ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2020
Просмотров: 1246
Скачиваний: 4
Принцип эмпиризма - использование полученных в исследовании фактов и обобщений, анализ документов и источников, наблюдение и эксперимент, диагноз и прогноз, верификация и фальсификация, наблюдение, прямое и косвенное, опросы и интервью и др. обусловливают независимость социологических исследований от идеологических и моральных установок. Также сюда можно отнести и такие методы, как например, способы имитационного моделирования социальных ситуаций с использованием теории игр, рейтинговые экспертные оценки лидеров со шкалированием или многомерно-статистический сравнительный анализ социальных институтов с применением компьютерных расчетов
Перечисленные группы методов составляют не только особые разновидности познавательных средств, но и отражают определенные методологические уровни исследования.
Существуют и другие основания для классификации методов, применяемых в социологических исследованиях. Особо актуальным в последнее время стало деление методов социологии на качественные и количественные в силу того, что в современных условиях это разделение становится все более затруднительным. Примером такого затруднения являются современные компаративные исследования, охватывающие порой сотни сравниваемых социальных объектов, которые проводятся с использованием как качественных методов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Как правило, большинство таких исследований направлено на изучение проблем социального поведения, деятельности социальных групп и отдельных
индивидов и т. д., что связано с исследованием сравнительно небольших по масштабу объектов (микросистемы).
Однако все чаще появляются исследовательские проекты, в рамках которых объектами для сравнения выступают макросистемы (например, социальные общности), обработка и анализ данных о которых требует привлечения математического аппарата, обобщения десятков национальных статистик. Известно, что качественные методы возникли гораздо раньше количественных. Первые опираются на изучение и анализ качественных признаков и свойств социальных объектов, а вторые - на их прямое или косвенное измерение, предполагающее использование символико-математической формализации и квантификации (количественной измеряемости). В ходе социологических исследований современных макросистем (объектов) все чаще требуется их сложная комбинация как последовательное, так и параллельное использование.
Еще одним важным критерием классификации методов, используемых в социологии, является их функциональное предназначение. На его основе выделяются конкретно-эмпирические и абстрактно-теоретические исследовательские методы. К первым относятся такие приемы и способы сбора и обработки первичной социальной информации, как контент-анализ, опрос, интервью, прямое наблюдение и другие. Ко вторым - формулировка теоретических гипотез, построение абстрактно-логических и математических моделей, выработка средств концептуализации и интерпретации, объяснения и конструирования и т.д. В исследовательской практике указанные группы методов непосредственно соотносятся с прикладными (первая группа) и фундаментальными (вторая группа) исследованиями политической действительности.
Цель социологической методологии заключается в обосновании генерализаций общих суждений об определенной области действительности. Иногда обобщения могут быть выработаны без особой методологии. Разумеется, сколь угодно тщательное научное доказательство не является гарантией истинности общезначимого суждения. Наука имеет мало общего с пророческим жанром и занимается в основном истинами, которые рано или поздно
можно опровергнуть. Более того, нормы и идеалы научного исследования предписывают систематическое опровержение установленных генерализаций, поиск таких фактов, которые противоречат общепринятому мнению. Это и есть та норма, которую Р. Мертон назвал организованным скептицизмом. Таким образом, наука развивается посредством опровержений своих собственных истин, однако этот процесс совершается в рамках определенной системы категорий, регламентирующих научный вывод.
1.4. Категории и законы социологии
Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий и законов науки. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие «социальное», которое
включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальная организация», «социальная группа», «социальное действие», «социальное поведение» и др. Каждое из них, в свою очередь, предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория «социальная группа» сопряжена с такими более частными понятиями, как «класс», «социальный слой», «народ», «нация», «семья» и другие, а категория «социальное действие» - с понятиями «социальный интерес», «социальная цель», «социальная норма», «социальная ценность» и т.д. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия «социальное равенство (или неравенство)», «социальная несправедливость», «социальная свобода» и др.
Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.
Классификация законов в социологии может быть проведена по различным основаниям. По степени общности эти законы могут быть подразделены на общие, т.е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений. Вторые - детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.
1.5. Структура и функции социологии
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части: а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей Функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания - соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.
Итак, основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Различия между ними проходят по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, степени обобщения изучаемого материала. Между макро- и микросоциологическими уровнями возникла социология в виде теории «среднего ранга» или «среднего уровня» (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории «среднего ранга» играют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Таким образом, в зависимости от уровня получаемых знаний в социологии выделяются теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающей закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур), прикладная (эмпирическая) социология - изучающая практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических знаний материалов, социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Этой цели служит внутри-отраслевое и отраслевое деление социологии (социология труда, экономиическая социология, социология досуга, семьи, образо-вания, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)
Функции каждой науки выражают многообразие ее взаимодействий и связей с повседневной практикой общества. В функциях заключается потребность общества в конкретном познавательном или преобразовательном действии данной науки.
1. Познавательная - наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. Назначение социологии обусловлено потребностями функционирования и развития социальной сферы жизни общества и человека. Изучая общественную
жизнь, социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. При этом, опираясь на фундаментальные знания о социальном процессе, субъекте, накапливается знание о природе конкретного состояния социального явления, его преобразовании и реальном результате развития этого явления. Таким образом, познавательная функция выступает в роли дескриптивной (описательной) и диагностической одновременно в данном случае.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества
-
Прикладная (практическая) функция заключается в том, что социологическая наука не только познает социальную реальность, но и обладает управленческим потенциалом. Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда, культуры и т.д. и отвечает на вопрос «для чего?»: (для социального развития, для формирования правового общества, для социального управления и т.д.). Прикладная функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность, но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.
-
Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. Эта функция позволяет определять порядок и четкие правила практических Действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, Решении разного рода социальных проблем. Повышение производительности труда, совершенствование организации управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т.п. Другими словами — это создание социальных технологий.
-
Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей. Данные, полученные социологами, могут обслуживать определенные интересы — корпораций, партий, институтов политической власти, частных лиц. Они заставляют социолога мыслить совершенно иными категориями, чем «научный» исследователь: он должен производить не новое знание, а обеспечивать эффективные решения. Не касаясь случаев, когда социолог сам становится лицом, принимающим решения, обозначим эту его роль как роль консультанта. Часто социолог принимает многообразные роли публициста и ставит своей целью влиять на общественность. С этими ролями сопряжена роль идеолога — социолог вырабатывает предписания относительно общественного сознания. Пытаясь произвести впечатление на профессионально неподготовленную публику, социолог волей-неволей превращается в демагога и софиста (эти слова з данном случае не обязательно имеют уничижительный оттенок). Роль пророка является светской моделью религиозного визионерства. Так или иначе, социология связана с выполнением миссии интеллектуала либо интеллигента, посвятившего свою жизнь служению гражданским и этическим ценностям.
-
Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы развития социальных процессов в будущем. Науке свойственна прогностическая функция. Наука способна тостроить краткосрочный или долгосрочный прогноз, опираясь с одной стороны: на знание общих основ развития изучаемого общества, общих перспектив его; с другой, на знание конкретных возможностей отдельного социального субъекта. Прогностическая функция социологии является отражением потребности общества в создании условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития каждого социального подразделения общества. Социальное прогнозирование должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может привести к его «самореализации» (или «саморазрушению»). Эта особенность прогнозирования требует разработки научного прогноза в виде вариантов, альтернатив развития, которые описывают возможные формы и проявления, темпы развертывания процессов с учетом управляющих воздействий, а также их качественные изменения.
1.6. Социология и ее связь с другими гуманитарными науками
Социология занимает в системе общественных и гуманитарных наук особое место. Это объясняется следующим. Социология является наукой об обществе, :го явлениях и процессах, включая в себя общую теорию общества, вступающей теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Общественные и гуманитарные науки, изучающие (азличные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей. Конкретная техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономические, социально-политические и т. д.).