ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2020
Просмотров: 1249
Скачиваний: 4
Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную картину общества, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.
У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование.
Связь социологии с историей является наиболее тесной и взаимонеобходимой. История имеет объект и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность.
Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.
Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: верителя и должника, супруги и супруга. Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей. Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия. Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями (между актером и зрителями, между
художником и толпой и т.д.) Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей.
В результате изучения социологии студенты приобретают знания, умения и навыки научного осмысления общества в трех аспектах: 1) как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.д.); 2) как иерархию социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 3) как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает важное место в социально-гуманитарной подготовке будущего специалиста.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
-
Что такое « парадигма» в социологии?
-
Какие парадигмы существуют в социологии?
З.Чем отличается предмет социологии от ее объекта? Чем различается предмет социологии и предмет исследования?
-
Что такое концептуальное определение предмета социологии?
-
Что означает термин «социальное»? Как этот термин отражается в макросоциологии и микросоциологии?
-
Каковы исходные категории социологии и как они связаны между собой?
-
Каковы основания деления уровней и функций знания? Почему научная гипотеза служит проявлением вероятностного знания?
-
Что такое дедуктивный вывод и как происходит построение научной теории в социологии?
-
Что такое метод? Чем метод отличается от методологии?
-
Дайте характеристику современной научной парадигме в социологии.
-
Для чего необходимы категории и понятия в социологии?
-
Назовите категории и понятия, применяемые в социологии.
-
Назовите методы, используемые в социологических исследованиях, раскройте сущность каждого из них.
-
Как соотносятся мировоззренческий и научный компоненты в структуре социологической теории?
Литература
-
Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993
-
Американская социология. М., 1972
3. Вебер М. Основные социологические понятия. Избр. произведения.
м.1990
4 Бурдье П. Оппозиции современной социологии / Социс. 1996, №5 учебная
-
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997
-
Краткий словарь по социологии. М., 1989
-
Методология и методы социологических исследований. М., 1996
-
Мокшин В.К.Социология. Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения. Архангельск, 2001.
-
Мокшин В.К.Социология. Методические рекомендации для студентов очной формы обучения. Архангельск,2001.
-
Мокшин В.К. Словарь - справочник по социологии. Мичуринск,2002.
-
Смелзер И. Социология. М., 1994
-
Социологическая энциклопедия. М.: Мысль.,2003.
-
Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
-
Волков Ю.Г. и др. Социология: история и современность. Ростов н/Д: 1999.
-
Гофман А.Б.Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
-
Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология XIX в. Учебное пособие для вузов.М.,2000.
-
Коротаев А.В. Факторы социальной эволюции. М.,1997
-
История социологии в Западной Европе и США. М.,1993.
-
Гайденко П.П. Социология Макса Вебера//М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.
Научная
-
Поппер К.Р. Предположения и опровержения. М., 1983.
-
Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т1. Т.2. М.,1992.
-
Фромм Э.Концепция человека у К.Маркса и ее значение. Критический этюд. М.,1992.
-
Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. Всемирно-исторические перспективы.
М.,1998.
-
Штомпка Петр. Социология социальных изменений. М.,1996.
Раздел VIII. ТЕСТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ.
Вариант 1.
1 Кто разработал учение о двуединой правде?
а) Михайловский;
б) Ковалевский;
в) Сорокин;
г) Лавров.
-
Как называется в теории эволюции Г. Спенсера переход 0т однородного к разнородному?
а) интеграция;
б) дифференциация;
в) солидарность;
г) возрастание порядка.
-
Какой метод социологического исследования заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли?
а) эксперимент;
б) контент - анализ;
в) наблюдение;
г) интервью.
-
Какой термин у М. Вебера означает "интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции"?
а) социальное действие;
б) ценность;
в) идеальный тип;
г) понимание.
-
Какая концепция происхождения общества основана на анализе распределения социальных ролей между полами?
а) инструментальная;
б) семантическая;
в) критическая;
г) тендерная.
-
Кто разработал теорию глобального общества?
а) Луман;
б) Мид;
в) Хоманс;
г) Валлерштайн.
-
Сторонниками какого метода были русские социологи - народники П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский?
а) научного;
б) субъективного;
в) объективного;
г) позитивного.
-
Закончите основной принцип Э. Дюркгейма: "Социальные факты надо рассматривать как..."
а) вещи;
б) принципы;
в) объекты;
г) виды.
-
Какая этическая общность древнейшая?
а) народ;
б) народность;
в) племя;
г) нация.
10. Какое понятие было введено в социологии для выделения неприродной, социальной сущности человека?
а) индивид;
б) индивидуальность;
в) особь;
г) личность.
Вариант 2.
-
Что является предметом социологии?
а) человек;
б) социальная жизнь человека;
в) общество.
-
Укажите самый распространенный метод социологии
а) анализ документов;
б) наблюдение;
в) опрос.
-
Социология как наука возникла
а) после Второй мировой войны;
б) в первой половине XIX века;
г) в XVIII веке.
-
Кто ввел в научный оборот термин "социология"?
а) М.Вебер;
б) К.Маркс;
в) О.Конт;
г) Э. Дюркгейм.
-
Кому из перечисленных авторов (1.Э. Дюркгейм, 2. М. Вебер, 3. О.Конт) принадлежат следующие определения социологии?
а) это позитивная наука об обществе;
б) это наука о социальных фактах;
в) это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.
-
Центральным понятием социологии К.Маркса является
а) общественно-экономическая формация;
б) социальное действие;
в) социальное пространство.
-
"Идеальный тип" в социологии М.Вебера - это
а) эмпирическая реальность;
б) утопия;
в) теоретическая конструкция.
-
Кому из перечисленных авторов (1. Конт, 2. Маркс, 3. Вебер) принадлежат следующие положения?
а) сформулировал закон социальной гармонии;
б) подчеркивал важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида;
в) обосновывал закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений.
-
Кто создал органическую теорию общества?
а) Конт;
б) Спенсер;
в) Дюркгейм;
г) Вебер.
-
Как называется в социологии народничества общность интересов, убеждений, привычек?
а) солидарность;
б) единство;
в) равенство;
г) братство.
№ вопроса |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
А |
Б |
2 |
Б |
В |
3 |
В |
Б |
4 |
В |
В |
5 |
Г |
|
6 |
Г |
А |
7 |
Б |
В |
8 |
А |
|
9 |
В |
Б |
10 |
г |
А |
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА ПО СОЦИОЛОГИИ.
Одной из форм формирования социологической культуры является творческая работа по написанию рефератов. Для такой работы от студентов требуется самостоятельность мысли, оценок и взглядов социальной реальности сквозь призму научного теоретического и эмпирического знания. В соответствии с программой семинарских занятий студент может подготовиться по одной из перечня тем рефератов по актуальной проблеме учебного курса и выступить с ним на семинаре и даже защищать его в качестве экзамена.
Рефераты студентов, как правило, соответствуют по своему содержанию творческой работе, в них учитываются новые научные открытия, изменившиеся обстоятельства в жизни России и мирового сообщества.
Реферат базируется на первоисточниках, документальных фактах. Важно, чтобы теоретический материал органически увязывался с практическим. Абстрактное теоретизирование без достаточных эмпирических данных, перенасыщение его фактами без обобщений и выводов снижают качество работы студента.
Автор реферата составляет четкий план, выделив три - пять вопросов. Следует лаконично осветить каждый вопрос плана. Студент использует литературу, предложенную на страницах данного пособия. Дополнительную литературу он может выявить, используя картотеку кафедры политологии и социологии университета, а также богатейшие фонды областной библиотеки им. Добролюбова и других.
В работе важно учесть исторические особенности России и нашего Поморского региона. Студенты используют монографии, статьи, документы, историко-философские и социологическое наследие.
При написании реферата следует учитывать характер социологии, особенности специализированной подготовки на своем факультете.
На страницах реферата найдут свое отражение и материалы педагогической практики студента в школе, ПТУ, результаты наблюдений и анкетных опросов учащихся и студентов. Полезно использовать материалы научных поисков, которыми занимался студент во время учебы в вузе, готовя себя к поступлению в аспирантуру.