ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1325

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Парламентская:

- верховенство парламента;

- формирование исполнительной власти (правительства) парла­ментом на базе партии, получившей большинство депутатских мест;

политическая ответственность правительства перед парламентом;

- возможность досрочного роспуска парламента президентом;

- глава государства (президент) выполняет представительские функции;

- парламент может вынести «вотум недоверия» правительству либо министру;

- глава государства избирается либо парламентом, либо коллеги­ей, образуемой парламентом.(Германия, Италия, Турция)

3. Смешанная республика сочетает черты президентской респуб­лики - избрание президента населением или другим внепарламент­ским путем, формирование правительства президентом, и черты парламентской республики - организационное обособление прави­тельства, ответственность правительства перед парламентом, возмож­ность досрочного роспуска парламента президентом.(Франция, Финляндия, Польша, Болгария)

Нетипичные формы правления

1. Полупрезидентская республика - в ней устанавливается ответ­ственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства.

2. Полупарламентская республика—в ней устанавливается услож­ненный порядок объявления вотума недоверия правительству.

3. Монархическая республика - в ней монарх переизбирается через определенный срок (в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах - через 5 лет).

4. Суперпрезидентская республика -характеризуется чрезвычай­ным усилением власти президента.

5. Президентско-монократическая республика - существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожиз­ненных президентов.


12.Форма.государственного.устройства.

Простая форма Унитарное - единое, централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих ка­кой-либо политической самостоятельностью; единая система госу­дарственного аппарата, единое гражданство, единая система права, судебная система, налогово-финансовая система.

Признаки унитарного государства

1. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.2. Одна Конституция.3. Система права, единая система законодательства. 4. Единое гражданство.5. Единая денежная единица.6. Единая налоговая и кредитная политика. 7. Составные части унитарного государства не обладают сувере­нитетом (не являются государственными в собственном смысле это­го слова).8. Единая армия.

Виды унитарных государств

1. В зависимости от правового статуса территориальных единиц: а) простые - состоят только из административно-территориаль­ных единиц (Алжир, Болгария, Колумбия, Польша и др.);

б) сложные - имеют в своем составе одно и более автономные образования (Азербайджан, Дания, Китай и др.).


2. В зависимости от способа назначения должностных лиц на местах и характера реализации властных полномочий центра:

а) централизованные - существует вертикальная система назна­чения органов управления сверху донизу (Дания, Норвегия, Румы­ния, Швеция и др.);

б) децентрализованные - избираются органы местного самоуп­равления (Великобритания, Испания, Франция и др.);

Сложные формы

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридичес­ки определенной самостоятельностью.(Австрия, Бельгия,Германия, ОАЭ,Канада,Нигерия)

Признаки федеративного государства

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федераци­ей разграничивается союзной Конституцией.4. Субъекты федерации имеют свою Конституцию, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.5. Высший законодательный (представительный) орган федера­ции имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляю­щая интересы членов федерации).6. Государственно-правовое единство: единое экономическое и политико-правовое пространство; прямое действие федеральных законов на территории всех субъектов федерации; единство право­вого статуса граждан.

Виды федераций

1. По принципу образования: национальные, территориальные(США), национально-территориальные.(РФ)

2. По способу образования: договорные, конституционные.

3. По статусу субъектов федерации: симметричные, асиммет­ричные.

Виды межгосударственных объединений

1. Империя - представляла собой насильственно создаваемое сложное государство.

Юридические признаки империи

1) насильственность объединения (как правило, в результате за­воевания);

2) особое привилегированное положение государства-завоева­теля.

2. Конфедерация - союз государств, сохраняющих суверенитет, но по определенному кругу вопросов имеющих общие органы и осу­ществляющих совместно полномочия.

Признаки конфедерации

1) конфедерация - союз независимых государств, объединившихся на основе договора для достижения определенных целей;2) конфедерация - непрочное образование;3) отсутствие единой территории (состоит из территорий госу­дарств, ее членов);4) отсутствие единого гражданства;

5) субъекты конфедерации обладают правом свободного выхода из нее и нуллификации (отмены действий актов органов конфедера­ции на своей территории);6) в предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики и т.д.);

7) бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

3. Содружество - организационное объединение государств, ха­рактеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности (СНГ). Объединяющие их признаки могут касаться: экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяй­ственных связей, единая денежная единица и др.); системы права; языка; культуры; религии.


4. Сообщество государств - это переходные формы государствен­ных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры (например, сообщество Белоруссии и России).


13.Политический(государственный)режим.

Характеризует совокупность приемов, способов, методов осуще­ствления государственной власти.

Виды политических режимов

1. Демократический. Признаки демократического режима:

1. Народ является источником и носителем власти, имеет реаль­ные возможности выражения своей воли (выборы, референдум).

2. Государственная власть выражает интересы большинства на­селения страны.

3. Свобода личности в экономической сфере.

4. Конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека.

5. Подлинная демократия во всех ее формах.

6. Разделение властей.

7. Плюрализм в общественной жизни.

8. Меры принуждения со стороны государства носят правовой характер (предусмотрены правом и осуществляются в особых про­цедурных формах).

9. Развитость институтов гражданского общества. 10. Режим законности.

2.Антидемократический (авторитарный (хар-ся нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выбранных гос органов и усилением роли исполнит органов), тоталитарный( полным кон­тролем государства над всеми сферами жизни общества, огосудар­ствлением общественных организаций, вмешательством государ­ства в частную жизнь граждан), фа­шистский (полностью ликвидиру­ет демократические права и свободы, уничтожает все оппозици­онные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор.)

и др.). Признаки антидемократического режима:

1. Власть принадлежит одной замкнутой элите, народ лишен ре­альной возможности воздействовать на политику.

2. Государственная власть выражает интересы отдельных слоев общества.

3. Пренебрежение интересами личности со стороны государства.

4. Игнорирование интересов национальных меньшинств.

5. Диктатура одной политической партии.

6. Огосударствление общественных организаций.

7. Преследование за инакомыслие.

8. В процессе властвования используются методы насилия, при­нуждения, устрашения; меры принуждения со стороны государства носят произвольный характер.

9. Граждане лишены легальной возможности отстаивать свои интересы.

10. Режим целесообразности.


14.Механизм государства: понятие, признаки и структура

МГ-система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита основных его интересов.

Признаки мг

1. Сложная система органов и учреждений, находящихся во взаи­мосвязи и взаимодействии друг с другом. 2. Состав - совокупность людей, занимающихся управленческой деятельностью.

3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечены организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях - принудительным воздействием государства.


4. Цель - гарантированность и охрана прав и законных интересов граждан.

5. Единство принципов организации и деятельности государствен­ных органов и учреждений, единые цели и задачи их деятельности, единство политической и социально-экономической основы. 6. Основными первичными структурными элементами являют­ся государственные органы, наделенные властными полномочия­ми.

В структуру государственного механизма входят:

государственные органы;

государственные учреждения; • государственные предприятия.

Государственные органы - отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями в целях осуществле­ния функций государства.

Государственные учреждения - организации, для которых осу­ществление власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции (чаще всего - в социальной сфере, науке, образовании, культуре, здравоохранении: школы, больницы, вузы и т. д.).

Государственные предприятия предназначены для осуще­ствления государством своих функций в сфере производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.


15. Органы гос-ва и их классификация

Органы гос-ва отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями в целях осуществле­ния функций государства.

Государственный орган:

наделен государством властными полномочиями для реализации функций государства; • входит в единую систему государственных органов; • имеет внутреннюю структуру; • устанавливает внутриорганизационные нормы; • имеет собственную компетенцию; • осуществляет свою деятельность на определенной терри­тории;

образуется в установленном законом порядке.

Реализация властных полномочий государственного органа

осуществляется главным образом путем издания юридических актов, обязательных для тех, кому они адресованы, применения мер убеждения и принуждения, контроля за исполнением из­данных органом актов.

Государственные органы классифицируются:

по источнику формирования на: первичные; производные;

по территориальному охвату на: федеральные; органы субъектов федерации;

по характеру компетенции: общей; специальной;

по порядку реализации полномочий: коллегиальные; единоличные.

Первичные органы создаются без участия других государ­ственных органов, как правило, они избираются. Пример: Государственная Дума, Президент РФ, глава субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ.

Производные госорганы формируются другими государст­венными органами. Пример: Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правитель­ства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формиру­ется Советом Федерации по представлению Президента РФ; органы Прокуратуры РФ формируются при участии законо­дательных (представительных) органов субъектов РФ Гене­ральным прокурором РФ, назначенным Советом Федерации по представлению Президента.


Федеральные государственные органы осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Пример: Президент РФ, федеральное министерство, Госу­дарственная Дума и т. д.

Государственные органы субъектов РФ ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта феде­рации (глава субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, администрация субъекта и др.).

Органы местного самоуправления согласно ст. 12 Кон­ституции РФ не входят в систему государственных органов.

Органы общей компетенции имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения (Президент РФ, Прави­тельство РФ и др.).

Органы специальной компетенции ограничивают полномо­чия определенной сферой (например: Министерство здраво­охранения, Министерство топлива и энергетики).

Органы государства могут осуществлять свою деятель­ность единолично (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) и коллегиально (представительный (законодательный) орган субъекта РФ, Федеральное Собрание, иные органы).

Исходя из принципа разделения властей, государственные органы могут классифицироваться на:

законодательные;

исполнительные;

судебные и правоохранительные.


16. Принципы организации и деятельности гос-го аппарата

Принципы — основополагающие начала, положения, идеи, которые находятся в основе организации и деятельно­сти аппарата государства. Сама категория «принцип» ис­пользуется теорией государства и права для характеристики самых разных юридических явлений (принципов права, правотворчества, юридической ответственности и т.п.).

В настоящее время в современных конституционных госу­дарствах деятельность государственных органов строится на принципах:

1) гуманизма, (права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и дос­тоинство, на собственность и др.). Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых ис­ключительных случаях (например, в случае противо­правного поведения);

2)демократизма. означает народовластие. Содержание принципа демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение ши­рокого круга гражданских прав и свобод;

3)гласности. В содержание данного прин­ципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в бо­лее широком плане — формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата;

4)законности. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в мно­гочисленных и разнообразных нормативных актах.

5)национального равноправия. Доступ к замещению долж­ностей в государственном аппарате должен быть пре­доставлен всем лицам вне зависимости от их нацио­нальной принадлежности;