ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2020

Просмотров: 1404

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

36

В

 

большинстве

 

случаев

 

в

 

качестве

 

основного

 

элемента

 

МК

 

используется

 

микропроцессор

4.8. 

Устройства

 

управления

 

стеклоочистителем

 

 

Для

 

очистки

 

лобового

 

стекла

 

без

 

участия

 

водителя

 

могут

 

быть

 

исполь

-

зованы

 

автоматические

 

устройства

обеспечивающие

 

включение

 

двигателя

 

стеклоочистителя

 

при

 

загрязнении

 

стекла

 

или

 

по

 

заданной

 

программе

 

в

 

зави

-

симости

 

от

 

степени

  

его

 

загрязнения

На

 

рис

.4.9 

представлена

 

структура

 

подобного

 

устройства

которое

 

со

-

держит

 

датчик

 2, 

закрепленный

 

на

 

лобовом

 

стекле

 1; 

источник

 

излучения

 

(

ИИ

); 

генератор

 

излучения

  (

ГИ

); 

усилители

  (

У

1, 

У

и

 

У

3); 

фокусирующую

 

призму

  (

ФП

); 

фотоприемник

  (

Ф

); 

компаратор

  (

К

), 

сравнивающий

 

входное

 

напряжение

 

с

 

опорным

 

уровнем

 U

оп

временной

 

коммутатор

 (

ВК

и

 

исполни

-

тельный

 

двигатель

 (

ИД

). 

 

         

 

 

Рис

.4.9                                      

Рис

.4.10 

 

Схема

 

закрепления

 

датчика

 

показана

 

на

 

рис

.4.10. 

Световые

 

лучи

 

прохо

-

дят

 

через

 

линзы

 

Л

и

 

Л

и

 

преломляющие

 

призмы

 1 

и

 3. 

Отражатель

 4 

при

-

менен

 

для

 

повышения

 

надежности

 

определения

 

степени

 

загрязнения

 

стекла

Приведенное

 

устройство

 

не

 

позволяет

 

определить

 

степень

 

ухудшения

 

видимости

 

за

 

счет

 

запотевания

 

стекла

 

с

 

его

 

внутренней

 

стороны

 (

из

 

кабины

 

автомобиля

). 

Для

 

снижения

 

этого

 

недостатка

 

применяются

 

более

 

сложные

 

устройства

  (

рис

.4.11), 

имеющие

 

один

 

источник

 

излучения

  (

ИИ

), 

два

 

фото

-

приемника

 (

ФП

и

 

ФП

2); 

делитель

 (

Д

), 

обеспечивающий

 

сравнение

 

степени

 

загрязнения

 

стекла

 

с

 

двух

 

его

 

сторон

два

 

компаратора

  (

К

и

 

К

2); 

два

 

вре

-

менных

 

коммутатора

  (

ВК

и

 

ВК

2) 

и

 

два

 

исполнительных

 

двигателя

 (

ИД

и

 

ИД

2). 

Опорные

 

уровни

  U

оп

1

 

и

  U

оп

2

 

задаются

 

независимо

 

для

 

двух

 

сторон

 

стекла

 


background image

 

37

 

 

Рис

.4.11 

 

5. 

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

 

 

В

 

зависимости

 

от

 

решаемых

 

задач

 

диагностирование

 

делят

 

на

 

два

 

вида

Д

-1 

и

 

Д

-2. 

При

 

диагностировании

 

Д

-1, 

выполняемом

как

 

правило

перед

 

первым

 

техосмотром

 

и

 

в

 

процессе

 

его

 

проведения

определяют

 

техническое

 

состояние

 

агрегатов

 

и

 

узлов

обеспечивающих

 

безопасность

 

движения

 

и

 

при

-

годность

 

автомобиля

 

к

 

эксплуатации

При

 

диагностировании

 

Д

-2, 

выполняемом

как

 

правило

перед

 

вторым

 

техобслуживанием

оценивается

 

техническое

 

состояние

 

агрегатов

узлов

систем

 

автомобиля

уточняются

 

объем

 

работ

 

ТО

-2 

и

 

потребность

 

в

 

ремонте

Средствами

 

диагностирования

 

служат

 

специальные

 

приборы

 

и

 

стенды

предназначенные

 

для

 

измерения

 

параметров

Внешние

 

средства

 

диагности

-

рования

 

не

 

входят

 

в

 

конструкцию

 

автомобиля

К

 

ним

 

относятся

 

стационар

-

ные

 

стенды

переносные

 

приборы

 

и

 

передвижные

 

станции

укомплектован

-

ные

 

необходимыми

 

измерительными

 

устройствами

Встроенные

 

средства

 

диагностирования

 

являются

 

составной

 

частью

 

ав

-

томобиля

Это

 

датчики

 

и

 

приборы

 

на

 

панели

 

приборов

Их

 

используют

 

для

 

непрерывного

 

и

 

достаточно

 

частого

 

измерения

 

параметров

 

технического

 

со

-

стояния

 

автомобиля

Более

 

сложные

 

средства

 

встроенного

 

диагностирования

 

позволяют

 

водителю

 

постоянно

 

контролировать

 

состояние

 

тормозных

 

сис

-

тем

расход

 

топлива

токсичность

 

отработавших

 

газов

а

 

также

 

выбирать

 

наиболее

 

экономичные

 

и

 

безопасные

 

режимы

 

работы

 

автомобиля

 

или

 

свое

-

временно

 

прекращать

 

движение

 

при

 

аварийной

 

ситуации

5.1. 

Контроль

 

технического

 

состояния

 

двигателя

 

 

Диагностирование

 

технического

 

состояния

 

двигателя

 

выполняют

 

для

 

выявления

 

потребности

 

в

 

регулировке

 

или

 

ремонте

 

после

 

определенного

 

пробега

 

автомобиля

 

или

 

в

 

следующих

 

случаях

при

 

снижении

 

мощности

увеличении

 

расхода

 

топлива

 

или

 

смазочного

 

материала

появлении

 

стуков

 

и

 


background image

 

38

дымлении

падении

 

давления

 

смазочного

 

материала

неравномерности

 

ра

-

боты

 

цилиндров

Техническое

 

состояние

 

двигателя

 

в

 

сборе

 

контролируется

 

осмотром

 

и

 

с

 

помощью

 

средства

 

диагностирования

При

 

осмотре

 

двигателя

 

можно

 

обна

-

ружить

 

подтекание

 

смазочного

 

материала

топлива

охлаждающей

 

жидкости

а

 

также

 

явные

 

дефекты

 

и

 

определить

 

необходимость

 

ТО

 

или

 

ремонта

 

двига

-

теля

 

перед

 

диагностированием

Кроме

 

того

снимают

 

показания

 

контрольных

 

приборов

имеющихся

 

на

 

щитке

 

приборов

 

перед

 

водителем

При

 

оценке

 

технического

 

состояния

 

двигателя

 

с

 

помощью

 

средств

 

диаг

-

ностирования

 

измеряют

 

его

 

мощность

которая

 

зависит

 

от

 

большого

 

числа

 

факторов

износа

 

деталей

 

цилиндров

 

поршневой

 

группы

 

и

 

клапанов

угла

 

опережения

 

зажигания

 

или

 

впрыскивания

мощности

 

искры

расхода

 

топлива

 

через

 

жиклеры

 

или

 

форсунки

 

и

 

т

.

п

В

 

случае

когда

 

мощность

 

отличается

 

от

 

нормативной

проводят

 

поэлементное

 

диагностирование

 

систем

 

и

 

механиз

-

мов

 

двигателя

Техническое

 

состояние

 

кривошипно

-

шатунного

 

механизма

 

оценивают

 

по

 

виброударным

 

импульсам

 

в

 

характерных

 

точках

 

двигателя

 (

виброакусти

-

ческий

 

метод

); 

давлению

 

в

 

цилиндрах

 

двигателя

 

в

 

конце

 

такте

 

сжатия

 (

ком

-

прессия

); 

объему

 

газов

впрыскивающихся

 

в

 

картер

негерметичности

 

цилин

-

дров

 

и

 

клапанов

суммарному

 

зазору

 

в

 

верхней

 

головке

 

шатуна

 

и

 

шатунном

 

подшипнике

Виброакустический

 

метод

 

оценки

 

технического

 

состояния

 

двигателя

 

основан

 

на

 

регистрации

 

амплитуд

 

колебательных

 

процессов

возникающих

 

при

 

работе

 

механизма

 

двигателя

Для

 

использования

 

виброакустического

 

ме

-

тода

 

диагностики

 

необходимо

 

использовать

 

акустические

 

или

 

вибрационные

 

преобразователи

которые

 

закрепляются

 

в

 

различных

 

точках

 

двигателя

.  

Перед

 

диагностированием

 

двигатель

 

прогревают

 

до

 

температуры

 

охла

-

ждающей

 

жидкости

 85...95

°

и

 

прослушивают

прикасаясь

 

острием

 

наконеч

-

ника

-

щупа

 

к

 

проверяемым

 

участкам

Работу

 

сопряжения

 

поршень

 

 

цилиндр

 

прослушивают

 

по

 

всей

 

высоте

 

цилиндра

 

при

 

малой

 

частоте

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

с

 

переходом

 

на

 

среднюю

При

 

стуке

 

сильного

 

глухого

 

тона

усиливающегося

 

с

 

увеличением

 

нагрузки

возможны

 

увеличенный

 

зазор

 

между

 

поршнем

 

и

 

цилиндром

изгиб

 

шатуна

перекос

 

оси

 

шатунной

 

шейки

 

или

 

поршневого

 

пальца

Состояние

 

сопряжения

 

поршневое

 

кольцо

-

канавка

 

поршня

 

проверяют

 

на

 

уровне

 

нижней

 

мертвой

 

точки

  (

НМТ

хода

 

поршня

 

у

 

всех

 

цилиндров

 

на

 

средней

 

частоте

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

Слабый

 

стук

 

высокого

 

тона

по

-

хожий

 

на

 

звук

 

при

 

соударении

 

колец

свидетельствует

 

об

 

увеличенном

 

зазоре

 

между

 

кольцами

 

и

 

поршневой

 

канавкой

 

либо

 

об

 

изломе

 

кольца

Сопряжение

 

поршневой

 

палец

 

 

втулка

 

верхней

 

головки

 

шатуна

 

прове

-

ряют

 

на

 

уровне

 

верхней

 

мертвой

 

точки

 

при

 

малой

 

частоте

 

вращения

 

ко

-

ленчатого

 

вала

 

с

 

резким

 

переходом

 

на

 

среднюю

Сильный

 

звук

 

высокого

 

то

-

на

похожий

 

на

 

частые

 

удары

 

молотком

 

по

 

наковальне

свидетельствуют

 

об

 


background image

 

39

ослаблении

 

сопряжения

плохом

 

смазывании

чрезмерно

 

большом

 

опереже

-

нии

 

начала

 

подачи

 

топлива

 

или

 

раннем

 

зажигании

Работу

 

сопряжения

 

коленчатый

 

 

вал

 

шатунный

 

подшипник

 

прослу

-

шивают

 

в

 

зоне

 

от

 

ВМТ

 

до

 

НМТ

 

сначала

 

при

 

малой

а

 

затем

 

при

 

средней

 

час

-

тоте

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

Глухой

 

звук

 

среднего

 

тона

 

свидетельствует

 

об

 

износе

 

или

 

проворачивании

 

вкладыша

звонкий

сильный

металлический

 

звук

 

 

об

 

износе

 

или

 

подплавлении

 

шатунного

 

подшипника

5.2. 

Стуки

 

в

 

двигателе

 

 

Стуки

 

в

 

двигателе

 

могут

 

появиться

 

в

 

результате

 

износа

 

деталей

 

криво

-

шипно

-

шатунного

 

и

 

газораспределительного

 

механизмов

 

либо

 

вследствие

 

неисправных

 

регулировок

Сравнительно

 

редко

 

в

 

двигателе

 

возникают

 

вре

-

менные

 

стуки

причиной

 

которых

 

являются

 

в

 

основном

 

раннее

 

зажигание

перегрузка

 

двигателя

 

или

 

детонация

 (

использование

 

топлива

 

с

 

пониженным

 

октановым

 

числом

). 

Стуки

 

временного

 

характера

 

появляются

 

в

 

большей

 

час

-

ти

 

при

 

повышенных

 

нагрузках

 

двигателя

 

и

 

исчезают

 

при

 

переходе

 

на

 

низ

-

шую

 

передачу

 

или

 

после

 

закрытия

 

дроссельной

 

заслонки

Для

 

обнаружения

 

стуков

 

используется

 

стетоскоп

Двигатель

 

при

 

этом

 

должен

 

быть

 

прогрет

 

до

 

температуры

 70-85

°

С

Можно

 

также

 

определять

 

стуки

 

без

 

стетоскопа

 

по

 

внешним

 

признакам

Для

 

прослушивания

 

можно

 

пользоваться

 

металлическим

 

или

 

деревянным

 

стержнем

один

 

конец

 

которого

 

прикладывают

 

к

 

уху

а

 

второй

 - 

к

 

месту

 

про

-

слушивания

Можно

 

также

 

второй

 

конец

 

стержня

 

зажимать

 

зубами

а

 

уши

 

затыкать

 

пальцами

Стуки

издаваемые

 

узлами

 

и

 

механизмами

имеют

 

своеобразные

 

от

-

тенки

Для

 

их

 

определения

 

необходимы

 

некоторые

 

знания

 

и

 

опыт

 

работы

Рассмотрим

 

характерные

 

стуки

 

при

 

различных

 

неисправностях

При

 

большом

 

износе

 

коренных

 

подшипников

 

появляется

 

глухой

низко

-

го

 

тона

 

звук

 

в

 

нижней

 

части

 

картера

который

 

заметно

 

увеличивается

 

под

 

на

-

грузкой

 

и

 

при

 

увеличении

 

частоты

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

При

 

этом

 

необходимо

 

заменить

 

вкладыши

Стук

 

шатунных

 

подшипников

 

несколько

 

меньший

чем

 

коренных

Обычно

 

он

 

ритмичный

среднего

 

тона

 

и

 

зона

 

прослушивания

 

немного

 

выше

чем

 

у

 

коренных

 

подшипников

Стук

 

шатунных

 

подшипников

 

значительно

 

возрастает

 

при

 

увеличении

 

нагрузки

Устраняют

 

его

 

также

 

заменой

 

вклады

-

шей

Стук

 

поршневого

 

пальца

 - 

ритмичный

высокого

 

тона

с

 

резким

 

ме

-

таллическим

 

оттенком

 

и

 

слышен

 

в

 

зоне

 

расположения

 

цилиндров

 

на

 

всех

 

ре

-

жимах

 

работы

 

двигателя

Увеличивается

 

с

 

повышением

 

нагрузки

Этот

 

стук

 

может

 

полностью

 

исчезнуть

 

при

 

отключении

 

свечи

 

неисправного

 

цилиндра

Если

 

стук

 

поршневых

 

пальцев

 

имеется

 

в

 

нескольких

 

цилиндрах

то

 

для

 

кон

-

кретного

 

их

 

определения

 

свечи

 

необходимо

 

замыкать

 

отверткой

 

на

 

массу

 

по

-


background image

 

40

очередно

Обычно

 

стук

 

может

 

возникнуть

 

по

 

двум

 

причинам

из

-

за

 

слишком

 

раннего

 

зажигания

 

либо

 

большого

 

увеличения

 

зазора

 

между

 

втулками

 

и

 

поршневыми

 

пальцами

В

 

этих

 

случаях

в

 

первую

 

очередь

следует

 

проверить

 

и

 

при

 

необходимости

 

отрегулировать

 

зажигание

Если

 

стук

 

не

 

устраняется

то

 

двигатель

 

требует

 

ремонта

Если

 

во

 

время

 

пуска

 

холодного

 

двигателя

 

слышен

 

стук

напоминающий

 

стук

 

глиняной

 

посуды

уменьшающийся

 

или

 

исчезающий

 

с

 

прогревом

 

двига

-

теля

то

 

это

 

указывает

 

на

 

увеличенный

 

зазор

 

между

 

поршнями

 

и

 

цилиндрами

Эта

 

неисправность

 

может

 

быть

 

устранена

 

заменой

 

изношенных

 

деталей

 

но

-

выми

 

стандартного

 

размера

 

или

 

перешлифовкой

 

изношенных

 

деталей

 

и

 

при

-

менением

 

сопряженных

 

с

 

ними

 

новых

 

деталей

 

ремонтного

 

размера

Следует

 

отметить

что

 

при

 

появлении

 

стуков

 

поршней

подшипников

поршневых

 

пальцев

  (

при

 

правильно

 

установленном

 

зажигании

), 

стуков

 

или

 

резкого

 

шума

 

высокого

 

тона

 

шестерни

 

привода

 

распределительного

 

вала

шестерен

 

масляного

 

насоса

 

и

 

его

 

привода

шума

 

высокого

 

тона

 

и

 

писка

 

крыльчатки

 

и

 

подшипников

 

водяного

 

насоса

 

двигатель

 

требует

 

ремонта

Диагностика

 

неисправностей

 

и

 

износа

 

деталей

 

в

 

местах

 

сопряжения

 

мо

-

жет

 

быть

 

проведена

 

с

 

помощью

 

анализа

 

вибрационно

-

акустического

 

портре

-

та

 

двигателя

построенного

 

с

 

помощью

 

ПЭВМ

Для

 

этого

 

необходимо

 

обес

-

печить

 

преобразование

 

шумов

 

и

 

вибраций

 

движущихся

 

элементов

 

двигателя

 

в

 

электрические

 

колебания

Такую

 

операцию

 

можно

 

выполнить

 

с

 

помощью

 

вибродатчиков

закрепленных

 

в

 

заранее

 

известных

 

точках

 

на

 

корпусе

 

двига

-

теля

 (

или

 

помещая

 

такие

 

датчики

например

в

 

поддон

 

картера

 

через

 

масло

-

измерительное

 

отверстие

). 

Снимая

 

колебания

 

с

 

датчиков

вводя

 

их

 

с

 

помо

-

щью

 

устройства

 

сопряжения

 

или

 

звуковых

 

карт

 

в

 

память

 

ПЭВМ

 

и

 

обрабаты

-

вая

 

полученные

 

данные

 

по

 

определенным

 

алгоритмам

можно

 

обеспечить

 

выполнение

 

поставленной

 

задачи

Подобные

 

построения

 

выполнялись

 

для

 

получения

 

звуковых

 

портретов

 

механизмов

 

и

 

машин

анализируя

 

колебания

 

с

 

выходов

 

системы

 

измерительных

 

микрофонов

Преобразование

 

колебаний

 

с

 

вибродатчиков

 

можно

 

подвергнуть

 

много

-

мерному

 

преобразованию

 

Фурье

 

для

 

построения

 

пространственно

-

частотного

 

спектра

 

колебаний

Однако

 

выбор

 

гармонического

 

базиса

 

для

 

анализа

 

колебаний

 

в

 

данном

 

случае

 

приведет

 

к

 

сравнительно

 

большому

 

вре

-

мени

 

преобразования

 

и

 

большим

 

погрешностям

т

.

к

сигналы

 

источников

 

ко

-

лебаний

 

далеки

 

от

 

гармонических

Учитывая

что

 

анализируемые

 

колебания

 

по

 

своей

 

природе

 

близки

 

к

 

ударным

наиболее

 

приемлемым

 

базисом

 

может

 

стать

например

базис

 

Хаара

 

или

 

другие

 

базисы

 

кусочно

-

постоянных

 

функ

-

ций

Если

 

в

 

двигателе

 

на

 

малой

 

и

 

средней

 

частотах

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

со

 

стороны

 

головки

 

цилиндров

 

над

 

местами

 

расположения

 

клапанов

 

прослушивается

 

металлический

 

стук

 

с

 

высоким

 

тоном

 

и

 

частотой

 

на

 

фоне

 

общего

 

и

 

глухого

 

шума

то

 

это

 

значит

что

 

стучат

 

клапаны

Причинами

 

этого

 

стука

 

являются

большое

 

увеличение

 

зазора

 

между

 

коромыслом

 

и

 

стержнем