ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 7465
Скачиваний: 113
Первый этап. Красота нетронутой природы или культура дестинации привлекают небольшое число предприимчивых туристов. Их количество невелико из-за трудного доступа и недостатка удобств. На этой стадии привлекательность дестинации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма, и уровень контакта с местным населением довольно высок.
Второй этап. Местные власти начинают предпринимать усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестинации, что приводит к устойчивому росту числа туристов. Формируется туристский сезон и рынок, а перед государственным сектором ставится задача по обеспечению инфраструктурой.
Третий этап. Наблюдается высокий рост туристских прибытий в дестинацию, и в период высокого сезона число туристов достигает или даже часто превосходит число местных жителей. При этом могут появляться определенные проблемы, такие как перегрузка и износ средств обслуживания. Появляется необходимость более тщательного планирования и управления развитием дестинации для решения текущих и преодоления будущих проблем.
Четвертый этап. Темп роста туристов начинает снижаться, хотя общее их число пока растет и часто все еще превышает количество местных жителей. Туристская дестинация уже полностью оснащена всем необходимым для туристов.
Пятый этап. Количество туристских прибытий в дестинацию начинает снижаться. Дестинация перестает быть модной и существует только за счет постоянных туристов. Появляются социальные, экономические, экологические и иные проблемы.
Шестой этап. Происходит спад туристской активности. Дестинация уже не составляет конкуренцию иным туристским дестинациям, и для туристов она становится неинтересной. Инфраструктура дестинации меняет владельцев и переоборудуется для других целей. При этом администрация туристской дестинации на этой стадии может принять решение о ее возрождении.
Седьмой этап. Принимается решение о переориентировании дестинации на новое использование, новые рынки и каналы сбыта, изменяются средства привлечения туристов. Дестинации могут извлекать выгоду из ранее не использовавшихся ресурсов, для того чтобы продлить сезон и привлечь новых туристов.
Выделяют несколько типов туристских дестинаций. К первому типу туристских дестинаций относятся города-столицы, которые чаще всего обладают значительным туристским потенциалом – располагают богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой. Второй тип туристских дестинаций образуют два подтипа: центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры и центры для организации туров, располагающие развитой сетью туристских предприятий и разнообразным историко-культурным потенциалом. Третий тип образуют специально построенные для целей туризма центры (тематические парки, туристские города и т. д.). Мы считаем необходимым выделение и четвертого типа, к которому следует относить курорты и курортные местности, специализирующиеся на предоставлении медицинских и оздоровительных услуг.
7.5. Туристские зоны и районы
Туристское районирование – процесс членения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых признаков и выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков. ВТО выделяет пять крупных туристских регионов мира: Европа, Америка, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Океания, Африка, Ближний и Средний Восток.
Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так как ее решение позволяет с наибольшей эффективностью, а также при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые туристские ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще неосвоенных местах; выделять и создавать новые туристские районы различного порядка; правильно определять их туристскую специализацию; переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам.
Ю. А. Худеньких выделяет семь принципов туристского районирования77:
-
Целостность – туристский район представляет собой единое и неделимое природно-общественное пространство.
-
Доминирование определенных видов туристской деятельности.
-
Тяготение к ядрам – выделение организующих центров района.
-
Замкнутость туристских маршрутов, которые должны пролегать в границах района.
-
Иерархичность туристских территорий.
-
Уровень развития туристской инфраструктуры.
-
Историческая общность хозяйственного и туристского освоения.
В отечественной практике туристского членения территории применяется следующая система таксономических единиц районирования: зона, район, местность, микрорайон, центр, объект (предприятие). Под туристской зоной понимается: часть национальной территории, на которой имеется два или более центров по приему туристов не менее чем на 5000 мест проживания или территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, а также другие туристские объекты (гостиницы, санатории, пансионаты и др.). В географической науке понятие «туристская зона» имеет более широкий охват и представляет наиболее крупную территориальную учетную единицу в сфере туризма.
На следующем этапе районирования внимание было обращено на преобладание или сочетание ведущих функций туристских предприятий: лечебной, оздоровительной, туристской, экскурсионной. Эти образования были названы районами. Под туристским районом понимается целостная территория, отличающаяся благоприятным для туризма сочетанием природных и историко-культурных ресурсов, имеющая объекты туристской инфраструктуры и специализацию.
В пределах районов выделяют туристские местности, характеризующиеся общими чертами географического положения, однородными туристскими ресурсами и более узкой возможностью для специализации туристских учреждений. Туристские местности могут служить необходимой базой, на основе которой сформируется курорт, зона отдыха и туризма. Под туристским микрорайоном понимается совокупность туристских учреждений и различных сопутствующих отраслей, расположенных на компактной территории и связанных между собой системой инженерного и бытового обеспечения с централизацией и кооперированием обслуживающих подразделений.
Отдельную группу таксономических единиц туристского районирования составляют туристские центры и объекты, а также их комплексы. В современной науке туристский центр определяется как местность, располагающая помимо туристских ресурсов соответствующей инфраструктурой (транспорт, предприятия размещения, питания, сервисного обслуживания, развлечения) для обслуживания значительных туристских контингентов, а также привлекающая туристов в силу наличия специфических туристских ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем. Туристским объектом следует считать особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ.
Довольно часто в развитых в туристском отношении и богатых туристскими ресурсами странах выделяют туристские зоны. Данный термин используется для тех районов, где хорошо развит туризм, то есть большая часть территории интенсивно посещается туристами. Необходимо отметить, что, оказывая большое влияние на уровень и структуру хозяйства, как отдельных территорий, так и целых стран, а также на их ландшафт, быт населения, потребление и охрану рекреационных ресурсов и т. д., туризм серьезно влияет на облик этих территорий, нередко меняет их специализацию, изменяет их экономические связи, а значит, выступает в качестве важного районообразующего фактора.
Наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также непосредственным образом влияющие на развитие этой отрасли в любом районе международного туризма следующие: 1) природно-климатическая привлекательность; 2) культурно-исторические ресурсы; 3) качественный стандарт отелей и средств размещения туристов, организация питания и всей сферы услуг, соответствие мировым стандартам имеющейся в районе туристской инфраструктуры, наличие культурно-развлекательных и экскурсионных программ; 4) оперативная транспортная и информационная доступность; 5) политическая стабильность в регионе и гарантия личной безопасности; 6) международная известность и престиж места (имидж территории).
Туристский регион: понятие, признаки и цикл развития. Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где имеется вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну и даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.
Как полагает Ю. П. Ковалев, среди основных пространственных черт туризма, проецируемых на специфику туристских регионов, необходимо в первую очередь выделить следующие78:
-
Туристское пространство охватывает три основных элемента: территорию формирования спроса и рекрутации туристов, территорию предложения услуг («туристская дестинация», «туристский регион», «туристская местность») и связующую территорию между ними, так как отдаленность территорий спроса и предложения приводит к необходимости использования средств транспорта.
-
Туризм является сектором экономики, который производит в основном услуги, осуществляющиеся только в отношениях «клиент – продавец услуг» и только в момент реализации соглашения. Это имеет огромное пространственное значение, так как турист должен оказаться в месте, где туристские ценности предлагаются в форме туристско-рекреационных услуг.
-
Отмечается сильное изменение пространственно-временных и структурных потоков путешествующих. Наличие одновременно значительного общего, культурного, развлекательного, оздоровительного, релаксационного потенциала может привести к разнообразным позитивным и негативным изменениям экономических условий, хозяйственной и социальной структуры, технического оснащения привлекательных дестинаций.
-
Роль туризма как фактора перемен является наиважнейшим для привлекательных с точки зрения развития туризма территорий, которые определяются как туристские регионы. Генезис территорий спроса и связующих территорий заметно отличается от генезиса туристских регионов, несмотря на то, что они являются необходимой составной частью пространственной туристской системы. Важно выявление различий между внешней средой и содержанием туристского региона, а также особенностей туристского пространства в целом, в котором туристский регион является только слагающим элементом.
-
Туристские ценности являются гетерогенными. Часть исходных туристских ценностей имеет природный характер, другая часть создана человеком. Они имеют разную «географию». В первом случае она определяется малоизмененной природной средой, во втором – средой искусственной. Граница между этими двумя группами объектов не является резкой, так как имеется группа объектов аттракции, которая создана в результате изменения природной среды деятельностью человека. Локализация исходных туристских ценностей определяет становление территорий с туристской специализацией.
-
Характерной чертой функционирования туристского региона является сильная сезонность. Объясняется это неравномерными в течение года возможностями использования природных ценностей и сильными колебаниями в использовании свободного времени под влиянием природных факторов и социальной организации.
-
Регион туристский является регионом отраслевым и функциональным. Наличие условий, которые, возможно, могут стать туристскими продуктами (если появится спрос на них), не означает автоматического превращения территории в туристский регион. В этом случае можно говорить о зонах потенциального развития туризма.
-
Туристский регион является осязаемым, так как некоторые его параметры и черты можно измерить. Создание образа региона невозможно, если нельзя показать его отличия от других. Чем меньше используемая единица, тем более важным будет ее использование в пространственном планировании, в маркетинге и др. И наоборот, большие по размерности единицы имеют меньшее практическое значение, зато возрастает их информационная роль.
-
Одной из черт туризма является существование специализированных туристских регионов, которые имеют малое значение в пространственном планировании, но являются важным полигоном деятельности туристских субъектов. Туристский регион как форма упорядочивания рядов и пространственной классификации туризма имеет огромное информационное и дидактическое значение. В этом его главная ценность для потребителей туристских услуг.
Проведем обзор основных точек зрения на понятие «туристский регион» и определим его концептуально. ВТО определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. Туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, то есть туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг. Таким образом, туристский регион есть цель путешествия и туристский продукт одновременно.
Л. В. Ковынева определяет туристский регион как отдельную территориальную единицу, находящуюся в единстве с природой и обладающую физико-географическими, эколого-экономическими, этническо-историческими, политико-административными и правовыми свойствами, которые обеспечивают ее функционирование. Туристский регион есть внутринациональная категория, которая может соответствовать административно-территориальному делению (например, Саратовская область, Приморский край), занимать часть административно-территориального деления (например, г. Киров, г. Пермь) или представлять собой территорию, расположенную в пределах нескольких административно-территориальных единиц (Кубань, Русский Север)79.
Под туристским регионом часто понимается отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта. Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.
Ю. Д. Дмитревский, увязывая распространенные трактовки туристской территории, предложил понятие «потенциально-туристский район», который, имея определенные ресурсы, становится действительно туристским районом только после создания необходимой инфраструктуры. Туристский район он определяет как территорию, обладающую определенными признаками аттрактивности и обеспеченную туристской инфраструктурой и системой организации туризма80.
В свою очередь под туристско-рекреационным районом, понимается территория, сформированная туристским и рекреационным спросом, обладающая туристско-рекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры и отличающаяся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации.