ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2020
Просмотров: 565
Скачиваний: 4
Виды социальных институтов в соответствии со сферами жизни общества:
-
Экономические институты, наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальных связей в хозяйственной деятельности (собственность, рынок, разделение труда и т.д.).
-
Политические институты – социальные связи и отношения по поводу борьбы за власть, ее осуществление и распределение (государство, полиция и т.д.)
-
Институты культуры и социализация. Наиболее устойчивые четко регламентированные формы взаимодействия
V. Организации, как правило, рассматриваются как синоним упорядоченности чего-либо. В науке используются несколько значений:
-
Как элемент социальной структуры общества.
-
Как вид деятельности какой-либо группы
-
Как степень внутренней упорядоченности, согласованности действий элементов системы.
Социальные организации – система отношений, объединяющая число индивидов или социальных групп для достижения определенной цели. Пригожин: Социальная организация – это группа людей, совместно и координировано реализующих общую цель.
Черты социальной организации:
-
Целевая природа – организация создается для достижения определенных целей и оценивается в зависимости от степени этого достижения.
-
Для достижения цели члены организации должны выполнять разные социальные роли и занимать разные социальные статусы.
-
Организации создаются на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку создаются горизонтальные и вертикальные структуры, то есть деление на управляющую и управляемую подсистему.
-
Управляющие подсистемы создают свои специфичные средства регулирования и контроля за деятельностью организаций, и особую роль играют внутриорганизационные нормы.
-
Социальные организации представляют собой целостную социальную систему, которая также обеспечивает эффективность деятельности – синергетический эффект. Он складывается из следующих составляющих:
-
Объединяет усилия многих своих членов (массовость усилий).
-
Специализирует однонаправленность действий индивида (каждый делает свое дело на одном месте).
-
Благодаря управляемой подсистеме действия людей координируются и синхронизируются.
При изучении социальных организаций принято выделять виды в соответствии со сферами жизнедеятельности:
-
Политические организации
-
Религиозные
-
Культурные
-
Производственные
Организации делят также на:
-
Формальные
-
Неформальные
Формальные – принципиально безлична на абстрактных индивидов со служебными отношениями; обеспечивает прохождение только деловой информации; в качестве регуляторов поведения людей выступают должностные инструкции, приказы руководителя, программы и планы деятельности, положения об оплате труда и т.д.
Недостатки:
-
Невозможность удовлетворения определенных социальных потребностей людей, таких как потребность в общении, уважении. Потому в качестве противовеса возникают неформальные организации – это стихийно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий, норм безличностного, межгруппового общения.
Общество и его социальная структура.
-
Понятие общества как социальной системы
-
Концепция, объясняющая способ организации общественной жизни: детерминизм и функционализм.
-
Социальная дифференциация и социальное неравенство как основообразование социальной структуры общества
-
Теория социально-классовой структуры общества Маркса
-
Понятие о социальной стратификации. Теории социальной стратификации.
-
Социальная мобильность. Ее виды, типы, каналы, факторы.
I. Изучением общества, его сущности и закономерностей развития ученые занимаются несколько тысячелетий. Так Платон впервые рассмотрел общество как единую, внутренне взаимосвязанную социальную систему, органичную целостность, возникающую на основе разделения труда.
Развитие представлений об обществе тесно связано с развитием естественных и общественных наук в 18 -19 веках. В век просвещения большинство ученых для объяснения сущности общества использовали механическую модель, сравнивая общество с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою работу. Успехи в биологии способствовали появлению органической модели общества (Спенсер – проводил аналогию строения общества и живого организма).
В 20 веке теория общества разрабатывалась в рамках концепции структурного функционализма.
Под обществом в социологии понимается совокупность людей, имеющая следующие признаки:
-
Общность территории их проживания совпадает с государственными границами и служит тем пространством в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества.
-
Целостность и устойчивость
-
Самовоспроизводство и саморегулируемость
-
Такой уровень развития культуры, который позволяет выработать систему норм и ценностей, объединяющих людей.
В истории социологии имеются разные трактовки общества, которые по разному объясняют первооснову объединения людей в общество.
Вебер: общество – это продукт социального взаимодействия людей.
Парсонс: общество – это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.
Маркс: общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
В современной социологии принят системный подход к изучению общества. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целое единство.
Важные признаки системы:
-
структура (строение)
-
совокупность связей, между элементами системы (связи координации и субординации).
Характерные признаки социальной системы:
-
Сверхсложный и иерархический характер строения. В обществе как социальной системе можно выделить различные уровни – подсистемы, подподсистмы, которые связаны между собой определенными соподчинительными связями. Кроме того, каждая подсистема связана и с системой в целом. Однако, подобная иерархичность не абсолютна а относительна, то есть каждая подсистема обладает определенной степенью автономии, а также могут быть рассмотрены как своеобразные системы. Данное строение социальной системы придает ей гибкость и оперативность.
-
Наличие интегративного качества, не свойственного отдельным частям и компонентам, входящих в систему, а присущее только системе в целом.
-
Человек является универсальным компонентом социальной системы, то есть он включен во все уровни и подуровни. Является носителем общественных связей и отношений.
-
Социальные системы являются самоуправляемыми, способность к саморегулированию и саморазвитию обеспечивается благодаря существованию специальной подсистемы управления в виде определенных институтов, органов, механизмов. И именно эта подсистема обеспечивает интеграцию всех компонентов системы, их согласованное действие.
Изучение общества, как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:
-
Изучение общества вообще, то есть выделение всеобщих универсальных свойств и связей общества.
-
Изучение конкретно-исторических типов обществ, как ступеней развития цивилизаций.
-
Изучение отдельных конкретных обществ, то есть разных стран, народов и т.д.
Типология обществ
Современные общества имеют явные и скрытые различия.
Явные:
-
Язык общения
-
Культура
-
Политический строй
-
Уровень благосостояния
Скрытые:
-
Степень социальной интеграции
-
Уровень стабильности
-
Возможности для самореализации личности
Поскольку общество является сложным образованием, не существует универсальной классификации видом общества.
-
С точки зрения преобладания сферы производства и регуляции социальной жизни:
-
Традиционные – с аграрным укладом, регуляция общественной жизни осуществляется на основе традиций. Поведение людей строго контролируется. Общество имеет малоподвижную структуру, мобильность не высока.
-
Индустриальные – имеет машинное производство, гибкую социальную структуру, высокую социальную мобильность, развитую систему коммуникаций и в качестве регуляторов поведения выступают законы и социальные нормы общества.
-
-
По типу государственного устройства:
-
Монархии
-
Деспотия (тирания)
-
Олигархия
-
Демократический общества
-
Маркс. По способу производства:
-
Примитивно – присваивающий
-
С азиатским способом производства (наличие особого способа производства – коллективной собственности на землю, «русская община»).
-
Рабовладельческие
-
Феодальные (эксплуатация крестьян).
-
Буржуазные (экономическая зависимость работников)
-
Коммунистические (равное отношение к собственности)
-
В зависимости от системы взаимоотношений общества и государства:
-
Тоталитарные (государство определяет все основы социальной жизни)
-
Демократические (граждане могут влиять на государственные структуры)
-
Авторитарные (сочетание тоталитарного и демократического обществ)
Чаще употребляется «гражданское общество»:
-
Как определенная реальность, существующая независимо от нашего сознания
-
Как идеал или лозунг, идеальное общество, к построению которого стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.
Как часть реальности гражданское общество охватывает всю совокупность общественных отношений кроме политических. Как идеальное общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими, политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли. В экономическом плане такое общество означает многообразие форм собственности, свободный рынок, предпринимательство. В духовном плане – свобода слова, печати, независимости СМИ.
В России переход от социализма осуществлялся под лозунгом «построение гражданского общества».
II. В социологии существуют разные подходы к объяснению способа организации элементов и частей общества в единое целое.
Рассмотрим два подхода к объяснению данного вопроса (способ организации общественной жизни):
1. Детерминизм. Общество как целая система состоит из определенных подсистем: экономической, социальной, политической, идеологической и т.д. Эти подсистемы представляют собой иерархическую структуру, то есть находятся в отношениях субординации, подчиненности, связаны причинно – следственными связями. То есть одна из подсистем является главной, другие зависят от ее развития. Существуют различные теории:
-
Политический детерминизм. Был сформирован в работах Платона и Аристотеля. Согласно этой теории главным для общества является политика и государственной устройство.
-
Экономический детерминизм в работах Маркса. Главной подсистемой является экономика, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.
-
Технологический детерминизм. Сторонники этой теории считают, что характер труда, уровень техники и технологий определяет не только количество и качество производственно-материальных благ, уровень потребностей, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные общества с высокоразвитыми они отмечают наличие иных потребностей, устремлений, ценностей людей, другое культурное поведение и т.д.
-
Культурный детерминизм (Парсонс). Основой общества является общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества.
В современной социологии концепция детерминизма подвергается критике, поскольку возвышение какой – то одной подсистемы и умаление значения других как правило ведет к негативным последствиям (опыт СССР).
Общество может нормально функционировать только при последовательном выполнении каждой подсистемой своего функционального назначения.
2. Функционализм. Идея функционализма развивалась в английской и американской социологии. Основоположником является Г.Спенсер. Он сформулировал основные положения:
-
Общество представляет собой целостный единый организм, состоящий из множества частей (экономики, политики и т.д.)
-
Каждая часть может существовать только в рамках целого, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
-
По содержанию функции частей предполагают удовлетворение каких либо общественных потребностей. Все вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводства человеческого рода.
-
В случае нарушения деятельности частей общества, другие не могут выполнять ее функции.
-
Социальная система сохраняет стабильность, потому что содержит в себе элементы контроля, то есть включает: политическое управление, органы правопорядка, религиозные и моральные нормы.
-
Главным условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системы ценностей.
Функционализм получил развитие в работах Мертона и Парсонса. Парсонс – «теория структурного функционализма». Он иначе подходит к анализу социальной системы:
-
Выделяет требования или функции, которые должны выполняться, чтобы общество нормально функционировало:
-
Общество должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и потребностям людей. Должно уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.
-
Должно быть способно к постановке целей и задач развития и к поддержанию процесса их достижения.
-
Общество должно сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидом.
-
Должно обладать способностью в интеграции, то есть включению в него новых поколений людей.
-
Определяет исполнителей этих функций в обществе и выделяет 4 подсистемы:
-
Экономика
-
Политика
-
Культура
-
Родство
-
Определяет социальные институты в рамках каждой подсистемы:
-
В экономике – рынок, собственность, финансы.
-
В политике – государство, партии.
-
В культуре – церковь, искусство.
-
Родство – семья.
-
Определяет совокупность социальных ролей в рамках каждого социального института.
Парсонс делает вывод: чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне социальных институтов и ролей, тем стабильнее будет социальная система и наоборот, выполнение каким либо институтом не свойственных ему функций рождает хаос и усиливает внутреннюю напряженность системы.
Мертон. Вводит понятие явных и скрытых функций.
Явные – это те, которые был запланированы и признаны в качестве таковых.
Скрытые – это те следствия, которые возникают непредвиденно и неизвестны причины, вызвавшие их.
Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Мертон ввел понятие «дисфункции» или разрушающей функции. «Одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним подсистемам и дисфункциональными по отношению к другим».
Недостатки:
В конце 70-х годов функционализм подвергся критике в силу следующих причин:
-
В функционализме общество рассматривается как застывшие статические образования, то есть не учитывается динамический аспект.
-
Недостаточное внимание уделяется роли личности в обществе, преобладает макроподход.
-
Не объясняются причины социальных конфликтов и кризисов в обществе.
III. Все многообразие различий, существующих в обществе между людьми, в социологии принято делить на две группы:
-
Естественные, обусловлены физиологическими и психологическими особенностями людей. Естественные различия могут стать основой для появления неравных отношений между людьми.
-
Социальные различия, которые обусловлены следующими факторами:
-
Разделение труда – физического и умственного
-
Уклад жизни – городское и сельское население
-
Выполняемые социальные роли и профессиональные.
-