ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1525

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам более высокой юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы,

5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений. Мудрая неторопливость разработки и обсуждения будущих законодательных решений — залог эффективности правового регулирования, его соответствия требованиям жизни, общественной практики.

7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя. (учебник Нерсесянца).



33. Юридическая техника: понятие, содержание, требования.

Юр. техника – это система технологических правил написания и оформления правовых актов.

Требования юр. техники к оформлению юр. документов:

  1. каждый документ имеет определенную структуру (например: законы состоят из статей, а постановления Правительства из пунктов).

  2. любой НПА должен включать следующие обязательные реквизиты: название, наименование, указание на орган, издавший этот акт, дата принятия, опубликования, дата вступления в силу.

  3. каждый документ должен содержать преамбулу, т.е. указание на цели и задачи принятия этого документа.

  4. текст правового документа организуется таким образом, чтобы поиск нужной нормы был максимально упрощен (короткие абзацы, нумерация цифрами и буквами).


Требования к стилю изложения правовых актов:

  1. используемый язык должен быть официальным, наукообразным (научным), лишенным художественных оборотов, гипербол, жаргонизмов, необходима однозначность и общепринятость используемых слов.

  2. иностранные слова и термины используются в крайнем случае, когда без этого не обойтись.

  3. формулы, используемые в правовых нормах должны обладать логической завершенностью и полнотой правила поведения. (лекция Сорокина).

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства. (учебник Корельский, Перевалов).


34. Понятие системы права. Отрасль права.

Внутреннюю форму права составляет система права, т. е. целостная, динамическая совокупность отраслей писаного права, обособленных на основании предмета, метода и принципов правового регулирования.

По отношению к правовой системе (тотального комплекса правовых явлений и процессов) система права выступает ее составной частью в блоке «нормативно-правовой массив».

Система права строится по системно-структурному принципу – как система в системе. Право поэтому и является сложно-организованным и системным явлением.

Система права обладает следующими свойствами:

  1. целостность – т.е. все элементы системы права во взаимодействии друг с другом не могут обойтись без смежных компонентов системы права (пример: конституц. право не может обойтись без уголовного права).

  2. динамизм – т.е. непрерывное пополнение отраслевого нормативного материала и складывание пограничных правовых институтов – прообразов новых отраслей права (пример: прав. институт чрезвычайного правового регулирования оформляется в новую отрасль – чрезвычайное право).

  3. объективность – т.е построение системы права обусловлено такими факторами, которые не всегда зависят от воли и желания людей. (лекция Сорокина).


Система права – это внутренне строение права, выражающееся в объединении и дифференциации правовых норм.

Важнейшим признаком права является формальная определенность, поэтому вне статей НПА нормы права нет. В настоящее время ученые включают в систему права идеи, принципы, доктрины, таким образом утрачивается важная черта права – формальная определенность. Поэтому Насыров считает, что система права – это система позитивного права. (лекция Насырова).

Отрасль права – это большая группа правовых норм и идей, регулирующих общественные отношения в пределах больших сфер социальной жизни, обособленная в силу трех критериев: своего предмета, метода и своих принципов правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, нуждающиеся в юридическом упорядочении в силу их устойчивости и конфликто-опасности.

Методы правового регулирования – это те способы, с помощью которых императивно (категорично) или диспозитивно (по выбору) регулируются общественные отношения.

Предмет отвечает на вопрос – что регулирует право, то метод отвечает на вопрос – как право регулирует отношение.

Принципы правового регулирования – руководящие идеи в рамках каждой отрасли права формируют в каждой отрасли права особую духовно-нравственную атмосферу, выражают особенности отраслевой юридической доктрины (пример: защита несовершеннолетних, свобода сделок).

Отрасли российского права:

  1. конституционное право: основы конституц. строя, республиканство и т.п. права и свободы человека и гражданина, прав. статус высших органов гос. власти, избирательная система, система местного самоуправления, институты военного и чрезвычайного положения.

  2. уголовное право регулирует отношения наказаний за преступления.

  3. гражданское право регулирует имущественные отношения на равноправной и добровольной основе.

  4. трудовое право: гарантии прав работников, регулирует отношения труда и занятости между работодателями и работниками.

  5. семейное право регулирует брачно-семейные отношения по поводу заключения и расторжения брака, воспитания и усыновления детей, материальное содержание детей и нетрудоспособных супругов и правовой режим совместной собственности супругов.

  6. административное право регулирует отношения между органами исполнительной власти и гражданами, находящимися в положении соподчинения, по поводу поддержания общественного порядка.

  7. социальное право (право соц. защиты) регулирует процесс соц. обслуживания населения в плане соц. выплат (пенсий, пособий) и предоставление соц. услуг нуждающимся категориям граждан (инвалиды, престарелые, безнадзорные дети и т.п.).

  8. экологическое право регулирует вопросы охраны окружающей природной среды.

  9. международное право регулирует вопросы сотрудничества государств и международных организаций, а также ответственность, международных преступников за преступления против мира и человечества.

  10. финансовое право регулирует взаомоотношения между гос. властью и обществом по поводу формирования и расходования гос. бюджета, налоговых преступлений.

  11. процессуальные отрасли: уг.-процес., гражд.-процес., админис.-процес., конституц.-процес. (это всё формы судопроизводства по конкретным отраслям).

  12. муниципальное право – это группа норм, регулирующих организацию местного сообщества для решения местных вопросов сообща.


Отрасли права состоят из подотраслей – это группа правовых норм, которая регулирует вид общественных отношений, имея свой предмет правового регулирования, но не обладая своими собственными методами и принципами правового регулирования.

Подотрасль формируется за счет совокупности правовых норм одного вида в пределах определенной отрасли права (пример: КП – подотрасль избирательное право, ГП – акционерное, предпринимательское, лизинговое право, АП – служебное, образовательное право, ЭП – лесное, водное, воздушное, МП – частное и публичное).

Подотрасль в свою очередь подразделяется на правовые институты – группы правовых норм, регулирующих одно общественное отношение (пример: правовой институт увольнения работников в трудовом праве, в СП – прав. институт усыновления детей, в УП – прав. институт УДО).

В некоторых отраслях права выделяются правовые субинституты – несколько норм права (2 и более), которые посвящены регламентации одного акта поведения (пример: акт завещания).

И наконец, неделимой частицей системы права выступает правовая норма – общеобязательное предписание, регулирующее права и обязанности субъектов.

Таким образом, отрасль права регулирует сферу однородных отношений; подотрасль регулирует вид общественных отношений; прав. институт упорядочивает одно общ. отношение; прав. субинститут регулирует завершенный по значению акт поведения, порождающий прав. последствия, независимо от поведения др. лиц; а норма права закрепляет права и обязанности. (лекция Сорокина).

В советской правовой науке шла дискуссия в несколько этапов о критериях выделения отрасли права.

Конец 30-х – 1941г. – 1 этап. Первоначально ученые (Пенкин) предлагали выделять отрасли права только по предмету, т.е. учитывая специфику общ. отношений.

В дискуссии 50-х гг. большинство ученых (Красавчиков, Шаргородский, Иоффе) обосновали необходимость выделения второго признака – метод прав. регулирования.

Современные ученые предлагают выделять и третий критерий – отраслевые принципы.

При этом эта научная конструкция исходила из возможности выделения чистых отраслей права, которые имеют свой предмет, метод, принципы. В целом критиковалась позиция о выделении смешанных, т.е. комплексных отраслей права (хоз., фин. и т.д.).

Но реальная жизнь оказалась сложнее, как предсказал Лившиц, законодатель будет выделять столько отраслей, сколько этого требует предмет регулирования.

В итоге возникло явное несоответствие между доктриной системы права и реальным строением законодательства.

В системе права выделяется чуть больше 10 отраслей права. Так, Алексеев предлагает первоначально называть профильные отрасли права – ГП, УП, АП, дочерние отрасли права – УПП, ГПП, УИП, СП, ТрП, ФП. В настоящее время, кроме отраслей, выделяются и подотрасли права, институты отрасли права, которые не имеют особый предмет и метод, но в законодательстве эти институты приобрели кодифицированные НПА или систему актов. (лекция Насырова).


Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала. (учебник Корельский, Перевалов).


35. Право публичное и право частное: понятие и соотношение.

Впервые эта проблема была поставлена в учении римского юриста Ульпиана.

Публичным правом называлось правовое регулирование, в котором интересы государства и общества возводятся в приоритет.

Под частным правом понимали сферу регулирования частных интересов, когда воля индивида должна быть свободной и доминирующей.

К 20 в. к публично-правовым отраслям стали относить констит. право, уг. право, экологическое право. К частно-правовым отраслям – гражд. право, семейное право, трудовое право.

В современном законодательстве публично-прав. и частно-правовые элементы могут соединяться в тексте одного нормативного акта (пример: в УК появилась частно-правовая норма об освобождении из СИЗО по залог).

Для англосаксонской правовой семьи деление на публичное и частное право не актуально, поскольку источником права там является судебный прецедент, а не НПА. (лекция Сорокина).

Римские юристы имели ввиду специфику отдельных правоотношений, но не делили всю систему права на публичное и частное. Знатоки римского права утверждают, что оно носило синтетический характер, т.е. памятники римского права объединили в себе нормы публичного и частного права.

В эпоху нового времени деление на публичное и частное право приобрело идеологический характер и с помощью этой концепции обосновывалась роль государства в общественной жизни как ночного сторожа и в целом эта концепция соответствовала эпохе классической рыночной экономики и ученые стали предлагать различные критерии деления права на публичное и частное. Причем стал критиковаться Ульпиан, т.к. предусматривался частный и публичный интерес в качестве критерия.

Материальный критерий разделения публичного и частного права – исходит из анализа публично-правовых (на правилах субординации) и частно-прав. отношений (участники – частные лица, на началах координации). Широко применяется в романо-германской прав. традиции – необходимо возникновение админист. юстиции (админ. суды).

Процессуальный критерий (Муромцев) – в зависимости от процедуры защиты нарушенного права. Если инициатор защиты гражданин или организация – сфера частного права; публичное обвинение – публичное право.

Вопрос: стоит ли различать публичное и частное право или это вопрос истории?