Файл: Туристское ресурсоведение. Кусков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 7160

Скачиваний: 109

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 8.2.


Отрицательные аспекты воздействия составляющих

туристской индустрии на окружающую среду



Экономическое воздействие

Социально-культурное воздействие

Экологическое воздействие

Индустрия размещения

Увеличение стоимости аренды земли; потеря экономической независимости

Сезонность занятости и низшие должности для местных работников

Интенсивное использование ресурсов, загрязнение воды, рост отходов и потеря сельскохозяйственных земель

Морские и речные круизы

Анклавность структур; минимум финансовых потоков принимающей стороне (на суше)

Использование зарубежных работников

Массивное загрязнение твердыми отходами; использование топлива с вредными примесями

Индустрия досуга и развлечений

Предполагается только положительное воздействие

Заимствование иностранных культурных ценностей, столкновение материальных и духовных интересов. Потребительское отношение к местной культуре – эффект «зоопарка»

Шумовое загрязнение; деградация природных ресурсов и ландшафтов

Индустрия питания

Рост импорта как угроза местным производителям

Конфликт с местным населением, так как лучшие продукты предлагаются туристам

Рост числа пластиковых упаковок; нагрузка на сельское хозяйство в связи с увеличением потребления продуктов питания

Индустрия

перевозок

Экономическая слабость из-за высокой доли иностранного капитала

Не оказывает отрицательного воздействия в данном направлении

Рост перемещений создает дополнительное шумовое и воздушное загрязнение



Кроме того, туризм имеет потенциал для создания рабочих мест, а также в борьбе с нищетой, так как способен обеспечить многие бедные страны финансовыми ресурсами, в которых они так остро нуждаются для погашения долговых обязательств и импорта продукции. В этом случае туризм является исключительно действенным средством и позволяет за короткий промежуток времени, без привлечения больших объемов капитала и длительных сроков подготовки создать новые рабочие места, используя при этом труд молодежи, женщин и мелких предпринимателей.

Итак, между туризмом и окружающей средой наблюдается четкая взаимозависимость. За хорошее состояние окружающей среды отвечает правильная организация туристской деятельности. В то же время ни одна отрасль мировой экономики не зависит в такой степени от чистоты воды, пляжей, воздуха и вообще от идеального состояния природы, как туризм. Первозданная природа для одних обеспечивает соответствующее качество жизни, а для других является стимулом путешествий по миру, чтобы увидеть природные достопримечательности.


Туризм – мощный агент изменений, вызывающий специфические воздействия на природную среду. Во множестве случаев, однако, чрезвычайно трудно определить принципиальные причины изменений, являются ли изменения следствием развития туризма или же туризм – только один из агентов изменений. Комплексные интеракции феномена туризма делают практически невозможным измерить его тотальное влияние. Многие из воздействий туризма часто проявляются очень коварно и неожиданно. Первичные воздействия влекут за собой вторичные и последующие и порождают отзвуки, которые невозможно на практике отследить и изучить.

Особое воздействие от туристской деятельности испытывают определенные группы людей, например, расовые и культурные меньшинства, уникальные животные, редкие растительные виды. Они очень привлекательны для туристов, но достаточно ранимы и подвержены негативному влиянию. Будущее изучение последствий туризма будет продолжать касаться типов и величины воздействий и того, преимущественно позитивны или негативны они для принимающих зон. Важно также обращать более пристальное внимание на размер воздействия для сфер влияния туристского развития. Взгляд на их последствия может быть разным, в зависимости от того, оцениваются они с точки зрения локальных, региональных, национальных или международных перспектив. Туризм динамичен, и воздействия, их значимость, постоянно меняются благодаря изменениям целей, как туристов, так и принимающих их людей, колебаниям в процессах, затрагивающих экономическую и физическую среду, а также технологическим и другим переменам в самой туристской индустрии. Все это предполагает, что воздействия будут изменяться с течением времени, и что необходим периодический мониторинг туристской ситуации в регионе.

Г. Будовски предположил, что между производителями туристских услуг и защитниками окружающей среды возможны три типа взаимоотношений:

  1. Относительная независимость. Сторонники разных лагерей уважают противоположную позицию, сохраняя изоляцию и стремясь к минимальному числу контактов. Такая ситуация становится невозможной для современности, когда развивается массовый туризм;

  2. Симбиоз (взаимная поддержка и взаимовыгодное сотрудничество). Разумное и контролируемое использование природных ресурсов, сохранение и поддержание природных зон, археологических зон и исторических памятников – способ улучшения качества инвайронмента. Сохранение в контексте развития туризма выражается в следующих формах:

    • туризм стимулирует восстановление существующих исторических мест, зданий и памятников;

    • туризм способствует трансформированию старых зданий и пространств в принципиально новые туристские возможности;

    • туризм активизирует сохранение природных ресурсов;

    • туризм повышает ответственность за управление и административный контроль, что, в свою очередь, улучшает качество инвайронмента и позволяет в большей степени удовлетворять потребности клиентов;

  3. Конфликт. Примеры разрушающей активности туристов: сбор гербариев, собирание цветов, листьев, частей растений, неосторожное обращение с огнем, вырубка елей и сосен, замусоривание лесов, прокладывание пешеходных и велосипедных дорожек сквозь лесной массив, организация кемпингов.


Исследование социтокультурных воздействий туризма предполагает изучение способов влияния туризма на ценностную систему, индивидуальное поведение, семейные отношения, общий стиль жизни, уровень безопасности, моральный закон, творчество, традиционные обряды и общинный уклад. При исследовании социальных и культурных воздействий туризма оказываются задействованы три категории:

    • турист – исследования спроса на туристские услуги, мотивации, установок и ожиданий туристов;

    • хозяин, или местное население – исследования предложений рынка туристских услуг, использования трудовых ресурсов, местной туристской индустрии, особенностей местного населения;

    • туристы и хозяева в их взаимодействии – исследования сущности, особенностей и последствий контактов туристов и хозяев.

    Как показывает анализ А. Мэтиесона и Г. Уолла, результаты туристской деятельности сначала интерпретировались в терминах экономического подхода и исчислялись приносимыми туризмом финансовыми прибылями и изменениями занятости местного населения. В последние годы фокус внимания смещается на социокультурные эффекты, причем часто они описываются в негативном свете, например, с точки зрения провоцирования расовых, политических и религиозных конфликтов. Другие направления анализа связаны с локальными воздействиями туризма. Часто встречаются работы, связанные с отдельными типами воздействий.

    Одна из первых моделей изучения социальных воздействий туризма была предложена Г. Докси в так называемом индексе раздражения (таблица 8.3.). Другой подход предложен Е. Бьорклундом и А. Филбриком. В ответ на туристскую активность поведенческие реакции отдельных лиц или социальных групп могут быть позитивными или негативными, а также активными или пассивными.

    Введено понятие «порог толерантности», используемое для характеристики некоего критического уровня, за пределами которого позитивные влияния туризма и позитивное отношение к нему сменяются негативными. Порог толерантности зависит от места, времени, культурной и экономической дистанции между гостями и хозяевами, способности местной стороны физически и психологически компенсировать наплыв туристов, скорости и интенсивности развития туризма. Часто утверждается, что физическое присутствие туристов в определенное время года существенно меняет привычный социальный уклад, вызывает возрастание социальных рисков. Поэтому увеличивающееся число туристов на курортах и признанных местах отдыха требует определения критических величин – индексов присутствия и др.


    Таблица 8.3.

    Индекс раздражения


    Уровень

    эйфории

    Развитие туризма вызывает энтузиазм и волнение у местных жителей. Они приглашают туристов и испытывают общее чувство удовлетворения. Хорошие возможности для местного развития и усиления денежных потоков.

    Уровень

    апатии

    С ростом туристской индустрии люди стремятся к использованию туристов для личной выгоды. Личные контакты становятся более формальными.

    Уровень

    раздражения


    Начинается, когда индустрия достигает предельных показателей, необходимо создание дополнительных возможностей.

    Уровень

    антагонизма


    Раздражение растет. Люди смотрят на туристов как на носителей всего плохого, предвестников беды: налоги растут из-за туристов, они не уважают собственность, они портят молодежь, они разрушают все хорошее, что есть в городе. Туристы исключаются из системы вежливого обхождения.

    Финальный

    уровень


    Жители примиряются с возможностью и необходимостью изменений, вызываемых туристской активностью. Они понимают, что экосистемы уже никогда не будут прежними и что нужно учиться жить в новых условиях. Если местные ресурсы достаточны, чтобы справиться с потоками массового туризма, край начинает процветать.



    Исторически и архитектурно значимые постройки и культурная среда населенных пунктов является главным фактором, привлекающим в них туристов. Однако нужно отметить, что если культурное наследие больших городов всегда привлекало туристов, и эти города были способны справляться с большим количеством туристов, то небольшие по размерам исторически значимые населенные пункты сталкиваются с всевозрастающими природными и функциональными проблемами, такими как автомобильное движение, шум, загрязнение и т. д. Иногда эти проблемы приводят к изменению местных отраслей экономики, которые в большой степени становятся зависимыми от туризма, и влияют затем на изменение облика этого региона.


    8.2. Экологичность и неэкологичность туризма.

    Экологический туризм


    Туризм – один из самых экологичных природопользователей. В 80-е гг. XX в. во многих странах мира туризм стал характеризоваться экологической направленностью. Роль туризма в экологизации общественной жизни возрастает. При этом необходимо различать понятия «экологичность туризма» и «экологический туризм».

    Экологичность или неэкологичность туризма определяется степенью и характером воздействия индустрии туризма на окружающую среду (атмосферу, водные ресурсы, почву, флору и фауну). Экологичность туризма – это и конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды. Ввиду того, что туристские ресурсы являются основным фактором успешного развития туризма, в целом отрицательное воздействие предприятий данной сферы значительно ниже, чем многих предприятий других отраслей.

    Под экологичностью туризма следует понимать весь спектр взаимодействия данной индустрии и окружающей среды в расширенном понимании. К неэкологичным относятся все виды туризма, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Следует отметить, что положительных примеров экологичного использования туристских ресурсов территории – единицы. Можно с уверенностью сказать, что нет таких видов туризма, которые бы не наносили ущерб природе.

    В зарубежной науке разработана и активно развивается концепция жесткого и мягкого туризма. При этом жесткий туризм ассоциируется чаще всего с неэкологичным туризмом, а мягкий туризм – с экологичными его видами. Постараемся определить и соотнести жесткий и мягкий туризм, выделить их основные признаки. Развитие концепции жесткого и мягкого туризма обязано в первую очередь работам немецких специалистов. Эта концепция вырабатывалась на протяжении двух последних десятилетий, прежде всего в альпийских странах, испытавших тяжелые негативные последствия бурно развивавшегося там массового туризма. Она последовательно и подробно проанализирована в одной из классических работ83.

    В соответствии с определением Й. Криппендорфа главная цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим, или спокойным, туризмом, состоит в том, чтобы долговременно обеспечивать физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формах поселений с учетом долговременных интересов местных жителей. В определении, предложенном П. Хасслахером, названы четыре стратегических компонента, наличие и взаимодействие которых характеризует мягкий туризм: нетехнизированный туризм, самостоятельное региональное развитие, социальная и культурная ответственность.


    Похожее по структуре, но иное по содержанию определение предложил К.-Х. Рохлитц. Согласно автору мягкий туризм представляет собой систему, состоящую также из четырех взаимодействующих элементов: оптимального отдыха гостей, «интактного» ландшафта, то есть такого, с которым гости соприкасаются непосредственно, интактной местной социокультурной среды и прибыли от туристской деятельности. Само определение формулируется следующим образом: мягкий туризм – это количественно умеренный туризм, который благодаря дистанцированной интеграции создает для местных жителей экономические выгоды и обеспечивает взаимопонимание между гостями и местными жителями, а также не причиняет ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде.

    На основе приведенных определений можно провести сопоставление особенностей «мягкого» и «жесткого» туризма (табл. 8.4.).

    Международный туризм в наши дни – составляющая большого бизнеса. Каждый год в путешествие за границу отправляется около 800 млн. человек. Кроме того, почти 2,8 млрд. человек проводят отпуск в своей стране. По оценкам ВТО, доходы отрасли составляют в общей сложности более 1,5 трлн. долл. в год. При этом люди начинают всё чаще задумываться об экологических последствиях путешествий. Не случайно ООН объявила 2002 год «Годом экологического туризма».

    Существует немало определений экотуризма, каждое из которых выявляет те или иные важные аспекты. В совокупности эти определения достаточно полно описывают разнообразие и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли. Многими специалистами определяется два подхода к выделению экологического сектора туризма.

    В первом случае экотуризмом называют туризм, главным объектом которого является дикая природа. Широкое распространение получает туризм с целью отдыха на природе в пределах территорий, измененных человеком. Это особенно характерно для США и стран Западной Европы, где коренных ландшафтов практически не сохранилось, а высокая потребность общения с природой удовлетворяется населением на территориях с вторичной природой.

    Сторонники второго подхода предлагают рассматривать экологический туризм как пример устойчивого туризма. Можно считать данный подход оправданным, так как этот вид туризма основывается и успешно реализует на практике главные принципы концепции устойчивого развития, как-то природопользование, не приводящее к деградации ресурсов, поскольку для восстановления и охраны последних используется часть выгод от его развития.










    Таблица 8.4.


    Сопоставление особенностей «жесткого» и «мягкого» туризма


    Жесткий туризм

    Мягкий туризм

    Массовость

    Индивидуальные и семейные туры,

    поездки в кругу друзей

    Кратковременные поездки

    Продолжительные путешествия

    Быстрые средства передвижения

    Медленные и умеренно быстрые

    средства передвижения

    Заранее согласованная программа

    Спонтанные решения

    Мотивация «извне»

    Мотивация «изнутри»

    Импорт стиля жизни

    Стиль жизни в соответствии

    с культурой посещаемой страны

    «Достопримечательности»

    «Впечатления»

    Комфорт и пассивность

    Активность и разнообразие

    Предварительная интеллектуальная подготовка к поездке невелика

    Страна, являющаяся целью путешествия, изучается заранее

    Турист не владеет языком страны

    и не стремится его узнать

    Язык страны изучается заранее –

    хотя бы на простейшем уровне

    Турист приезжает в страну

    с чувством хозяина, которого «обслуживают»

    Путешественник познает новую культуру

    Покупки утилитарны или стандартны

    Покупки – это памятные подарки для друзей

    После поездки остаются только сувениры

    После поездки остаются

    новые знания, эмоции и воспоминания

    Турист покупает открытки с видами

    Путешественник рисует с натуры

    или фотографирует сам

    Любопытство

    Тактичность

    Громогласность

    Спокойная тональность