Файл: Петровский. Автоматизация технологических процессов и производств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Автоматизация

Добавлен: 15.11.2018

Просмотров: 7077

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

66 

стема  научных  исследований  (АСНИ);  система  автоматизированного  проекти-
рования  (САПР);  автоматизированная  система  технологической  подготовки 
производства (АСТПП); автоматизированная система управления (АСУ). 

Автоматизированная  транспортно-складская  система  (АТСС)  –  сово-

купность  взаимосвязанных  автоматизированных  складских  и  подъемно-
транспортных  устройств  для  перемещения,  ориентации  и  хранения  предметов 
труда и технологической оснастки в производственном процессе. 

Автоматизированная система инструментального обеспечения (АСИО) – 

совокупность  взаимосвязанных  автоматизированных  средств,  включающая 
участки  подготовки  инструмента,  устройства  транспортирования,  накопления, 
смены и контроля качества, обеспечивающие подготовку, хранение, автомати-
ческую  установку  и  замену  инструмента.  АСИО  должна  обеспечивать  рацио-
нальное  использование  фонда  машинного  времени  металлорежущих  станков, 
сокращение вспомогательного времени при их обслуживании, контроль и уход 
за инструментом. 

Автоматизированная  система  контроля  (САК)  –  совокупность  взаимо-

связанных автоматизированных средств активного и послеоперационного кон-
троля.  Предпочтение  должно  отдаваться  устройствам  активного  контроля, 
обеспечивающим  не  только  контроль  состояния  режущего  инструмента,  но  и 
контроль обрабатываемых заготовок. 

Устройства автоматического поддержания точности должны обеспечивать 

получение качественного изделия на данной стадии обработки, корректировать 
положение режущего инструмента по мере его износа, контролировать измене-
ние размеров детали и выдавать необходимые сигналы в критических ситуаци-
ях. Устройства должны быть универсальными, т. е. обеспечивать контроль всех 
операций,  выполняемых  на  станке,  иметь  минимальные  габаритные  размеры, 
размещаться в станке, а также иметь элементы настройки и регулирования. 

Диагностический  сигнал,  формируемый  устройством,  должен  быть  про-

порциональным  изменению  контролируемого  размера  во  всем  диапазоне  опе-
рационного допуска на обработку и пригодным для ввода в систему ЧПУ стан-
ка.  Конструкция  контрольного  устройства  и  вид  диагностического  сигнала 
должны быть инвариантны к факторам, присущим процессу резания: действию 
стружки, технологической среды (СОЖ, газовая среда и т. д.), изменению уров-
ня  вибрации  механизмов  и  узлов  станка,  переменному  шуму  в  рабочей  зоне 
станка, а также изменению температуры заготовки, отклонению твердости ма-
териала и неоднородности физико-механического состава. 

Система  ЧПУ  станка  должна  обеспечивать  возможность  задания  эталон-

ных значений диагностических сигналов и отклонений от них, прием сигналов 
с устройства контроля, их математическую обработку и сравнение с эталонным 
значением,  а  также  выполнение  математических  операций  с  необходимым 
быстродействием и точностью для формирования команд. 

На рис. 19 представлена ГПС механической обработки корпусных цилин-

дрических  деталей  МАК-2,  разработанная  НИТИ  «Прогресс»,  г.  Ижевск.  ГПС 
предназначена для автоматизированного изготовления сложных корпусных де-


background image

 

67 

талей  цилиндрической  формы  размерами  150

400  мм  из  высокопрочных  ста-

лей, в том числе закаленных. Тип производства серийный. 

 

 

 

Рис. 19. ГПС механической обработки корпусных цилиндрических деталей

 

  

 
 

ГПС  состоит  из  четырех  гибких  автоматизированных  участков,  в  состав 

которых  входят  многоцелевые  станки,  подвесные  транспортные  роботы  и  мо-
ечно-сушильные  агрегаты,  а  также  гибкий  автоматизированный  участок  уни-
версальных  станков,  транспортно-накопительная  система,  централизованная 
система инструментального  обеспечения и интегрированная автоматизирован-
ная система управления.  

Основное  металлорежущее  оборудование  ГПС  –  многоцелевые  станки  с 

ЧПУ  токарной  группы  –  модели  СТП0220Пр  и  16К20ФЗС18;  и  фрезерно-
сверлильно-расточной группы модели ОЦ1И21, ОЦ1И22, ОЦ1И22Н. Техноло-
гические характеристики ГПС приведены в табл. 15. 

Обработка  производится  в  универсальных  переналаживаемых  приспособ-

лениях с быстросменными наладками. Полнота обработки изделий достигается 
применением в составе ГПС участков из многоцелевых станков с ЧПУ для ос-


background image

 

68 

новных формообразующих операций, а также участков универсальных станков 
и слесарных рабочих мест для финишных операций.  

                                                                                                              Таблица 15 

Технологические характеристики ГПС МАК-2 

 

Доля станков ЧПУ,% в общей станкоемкости 

85 

– 90  

Наибольшие размеры обрабатываемых деталей, мм. 

   

Диаметр  

150  

Длина  

400  

Количество станков в ГПС, шт.  

76  

В том числе:  

   

многоцелевых с ЧПУ,  

54  

универсальных  

22  

Площадь, занимаемая ГПС, кв. м.  

2630  

 
Запуск  деталей  производится  расчетными  партиями,  а  межоперационное 

перемещение  грузов  –  транспортными  партиями  в  единой  унифицированной 
таре подвесными транспортными роботами.  

Обслуживание рабочих мест плановое, по сменно-суточному заданию. По-

следовательность  подачи  грузов  на  рабочие  места:  приспособление,  комплект 
инструментальных  наладок,  заготовки.  Подача  грузов  производится  автомати-
чески, а разгрузка в целях безопасности – по запросам с рабочих мест.  

Межоперационное хранение грузов производится на приемных столах и  в 

таре транспортно-накопительной системы. Загрузку заготовок на станки, снятие 
со станка и укладку в тару производят операторы станков.  

Удаление  стружки  централизованное,  механизированное,  специальными 

конвейерами  скребкового  типа.  Обеспечение  СОЖ  централизованное,  через 
раздаточные колонки.  

 

 

5.2. Автоматизированная транспортно-складская система 

 

В состав АТСС включают автоматизированные склады, краны, конвейеры, 

тележки,  промышленные  роботы,  передающие,  тактовые  и  ориентирующие 
устройства.  

Структурные  единицы  АТСС  –  дорогостоящие  громоздкие  агрегаты  –  их 

применение  должно  удовлетворять  критериям  целесообразности.  Они  приме-
няются там, где суточные комплекты занимают большие объемы и площади. 

Автоматизированные склады предназначены для хранения, приемки и вы-

дачи материальных объектов производственного процесса с максимальным ис-
пользованием объемов складских помещений, высоким уровнем автоматизации 
транспортно-погрузочных операций и максимальным быстродействием. 

Пример типовой конструкции автоматизированного склада показан на рис. 

20.  

Склад  состоит  из  модулей.  Каждый  модуль  представляет  собой  два  ряда 

многоярусных стеллажей 1, в проходе которых по верхнему и нижнему рельсо-
вым путям перемещается подъемно-транспортный механизм - штабелер 2

 


background image

 

69 

 

           

 

 

 

Рис. 20. Автоматизированный склад  

 

В ячейках стеллажей размещаются тара или поддоны с грузом. В переднем 

торце стеллажа каждого модуля монтируются столы 3 приема и выдачи груза. В 
непосредственной близости от стола устанавливается шкаф  4 управления шта-
белером, содержащий средства автоматики исполнительных механизмов. 

Штабелер – подъемно-транспортное устройство, состоящее из колонны с 

грузоподъемной  платформой,  на  которой  смонтирован  выдвижной  телескопи-
ческий  грузозахват.  По  команде  ЦПУ  на  загрузку  склада  штабелер  подает  на 
приемное  устройство  пустую  тару  или  приспособления-спутники,  которые  за-
гружаются заготовками, затем транспортируются в заданные ячейки стеллажа. 
При  поступлении  команды  на  разгрузку  склада  штабелер  забирает  тару  или 
приспособления-спутники  из  ячеек  стеллажа,  транспортирует  и  устанавливает 
их на стол загрузки-разгрузки. 

                                                                                                                             Таблица 16 

Технические характеристики автоматизированных складов 

 

1  Высота склада, м 

4 - 8 

2  Длина склада, м 

10 - 60 

3  Число модулей в складе 

1…6 

4  Грузоподъемность штабалера, кг 

100…1000 

5  Грузозахват 

телескопический 

6  Габаритные размеры тары (поддона) в плане, мм  

от 300 

 400 до 800 

 1200 

 
Управление  складом  ведется  оператором  с  клавиатуры  ПЭВМ.  Система 

управления складом связана с ЦПУ производственного комплекса, откуда зада-
ется  автоматический  режим  работы.  Система  управления  позволяет  произво-
дить учет, обработку, систематизацию и вывод данных по хранимым объектам. 

Краткие технические характеристики автоматизированных складов приве-

дены в табл. 16. 

А-А 

А 

А 


background image

 

70 

Универсальными транспортными средствами являются напольные автома-

тизированные платформы. Для выполнения погрузочно-разгрузочных операций 
их оснащают различными подъемными, поворотными и выдвижными столами 
или  промышленными  роботами.  Платформы, оснащенные  программируемыми 
системами управления, называют транспортными роботами (ТР). Пример кон-
структивного исполнения ТР представлен на рис.21. 

 

  

Рис. 21. Транспортный робот KMR iiwa 

компании KUKA Roboter GmbH 

https://www.youtube.com/watch?v=ymAgKy

MF82s&feature=youtu.be

 

 

 

Рис. 22. Транспортный робот ММТ-400 

компании 

Neobotix GmbH

 

http://www.neobotix-robots.com/transport-

systems.html

 

                           Таблица 17 

Технические характеристики транспортного робота KMR iiwa 

 

 

 

Платформа 

Высота платформы, мм  

700 

Длина со сканерами зон безопасности, мм 

1190 

Ширина со сканерами и зон безопасности,  мм  

720 

Вес, кг 

400 

Максимум. полезная нагрузка, кг 

400 

Макс. скорость прямо вперед и в стороны, км / ч 

Максимум. скорость по диагонали, км / ч 

Диаметр колеса, мм 

250 

Робот  LBR iiwa 

7  R800           

14  R800           

Полезная нагрузка, кг           

14 

Количество осей                                                                                              

Точность позиционирования (ISO 9283), мм    

± 0,1 

± 0,1 

Точность скоростей               

 

± 2%

 

± 2%

 

Вес 

22,3

 

22,3