опрошены 67 менеджеров высшего и среднего (руководителей отделов и рабочих групп) звена в возрастной категории от 25 до 57 лет российских компаний. Выяснилось, что 49% менеджеров среднего звена не удовлетворены условиями своего труда. Сильный ежедневный стресс, способствующий возникновению сердечно-сосудистых и психосоматических заболеваний, испытывают 58% опрошенных топ- менеджеров и 66% руководителей среднего звена. Почти 30% менеджеров называют основной причиной увольнения стресс на работе.