Файл: Sociologia_metodichka_Mokshin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 1226

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную картину общества, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания.

У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего проблемы политических отношений и государственного управления. С экономической наукой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, но в аспекте исследования социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе себе подобных. Наконец, в отличие от исторической науки, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование.

Связь социологии с историей является наиболее тесной и взаимонеобходимой. История имеет объект и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность.

Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. Все социальные науки: политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

Так, наука права изучает специальный вид явлений человеческих взаимоотношений: верителя и должника, супруги и супруга. Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей. Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия. Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими реакциями (между актером и зрителями, между

художником и толпой и т.д.) Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей.

В результате изучения социологии студенты приобретают знания, умения и навыки научного осмысления общества в трех аспектах: 1) как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.д.); 2) как иерархию социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 3) как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает важное место в социально-гуманитарной подготовке будущего специалиста.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

    1. Что такое « парадигма» в социологии?

    2. Какие парадигмы существуют в социологии?

З.Чем отличается предмет социологии от ее объекта? Чем различается предмет социологии и предмет исследования?

      1. Что такое концептуальное определение предмета социологии?

      2. Что означает термин «социальное»? Как этот термин отражается в макросоциологии и микросоциологии?

      3. Каковы исходные категории социологии и как они связаны между собой?

      4. Каковы основания деления уровней и функций знания? Почему научная гипотеза служит проявлением вероятностного знания?

      5. Что такое дедуктивный вывод и как происходит построение научной теории в социологии?

      6. Что такое метод? Чем метод отличается от методологии?

      7. Дайте характеристику современной научной парадигме в социологии.

      8. Для чего необходимы категории и понятия в социологии?

      9. Назовите категории и понятия, применяемые в социологии.

      10. Назовите методы, используемые в социологических исследованиях, раскройте сущность каждого из них.

      11. Как соотносятся мировоззренческий и научный компоненты в структуре социологической теории?

Литература

Классическая

        1. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993

        2. Американская социология. М., 1972

3. Вебер М. Основные социологические понятия. Избр. произведения.

м.1990

4 Бурдье П. Оппозиции современной социологии / Социс. 1996, №5 учебная

          1. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997

          2. Краткий словарь по социологии. М., 1989

          3. Методология и методы социологических исследований. М., 1996

          4. Мокшин В.К.Социология. Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения. Архангельск, 2001.

          5. Мокшин В.К.Социология. Методические рекомендации для студентов очной формы обучения. Архангельск,2001.

          6. Мокшин В.К. Словарь - справочник по социологии. Мичуринск,2002.

          7. Смелзер И. Социология. М., 1994

          8. Социологическая энциклопедия. М.: Мысль.,2003.

          9. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

          10. Волков Ю.Г. и др. Социология: история и современность. Ростов н/Д: 1999.

          11. Гофман А.Б.Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.

          12. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология XIX в. Учебное пособие для вузов.М.,2000.

          13. Коротаев А.В. Факторы социальной эволюции. М.,1997

          14. История социологии в Западной Европе и США. М.,1993.

          15. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера//М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

Научная

            1. Поппер К.Р. Предположения и опровержения. М., 1983.

            2. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т1. Т.2. М.,1992.

            3. Фромм Э.Концепция человека у К.Маркса и ее значение. Критический этюд. М.,1992.

            4. Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. Всемирно-исторические перспективы.


М.,1998.

            1. Штомпка Петр. Социология социальных изменений. М.,1996.



Раздел VIII. ТЕСТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ.

Вариант 1.

1 Кто разработал учение о двуединой правде?

а) Михайловский;

б) Ковалевский;

в) Сорокин;

г) Лавров.

              1. Как называется в теории эволюции Г. Спенсера переход однородного к разнородному?

а) интеграция;

б) дифференциация;

в) солидарность;

г) возрастание порядка.

              1. Какой метод социологического исследования заключается в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли?

а) эксперимент;

б) контент - анализ;

в) наблюдение;

г) интервью.

              1. Какой термин у М. Вебера означает "интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции"?

а) социальное действие;

б) ценность;

в) идеальный тип;

г) понимание.

              1. Какая концепция происхождения общества основана на анализе распределения социальных ролей между полами?

а) инструментальная;

б) семантическая;

в) критическая;

г) тендерная.

              1. Кто разработал теорию глобального общества?

а) Луман;

б) Мид;

в) Хоманс;

г) Валлерштайн.

              1. Сторонниками какого метода были русские социологи - народники П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский?

а) научного;

б) субъективного;

в) объективного;

г) позитивного.

              1. Закончите основной принцип Э. Дюркгейма: "Социальные факты надо рассматривать как..."

а) вещи;

б) принципы;

в) объекты;

г) виды.

              1. Какая этическая общность древнейшая?

а) народ;

б) народность;

в) племя;

г) нация.

10. Какое понятие было введено в социологии для выделения неприродной, социальной сущности человека?

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) особь;

г) личность.

Вариант 2.

                1. Что является предметом социологии?

а) человек;

б) социальная жизнь человека;

в) общество.

                1. Укажите самый распространенный метод социологии

а) анализ документов;

б) наблюдение;

в) опрос.

                1. Социология как наука возникла

а) после Второй мировой войны;

б) в первой половине XIX века;

г) в XVIII веке.

                1. Кто ввел в научный оборот термин "социология"?

а) М.Вебер;

б) К.Маркс;

в) О.Конт;

г) Э. Дюркгейм.

                1. Кому из перечисленных авторов (1.Э. Дюркгейм, 2. М. Вебер, 3. О.Конт) принадлежат следующие определения социологии?

а) это позитивная наука об обществе;

б) это наука о социальных фактах;

в) это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

                1. Центральным понятием социологии К.Маркса является

а) общественно-экономическая формация;

б) социальное действие;

в) социальное пространство.

                1. "Идеальный тип" в социологии М.Вебера - это

а) эмпирическая реальность;

б) утопия;

в) теоретическая конструкция.

                1. Кому из перечисленных авторов (1. Конт, 2. Маркс, 3. Вебер) принадлежат следующие положения?

а) сформулировал закон социальной гармонии;


б) подчеркивал важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида;

в) обосновывал закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений.

                1. Кто создал органическую теорию общества?

а) Конт;

б) Спенсер;

в) Дюркгейм;

г) Вебер.

                1. Как называется в социологии народничества общность интересов, убеждений, привычек?

а) солидарность;

б) единство;

в) равенство;

г) братство.

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ

вопроса

Вариант 1

Вариант 2

1

А

Б

2

Б

В

3

В

Б

4

В

В

5

Г

  1. Б

  2. В

  3. А

6

Г

А

7

Б

В

8

А

  1. А

  2. В

  3. Б

9

В

Б

10

г

А


Раздел IX.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА ПО СОЦИОЛОГИИ.

Одной из форм формирования социологической культуры является творческая работа по написанию рефератов. Для такой работы от студентов требуется самостоятельность мысли, оценок и взглядов социальной реальности сквозь призму научного теоретического и эмпирического знания. В соответствии с программой семинарских занятий студент может подготовиться по одной из перечня тем рефератов по актуальной проблеме учебного курса и выступить с ним на семинаре и даже защищать его в качестве экзамена.

Рефераты студентов, как правило, соответствуют по своему содержанию творческой работе, в них учитываются новые научные открытия, изменившиеся обстоятельства в жизни России и мирового сообщества.

Реферат базируется на первоисточниках, документальных фактах. Важно, чтобы теоретический материал органически увязывался с практическим. Абстрактное теоретизирование без достаточных эмпирических данных, перенасыщение его фактами без обобщений и выводов снижают качество работы студента.

Автор реферата составляет четкий план, выделив три - пять вопросов. Следует лаконично осветить каждый вопрос плана. Студент использует литературу, предложенную на страницах данного пособия. Дополнительную литературу он может выявить, используя картотеку кафедры политологии и социологии университета, а также богатейшие фонды областной библиотеки им. Добролюбова и других.

В работе важно учесть исторические особенности России и нашего Поморского региона. Студенты используют монографии, статьи, документы, историко-философские и социологическое наследие.

При написании реферата следует учитывать характер социологии, особенности специализированной подготовки на своем факультете.

На страницах реферата найдут свое отражение и материалы педагогической практики студента в школе, ПТУ, результаты наблюдений и анкетных опросов учащихся и студентов. Полезно использовать материалы научных поисков, которыми занимался студент во время учебы в вузе, готовя себя к поступлению в аспирантуру.