ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 7433
Скачиваний: 113
Развитие туристско-рекреационной сферы и изучение туризма требуют соответствующего информационного обеспечения. Картографические произведения (карты, атласы, туристские схемы, буклеты, рекламные проспекты и др.) являются наиболее наглядным, емким и концентрированным носителем пространственно организованной информации. Карты, атласы, планы городов и отдельных местностей, различные комбинации карт и фото- и аэрокосмических снимков широко используются туристами на разных этапах подготовки и осуществления путешествий, служат эффективным и наглядным средством привлечения потенциальных туристов.
Туристские карты есть географические карты, предназначенные для целей туризма. К туристским картам предъявляются особые требования в отношении выразительности и читаемости; они сопровождаются рисунками, фотографиями, указателями, текстом и различными справочными сведениями. По содержанию и назначению их можно разделить на общие и специализированные.
Общие туристские карты передают общегеографические элементы (дорожную сеть, населённые пункты, реки, озера, леса, рельеф и др.) и объекты туристского значения (архитектурные и исторические памятники, заповедники, национальные парки, музеи, гостиницы, туристские базы, кемпинги и т. д.). Эти карты используются для ознакомления с районом, выбора маршрута путешествий, получения различных справок о размещении достопримечательностей и системе обслуживания туристов.
По охвату и характеру изображения территории общие туристские карты можно разделить на обзорные, маршрутные и планы городов. Обзорные карты (масштабы от 1:200000 до 1:1000000) охватывают страну в целом, отдельные административно-территориальные единицы и географические регионы, представляющие особый интерес для туристов. Маршрутные туристские карты – схемы, показывающие узкую полосу маршрутов (пешеходных, лыжных, водных, автомобильных, железнодорожных, комбинированных). Туристские карты пешеходных маршрутов обычно издаются в масштабах от 1:100000 до 1:400000, а другие – в более мелких. Туристские планы городов издаются отдельно или помещаются в виде дополнений на обзорных и маршрутных картах или в атласах.
Характерной особенностью собственно туристских карт является преобладание в их числе карт крупного масштаба, содержащих подробную информацию на конкретный регион. Это могут быть карты комплексного туристского содержания, отражающие весь набор необходимых сведений (памятники природы и культуры, транспортная сеть и места размещения и отдыха, объекты общественного питания, связи, медицинской помощи и др.).
Вторую группу крупномасштабных туристских карт образуют специализированные карты, посвященные отдельным видам рекреации и туризма – например, карты для рыболовов (с детальной информацией о местах лова различных видов рыб, глубине водоемов, скорости течения рек и др.), грибников (с подробной характеристикой видового состава леса, популярных мест сбора грибов и др.), для горного туризма (с указанием рекомендуемых маршрутов разной категории сложности, пещер, опасных склонов, мест возможных ночевок и др.).
Среднемасштабные и реже мелкомасштабные туристские карты используются для первоначального ознакомления со страной предполагаемого туристского посещения, а также для информационно-картографического обеспечения маршрутов значительной протяженности. Эти карты дают обзорную информацию и относятся к типу комплексных карт. На таких картах помимо общегеографической нагрузки показываются объекты, представляющие интерес для туристов. Эти объекты можно разделить на две основные группы. Первую группу составляют исторические и архитектурные памятники, музеи, наиболее интересные природные объекты – водопады, пещеры, горные вершины, заповедники, являющиеся целью туристского посещения. Во вторую группу входят объекты инфраструктуры, обеспечивающие возможность посещения интересующей туристов местности (турбазы и кемпинги, гостиницы, кафе и рестораны, медпункты, узлы связи и др.)34.
Для иностранных туристов издаются специализированные туристские карты рекламы и пропаганды туризма, предназначенные для популяризации мест отдыха, достопримечательностей, объектов туризма, карты для соревнований по ориентированию на местности (за рубежом). Издаются тематические туристские карты отдельных видов туристских объектов, например туристские карты архитектурных памятников различных районов.
Для организации и планирования туризма как отрасли экономики разрабатываются: а) бонитировочные карты, оценивающие природные, социально-культурные, экономические условия и инженерные предпосылки для развития туризма; б) карты, показывающие связи между туристскими ресурсами и туристскими потоками (например, карты устойчивости природных комплексов к туристским нагрузкам); в) карты туристского районирования, содержащие комплексную информацию о возможностях территориальной организации туризма.
Туристские карты выпускаются для удобства пользования, как правило, в виде буклетов или портативных тетрадей. Туристские карты часто помещаются в комплексных атласах. Туристские карты обычно отличаются красочным оформлением и особым стандартом дизайна. Особенность туристских карт состоит и в том, что они довольно часто загружены рекламной информацией.
Исключительно важный раздел картографии связан с анализом возможностей использования карт. Описание карт – традиционный и общеизвестный прием их анализа; его цель состоит в том, чтобы выявить наличие на карте изучаемых явлений, особенности их размещения и взаимосвязи. Описание – качественный способ анализа картографического изображения, но в него могут вводиться количественные характеристики, прочитанные по карте.
Техника описания проста, но подчинена некоторым обязательным требованиям. Приступая к описанию, необходимо оценить качество самой карты, серии карт или атласа, получить представление об их современности, детальности, принципах составления, характере искажений, вызываемых картографической проекцией. Следует изучить легенду, уделяя главное внимание принципам классификации изображаемых явлений и самим способом изображения.
Описывая какое-либо явление или территорию, очень важно соблюдать порядок от общего к частному – дать сначала характеристику основных, определяющих черт, затем детально проанализировать отдельные особенности и частности. В заключение четко формулируется выводы. Основные принципы, которым должно удовлетворять научное описание, составляемое по картам: логичность, упорядоченность и последовательность описания; отбор и систематизация фактов; введение в описание элементов сравнения, аналогии, сопоставления с использованием количественных показателей; оценка описываемых явлений или процессов с точки зрения конкретных задач исследования; четкая формулировка выводов и рекомендаций.
Описания по картам широко используются на предварительной стадии исследования для общего ознакомления с изучаемым объектом, планирования исследования, определения рациональной методики, выбора исходных картографических материалов. Описание совершенно необходимо и на заключительном этапе, когда требуется дать содержательную интерпретацию полученных результатов. При хорошо спланированном исследовании математические приемы сочетаются с описаниями, не подменяя и не вытесняя их. Это обеспечивает необходимое равновесие между качественными и количественными методами картографического анализа.
Области применения туристских карт весьма разнообразны. Можно выделить два основных направления в картографическом обеспечении туристской деятельности: карты для туристов и экскурсантов (собственно туристские карты); карты для обеспечения управления туристским бизнесом, планирования его развития и инвестиций (научно-туристские карты, или карты для туристского бизнеса).
Задача карт для туристов – дать достоверную и исчерпывающую исходную информацию о местности и возможностях ознакомления с нею, об объектах туристского интереса, о размещении объектов туристского сервиса. Туристские карты должны обеспечить решение всего комплекса задач, стоящих перед туристом в ходе планирования и осуществления путешествия: выбор оптимального маршрута; выбор средств передвижения; расчет необходимого и достаточного для комфортного путешествия времени; обеспечение возможности отдыха; организация питания; обеспечение безопасности и коммуникационных возможностей во время прохождения маршрута и др.
В зависимости от решаемых потребителями информационно-поисковых задач могут создаваться и использоваться различные типы картографических произведений – от простейших схем и планов местности и маршрутов до топографически точных карт, комплексных и специализированных атласов. Тем не менее, все карты и картографические произведения, предназначенные для потребления в туристской сфере, должны отвечать ряду требований, перечень которых связан именно со спецификой их использования.
Основными требованиями к таким картам являются: достоверность, точность и тематическая полнота (в соответствии с типом картографического произведения); эффективный картографический дизайн и читаемость; удобство пользования (формат, фальцовка карт и др.); необходимое и достаточное количество дополнительного справочного материала.
Существует еще одна очень важная проблема, тесно связанная с использованием карт. Это изучение запросов со стороны потребителей. Данная проблема обширная и многоаспектная. Прежде всего, необходимо иметь представление о составе потребителей, использующих карты в научной и практической деятельности. Изучение запросов потребителей должно выявить наиболее популярные и доступные приемы работы с картами и атласами, показать, в какой мере они удовлетворяют специалистов разного профиля, какие требования предъявляются к точности карт и достоверности результатов исследования.
Второе направление туристского картографирования – карты для обеспечения развития туристского бизнеса, привлечения инвестиций в туризм и планирования туристского дела – находится на начальной стадии развития, хотя потребность в такого рода картографо-информационных изданиях очевидна. Каждая страна, а в России – каждый регион Российской Федерации – должны иметь серию карт (или атлас), отражающих туристско-рекреационный потенциал. Важнейшая цель таких картографических произведений – показ реальной картины всех сторон социально-экономической сферы, оказывающих значительное влияние на возможность осуществления туристской деятельности.
Не станем более детально останавливаться на описании классических карт. Дополнительная информация по вопросу может быть найдена во многих книгах, изданных в различные периоды времени. Относительной новинкой современной науки можно считать мысленные (ментальные) карты. Развитие этой методики – достижение западной географии как особого направления, развивающегося со второй половины 1960-х гг. Методики составления и области применения мысленных карт описаны во множестве западных географических работ, но лишь изредка упоминаются в работах на русском языке. Возможности этого метода исследования явно недоиспользованы. Но он исключительно важен и интересен для географии туризма.
Мысленные карты – фиксированные образы пространства, сохраняемые в сознании людей. Мысленная карта – это образ, мысленный образ, а не карта в буквальном смысле. Она реальна в той же степени, как и все остальные идеальные проявления в человеке. Для исследования мысленных карт применяются различные методики. Наиболее традиционны следующие:
-
углубленное интервью с респондентом, во время которого выясняются представления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или картографическую форму самим исследователем;
-
составление респондентом планов-образов определенного пространства. В таком варианте очень мало слов, но есть персональное графическое отражение образа определенного пространства;
-
опрос методом семантического дифференциала, то есть изучение ассоциаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями.
Это три основных метода выявления мысленных карт, которые могут применяться с некоторыми вариациями. Детали определяются конкретной исследовательской задачей. Вероятно, идеальный вариант – это применение всех трех отмеченных методов в комплексе. Однако это часто сложно сделать по причине утомляемости респондента: далеко не все люди и не всегда готовы на длительные беседы в научных целях. Фактор времени обычно весьма значим.
Приведем примеры использования отмеченных методик исследования мысленных карт.
Углубленное интервью с респондентом проводится по заранее составленной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впоследствии анализируются исследователем. Основанием для корректного проведения интервью являются соответствующие социологические и психологические методики.
Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов, в основном, сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например, начертить карту Юга России. Как правило, Черноморское побережье занимает непропорционально большое место, что связано с информационной наполненностью представлений о нем. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до другого. Очень часто люди неадекватно приближают или удаляют на существенные расстояния от своего места жительства различные пространственные объекты: приятные для человека места могут мысленно приближаться, скрадывая физические километры; неприятные же, напротив, отодвигаются. Мысленные искажения физического пространства при этом могут быть реально значимыми.
Исследование мысленных карт посредством метода семантического дифференциала связано с выявлением и описанием ассоциаций. Например, задается вопрос: «С какими словами у Вас ассоциируется Черноморское побережье?» Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное количество слов. На основании массива ассоциаций, собранного при опросе различных респондентов, и осуществляется анализ образа определенного места.
Итогом всех перечисленных методов является определение образов пространства опрошенных. Так, может быть определена степень конкретности представлений человека о месте, эмоциональная загрузка, ассоциации и многое другое в восприятии места. Сколь бы ни было неопределенным и расплывчатым представление человека о том или ином месте, именно оно – представление, а не место как таковое – является основным фактором, определяющим пространственное поведение данного человека, в том числе и при выборе мест отдыха. В основании выбора лежит мысленная карта туристского пространства с набором различных предпочтений.
При исследовании мысленных карт достаточно четко выделяются два подхода. Структурный подход акцентирует внимание на том, какая информация об определенных местах содержится в сознании людей: действительно важно знать, какой информацией пользуются люди при принятии решений в повседневной жизни. Оценочный подход акцентирует внимание на том, какие факторы влияют на формирование определенных образов пространства. Эти два подхода тесно связаны.