ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1331

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.


48. Основные стадии процесса применения норм права

1. Установление фактических обстоятельств юридического дела.

2. Установление юридической основы дела (выбор и анализ нор­мы права).

3. Толкование нормы права.

4. Принятие решения и вынесение акта применения нормы пра­ва.

5. Доведение до субъектов содержания принятого решения и кон­троль за его исполнением.

На первой стадии применения права идет сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Круг фактических обстоятельств, которые необходимо установить, как правило, обозначен в законе. Устанавливаемые факты должны отвечать требованиям:относимости, т. е. непосредственно относиться к рассматриваемому делу;достоверности, т.е. они должны быть подтверждены необходимыми доказательствами, иначе говоря - должны быть доказанными;полноты, т. е. должны быть установлены все факты, необходимые для принятия решения.Обстоятельства, подлежащие установлению, в своей совокупности образуют фактическую основу применения норм права.По своей сути стадия установления фактических обстоятельств дела в процессе применения права является предварительной.Вторая стадия процесса применения права представляет собой оценку собранных фактов на основе норм права и заключается в выборе и анализе юридических норм, подлежащих применению. На данной стадии происходит уяснение содержания применяемой нормы путем толкования и установление ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц.Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.




49.Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

Официальное решение компетентного субъекта по конкретному юридическому делу, содержащее властное веление и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений.

Признаки акта применения права

1. Решение компетентного органа, должностного лица по конк­ретному делу.

2. Обращены к конкретному лицу (индивидуализированы).

3. Направлены на реализацию требований норм права.

4. Содержат обязательное для исполнения властное веление и обеспечиваются государственным принуждением.

5. Являются либо юридическими фактами, либо обеспечивают их возникновение.

6. Выносятся как в документальной, так и в иных формах.

Виды актов применения норм права

1. По субъектам правоприменения: акты органов государствен­ной власти, акты органов государственного управления, судебные акты, акты прокурорского надзора и т.д.

2. По отраслевой принадлежности: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.

3. По цели: правоустанавливающие, правоохранительные.

4. По функциям права: регулятивные, охранительные.

5. По способу принятия: принятые коллегиально, принятые еди­нолично.

6. По характеру решения: обязывающие, запрещающие, уполно мачивающие, поощрительные, удостоверительные, фиксирующие факты, имеющие юридическое значение.

7. По наименованию: приказы, постановления, указания, прото­колы, приговоры, решения, разрешения, предупреждения, предпи­сания, представления.

8. По времени действия: акты однократного действия (наложе­ние штрафа), длящиеся акты (назначение пенсии).

Структура правоприменительного акта

1. Содержащие четыре части: вводную, описательную, мотиви­ровочную и резолютивную (приговор суда).

2. Содержащие три части: вводную, описательную и резолютив­ную (протокол об административном правонарушении).

3. Содержащие две части: вводную и резолютивную (лицензия на занятие определенным видом предпринимательской деятельности).


50.Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления.

Иногда в процессе выбора и анализа правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, в законодательстве обнаруживается пробел. Пробелом называют отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы в этом не нуждаются.

По причинам возникновения пробелы бывают первоначальными и последующими. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателя и т.п. Возникновение последующих пробелов обуславливается появлением новых общественных отношений.


Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве. Первым путем является совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности. Второй путь - восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение по аналогии закона или по аналогии права.

Аналогией закона называется принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу;

б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;

в) отношение не урегулировано соглашением сторон;

г)в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения.

На основе этой нормы и выносится решение по делу.

Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права. Аналогия права - это принятие решения по делу на основе общих принципов права.

Принципами права называются основополагающие идеи, которые тем или иным образом зафиксированы в праве и характеризуют его содержание. Различают принципы права в целом и принципы отдельных отраслей. К общеправовым относятся: принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности и др. Все общие принципы права обуславливаются характером общественных отношений и тесно связаны между собой. Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права.



51.Юридическии коллизии и способы их реализации

Юридическая коллизия - это противоречие между правовыми актами, ре­гулирующими одни и те же общественные отношения.

Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов. Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному и тому же вопросу.

Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Выбор применяемой нормы осуществляется в соответствии со следующими правилами.

1. Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. (Подобное расхождение возможно из-за того, что принятие нового нормативно-правового акта не всегда сопровождается одновременной отменой акта устаревшего, ранее регулировавшего данные общественные отношения).


2. Если имеется расхождение между общим и специальным нормативно-правовыми актами, то преимущество отдается специальному акту, если только он прямо не отменен изданным позднее общим актом.

3. Если по содержанию расходятся нормы, находящиеся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом.

4. Если по содержанию расходятся нормы федерального и регионального законодательства, приоритет отдается федеральному нормативно-правовому акту.



52.Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.

Толкование норм права - это деятельность компетентных орга­нов государства, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной реализации.

Элементы процесса толкования норм права

Уяснение - интеллектуально-волевая деятельность, направленная на выявление смысла нормы права самим интерпретатором.

Разъяснение - интеллектуально-волевая деятельность, в про­цессе которой смысл правовых предписаний доводится интер­претатором до иных заинтересованных субъектов правоотноше­ний.

Необходимость толкования норм права

1) норма права носит общий характер, а применяется к конкрет­ным жизненным ситуациям;

2) нормы права содержат оценочные понятия, специальные юри­дические и неюридические термины;

3) право носит системный характер, поэтому уяснить содержа­ние одной нормы можно лишь в результате системного анализа дру­гих норм;

4) нарушение законодателем правил юридической техники, недо­статочная проработанность концепции закона;

5) использование законодателем при конструировании правовых норм открытых перечней, завершающихся формулировками «дру­гие», «иные» и т.п.

Виды (результаты) толкования правовых норм

1. По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное.

Разновидностями официального толкования являются:

1) аутентическое толкование - это разъяснение норм права, да­ваемое государственным органом, издавшим их;

2) легальное (делегированное) - осуществляется компетентным субъектом, прямо на то уполномоченным.

По степени общности:

а) нормативное — носит общий характер, подлежит использова­нию во всех случаях применения конкретной нормы права;

б) казуальное - носит индивидуальный характер, характеризиру-ется однократным использованием в конкретном случае.

Разновидности неофициального толкования:

1) доктриналъное (научное) толкование осуществляется научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными и содер­жатся в монографиях, статьях, научных комментариях к законам;

2) профессиональное (компетентное) - осуществляется специа­листами в области права, профессионально занимающимися юри­дической практикой.

3) текущее (обыденное) толкование осуществляется гражданами, не являющимися специалистами в области права.


По объему толкование можно классифицировать:

1) на буквальное (адекватное) толкование, где смысл и словесное содержание нормы права совпадают;

2) на ограничительное толкование, где словесное содержание норм права шире их подлинного смысла;

3) на распространительное толкование, где словесное содержа­ние нормы права уже ее истинного смысла.



53.Способы и объем толкования правовых норм

Способы толкования норм права

1. Филологическое (грамматическое толкование)—уяснение смыс­ла нормы права путем грамматического анализа ее словесной фор­мулировки;

2. Систематическое толкование -уяснение содержания правовой нормы путем установления ее системных связей с другими нормами;

3. Логическое толкование - уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления;

4) Историческое толкование - уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, вы­яснения целей и задач, заложенных в них законодателем.

Значение толкования норм права:

- является важным условием эффективной реализации норм права;

- обеспечивает единообразие, правильное понимание и примене­ние права на всей территории государства;

- выступает в качестве средства правового воспитания, способ­ствует повышению правовой культуры населения;

- способствует установлению пробелов законодательства.

По объему толкование можно классифицировать:

1) на буквальное (адекватное) толкование, где смысл и словесное содержание нормы права совпадают;

2) на ограничительное толкование, где словесное содержание норм права шире их подлинного смысла;

3) на распространительное толкование, где словесное содержа­ние нормы права уже ее истинного смысла.



54.Правомерное поведение: понятие, виды.

ПП-Социально-полезное, общественно-волевое, необходимое поведе­ние субъектов права, соответствующее нормам права.

Признаки правомерного поведения

1. Социальная полезность. Любой поступок порождает опред реакцию окружающих и оценку его в качестве общественно полезного или общественно вредного поведения.

2. Волевой осознанный характер. Совершая определенное действие в правовой сфере субъект соотносит его с действующими правовыми нормами, ценностями, юр-ми последствиями.

3. Подконтрольность поведения гос-ву в лице правоприменения и ПО

4. Влечет за собой юр ответственность

Виды правомерного поведения.

1. правомерное; 2. злоупотребление правом; 3.объективно-противоправное поведение(безвиновное); 4.правонарушение.

Разновидность правового поведения осуществляется правовыми предписаниями и возможна гос защита.

Признаки:

находится в установленных гос-ом рамках (формальный аспект)

социально полезно,не противоречит общ интересам и целям(содержательный аспект)

осознанное, что составляет его субъективную сторону.

Виды:

по мативам: социально активное поведение( высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры); законо- послушное (ответственное правомерное поведение, характеризующееся сознательным поведением людей требованиям закона); конформистское (низкая степень соц активности, субъект пассивно соблюдает правовое предписание); материальное (соответствует правилам предписания, оно не совершает из-за страха перед наказанием).