ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2020

Просмотров: 1379

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

41

клапана

 

или

 

износ

 

этих

 

деталей

неточная

 

регулировка

 

зазора

 

при

 

сборке

 

двигателя

Для

 

этого

 

необходимо

 

уточнить

что

 

стучат

 

именно

 

клапаны

и

 

проверить

 

щупом

 

зазор

 

между

 

стержнем

 

клапана

 

и

 

носком

 

коромысла

При

 

увеличенном

 

зазоре

 

в

 

клапанном

 

механизме

 

его

 

следует

 

отрегулировать

 

5.2.1. 

Регулировка

 

зазоров

 

в

 

клапанном

 

механизме

 

 

Для

 

нормального

 

протекания

 

рабочего

 

процесса

 

двигателя

 

между

 

тор

-

цом

 

стержня

 

клапана

 

и

 

коромыслом

а

 

в

 

автомобиле

  "

Жигули

между

 

ры

-

чагом

 

и

 

затылком

 

кулачка

 

распределительного

 

вала

 

предусмотрен

 

тепловой

 

зазор

 (

табл

.5.1). 

Зазоры

 

проверяют

 

и

 

регулируют

 

обычно

 

на

 

холодном

 

двигателе

Величину

 

зазоров

 

в

 

клапанном

 

механизме

 

определяют

 

плоским

 

щупом

а

 

регулируют

 

поворотом

 

регулировочных

 

винтов

 

коромысел

 (

на

 

автомобилях

 

ВАЗ

 - 

головкой

 

распределительного

 

болта

в

 

требуемую

 

сторону

Для

 

регулировки

 

зазоров

 

необходимо

-

поршень

 

регулируемого

 

цилиндра

  (

например

первого

установить

 

в

 

ВМТ

 

такта

 

сжатия

предварительно

 

открыв

 

крышку

 

клапанной

 

коробки

В

 

этом

 

положении

 

оба

 

клапана

 

первого

 

цилиндра

 

закрыты

Коромысла

 

этих

 

клапанов

 

должны

 

свободно

 

качаться

 

в

 

пределах

 

зазора

;  

-

отпустить

 

контргайку

 

на

 

регулировочном

 

винте

установив

 

при

 

помо

-

щи

 

регулировочного

 

винта

 

необходимый

 

зазор

затянуть

 

контргайку

 

и

 

вновь

 

проверить

 

зазор

Таблица

 5.1 

 

 
 

Модель

 

автомобиля

 

Величина

 

теплового

 

зазора

мм

 

 

 

Впускной

 

кла

-

пан

 

Выпускной

 

кла

-

пан

 

ЗАЗ

965

А

966, 

968 "

Запорожец

0,08 0,10 

"

Москвич

407", 

408, 

412 

0,15 0,20 

ГАЗ

21 "

Волга

" 0,25

0,30 0,25

0,30 

ГАЗ

24 "

Волга

" 0,35

0,40 0,35

0,40 

ВАЗ

2101, 

2103, 

2106 "

Жигули

0,15 0,15 

 

Аналогично

 

регулируют

 

зазор

 

в

 

клапанах

 

других

 

цилиндров

пово

-

рачивая

 

коленчатый

 

вал

 

на

 

пол

-

оборота

 

в

 

соответствии

 

с

 

порядком

 

работы

 

цилиндров

 

двигателя

 

автомобиля

 

5.2.2. 

Устранение

 

детонации

 

в

 

двигателе

 

 


background image

 

42

Детонация

 - 

это

 

быстрое

 

завершение

 

процесса

 

сгорания

 

в

 

цилиндрах

 

двигателя

 

в

 

результате

 

многостадийного

 

самовоспламенения

 

части

 

рабочей

 

смеси

 

перед

 

фронтом

 

пламени

приводящее

 

к

 

появлению

 

ударных

 

волн

ко

-

торые

 

стимулируют

 

сгорание

 

всей

 

оставшейся

 

смеси

 

со

 

сверхзвуковой

 

ско

-

ростью

Рассмотрим

 

несколько

 

подробнее

 

это

 

явление

Из

 

существующих

 

теорий

объясняющих

 

сущность

 

детонации

наиболее

 

признанной

 

является

 

перексидная

согласно

 

которой

 

установлено

что

 

при

 

окислении

 

углеводородов

 

бензина

 

кислородом

 

воздуха

 

первичными

 

продук

-

тами

 

являются

 

перексидные

 

соединения

Перекиси

 

относятся

 

к

 

разряду

 

весь

-

ма

 

нестойких

 

веществ

обладающих

 

большой

 

избыточной

 

энергией

При

 

оп

-

ределенных

 

температурах

 

и

 

давлении

 

перекиси

 

могут

 

самопроизвольно

 

раз

-

лагаться

 

с

 

выделением

 

большого

 

количества

 

тепла

 

и

 

образованием

 

новых

 

ак

-

тивных

 

веществ

Известно

что

 

скорость

 

окисления

 

углеводородов

 

зависит

 

от

 

темпе

-

ратуры

 

бензина

 

и

 

значительно

 

возрастает

 

с

 

ее

 

увеличением

Поэтому

 

про

-

цессы

 

окисления

 

бензина

 

приобретают

 

особенно

 

большую

 

скорость

 

после

 

воспламенения

 

горючей

 

смеси

 

в

 

цилиндрах

 

и

 

образования

 

фронта

 

пламени

Быстрое

 

нарастание

 

температуры

 

и

 

давления

 

в

 

камере

 

сгорания

 

цилиндров

 

двигателя

 

способствует

 

дальнейшей

 

интенсификации

 

процессов

 

окисления

 

в

 

несгоревшей

 

части

 

рабочей

 

смеси

Высокие

 

температуры

 

и

 

давление

 

дейст

-

вуют

 

наиболее

 

длительно

 

на

 

оставшиеся

 

порции

 

несгоревшего

 

топлива

на

-

ходящегося

 

перед

 

фронтом

 

пламени

Вследствие

 

этого

 

в

 

них

 

особенно

 

ин

-

тенсивно

 

накапливаются

 

перекиси

Поэтому

 

наоболее

 

благоприятные

 

усло

-

вия

 

для

 

перехода

 

нормального

 

сгорания

 

в

 

цилиндрах

 

в

 

детонационное

 

соз

-

даются

 

при

 

сгорании

 

именно

 

последних

 

порций

 

рабочей

 

смеси

Следует

 

от

-

метить

что

 

процессы

 

окисления

 

углеводородов

 

бензина

 

с

 

образованием

 

пе

-

рекисей

 

происходят

 

в

 

двигателе

 

всегда

 

независимо

 

от

 

того

какое

 

сгорание

 

имеет

 

место

нормальное

 

или

 

детонационное

5.3. 

Датчики

 

и

 

соображения

 

по

 

их

 

использованию

 

в

 

системе

 

диагностики

 

 

Датчик

 

температуры

 

окружающего

 

воздуха

 

можно

 

использовать

 

при

 

определении

 

правильности

 

работы

 

термостата

 

в

 

процессе

 

прогрева

 

дви

-

гателя

Режим

 

вывода

 

на

 

стационарные

 

условия

 

работы

 

двигателя

 

будет

 

оп

-

ределяться

 

температурой

 

окружающего

 

воздуха

Датчик

 

температуры

 

охлаждающей

 

жидкости

 

предназначен

 

для

 

точного

 

определения

 

температуры

 

жидкости

зависящей

 

от

 

условий

 

работы

 

двигате

-

ля

и

 

для

 

контроля

 

встроенного

 

датчика

 

на

 

приборной

 

панели

 

автомобиля

а

 

также

 

для

 

контроля

 

работы

 

термостата

Датчик

 

кислорода

 

в

 

коллекторе

 

контролирует

 

отклонения

 

от

 

сте

-

хиометрического

 

состава

 

горючей

 

смеси

попадающей

 

в

 

цилиндры

Тем

 

са

-

мым

 

можно

 

контролировать

 

установку

 

органов

 

регулировки

 

карбюратора

 

и

 

обеспечить

 

при

 

необходимости

 

такую

 

регулировку


background image

 

43

Датчик

 

угловых

 

импульсов

 

предположительно

 

может

 

быть

 

использован

 

для

 

точного

 

измерения

 

угловой

 

скорости

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

хотя

 

такую

 

функцию

 

можно

 

обеспечить

 

и

 

на

 

основе

 

использования

 

сигнала

 

на

 

контакте

 

прерывателя

Датчик

 

верхней

 

мертвой

 

точки

 

может

 

обеспечить

 

точное

 

измерение

 

со

-

вместно

 

с

 

сигналом

 

на

 

контакте

 

прерывателя

 

угла

 

опережения

 

зажигания

а

 

также

 

синхронизировать

 

проверку

 

или

 

диагностирование

 

других

 

узлов

 

и

 

ме

-

ханизмов

 

двигателя

 

и

 

автомобиля

Датчик

 

расхода

 

воздуха

 

может

 

обеспечить

 

проверку

 

правильности

 

фор

-

мирования

 

горючей

 

смеси

 

совместно

 

с

 

датчиком

 

расхода

 

топлива

Кроме

 

то

-

го

подобный

 

датчик

 

можно

 

использовать

 

для

 

контроля

 

объема

 

газов

проры

-

вающихся

 

в

 

картер

Датчик

 

разрежения

 

позволит

 

совместно

 

с

 

датчиком

 

ВМТ

 

и

 

сигналом

 

с

 

выхода

 

прерывателя

 

определить

 

условия

 

всасывания

 

горючей

 

смеси

 

каждым

 

цилиндром

Для

 

этого

 

нужна

 

синхронизация

 

сигналами

 

с

 

выхода

 

прерывате

-

ля

Датчик

 

давления

 

может

 

обеспечить

 

проверку

 

компрессии

 

в

 

каждом

 

ци

-

линдре

 

в

 

ВМТ

 

в

 

процессе

 

такта

 

сжатия

Датчик

 

давления

 

масла

 

используется

 

для

 

проверки

 

встроенного

 

ука

-

зателя

Датчик

 

детонации

 

позволит

 

определить

 

уровень

 

детонации

а

 

также

 

пра

-

вильно

 

установить

 

угол

 

опережения

 

зажигания

 

для

 

каждого

 

конкретного

 

топлива

 

в

 

зависимости

 

от

 

температуры

 

окружающего

 

воздуха

температуры

 

охлаждающей

 

жидкости

 

и

 

оборотов

 

коленчатого

 

вала

Датчик

 

акустический

 

позволит

 

выполнить

 

целый

 

ряд

 

измерений

даю

-

щих

 

возможность

 

оценить

 

степень

 

износа

 

многих

 

деталей

 

и

 

узлов

 

в

 

соответ

-

ствии

 

с

 

методикой

изложенной

 

в

 

начале

 

данного

 

раздела

Для

 

полного

 

ис

-

пользования

 

такого

 

датчика

 

в

 

режиме

 

объективного

 

контроля

 

необходимо

 

дополнительно

 

обеспечить

 

алгоритмически

 

получение

 

и

 

отображение

 

спек

-

тра

 

колебаний

 

на

 

выходе

 

датчика

Датчики

 

или

 

измерители

 

низковольтного

 

напряжения

 

бортовой

 

сети

 

и

 

высоковольтного

 

импульсного

 

напряжения

 

в

 

системе

 

зажигания

позволят

 

правильно

 

определить

 

работу

 

регулятора

 

напряжения

 

при

 

запуске

 

двигателя

 

и

 

в

 

процессе

 

его

 

работы

Датчик

 (

или

 

зажим

), 

снимающий

 

напряжение

 

с

 

выхода

 

контакта

 

преры

-

вателя

 

и

 

с

 

каждого

 

провода

подсоединяемого

 

к

 

свечам

 

зажигания

позволит

 

проконтролировать

 

и

 

сделать

 

вывод

 

о

 

правильности

 

работы

 

системы

 

зажига

-

ния

Для

 

отображения

 

окончательных

 

и

 

промежуточных

 

результатов

 

диагно

-

стики

 

желательно

 

обеспечить

 

выполнение

 

следующих

 

операций

1. 

Все

 

перечисленные

 

величины

 

выводить

 

на

 

экран

 

одновременно

что

 

позволить

 

производить

 

их

 

сопоставительный

 

анализ


background image

 

44

2. 

Выводить

 

графики

 

или

 

диаграммы

 

зависимостей

 

от

 

частоты

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

угла

 

опережения

 

зажигания

сигнала

 

с

 

выхода

 

других

 

датчиков

синхронизированные

 

с

 

сигналами

 

на

 

выходах

 

датчиков

 

ВМТ

 

и

 

прерывателя

 

для

 

разноса

 

результатов

 

измерения

 

по

 

цилиндрам

3. 

Показывать

 

временные

 

диаграммы

 

напряжений

 

в

 

высоковольтных

 

и

 

низковольтных

 

цепях

 

системы

 

зажигания

 

с

 

разбивкой

 

по

 

цилиндрам

 

на

 

осно

-

ве

 

синхронизирующих

 

сигналов

 

с

 

выхода

 

датчика

 

ВМТ

 

и

 

прерывателя

5.4. 

Выбор

 

параметров

 

для

 

диагностики

 

 

В

 

соответствии

 

с

 

нормативными

 

документами

 

на

 

обслуживание

 

диагно

-

стируемыми

 

параметрами

 

автомобилей

 

могут

 

быть

1. 

Удельный

 

расход

 

топлива

2. 

Давление

 

в

 

конце

 

такта

 

сжатия

 

в

 

цилиндрах

 

двигателя

3. 

Разность

 

давлений

 

в

 

конце

 

такта

 

сжатия

 

между

 

отдельными

 

цилинд

-

рами


4. 

Давление

 

масла

 

в

 

главной

 

масляной

 

магистрали

5. 

Содержание

 

СО

 

в

 

отработавших

 

газах

6. 

Содержание

 

СН

 

в

 

отработавших

 

газах

7. 

Минимально

 

устойчивая

 

частота

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

дви

-

гателя

8. 

Изменение

 

частоты

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

при

 

после

-

довательном

 

отключении

 

каждого

 

из

 

цилиндров

9. 

Разрежение

 

во

 

впускном

 

трубопроводе

10. 

Количество

 

газов

прорывающихся

 

в

 

картер

 

двигателя

11. 

Уровень

 

вибраций

12. 

Скорость

 

изменения

 

температуры

 

охлаждающей

 

жидкости

 

в

 

процес

-

се

 

прогрева

 

двигателя

 

после

 

его

 

запуска

13. 

Установившаяся

 

температура

 

охлаждающей

 

жидкости

 (

для

 

контроля

 

температурного

 

указателя

 

автомобиля

); 

14. 

Начальный

 

угол

 

опережения

 

зажигания

15. 

Коррекция

 

угла

 

опережения

 

зажигания

создаваемая

 

центробежным

 

и

 

вакуумным

 

регуляторами

16. 

Зазор

 

между

 

контактами

 

прерывателя

17. 

Падение

 

напряжения

 

между

 

контактами

 

в

 

замкнутом

 

состоянии

18. 

Напряжение

 

аккумуляторной

 

батареи

19. 

Напряжение

 

в

 

сети

 

электрооборудования

 

автомобиля

20. 

Напряжение

 

в

 

первичной

 

цепи

 

прерывателя

21. 

Напряжение

 

во

 

вторичной

 

цепи

 (

кВ

); 

22. 

Пробивное

 

напряжение

 

на

 

свечах

 

зажигания

 (

кВ

); 

23. 

Частота

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

при

 

запуске

 

двигателя

24. 

Ток

потребляемый

 

стартером

25. 

Суммарная

 

сила

 

света

измеренная

 

в

 

направлении

 

оси

 

отсчета

 (

кд

); 


background image

 

45

26. 

Сила

 

света

 

светосигнальных

 

огней

  (

фар

фонарей

 

габаритных

тор

-

можения

поворота

); 

27.

Частота

 

следования

 

проблесков

 

указателей

 

поворота

28. 

Время

 

от

 

момента

 

включения

 

указателей

 

поворота

 

до

 

появления

 

пер

-

вого

 

проблеска

 

и

 

другие

 [2]. 

В

 

качестве

 

примера

 

можно

 

привести

 

перечень

 

параметров

измеряемых

 

при

 

анализе

 

временных

 

дигарамм

для

 

проверки

 

работоспособности

 

бескон

-

тактного

 

прерывателя

 

автомобиля

 

ВАЗ

 

 2108: 

1)

скважность

; 2)

амплитуда

; 3)

положение

 

переднего

 

фронта

 

импульсов

 

выходного

 

сигнала

 

датчика

; 4)

время

 

накопления

 

энергии

 

в

 

катушке

 

зажига

-

ния

; 5)

ток

 

и

 

напряжение

 

в

 

первичной

 

обмотке

 

катушки

 

зажигания

6)

напряжение

 

вторичной

 

обмотки

 

катушки

 

зажигания

; 7)

длительность

 

и

 

энергия

 

искрового

 

разряда

Пульсации

 

напряжения

 

на

 

выходе

 

генератора

 

позволят

 

судить

 

об

 

ис

-

правности

 

выпрямительного

 

моста

 (

по

 

частоте

 

пульсаций

 

при

 

заданной

 

час

-

тоте

 

вращения

 

ротора

 

генератора

). 

Напряжение

 

на

 

выходе

 

реле

-

регулятора

 

(

об

 

его

 

исправности

); 

пороговое

 

напряжение

 

для

 

регулятора

 (

летом

зимой

). 

Включение

 

экономайзера

 

холостого

 

хода

  (

если

 

его

 

управление

 

обеспе

-

чивается

 

электромагнитным

 

клапаном

). 

Работа

 

датчика

 

положения

 

дроссель

-

ной

 

заслонки

Измерение

 

частоты

 

миганий

 

указателя

 

поворота

Кроме

 

того

не

-

обходимо

 

измерять

 

время

 

от

 

включения

 

поворота

 

до

 

первого

 

мигания

 (

зажи

-

гания

лампы

 

указателя

 

поворота

Указатель

 

исправности

 

ламп

 

указателя

 

по

-

воротов

 

работает

 

от

 

величины

 

потребляемого

 

тока

 

лампами

 

указателей

. (

При

 

уменьшении

 

тока

 

снижается

 

ток

 

через

 

герконовое

 

реле

). 

Контроль

 

ламп

 

стоп

-

сигнала

 

также

 

использует

 

герконовое

 

реле

а

 

сигнал

 

неисправности

 

форми

-

руется

 

снижением

 

потребляемого

 

тока

 

лампами

 

стоп

 

сигнала

Для

 

проверки

 

компрессии

 

необходимо

 

прогреть

 

двигатель

 

до

 

нор

-

мального

 

теплового

 

состояния

вывернуть

 

все

 

свечи

поочередно

 

замерить

 

компрессию

 

в

 

каждом

 

цилиндре

Для

 

этого

 

при

 

каждом

 

замере

 

провернуть

 

коленчатый

 

вал

 

стартером

 

на

 10-12 

оборотов

пока

 

на

 

манометре

 

не

 

устано

-

вится

 

постоянная

 

величина

Перед

 

замером

 

в

 

каждый

 

цилиндр

 

через

 

свечное

 

отверстие

 

заливают

 20-30 

мл

 

моторного

 

масла

Для

 

ГАЗ

-24 

при

 

n

 = 180-200 

об

/

мин

 

номинальное

 

давление

 8,0-8,8 

кгс

/

см

2

минимально

 

допустимое

 

дав

-

ление

 8,0 

кгс

/

см

2

допустимая

 

разность

 

показания

 

различных

 

цилиндров

 1,0 

кгс

/

см

2

Для

 

вывода

 

результатов

 

диагностики

 

необходимо

 

в

 

памяти

 

ЭВМ

 

хра

-

нить

 

номинальные

 

значения

 

всех

 

используемых

 

при

 

диагностике

 

параметров

 

и

 

результаты

 

надо

 

распечатывать

 

на

 

квитанции

Осциллограмма

 

низкого

 

напряжения

 

системы

 

зажигания

 

позволяет

 

су

-

дить

 

о

 

выполнении

 

следующих

 

операций

размыкании

 

контактов

 

пре

-

рывателя

разряде

 

общей

 

энергии

 

катушки

 

и

 

конденсатора

 

в

 

виде

 

за

-

тухающих

 

колебаний

которые

 

продолжаются

 

в

 

процессе

 

искрового

 

разряда