ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 1325
Скачиваний: 19
2. Парламентская:
- верховенство парламента;
- формирование исполнительной власти (правительства) парламентом на базе партии, получившей большинство депутатских мест;
—политическая ответственность правительства перед парламентом;
- возможность досрочного роспуска парламента президентом;
- глава государства (президент) выполняет представительские функции;
- парламент может вынести «вотум недоверия» правительству либо министру;
- глава государства избирается либо парламентом, либо коллегией, образуемой парламентом.(Германия, Италия, Турция)
3. Смешанная республика сочетает черты президентской республики - избрание президента населением или другим внепарламентским путем, формирование правительства президентом, и черты парламентской республики - организационное обособление правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом.(Франция, Финляндия, Польша, Болгария)
Нетипичные формы правления
1. Полупрезидентская республика - в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства.
2. Полупарламентская республика—в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству.
3. Монархическая республика - в ней монарх переизбирается через определенный срок (в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах - через 5 лет).
4. Суперпрезидентская республика -характеризуется чрезвычайным усилением власти президента.
5. Президентско-монократическая республика - существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов.
12.Форма.государственного.устройства.
Простая форма Унитарное - единое, централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью; единая система государственного аппарата, единое гражданство, единая система права, судебная система, налогово-финансовая система.
Признаки унитарного государства
1. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.2. Одна Конституция.3. Система права, единая система законодательства. 4. Единое гражданство.5. Единая денежная единица.6. Единая налоговая и кредитная политика. 7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными в собственном смысле этого слова).8. Единая армия.
Виды унитарных государств
1. В зависимости от правового статуса территориальных единиц: а) простые - состоят только из административно-территориальных единиц (Алжир, Болгария, Колумбия, Польша и др.);
б) сложные - имеют в своем составе одно и более автономные образования (Азербайджан, Дания, Китай и др.).
2. В зависимости от способа назначения должностных лиц на местах и характера реализации властных полномочий центра:
а) централизованные - существует вертикальная система назначения органов управления сверху донизу (Дания, Норвегия, Румыния, Швеция и др.);
б) децентрализованные - избираются органы местного самоуправления (Великобритания, Испания, Франция и др.);
Сложные формы
Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.(Австрия, Бельгия,Германия, ОАЭ,Канада,Нигерия)
Признаки федеративного государства
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.4. Субъекты федерации имеют свою Конституцию, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы членов федерации).6. Государственно-правовое единство: единое экономическое и политико-правовое пространство; прямое действие федеральных законов на территории всех субъектов федерации; единство правового статуса граждан.
Виды федераций
1. По принципу образования: национальные, территориальные(США), национально-территориальные.(РФ)
2. По способу образования: договорные, конституционные.
3. По статусу субъектов федерации: симметричные, асимметричные.
Виды межгосударственных объединений
1. Империя - представляла собой насильственно создаваемое сложное государство.
Юридические признаки империи
1) насильственность объединения (как правило, в результате завоевания);
2) особое привилегированное положение государства-завоевателя.
2. Конфедерация - союз государств, сохраняющих суверенитет, но по определенному кругу вопросов имеющих общие органы и осуществляющих совместно полномочия.
Признаки конфедерации
1) конфедерация - союз независимых государств, объединившихся на основе договора для достижения определенных целей;2) конфедерация - непрочное образование;3) отсутствие единой территории (состоит из территорий государств, ее членов);4) отсутствие единого гражданства;
5) субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода из нее и нуллификации (отмены действий актов органов конфедерации на своей территории);6) в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики и т.д.);
7) бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.
3. Содружество - организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности (СНГ). Объединяющие их признаки могут касаться: экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.); системы права; языка; культуры; религии.
4. Сообщество государств - это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры (например, сообщество Белоруссии и России).
13.Политический(государственный)режим.
Характеризует совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти.
Виды политических режимов
1. Демократический. Признаки демократического режима:
1. Народ является источником и носителем власти, имеет реальные возможности выражения своей воли (выборы, референдум).
2. Государственная власть выражает интересы большинства населения страны.
3. Свобода личности в экономической сфере.
4. Конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека.
5. Подлинная демократия во всех ее формах.
6. Разделение властей.
7. Плюрализм в общественной жизни.
8. Меры принуждения со стороны государства носят правовой характер (предусмотрены правом и осуществляются в особых процедурных формах).
9. Развитость институтов гражданского общества. 10. Режим законности.
2.Антидемократический (авторитарный (хар-ся нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выбранных гос органов и усилением роли исполнит органов), тоталитарный( полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан), фашистский (полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор.)
и др.). Признаки антидемократического режима:
1. Власть принадлежит одной замкнутой элите, народ лишен реальной возможности воздействовать на политику.
2. Государственная власть выражает интересы отдельных слоев общества.
3. Пренебрежение интересами личности со стороны государства.
4. Игнорирование интересов национальных меньшинств.
5. Диктатура одной политической партии.
6. Огосударствление общественных организаций.
7. Преследование за инакомыслие.
8. В процессе властвования используются методы насилия, принуждения, устрашения; меры принуждения со стороны государства носят произвольный характер.
9. Граждане лишены легальной возможности отстаивать свои интересы.
10. Режим целесообразности.
14.Механизм государства: понятие, признаки и структура
МГ-система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита основных его интересов.
Признаки мг
1. Сложная система органов и учреждений, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. 2. Состав - совокупность людей, занимающихся управленческой деятельностью.
3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечены организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях - принудительным воздействием государства.
4. Цель - гарантированность и охрана прав и законных интересов граждан.
5. Единство принципов организации и деятельности государственных органов и учреждений, единые цели и задачи их деятельности, единство политической и социально-экономической основы. 6. Основными первичными структурными элементами являются государственные органы, наделенные властными полномочиями.
В структуру государственного механизма входят:
• государственные органы;
• государственные учреждения; • государственные предприятия.
Государственные органы - отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями в целях осуществления функций государства.
Государственные учреждения - организации, для которых осуществление власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции (чаще всего - в социальной сфере, науке, образовании, культуре, здравоохранении: школы, больницы, вузы и т. д.).
Государственные предприятия предназначены для осуществления государством своих функций в сфере производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
15. Органы гос-ва и их классификация
Органы гос-ва отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями в целях осуществления функций государства.
Государственный орган:
• наделен государством властными полномочиями для реализации функций государства; • входит в единую систему государственных органов; • имеет внутреннюю структуру; • устанавливает внутриорганизационные нормы; • имеет собственную компетенцию; • осуществляет свою деятельность на определенной территории;
• образуется в установленном законом порядке.
Реализация властных полномочий государственного органа
осуществляется главным образом путем издания юридических актов, обязательных для тех, кому они адресованы, применения мер убеждения и принуждения, контроля за исполнением изданных органом актов.
Государственные органы классифицируются:
• по источнику формирования на: первичные; производные;
• по территориальному охвату на: федеральные; органы субъектов федерации;
по характеру компетенции: общей; специальной;
• по порядку реализации полномочий: коллегиальные; единоличные.
Первичные органы создаются без участия других государственных органов, как правило, они избираются. Пример: Государственная Дума, Президент РФ, глава субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ.
Производные госорганы формируются другими государственными органами. Пример: Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ; органы Прокуратуры РФ формируются при участии законодательных (представительных) органов субъектов РФ Генеральным прокурором РФ, назначенным Советом Федерации по представлению Президента.
Федеральные государственные органы осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Пример: Президент РФ, федеральное министерство, Государственная Дума и т. д.
Государственные органы субъектов РФ ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации (глава субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, администрация субъекта и др.).
Органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему государственных органов.
Органы общей компетенции имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения (Президент РФ, Правительство РФ и др.).
Органы специальной компетенции ограничивают полномочия определенной сферой (например: Министерство здравоохранения, Министерство топлива и энергетики).
Органы государства могут осуществлять свою деятельность единолично (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) и коллегиально (представительный (законодательный) орган субъекта РФ, Федеральное Собрание, иные органы).
Исходя из принципа разделения властей, государственные органы могут классифицироваться на:
• законодательные;
• исполнительные;
• судебные и правоохранительные.
16. Принципы организации и деятельности гос-го аппарата
Принципы — основополагающие начала, положения, идеи, которые находятся в основе организации и деятельности аппарата государства. Сама категория «принцип» используется теорией государства и права для характеристики самых разных юридических явлений (принципов права, правотворчества, юридической ответственности и т.п.).
В настоящее время в современных конституционных государствах деятельность государственных органов строится на принципах:
1) гуманизма, (права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др.). Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях (например, в случае противоправного поведения);
2)демократизма. означает народовластие. Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод;
3)гласности. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане — формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата;
4)законности. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах.
5)национального равноправия. Доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности;