Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7468

Скачиваний: 113

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Туристские маршруты необходимо классифицировать и по видам используемого транспорта. Выделяют авиационные, железнодорожные, автобусные, автомобильные, речные, морские и комбинированные туристские маршруты.

Авиационные туристские маршруты сводятся к использованию в качестве основного авиационного транспорта и реализуются в двух формах: а) регулярные авиамаршруты и б) авиационные маршруты на чартерных рейсах (нерегулярные, по назначению). Продолжительность авиационных маршрутов может колебаться в широких пределах, хотя собственно процесс авиаперевозки достаточно короткий – не более 10-12 ч.

Железнодорожные туристские маршруты предполагают использование железнодорожного транспорта в двух основных формах: а) регулярные туристские маршруты и б) специальные туристско-экскурсионные (чартерные) поезда. Продолжительность железнодорожных туров, как правило, достаточно велика – от одной до двух недель и более.

Автобусные туристские маршруты есть организованные путешествия туристов с использованием туристских автобусов. Автобусные туры могут быть как регулярными, так и нерегулярными. Продолжительность автобусных маршрутов может варьировать в широких пределах – от часовой экскурсии до трехнедельных автобусных туров по всей Европе.

В отличие от автобусных, автомобильные туристские маршруты предполагают путешествия неорганизованных групп туристов как на собственных, так и на арендованных автомобилях. Продолжительность таких путешествий определяется туристами самостоятельно и может колебаться в широких пределах – от одного дня до полугода.

Речные и морские туристские маршруты основаны на путешествиях организованных групп туристов с привлечением в качестве основных видов транспорта – морского и речного. Путешествия с помощью водных видов транспорта реализуются в трех формах: а) морские и речные круизы; б) экскурсионные и прогулочные рейсы; в) яхтинг и индивидуальные путешествия. Продолжительность водных путешествий может быть весьма различной – от одного дня (экскурсионные и прогулочные рейсы) до полугода (дорогостоящие круизы).

Комбинированные туристские маршруты предполагают использование двух и более видов транспорта в разнообразных комбинациях. Смешанные перевозки получили широкое распространение в практике туристского бизнеса, так как позволяют оптимизировать структуру тура и временные затраты на его реализацию.

Рассматривая пространственную организацию туристских маршрутов, необходимо отметить, что именно завершенность их системы является фактором, который помогает выделить туристские районы и особенно микрорайоны. При оконтуривании территории с завершенной системой маршрутов фактически создается элементарная территориальная система туризма. В систему, помимо сети туристских маршрутов, будут входить и населенные пункты как места формирования спроса, а также транспортные коммуникации как средство связи между дестинацией и местом формирования спроса. О туристских центрах и дестинациях мы расскажем в следующем параграфе.



7.4. Туристские центры и дестинации


Знание туристских центров и туристских территорий – одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса. Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность туристского потенциала, то есть наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря чему к ней и возникает интерес, который, в свою очередь, вызывает туристские потоки из других мест.

Другой подход основан на том, что туристские потоки вызваны не фактом наличия туристских ресурсов, а информированностью о них. Истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра.

Для конкретизации указанных подходов целесообразно ввести понятия: центр туризма и туристский центр. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» наряду с теми же условиями показывает уровень информированности о нем туристов. Центр туризма – город, местность или объект, где на базе туристских ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Туристский центр – местность, привлекающая туристов в силу наличия туристских ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: культурно-исторический; паломнический; курортный; приморский; активно-оздоровительный; альпийский; коммерческо-деловой; экологический; фестивально-конгрессный; водный; спортивный; альпинистский; приключенческий; экзотический; охотничье-рыболовный; этнографический; развлекательный. Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.

Типология туристских центров отражает большое разнообразие деятельности туристов, за которой стоят разнообразные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием туристских ресурсов в том или ином месте, без которых туристская деятельность не может быть в принципе. Таким образом, типология туристских центров соотносит наличие туристских ресурсов и туристскую мотивацию населения.

И. В. Зорин выделяет три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения). Именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров как в мире, так и в нашей стране.


В градостроительной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения. Более целесообразно связывать данное понятие с любой географической местностью, представляющей интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: любой населенный пункт или центр обслуживания туристов, река, озеро, море, горный массив, уникальные и типичные ландшафты, особо охраняемые природные территории и т. д. Туристскими центрами выступают как точечные объекты, так и ландшафты разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующей таксономии.

Предлагается следующая система оценки туристского потенциала (табл. 7.2.):

Таблица 7.2.


Система оценки туристского потенциала территории


Таксоны

Репрезентативность

Рекреация

Курорты

Экскурсии

Туризм

Уникальный рекреационный центр

Уникальный курорт

Уникальный экскурсионный центр

Уникальный центр

туризма

Объект

глобального значения

Рекреационный район

Курортная агломерация

Экскурсионный район

Туристский район

Агломерация объектов

Центр

рекреации

Курорт

Экскурсионный центр

Центр

туризма

Группа

объектов

Рекреационный узел

Курортный центр

Экскурсионный узел

Туристский центр

Сочетание объектов

Рекреационный объект

Курортная местность

Экскурсионный объект

Туристская местность

Единичный объект


А. И. Зорин выявил четыре генерализованных типа туристских центров75.

Аксиологический тип объединяет большую группу туристских центров, посещение которых связано с изучением культурного наследия и ценностей, религиозных святынь, этнографических промыслов, проведением фестивалей и конгрессов. По выявленному фактору эти турцентры называются аксиологическими.

Следующую группу туристских центров формируют природные ценности, включающие наиболее привлекательные акватории, охотничье-рыболовные ресурсы, национальные парки и заповедные территории, естественные ландшафты, в которых проходят маршруты самодеятельного и экологического туризма. Сюда же включены уникальные экзотические территории. Этот тип-фактор формирует туристские центры экологического типа.

Третий тип объединяет туристские центры, ориентирующиеся на оздоровительные ресурсы, и выделяет районы уже освоенных рекреационно-туристских инфраструктур, сложившихся туристских и курортных местностей. Данный фактор определяется как оздоровительный, а туристские центры, формирующиеся под его воздействием, названы туристскими центрами рекреационного типа. Особо благоприятны для рекреационных туристских центров приморские ландшафты.


Переменные, объединяющиеся в четвертый фактор, формируют статистическую целостность, которую можно назвать «вертикальным миром». Это зона интенсивной и экстремальной рекреации, объединяющая туристские центры горного типа. В этом мире большое значение имеет компактное сочетание самых противоречивых ресурсов (на площади в 50-100 км2 можно наблюдать арктические льды, тропические леса, долины и пустыни).

В научном обиходе часто можно встретить понятие «туристская дестинация». Одним из основных взглядов на туризм как на систему является концепция Н. Лейпера. Так, Лейпер считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географический компонент; туристы и туристская индустрия. Географический компонент включает в себя три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации.

Американский исследователь Д. Пирс рассматривает дестинацию как место, посещение которого оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции. Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста, удовлетворяют его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т. д., и являющаяся целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать: а) определенным набором услуг; б) достопримечательностями; в) информационными системами.

Важно развести понятия «туристский регион (район)», «туристский центр» и «туристская дестинация». Туристский район по своему иерархическому уровню крупнее туристской дестинации. Туристский регион (район) включает в себя несколько туристских дестинаций, различающихся по размеру и специализации. Вместе с тем, туристская дестинация может как совпадать с туристским центром, будучи при этом точечной структурой, так и занимать более высокий иерархический уровень – уровень туристского микрорайона.

Например, восточно-европейская туристская зона включает в себя Прибалтийский туристский район. В свою очередь Прибалтийский туристский район может включать Литву как туристскую дестинацию и Ригу как туристский центр. Рига одновременно может определяться и как туристская дестинация. В этом случае понятия «туристский центр» и «туристская дестинация» синонимизируются. Из этого можно сделать вывод, что понятие «туристская дестинация» весьма абстрактно и возможность использования его в научном обиходе многими учеными отрицается.

Как считает А. М. Сазыкин, многие заимствования из английского языка просто лишние. Модное слово «дестинация» переводится просто как «направление» и другой смысловой нагрузки не несет. Попытки толковать дестинацию как направление, привлекающее туристов туристскими ресурсами и обеспеченное условиями для размещения, транспортировки, питания и развлечения туристов не убедительны. Это любое туристское направление: Франция с 70 млн. туристов в год и микрогосударства Океании, Париж и деревня в Сибири, Адриатика и Северный полюс.


Отражая туристскую специфику понятия, можно было бы переводить слово «дестинация» как «туристское (рекреационное) направление», что и отмечается в ряде публикаций. В то же время в большинстве научных работ, в периодической печати, в учебной и методической литературе данное понятие прочно занимает свое место и отказаться от него вряд ли возможно. Однако в ряде случаев имеется возможность оперирования более конкретными понятиями.

Для всех туристских дестинаций характерны следующие черты:

  • ценность для туристов – туристы должны считать дестинацию аттрактивной и адекватной понесенным на путешествие в нее затратам; ценности дестинации должны удовлетворять основные потребности туристов;

  • неразделимость с туристским продуктом – туристский продукт возможно употребить только непосредственно в дестинации, а все входящие в его состав услуги невозможно накопить, поэтому турист должен присутствовать в дестинации;

  • использование объектов туристских дестинаций не только туристами, но и местным населением;

  • взаимодополнение различных элементов дестинации друг другом, чтобы качество каждого из элементов дестинации и представляемых в нем услуг были достаточно равноценными.

Туристская дестинация должна отвечать следующим требованиям:

  • обладание природными, культурно-историческими и событийными достопримечательностями, что в комплексе резко повышает аттрактивность дестинации и «гасит» влияние фактора сезонности;

  • доступность – существует множество вариантов доступности, основными из которых являются: транспортная, финансовая, формальная, инфраструктурная; отсутствие развитой инфраструктуры, подъездных путей, высокий уровень цен, сложности при прохождении государственных границ приведут к полному отсутствию туристов в дестинации, даже если таковая обладает уникальными туристскими ресурсами мирового значения;

  • наличие удобств, инфраструктурная обеспеченность – дестинация, обладающая основным набором инфраструктурных объектов – предприятий размещения, питания, развлечений, торговли, бытового обслуживания – несомненно, будет пользоваться высоким спросом у туристов.

Дестинация имеет определенный цикл развития: а) активное развитие: увеличение количества туристов, рост инвестиций и доходов от туризма; б) насыщение и стабилизация: увеличение количества рабочих мест, изменение в архитектурном облике, экологической ситуации, социокультурной среде, появление новых жителей; в) упадок: сокращение количества туристов; рост безработицы, перепрофилирование основных турцентров; снижение доходности туризма. На рисунке 7.4. представлены основные стадии циклического развития туристской дестинации.







Рис. 7.4. Цикл развития туристской дестинации


С. А. Быстров и М. Г. Воронцова выделяют семь основных этапов развития туристской дестинации и приводят развернутое описание каждого из них. Они указывают, что становление местности как туристской дестинации с предъявляемыми к ней требованиями и со свойственными ей особенностями занимают, как правило, не менее 20-25 лет. Далее представлены основные этапы жизненного цикла туристской дестинации76.