ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2020
Просмотров: 1403
Скачиваний: 4
41
клапана
или
износ
этих
деталей
,
неточная
регулировка
зазора
при
сборке
двигателя
.
Для
этого
необходимо
уточнить
,
что
стучат
именно
клапаны
,
и
проверить
щупом
зазор
между
стержнем
клапана
и
носком
коромысла
.
При
увеличенном
зазоре
в
клапанном
механизме
его
следует
отрегулировать
.
5.2.1.
Регулировка
зазоров
в
клапанном
механизме
Для
нормального
протекания
рабочего
процесса
двигателя
между
тор
-
цом
стержня
клапана
и
коромыслом
,
а
в
автомобиле
"
Жигули
"
между
ры
-
чагом
и
затылком
кулачка
распределительного
вала
предусмотрен
тепловой
зазор
(
табл
.5.1).
Зазоры
проверяют
и
регулируют
обычно
на
холодном
двигателе
.
Величину
зазоров
в
клапанном
механизме
определяют
плоским
щупом
,
а
регулируют
поворотом
регулировочных
винтов
коромысел
(
на
автомобилях
ВАЗ
-
головкой
распределительного
болта
)
в
требуемую
сторону
.
Для
регулировки
зазоров
необходимо
:
-
поршень
регулируемого
цилиндра
(
например
,
первого
)
установить
в
ВМТ
такта
сжатия
,
предварительно
открыв
крышку
клапанной
коробки
.
В
этом
положении
оба
клапана
первого
цилиндра
закрыты
.
Коромысла
этих
клапанов
должны
свободно
качаться
в
пределах
зазора
;
-
отпустить
контргайку
на
регулировочном
винте
,
установив
при
помо
-
щи
регулировочного
винта
необходимый
зазор
,
затянуть
контргайку
и
вновь
проверить
зазор
.
Таблица
5.1
Модель
автомобиля
Величина
теплового
зазора
,
мм
Впускной
кла
-
пан
Выпускной
кла
-
пан
ЗАЗ
−
965
А
,
−
966,
−
968 "
Запорожец
"
0,08 0,10
"
Москвич
−
407",
−
408,
−
412
0,15 0,20
ГАЗ
−
21 "
Волга
" 0,25
−
0,30 0,25
−
0,30
ГАЗ
−
24 "
Волга
" 0,35
−
0,40 0,35
−
0,40
ВАЗ
−
2101,
−
2103,
−
2106 "
Жигули
"
0,15 0,15
Аналогично
регулируют
зазор
в
клапанах
других
цилиндров
,
пово
-
рачивая
коленчатый
вал
на
пол
-
оборота
в
соответствии
с
порядком
работы
цилиндров
двигателя
автомобиля
.
5.2.2.
Устранение
детонации
в
двигателе
42
Детонация
-
это
быстрое
завершение
процесса
сгорания
в
цилиндрах
двигателя
в
результате
многостадийного
самовоспламенения
части
рабочей
смеси
перед
фронтом
пламени
,
приводящее
к
появлению
ударных
волн
,
ко
-
торые
стимулируют
сгорание
всей
оставшейся
смеси
со
сверхзвуковой
ско
-
ростью
.
Рассмотрим
несколько
подробнее
это
явление
.
Из
существующих
теорий
,
объясняющих
сущность
детонации
,
наиболее
признанной
является
перексидная
,
согласно
которой
установлено
,
что
при
окислении
углеводородов
бензина
кислородом
воздуха
первичными
продук
-
тами
являются
перексидные
соединения
.
Перекиси
относятся
к
разряду
весь
-
ма
нестойких
веществ
,
обладающих
большой
избыточной
энергией
.
При
оп
-
ределенных
температурах
и
давлении
перекиси
могут
самопроизвольно
раз
-
лагаться
с
выделением
большого
количества
тепла
и
образованием
новых
ак
-
тивных
веществ
.
Известно
,
что
скорость
окисления
углеводородов
зависит
от
темпе
-
ратуры
бензина
и
значительно
возрастает
с
ее
увеличением
.
Поэтому
про
-
цессы
окисления
бензина
приобретают
особенно
большую
скорость
после
воспламенения
горючей
смеси
в
цилиндрах
и
образования
фронта
пламени
.
Быстрое
нарастание
температуры
и
давления
в
камере
сгорания
цилиндров
двигателя
способствует
дальнейшей
интенсификации
процессов
окисления
в
несгоревшей
части
рабочей
смеси
.
Высокие
температуры
и
давление
дейст
-
вуют
наиболее
длительно
на
оставшиеся
порции
несгоревшего
топлива
,
на
-
ходящегося
перед
фронтом
пламени
.
Вследствие
этого
в
них
особенно
ин
-
тенсивно
накапливаются
перекиси
.
Поэтому
наоболее
благоприятные
усло
-
вия
для
перехода
нормального
сгорания
в
цилиндрах
в
детонационное
соз
-
даются
при
сгорании
именно
последних
порций
рабочей
смеси
.
Следует
от
-
метить
,
что
процессы
окисления
углеводородов
бензина
с
образованием
пе
-
рекисей
происходят
в
двигателе
всегда
независимо
от
того
,
какое
сгорание
имеет
место
:
нормальное
или
детонационное
.
5.3.
Датчики
и
соображения
по
их
использованию
в
системе
диагностики
Датчик
температуры
окружающего
воздуха
можно
использовать
при
определении
правильности
работы
термостата
в
процессе
прогрева
дви
-
гателя
.
Режим
вывода
на
стационарные
условия
работы
двигателя
будет
оп
-
ределяться
температурой
окружающего
воздуха
.
Датчик
температуры
охлаждающей
жидкости
предназначен
для
точного
определения
температуры
жидкости
,
зависящей
от
условий
работы
двигате
-
ля
,
и
для
контроля
встроенного
датчика
на
приборной
панели
автомобиля
,
а
также
для
контроля
работы
термостата
.
Датчик
кислорода
в
коллекторе
контролирует
отклонения
от
сте
-
хиометрического
состава
горючей
смеси
,
попадающей
в
цилиндры
.
Тем
са
-
мым
можно
контролировать
установку
органов
регулировки
карбюратора
и
обеспечить
при
необходимости
такую
регулировку
.
43
Датчик
угловых
импульсов
предположительно
может
быть
использован
для
точного
измерения
угловой
скорости
вращения
коленчатого
вала
,
хотя
такую
функцию
можно
обеспечить
и
на
основе
использования
сигнала
на
контакте
прерывателя
.
Датчик
верхней
мертвой
точки
может
обеспечить
точное
измерение
со
-
вместно
с
сигналом
на
контакте
прерывателя
угла
опережения
зажигания
,
а
также
синхронизировать
проверку
или
диагностирование
других
узлов
и
ме
-
ханизмов
двигателя
и
автомобиля
.
Датчик
расхода
воздуха
может
обеспечить
проверку
правильности
фор
-
мирования
горючей
смеси
совместно
с
датчиком
расхода
топлива
.
Кроме
то
-
го
,
подобный
датчик
можно
использовать
для
контроля
объема
газов
,
проры
-
вающихся
в
картер
.
Датчик
разрежения
позволит
совместно
с
датчиком
ВМТ
и
сигналом
с
выхода
прерывателя
определить
условия
всасывания
горючей
смеси
каждым
цилиндром
.
Для
этого
нужна
синхронизация
сигналами
с
выхода
прерывате
-
ля
.
Датчик
давления
может
обеспечить
проверку
компрессии
в
каждом
ци
-
линдре
в
ВМТ
в
процессе
такта
сжатия
.
Датчик
давления
масла
используется
для
проверки
встроенного
ука
-
зателя
.
Датчик
детонации
позволит
определить
уровень
детонации
,
а
также
пра
-
вильно
установить
угол
опережения
зажигания
для
каждого
конкретного
топлива
в
зависимости
от
температуры
окружающего
воздуха
,
температуры
охлаждающей
жидкости
и
оборотов
коленчатого
вала
.
Датчик
акустический
позволит
выполнить
целый
ряд
измерений
,
даю
-
щих
возможность
оценить
степень
износа
многих
деталей
и
узлов
в
соответ
-
ствии
с
методикой
,
изложенной
в
начале
данного
раздела
.
Для
полного
ис
-
пользования
такого
датчика
в
режиме
объективного
контроля
необходимо
дополнительно
обеспечить
алгоритмически
получение
и
отображение
спек
-
тра
колебаний
на
выходе
датчика
.
Датчики
или
измерители
низковольтного
напряжения
бортовой
сети
и
высоковольтного
импульсного
напряжения
в
системе
зажигания
,
позволят
правильно
определить
работу
регулятора
напряжения
при
запуске
двигателя
и
в
процессе
его
работы
.
Датчик
(
или
зажим
),
снимающий
напряжение
с
выхода
контакта
преры
-
вателя
и
с
каждого
провода
,
подсоединяемого
к
свечам
зажигания
,
позволит
проконтролировать
и
сделать
вывод
о
правильности
работы
системы
зажига
-
ния
.
Для
отображения
окончательных
и
промежуточных
результатов
диагно
-
стики
желательно
обеспечить
выполнение
следующих
операций
.
1.
Все
перечисленные
величины
выводить
на
экран
одновременно
,
что
позволить
производить
их
сопоставительный
анализ
.
44
2.
Выводить
графики
или
диаграммы
зависимостей
от
частоты
вращения
коленчатого
вала
двигателя
угла
опережения
зажигания
,
сигнала
с
выхода
других
датчиков
,
синхронизированные
с
сигналами
на
выходах
датчиков
ВМТ
и
прерывателя
для
разноса
результатов
измерения
по
цилиндрам
.
3.
Показывать
временные
диаграммы
напряжений
в
высоковольтных
и
низковольтных
цепях
системы
зажигания
с
разбивкой
по
цилиндрам
на
осно
-
ве
синхронизирующих
сигналов
с
выхода
датчика
ВМТ
и
прерывателя
.
5.4.
Выбор
параметров
для
диагностики
В
соответствии
с
нормативными
документами
на
обслуживание
диагно
-
стируемыми
параметрами
автомобилей
могут
быть
:
1.
Удельный
расход
топлива
;
2.
Давление
в
конце
такта
сжатия
в
цилиндрах
двигателя
;
3.
Разность
давлений
в
конце
такта
сжатия
между
отдельными
цилинд
-
рами
;
4.
Давление
масла
в
главной
масляной
магистрали
;
5.
Содержание
СО
в
отработавших
газах
;
6.
Содержание
СН
в
отработавших
газах
;
7.
Минимально
устойчивая
частота
вращения
коленчатого
вала
дви
-
гателя
;
8.
Изменение
частоты
вращения
коленчатого
вала
двигателя
при
после
-
довательном
отключении
каждого
из
цилиндров
;
9.
Разрежение
во
впускном
трубопроводе
;
10.
Количество
газов
,
прорывающихся
в
картер
двигателя
;
11.
Уровень
вибраций
;
12.
Скорость
изменения
температуры
охлаждающей
жидкости
в
процес
-
се
прогрева
двигателя
после
его
запуска
;
13.
Установившаяся
температура
охлаждающей
жидкости
(
для
контроля
температурного
указателя
автомобиля
);
14.
Начальный
угол
опережения
зажигания
;
15.
Коррекция
угла
опережения
зажигания
,
создаваемая
центробежным
и
вакуумным
регуляторами
;
16.
Зазор
между
контактами
прерывателя
;
17.
Падение
напряжения
между
контактами
в
замкнутом
состоянии
;
18.
Напряжение
аккумуляторной
батареи
;
19.
Напряжение
в
сети
электрооборудования
автомобиля
;
20.
Напряжение
в
первичной
цепи
прерывателя
;
21.
Напряжение
во
вторичной
цепи
(
кВ
);
22.
Пробивное
напряжение
на
свечах
зажигания
(
кВ
);
23.
Частота
вращения
коленчатого
вала
при
запуске
двигателя
;
24.
Ток
,
потребляемый
стартером
;
25.
Суммарная
сила
света
,
измеренная
в
направлении
оси
отсчета
(
кд
);
45
26.
Сила
света
светосигнальных
огней
(
фар
,
фонарей
габаритных
,
тор
-
можения
,
поворота
);
27.
Частота
следования
проблесков
указателей
поворота
;
28.
Время
от
момента
включения
указателей
поворота
до
появления
пер
-
вого
проблеска
и
другие
[2].
В
качестве
примера
можно
привести
перечень
параметров
,
измеряемых
при
анализе
временных
дигарамм
,
для
проверки
работоспособности
бескон
-
тактного
прерывателя
автомобиля
ВАЗ
−
2108:
1)
скважность
; 2)
амплитуда
; 3)
положение
переднего
фронта
импульсов
выходного
сигнала
датчика
; 4)
время
накопления
энергии
в
катушке
зажига
-
ния
; 5)
ток
и
напряжение
в
первичной
обмотке
катушки
зажигания
;
6)
напряжение
вторичной
обмотки
катушки
зажигания
; 7)
длительность
и
энергия
искрового
разряда
.
Пульсации
напряжения
на
выходе
генератора
позволят
судить
об
ис
-
правности
выпрямительного
моста
(
по
частоте
пульсаций
при
заданной
час
-
тоте
вращения
ротора
генератора
).
Напряжение
на
выходе
реле
-
регулятора
(
об
его
исправности
);
пороговое
напряжение
для
регулятора
(
летом
,
зимой
).
Включение
экономайзера
холостого
хода
(
если
его
управление
обеспе
-
чивается
электромагнитным
клапаном
).
Работа
датчика
положения
дроссель
-
ной
заслонки
.
Измерение
частоты
миганий
указателя
поворота
.
Кроме
того
,
не
-
обходимо
измерять
время
от
включения
поворота
до
первого
мигания
(
зажи
-
гания
)
лампы
указателя
поворота
.
Указатель
исправности
ламп
указателя
по
-
воротов
работает
от
величины
потребляемого
тока
лампами
указателей
. (
При
уменьшении
тока
снижается
ток
через
герконовое
реле
).
Контроль
ламп
стоп
-
сигнала
также
использует
герконовое
реле
,
а
сигнал
неисправности
форми
-
руется
снижением
потребляемого
тока
лампами
стоп
сигнала
.
Для
проверки
компрессии
необходимо
прогреть
двигатель
до
нор
-
мального
теплового
состояния
;
вывернуть
все
свечи
;
поочередно
замерить
компрессию
в
каждом
цилиндре
.
Для
этого
при
каждом
замере
провернуть
коленчатый
вал
стартером
на
10-12
оборотов
,
пока
на
манометре
не
устано
-
вится
постоянная
величина
.
Перед
замером
в
каждый
цилиндр
через
свечное
отверстие
заливают
20-30
мл
моторного
масла
.
Для
ГАЗ
-24
при
n
= 180-200
об
/
мин
номинальное
давление
8,0-8,8
кгс
/
см
2
;
минимально
допустимое
дав
-
ление
8,0
кгс
/
см
2
;
допустимая
разность
показания
различных
цилиндров
1,0
кгс
/
см
2
.
Для
вывода
результатов
диагностики
необходимо
в
памяти
ЭВМ
хра
-
нить
номинальные
значения
всех
используемых
при
диагностике
параметров
и
результаты
надо
распечатывать
на
квитанции
.
Осциллограмма
низкого
напряжения
системы
зажигания
позволяет
су
-
дить
о
выполнении
следующих
операций
:
размыкании
контактов
пре
-
рывателя
;
разряде
общей
энергии
катушки
и
конденсатора
в
виде
за
-
тухающих
колебаний
,
которые
продолжаются
в
процессе
искрового
разряда
;