Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7171

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сделаем некоторые выводы. В туристской картографии можно выделить три основных типа карт – аналитические, комплексные и синтетические. Аналитические карты дают наиболее детальную характеристику совокупности однородных туристских объектов по ограниченному (либо одному) числу показателей (например, размещение всех гостиниц с характеристикой их вместимости). На комплексных картах представлена вся совокупность объектов, значимых с точки зрения туриста (объектов туристского интереса и туристской инфраструктуры). Синтетические карты отражают результаты агрегирования, синтеза большого количества информации и дают интегральную характеристику территории или явлений. Наиболее характерным примером синтетических карт могут служить карты рекреационно-туристского районирования.

С помощью туристских карт туристы и другие их пользователи решают следующие задачи35:

1. Ознакомительные: оценка туристских возможностей района предполагаемого посещения; выбор оптимальных (по времени, расстоянию, степени сложности) маршрутов; ознакомление с имеющейся туристской инфраструктурой (места размещения, питания и др.).

2. Ориентационные: ориентирование по карте на местности; точная локализация различных природных, хозяйственных и культурно-исторических объектов; визуальная оценка по карте расстояний и направлений.

3. Информационно-справочные: определение абсолютных и относительных высот, крутизны склонов и других параметров, связанных с рельефом; получение характеристик природных объектов, являющихся целью туристского посещения, например, параметры гидрографических объектов – для водного туризма); получение необходимой информации об историко-культурных объектах (например, хронологические сведения).


Контрольные вопросы


  • В чем выражается ярко выраженная ресурсная ориентация туризма?

  • Проанализируйте существующие взгляды на понятие «туристские ресурсы».

  • Как соотносятся понятия «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы»?

  • Что такое «туристский интерес» и «туристское впечатление»?

  • Как классифицируют туристские ресурсы отечественные специалисты?

  • Приведите примеры классификаций туристских ресурсов, предлагаемых зарубежными специалистами.

  • Выберите наиболее предпочтительную для вас классификацию туристских ресурсов. Обоснуйте свой выбор.

  • Перечислите и раскройте основные принципы выделения туристских ресурсов.

  • Какими свойствами обладают туристские ресурсы?

  • Какие требования предъявляются потребителями к туристским ресурсам?

  • Кадастр как один из основных методов оценки туристских ресурсов.

  • Каковы структура и особенности составления кадастра туристских ресурсов?

  • Понятие, виды и свойства рекреационных ресурсов.

  • Обосновано ли включение в рекреационные ресурсы социально-экономических?

  • Что показывает и как определяется емкость рекреационных ресурсов?

  • Дайте определения понятиям «карта», «туристская карта».

  • Каково значение карт для туристского бизнеса?

  • Как классифицируют туристские карты?

  • Какие разновидности туристских карт вы знаете?

  • Назовите важнейшие особенности туристских карт.

  • Перечислите и охарактеризуйте основные приемы работы с картами.

  • Как осуществляется оценка туристских ресурсов с помощью карт и атласов?

  • Что такое ментальные карты и как они составляются?

  • Какие задачи решают туристы и исследователи с помощью туристских карт?







Задания для практических занятий


      1. Используя существующие варианты классификации туристских ресурсов, постарайтесь предложить собственную их классификацию. Результат отобразите схематически.

      2. На основе таблицы 3.1. Структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов составьте кадастр туристских ресурсов региона (населенного пункта) своего проживания. Предпочтительно ориентироваться на выделение трех основных блоков туристских ресурсов: природного, историко-культурного и социально-экономического.

      3. Пользуясь перечнем основных свойств туристских ресурсов, приводимым в учебнике, проведите первичную оценку туристских ресурсов своего района (населенного пункта), а также определите их важнейшие характеристики и целевую направленность.

      4. Проанализируйте любую туристскую карту или схему (по выбору), последовательно отвечая на следующие вопросы:

        • Общие сведения о карте (название, год издания, страна и город издания, картографируемая территория, картографическая фабрика, тираж карты, автор если есть).

        • Тип картографического издания и обоснованность его выбора.

        • Масштаб карты, его величина и оптимальность подбора.

        • Элементы, легенда и дополнительные сведения карты.

        • Картографическое изображение и его свойства. Наглядность, читаемость, дизайн и техническое оформление карты.

        • Генерализация и непрерывность картографического изображения. Способы картографического изображения и оптимальность их выбора. Условные знаки.

        • Какие рекреационные и туристские объекты показаны на карте? Полнота показа.

        • Какие качественные и количественные показатели позволяет измерить ваша карта?

        • Перечислите наиболее значимые достоинства и недостатки изучаемой карты.

    Пользуясь картой, попробуйте составить туристское описание изображенной на ней территории.


    Г Л А В А 4

    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА И ИХ ОЦЕНКА


    4.1. Понятие о природных ресурсах туризма


    В качестве природных предпосылок рекреации и туризма выступают природно-территориальные и аквальные комплексы разных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ландшафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность или типичность, размеры и формы природных объектов и их визуально-географическое положение.

    Следует заметить, что понятие «природные туристские ресурсы» в научном обороте практически не используется. Наиболее прочные позиции занимает понятие «природные рекреационные ресурсы». Именно ему мы и будем уделять основное внимание в рамках данной главы.

    Следует отметить, что термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е гг. ХХ в. он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-71 гг. Именно в эти годы Ю. К. Ефремов в одной из своих работ к рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В. Б. Нефедова предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почвы.

    Три года спустя Б. Б. Родоман рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. А. А. Минц считал, что исследование этого понятия следует начать с учета сложившегося представления о естественных ресурсах, к которым относил «...тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности». Он отмечал, что основными критериями, от которых зависит включение тех или иных элементов природы в состав естественных ресурсов, являются: техническая возможность, экономическая необходимость (потребность) и целесообразность использования, а также определенный уровень изученности.

    Далее, в течение последующих трех десятилетий, экономисты, географы и ученые других специальностей постоянно уточняли содержание этого понятия. Однако, в научных публикациях этих лет понятию «природные ресурсы», как правило, сопутствует понятие «природные условия». Для всей совокупности определений природных условий достаточно справедливым может оказаться одно общее: природные условия – разнообразные природные явления, тела или природные процессы, существенные на данном уровне развития технологии производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе.


    Это значит, природные рекреационные ресурсы, с одной стороны, входят в состав природной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы – часть гидросферы, минеральные ресурсы – часть литосферы), с другой стороны они – составная часть социально-экономической жизни общества. При этом, природные тела, явления, процессы и отдельные элементы рельефа часто выступают то как условия рекреационной деятельности, то как ресурсы. Это имеет решающее значение для понимания механизма превращения природных условий в ресурсы. Тела и силы природы выступают в качестве рекреационных ресурсов только тогда, когда они рассматриваются с позиций организаторов отдыха, а не отдыхающего.

    Исходя из определения «природные ресурсы», говорить о климатических ресурсах можно лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными для рекреационной деятельности погодными условиями, проявляющимися на конкретной площади. Только в этом случае мы можем считать, что перешли от понятия «климатические условия» рекреационной деятельности к понятию «рекреационно-климатические ресурсы». Например, морской пляж, не будучи предварительно исследован и оценен с точки зрения возможного его использования, является природным объектом, элементом ландшафта, одной из форм рельефа аккумулятивного берега. Но как только специалисты определили количество возможных посещений этого пляжа в течение летнего периода (число дней с температурой воды +17оС и выше), данный пляж может рассматриваться как рекреационный ресурс.

    Таким образом, природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма. Данное определение справедливо и для культурно-исторических рекреационных ресурсов (памятники архитектуры, истории, этнографии и др.). К тому же оно не противоречит и определению «туристские ресурсы», приведенному в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

    При организации отдыха природные факторы выступают и как условия, и как ресурсы отдыха. Каждое рекреационное занятие, каждый цикл рекреационных занятий требуют для своего осуществления соответствующих комфортных условий природной среды (природных факторов). Наличие их в пределах какой-то территории в определенное время достаточно для оценки возможностей ее использования в интересах одного отдыхающего.

    Если же возникает задача организации отдыха для некоторого множества отдыхающих, то необходимо найти достаточно просторную территорию, обладающую комфортными условиями. При этом она должна отвечать требованиям стационарных учреждений отдыха, а именно обладать комфортными свойствами в течение максимально большого (или, по меньшей мере, в течение заданного) периода времени. Только в этом случае мы вправе считать, что перешли от анализа условий рекреационной деятельности к анализу рекреационных ресурсов (запасов). Поэтому характеристика рекреационных ресурсов должна включать данные о качестве природных условий, о площади (или об объеме), которую эти качества характеризуют, и о длительности периода, в течение которого эти качества проявляются.


    Под природными рекреационными ресурсами часто понимают природные и природно-технические геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления некоторого контингента людей в течение некоторого времени.

    А. М. Сазыкин, указывая на множественность определений понятия «природные рекреационные ресурсы», считает, что одни более удачны, другие менее. У В. И. Преловского используется вполне приемлемое определение природных рекреационных ресурсов, под которыми автор понимает природные явления, процессы или отдельные элементы ландшафта, которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности.

    По В. И. Преловскому, природные рекреационные ресурсы – это природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа…, которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма, это компоненты природной среды. Природные рекреационные ресурсы, как и любые ресурсы не компонент природной среды, а совокупность элементов всей географической среды, то есть рекреационные ресурсы пляжа – это определенное сочетание характеристик рельефа, климата и моря, а также растительности и животного мира.

    Самое главное: рекреационный ресурс, как и любой другой, требует изучения, но ресурсом он будет независимо от того исследован или нет. Если водопад известен и манит туристов – это ресурс, независимо от того измерена ли его высота и рассчитано ли сколько человек его может посетить, если пляж привлекает людей для отдыха и купания – значит это ресурс независимо знаем ли мы его площадь, длительность пляжно-купального сезона и рекреационную емкость.

    Для экономической оценки важно определить возможность использования природных рекреационных ресурсов. Под прямыми рекреационными ресурсами понимаются те тела и силы природы, которые непосредственно способствуют восстановлению и развитию физических и духовных сил человека. К ним относятся геоморфологические, климатические, гидрологические и энергоинформационные, флористические, фаунистические и комплексные.

    Опосредованные рекреационные ресурсы оказывают влияние на формирование прямых ресурсов. К ним относятся ресурсы: геологические, почвенные, частично геоморфологические, энергоинформационные, флористические и фаунистические. Комплексные природные рекреационные ресурсы – это сочетание всех природных рекреационных ресурсов, неразрывно связанных между собой потоками вещества и энергии, имеющих медико-биологическую, психоэстетическую и научную ценность для восстановления духовных и физических сил человека36.

    Природные рекреационные ресурсы достаточно разнообразны. Это требует их детальной классификации. Один из многочисленных вариантов классификации природных рекреационных ресурсов приводится на рисунке 4.1.