ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2020

Просмотров: 565

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Виды социальных институтов в соответствии со сферами жизни общества:

  1. Экономические институты, наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальных связей в хозяйственной деятельности (собственность, рынок, разделение труда и т.д.).

  2. Политические институты – социальные связи и отношения по поводу борьбы за власть, ее осуществление и распределение (государство, полиция и т.д.)

  3. Институты культуры и социализация. Наиболее устойчивые четко регламентированные формы взаимодействия


V. Организации, как правило, рассматриваются как синоним упорядоченности чего-либо. В науке используются несколько значений:

  1. Как элемент социальной структуры общества.

  2. Как вид деятельности какой-либо группы

  3. Как степень внутренней упорядоченности, согласованности действий элементов системы.

Социальные организации – система отношений, объединяющая число индивидов или социальных групп для достижения определенной цели. Пригожин: Социальная организация – это группа людей, совместно и координировано реализующих общую цель.

Черты социальной организации:

  1. Целевая природа – организация создается для достижения определенных целей и оценивается в зависимости от степени этого достижения.

  2. Для достижения цели члены организации должны выполнять разные социальные роли и занимать разные социальные статусы.

  3. Организации создаются на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку создаются горизонтальные и вертикальные структуры, то есть деление на управляющую и управляемую подсистему.

  4. Управляющие подсистемы создают свои специфичные средства регулирования и контроля за деятельностью организаций, и особую роль играют внутриорганизационные нормы.

  5. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему, которая также обеспечивает эффективность деятельности – синергетический эффект. Он складывается из следующих составляющих:

  • Объединяет усилия многих своих членов (массовость усилий).

  • Специализирует однонаправленность действий индивида (каждый делает свое дело на одном месте).

  • Благодаря управляемой подсистеме действия людей координируются и синхронизируются.

При изучении социальных организаций принято выделять виды в соответствии со сферами жизнедеятельности:

  1. Политические организации

  2. Религиозные

  3. Культурные

  4. Производственные

Организации делят также на:

  1. Формальные

  2. Неформальные

Формальные – принципиально безлична на абстрактных индивидов со служебными отношениями; обеспечивает прохождение только деловой информации; в качестве регуляторов поведения людей выступают должностные инструкции, приказы руководителя, программы и планы деятельности, положения об оплате труда и т.д.

Недостатки:

  • Невозможность удовлетворения определенных социальных потребностей людей, таких как потребность в общении, уважении. Потому в качестве противовеса возникают неформальные организации – это стихийно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий, норм безличностного, межгруппового общения.


Общество и его социальная структура.

  1. Понятие общества как социальной системы

  2. Концепция, объясняющая способ организации общественной жизни: детерминизм и функционализм.

  3. Социальная дифференциация и социальное неравенство как основообразование социальной структуры общества

  4. Теория социально-классовой структуры общества Маркса

  5. Понятие о социальной стратификации. Теории социальной стратификации.

  6. Социальная мобильность. Ее виды, типы, каналы, факторы.


I. Изучением общества, его сущности и закономерностей развития ученые занимаются несколько тысячелетий. Так Платон впервые рассмотрел общество как единую, внутренне взаимосвязанную социальную систему, органичную целостность, возникающую на основе разделения труда.

Развитие представлений об обществе тесно связано с развитием естественных и общественных наук в 18 -19 веках. В век просвещения большинство ученых для объяснения сущности общества использовали механическую модель, сравнивая общество с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою работу. Успехи в биологии способствовали появлению органической модели общества (Спенсер – проводил аналогию строения общества и живого организма).

В 20 веке теория общества разрабатывалась в рамках концепции структурного функционализма.

Под обществом в социологии понимается совокупность людей, имеющая следующие признаки:

  1. Общность территории их проживания совпадает с государственными границами и служит тем пространством в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества.

  2. Целостность и устойчивость

  3. Самовоспроизводство и саморегулируемость

  4. Такой уровень развития культуры, который позволяет выработать систему норм и ценностей, объединяющих людей.

В истории социологии имеются разные трактовки общества, которые по разному объясняют первооснову объединения людей в общество.

Вебер: общество – это продукт социального взаимодействия людей.

Парсонс: общество – это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

Маркс: общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии принят системный подход к изучению общества. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целое единство.

Важные признаки системы:

  • структура (строение)

  • совокупность связей, между элементами системы (связи координации и субординации).



Характерные признаки социальной системы:

  1. Сверхсложный и иерархический характер строения. В обществе как социальной системе можно выделить различные уровни – подсистемы, подподсистмы, которые связаны между собой определенными соподчинительными связями. Кроме того, каждая подсистема связана и с системой в целом. Однако, подобная иерархичность не абсолютна а относительна, то есть каждая подсистема обладает определенной степенью автономии, а также могут быть рассмотрены как своеобразные системы. Данное строение социальной системы придает ей гибкость и оперативность.

  2. Наличие интегративного качества, не свойственного отдельным частям и компонентам, входящих в систему, а присущее только системе в целом.

  3. Человек является универсальным компонентом социальной системы, то есть он включен во все уровни и подуровни. Является носителем общественных связей и отношений.

  4. Социальные системы являются самоуправляемыми, способность к саморегулированию и саморазвитию обеспечивается благодаря существованию специальной подсистемы управления в виде определенных институтов, органов, механизмов. И именно эта подсистема обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие.


Изучение общества, как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

  1. Изучение общества вообще, то есть выделение всеобщих универсальных свойств и связей общества.

  2. Изучение конкретно-исторических типов обществ, как ступеней развития цивилизаций.

  3. Изучение отдельных конкретных обществ, то есть разных стран, народов и т.д.

Типология обществ

Современные общества имеют явные и скрытые различия.

Явные:

  • Язык общения

  • Культура

  • Политический строй

  • Уровень благосостояния



Скрытые:

  • Степень социальной интеграции

  • Уровень стабильности

  • Возможности для самореализации личности

Поскольку общество является сложным образованием, не существует универсальной классификации видом общества.

  1. С точки зрения преобладания сферы производства и регуляции социальной жизни:

    • Традиционные – с аграрным укладом, регуляция общественной жизни осуществляется на основе традиций. Поведение людей строго контролируется. Общество имеет малоподвижную структуру, мобильность не высока.

    • Индустриальные – имеет машинное производство, гибкую социальную структуру, высокую социальную мобильность, развитую систему коммуникаций и в качестве регуляторов поведения выступают законы и социальные нормы общества.

  2. По типу государственного устройства:

  • Монархии

  • Деспотия (тирания)

  • Олигархия

  • Демократический общества

  1. Маркс. По способу производства:

  • Примитивно – присваивающий

  • С азиатским способом производства (наличие особого способа производства – коллективной собственности на землю, «русская община»).

  • Рабовладельческие

  • Феодальные (эксплуатация крестьян).

  • Буржуазные (экономическая зависимость работников)

  • Коммунистические (равное отношение к собственности)

  1. В зависимости от системы взаимоотношений общества и государства:

  • Тоталитарные (государство определяет все основы социальной жизни)

  • Демократические (граждане могут влиять на государственные структуры)

  • Авторитарные (сочетание тоталитарного и демократического обществ)



Чаще употребляется «гражданское общество»:

      1. Как определенная реальность, существующая независимо от нашего сознания

      2. Как идеал или лозунг, идеальное общество, к построению которого стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

      Как часть реальности гражданское общество охватывает всю совокупность общественных отношений кроме политических. Как идеальное общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими, политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли. В экономическом плане такое общество означает многообразие форм собственности, свободный рынок, предпринимательство. В духовном плане – свобода слова, печати, независимости СМИ.


      В России переход от социализма осуществлялся под лозунгом «построение гражданского общества».

      II. В социологии существуют разные подходы к объяснению способа организации элементов и частей общества в единое целое.

      Рассмотрим два подхода к объяснению данного вопроса (способ организации общественной жизни):

      1. Детерминизм. Общество как целая система состоит из определенных подсистем: экономической, социальной, политической, идеологической и т.д. Эти подсистемы представляют собой иерархическую структуру, то есть находятся в отношениях субординации, подчиненности, связаны причинно – следственными связями. То есть одна из подсистем является главной, другие зависят от ее развития. Существуют различные теории:

      • Политический детерминизм. Был сформирован в работах Платона и Аристотеля. Согласно этой теории главным для общества является политика и государственной устройство.

      • Экономический детерминизм в работах Маркса. Главной подсистемой является экономика, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

      • Технологический детерминизм. Сторонники этой теории считают, что характер труда, уровень техники и технологий определяет не только количество и качество производственно-материальных благ, уровень потребностей, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные общества с высокоразвитыми они отмечают наличие иных потребностей, устремлений, ценностей людей, другое культурное поведение и т.д.

      • Культурный детерминизм (Парсонс). Основой общества является общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества.

      В современной социологии концепция детерминизма подвергается критике, поскольку возвышение какой – то одной подсистемы и умаление значения других как правило ведет к негативным последствиям (опыт СССР).

      Общество может нормально функционировать только при последовательном выполнении каждой подсистемой своего функционального назначения.

      2. Функционализм. Идея функционализма развивалась в английской и американской социологии. Основоположником является Г.Спенсер. Он сформулировал основные положения:

      • Общество представляет собой целостный единый организм, состоящий из множества частей (экономики, политики и т.д.)

      • Каждая часть может существовать только в рамках целого, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

      • По содержанию функции частей предполагают удовлетворение каких либо общественных потребностей. Все вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводства человеческого рода.

      • В случае нарушения деятельности частей общества, другие не могут выполнять ее функции.

      • Социальная система сохраняет стабильность, потому что содержит в себе элементы контроля, то есть включает: политическое управление, органы правопорядка, религиозные и моральные нормы.

      • Главным условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системы ценностей.


      Функционализм получил развитие в работах Мертона и Парсонса. Парсонс – «теория структурного функционализма». Он иначе подходит к анализу социальной системы:

        1. Выделяет требования или функции, которые должны выполняться, чтобы общество нормально функционировало:

        • Общество должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и потребностям людей. Должно уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

        • Должно быть способно к постановке целей и задач развития и к поддержанию процесса их достижения.

        • Общество должно сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидом.

        • Должно обладать способностью в интеграции, то есть включению в него новых поколений людей.

          1. Определяет исполнителей этих функций в обществе и выделяет 4 подсистемы:

          • Экономика

          • Политика

          • Культура

          • Родство

            1. Определяет социальные институты в рамках каждой подсистемы:

            • В экономике – рынок, собственность, финансы.

            • В политике – государство, партии.

            • В культуре – церковь, искусство.

            • Родство – семья.

              1. Определяет совокупность социальных ролей в рамках каждого социального института.

              Парсонс делает вывод: чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне социальных институтов и ролей, тем стабильнее будет социальная система и наоборот, выполнение каким либо институтом не свойственных ему функций рождает хаос и усиливает внутреннюю напряженность системы.

              Мертон. Вводит понятие явных и скрытых функций.

              Явные – это те, которые был запланированы и признаны в качестве таковых.

              Скрытые – это те следствия, которые возникают непредвиденно и неизвестны причины, вызвавшие их.

              Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Мертон ввел понятие «дисфункции» или разрушающей функции. «Одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним подсистемам и дисфункциональными по отношению к другим».

              Недостатки:

              В конце 70-х годов функционализм подвергся критике в силу следующих причин:

                1. В функционализме общество рассматривается как застывшие статические образования, то есть не учитывается динамический аспект.

                2. Недостаточное внимание уделяется роли личности в обществе, преобладает макроподход.

                3. Не объясняются причины социальных конфликтов и кризисов в обществе.

                III. Все многообразие различий, существующих в обществе между людьми, в социологии принято делить на две группы:

                  1. Естественные, обусловлены физиологическими и психологическими особенностями людей. Естественные различия могут стать основой для появления неравных отношений между людьми.

                  2. Социальные различия, которые обусловлены следующими факторами:

                    • Разделение труда – физического и умственного

                    • Уклад жизни – городское и сельское население

                    • Выполняемые социальные роли и профессиональные.