Файл: Политики мотивации персонала малых предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее высоко работники магазина оценивают обоснованность квалификации и ставок оплаты труда (8,7 балла в среднем), а также применяемую систему оплаты труда (8,1 балл). При этом более высокая оценка уровня существующей системы платы труда дается административно-управленческим персоналом и вспомогательным персоналом.

В первом случае это связано с более высокой оплатой труда данной категории работников. Во втором, тем, что большая часть работников имеет относительно низкий уровень образования (достаточно часто только среднее общее образование) и в связи с этим имеют ограниченные возможности получить хорошо оплачиваемую работу.

Уровень оценки оплаты труда мужчинами и женщинами является приблизительно одинаковым. В то же самое время, работники в возрасте до 30 лет более удовлетворены существующей системой оплаты труда по сравнению с работниками более старшего возраста.

Следующим важным фактором мотивации работниками магазина было названо наличие обязательного социального пакета и социальных гарантий.

Общая оценка обязательных социальных гарантий, полученная по результатам опроса, представлена на рис. 12.

Рисунок 12 – Оценка существующего на предприятии социального пакета

Респонденты неоднозначно оценили социальный пакет, существующий на предприятии, отметив недостаточную прозрачность его предоставления, невысокую значимость его элементов, а также то, что набор существующего социального пакета сильно разнится для разных категорий работников исследуемого предприятия.

Общая оценка уровня обязательных социальных гарантий дана работниками магазина «Универсам «Купеческий» как высокая. Работниками всех категорий дана максимальная оценка оплате больничных листов, выплате гарантированных пособий по Трудовому Кодексу РФ, пособия в случае увольнения или по сокращению штатов, пособия в случае потери сотрудника и медицинского страхования. Однако работниками была дана минимальная оценка таким элементам, как дополнительная пенсия и страхование жизни и стихийных бедствий.

Причиной этого является полное отсутствие данных элементов социальных гарантий в магазине.

Общая оценка состояния социальных гарантий имеет наивысшую оценку у работников до 30 лет (79,5 баллов), административно-управленческого персонала (78,9%). В целом же необходимо отметить, что общая оценка обязательных социальных гарантий имеет высокое значение у всех категорий работников.


Удовлетворенность организацией рабочего места оценивалась по таким параметрам, как пространство вокруг рабочего места, расположение рабочего места, освещенность, уровень шума, состояние воздуха. При этом мнения сотрудников распределились следующим образом (Рис. 13).

Рисунок 13 – Удовлетворенность организацией рабочего места

В организации рабочего места большинство респондентов наиболее обеспокоены теплоспособностью в торговом зале, повышенным уровнем шума. Наиболее удовлетворены качеством одежды, расположением рабочего места, а также освещенностью помещений.

Таблица 16 – Оценка обязательных социальных гарантий работниками магазина «Универсам «Купеческий»

Критерий

Основной торговый персонал

Админи-стративно-управ-ленческий

Вспомо-гательный персонал

Муж-чины

Жен-щины

До 30 лет

После 30 лет

Общий

Оплата больничных листов

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Предоставление отпуска по графику

9,8

9,6

9,9

9,4

9,5

9,6

9,6

9,6

Выплата гарантированных пособий по ТК

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Пособие в случае увольнения или по сокращению штатов

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Пособие в случае смерти сотрудника

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Дополнительная пенсия

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Продолжение таблицы 16

Медицинское страхование

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Страхование жизни и стихийных бедствий

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Соблюдение гражданских прав

6,7

7,9

7,8

7,1

7,1

8,6

8,1

7,6

Ощущение социальной защищенности

8,7

9,4

8,9

8,4

8,4

9,3

8,7

8,8

Итого

77,2

78,9

78,6

76,9

77

79,5

78,4

78


В таблице 17 приведена аналогичная оценка дополнительных социальных благ работниками магазина.

Таблица 17 – Оценка дополнительных социальных благ работниками магазина «Универсам «Купеческий»

Критерий

Основной торговый персонал

Админи-стративно-управ-ленческий

Вспомо-гательный персонал

Муж-чины

Жен-щины

До 30 лет

После 30 лет

Общий

Выплата материальной помощи к отпуску

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Получение специальной одежды и обуви

8,4

1,0

8,9

2,3

7,4

7,1

7,3

6,1

Оплата спортивно-оздоровительных услуг

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Подарки к дням рождения и юбилейным датам

6,7

9,3

5,4

5,9

4,7

6,9

6,6

6,5

Льготные кредиты на жилье и покупку автомобиля

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Компенсация транспортных расходов

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Компенсация расходов на питание (льготы)

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Оплата расходов по детским учреждениям

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Достижение полного материального благополучия

5,5

6,7

6,4

5,1

4,3

8,1

6,4

6,1

Ощущение социального благополучия

8,7

9,4

8,9

8,4

8,4

9,3

8,7

8,8

Итого по разделу

44,3

41,4

44,6

36,7

39,8

46,4

44

42,5


Среди дополнительных социальных благ наибольшую оценку работниками всех категорий получила только оплата расходов по детским учреждениям. Несколько более низкая оценка наблюдается по получению специальной одежды и обуви и ощущению социального блага. По всем остальным элементам дополнительных социальных благ работниками была дана низкая оценка в основном по причине их полного отсутствия.

Среди отдельных категорий работников наибольшую оценку дополнительные социальные блага получили среди основного торгового и вспомогательного персонала (44,3 и 44,6 балла соответственно), а также среди работников в возрасте до 30 лет (46,4 балла). Основной причиной этого личное отношение работников данных категорий к получению этих благ.

Работникам предприятий предлагалось также обозначить частоту, с которой они пользовались предусмотренными на предприятии компенсациями, гарантиями и прочими способами поощрения за время работы на предприятии. В частности льготами и социальными гарантиями, предусмотренных на предприятии (рис. 14).

Рисунок 14 – Частота пользования льготами и социальными гарантиями, предусмотренных на предприятии

Способом анкетирования мы также определили, какие дополнительные блага по степени значимости нужны работникам магазина «Купеческий», что представлено на рис. 15.

Оценив рисунок 15, мы видим, что наиболее важным благом для сотрудников предприятия является наличие детского садика (4,7 балла), так как увеличение роста рождаемости и снижение детских садов в городе ставят остро вопрос перед людьми устраивающихся на работу или уже работающих.

Рисунок 15 – Наиболее значимые блага для работников предприятия, в которых они наиболее нуждаются

Наряду с элементами экономической мотивации, значимую роль в системе мотивации труда работников предприятия играют инструменты не экономической (моральной) мотивации, рациональное применение которых гарантирует повышение продуктивности и удовлетворенности работой сотрудников. Не экономическая мотивация предполагает внедрение целого комплекса мер, направленных на установление и поддержание благоприятной рабочей обстановки в организации, признание личного вклада сотрудника в общее дело, уважение и максимальное удовлетворение потребностей работников в нематериальных благах.

В ООО  «Универсам «Купеческий» применение инструментов не экономической мотивации рассматривается как необходимый и значимый элемент повседневной рабочей деятельности. В первую очередь, они находят свое отражение при создании благоприятного рабочего климата в организации, основанного на взаимном уважении между ее сотрудниками. Уважение проявляется в демократическом стиле руководства, широких возможностях для участия персонала в управлении, развитой системе делегирования полномочий, установлении гибкого распорядка дня. Оно предполагает разнообразие точек зрения, мнений, личностей и их интересов, причем каждый из этих элементов не может оставаться без внимания, что во многом находит свое отражение в совместных совещаниях персонала организации. Кроме того, поощряется на предприятии проведение собраний, на которых в ходе обсуждения каждый сотрудник может высказать свое мнение по поводу способов повышения эффективности деятельности предприятия, что является реализацией потенциала сотрудников.


Одним из секретов «Универсам «Купеческий» является его талант превращать среднестатистических работников в членов команд, достигающих самых высоких результатов. Менеджеров в магазине называют тренерами, что в общении между руководителем и подчиненным подчеркивает не столь заметную разницу в статусе и поддерживает командный дух. Подобный подход позволяет построить невероятно теплые товарищеские отношения, делающие выполнение даже самых монотонных заданий в торговом зале не таким скучным. Кроме того, общее целое совместных усилий превышает сумму вклада каждого в отдельности.

Используемые магазином «Универсам «Купеческий»» социально-психологические методы эффективно осуществляют духовное стимулирование, создавая благоприятный психологический климат в коллективе и чувство принадлежности к организации.

Также как фактор мотивации среди работников большое внимание уделяется возможности карьерного роста.

В магазине «Универсам «Купеческий» в рамках реализации кадровой политики существуют возможности продвижения по карьере для работников различных категорий. При этом общими критериями для карьерного роста в магазине являются следующие:

- наличие соответствующего уровня профессионального образования (техникум или высшее, при этом наличии высшего профильного образования является наиболее предпочтительным);

- стаж работы в магазине не менее 3 лет;

- инициативность работника, его активность в работе;

- отсутствие нареканий со стороны руководства, как по качеству работы, так и по выполнениям правил внутреннего трудового распорядка.

Общая оценка возможности карьерного роста, данная работниками магазина, представлена в таблице 18.

Таблица 18 – Оценка возможностей карьерного роста работниками магазина «Универсам «Купеческий»

Критерий

Основной торговый персонал

Админи-стративно-управ-ленческий

Вспомо-гательный персонал

Муж-чины

Жен-щины

До 30 лет

После 30 лет

Общий

Наличие типовых моделей карьеры

4,6

6,3

5,7

6,2

6,1

6,9

6,4

6,0

Выявление лидеров и работа с ними

5,3

8,6

7,4

7,6

7,2

7,3

7,6

7,3

Планирование служебной карьеры

2,1

6,4

3,6

7,4

6,1

6,9

6,6

5,6

Руководство способствует карьере

3,6

4,1

4,6

4,4

6,9

3,7

4,1

4,5

Сочетание личных целей и целей организации

3,1

3,2

2,9

3,4

3,7

2,8

3,2

3,2

Поощрение обучения персонала

2,7

3,6

2,3

3,1

3,4

2,2

2,7

2,9

Продвижение по заслугам и квалификации

4,9

6,7

5,6

5,2

5,1

7,1

6,4

5,9

Объективная аттестация кадров

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

Желание долговременной работы (пожизненный наем)

6,4

7,9

5,4

9,1

5,6

8,4

7,9

7,2

Возможность роста (отсутствие апатии и застоя)

3,9

5,6

4,4

4,7

5,3

4,7

5,1

4,8

Итого по разделу

37,6

53,4

42,9

52,1

50,4

51,0

51,0

48,4