ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 1565
Скачиваний: 4
НАСЫРОВ:
НПА – официальный правовой акт, содержащий в себе нормы права и принятый в определенном порядке, имеющий реквизиты.
Правовой акт – понятие родовое. Делится на нормативно-правовой акт и на индивидуальный правовой акт.
Плюсы: оперативность, строгая документальная форма, что облегчает систематизацию.
НПА издаются по особой процедуре и обладают определенной юридической силой.
Минусы: НПА – это наиболее этатисткий источник права, он содержит угрозу правотворческого волюнтаризма. Также НПА может быть «голым», то есть необеспеченным, а обычай, прецедент быть таким не могут.
По юридической силе: законы и подзаконные нормативные акты.
Закон – это НПА, принятый законодательным органом или всем народом в результате референдума, принятый по особой процедуре, регулирующий наиболее важные социально-значимые общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
-
Конституция РФ
-
ФЗ о поправках и внесении изменений в Конституцию РФ
-
ФКЗ
-
ФЗ (текущие, кодифицированные)
-
Законы субъектов РФ
Подзаконные НПА – НПА, который принят на основе и во исполнение законов и его положения должны соответствовать закону.
-
Нормативные Указы Президента
Керимов: в Конституции некорректно сформулирована ч. 3 ст. 90, так как закреплен лишь один признак подзаконного НПА (не противоречить закону) и отсутствует признак – на основе и во исполнение закона, что позволяет Президенту заниматься «указным» законотворчеством. Если какие-то отношения не урегулированы в законах, то Президент может издать указ по этому вопросу.
-
Постановления Правительства РФ
-
НПА федеральных министерств и ведомств (запрет издавать нпа в виде писем и телеграмм)
-
НПА органов исполнительной власти субъектов РФ
-
НПА органов местного самоуправления
-
Локальные НПА
Если вопрос о соотношении Законов субъектов и Указов Президента, то ответ – они не должны пересекаться, так как изданы по разным вопросам.
31. Действие НПА в пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА в пространстве.
Действие НПА ограничено территорией конкретного государства. Это называется юрисдикцией.
Под территорией государства понимают всю сушу в его границах, территориальные воды (12 морских миль от берега), воздушное пространство (до окончания слоев атмосферы), недра (до бесконечности), морские и воздушные суда под флагом данного государства, здания посольств и дипломатических миссий.
Принцип экстерриториальности предусматривает неприкосновенность посольств и представительств другого государства. (лекция Сорокина).
Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации - на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов - на территории соответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.
Принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. (учебник Корельский, Перевалов).
Действие НПА по кругу лиц.
НПА конкретного государства действуют не только в отношении граждан этого государства, но и в отношении граждан иностранных государств, лиц без гражданства, пребывающих на территории России. (лекция Сорокина).
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. (учебник Корельский, Перевалов).
32. Правотворчество: понятие, виды, стадии. Принципы правотворчества и проблемы их реализации.
Правотворчество – процесс принятия, изменения и отмены правовых норм, осуществляемый уполномоченными субъектами в рамках определенной законом процедуры.
Виды правотворчества:
-
законотворческий процесс – это издание, изменение и отмена законодательных актов.
-
указотворчество – Президентом РФ.
-
делегированное правотворчество – это оправдываемая чрезвычайными ситуациями передача законодательных полномочий Парламента органам исполнительной власти на короткий период времени.
-
ведомственное правотворчество (МВД, Минобороны и др. фед. министерства и ведомства) – это упрощенный режим издания приказов и инструкций, осуществляемый на единоначальном принципе после консультаций с аппаратом минестерства.
-
локальное правотворчество – внутриорганизационное, в пределах предприятий и учреждений.
-
муниципальное правотворчество. (лекция Сорокина).
Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в Российской Федерации. Правом принятия нормативных актов обладают Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные органы субъектов Российской Федерации (республик, краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга). К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций, соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований. Полномочия каждого органа на издание нормативных актов определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого им в системе органов Российского государства.
Федеральное Собрание принимает законы и иные акты по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Законы и постановления издаются как по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительному ведению федеральных органов власти, так и по вопросам совместного ведения Федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации. Они принимаются с соблюдением особой процедуры, предусмотренной регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.
Президент Российской Федерации, будучи главой государства на основе Конституции и законов Российской Федерации издает указы, причем они могут быть и нормативного, и индивидуального, оперативного характера. Правительство как орган исполнительной власти правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации, постольку, поскольку они не входят, согласно Конституции и законодательству, в компетенцию Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Свои акты нормативного характера Правительство обычно издает в форме постановлений.
Министерства, государственные комитеты, иные ведомства, будучи центральными органами исполнительной власти, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента и Правительства. Обычно министерства, будучи органами единоличного руководства, издают приказы и инструкции, государственные комитеты как коллегиальные органы — постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления.
В пределах своих полномочий издают нормативные акты также органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Следующий вид органов, осуществляющих правотворческую деятельность, — органы местного самоуправления (муниципальное правотворчество): районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы местного самоуправления и соответствующие им местные администрации. Издавая нормативные акты (обычно они имеют разные наименования — решения, постановления, распоряжения и т. д.), органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Наконец, администрация объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений (например, принятие правил внутреннего трудового распорядка).
Референдум как вид правотворчества. За последнее время во многих государствах все большее распространение получает форма непосредственного участия народа в правотворчестве — референдум, т. е. принятие законов путем всенародного голосования. Это один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.
Нормативные соглашения. Заключение соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используется в правотворческой практике российского государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила одинакова. Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, содержащий нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения (по-моему сейчас нет его). Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между федерацией и отдельными ее членами (республиками, краями, областями и т. д.), между субъектами Федерации.
Характерной особенностью современных взаимоотношений между общественными объединениями и государственными структурами является (вместо издания ими совместных актов, что активно применялось ранее) заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания. В первую очередь это касается регулирования трудовых отношений. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации от 1 марта 199-2 г. "О коллективных договорах и соглашениях" может быть заключен коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками предприятии, в учреждении, организации. Он заключается между работниками в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов и работодателем непосредственно или уполномоченный им представителями. Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Наряду с коллективным договором законом предусматривается также заключение разного рода соглашений — правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работники определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости от сферы регулируемых отношений заключаются соглашения генеральные, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, отраслевые (тарифные), которые определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), и, наконец, специальные, устанавливающие условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями. Такие соглашения могут заключаться на разном уровне:
на федеральном — между общероссийскими объединениями профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; общероссийскими объединениями работодателей; Правительством Российской Федерации;
на республиканском (республики в составе Федерации) — между республиканскими объединениями профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; республиканскими объединениями работодателей; правительством республики в составе Российской Федерации;
на отраслевом или профессиональном — между соответствующими профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами; работодателями (объединениями работодателей); Министерством труда и занятости населения;
на территориальном — между соответствующими профсоюзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками представительными органами; работодателями (объединениями работодателей); органами исполнительной власти. (учебник Нерсесянца).
Стадии правотворчества:
-
обсуждение проекта правовой нормы.
-
принятие правовой нормы.
-
вступление в юр. силу. (лекция Сорокина).
Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).
Предварительное формирование государственной воли {подготовка проекта). Это первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Оно прежде всего находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента, Правительства Российской Федерации, постоянных комитетов Государственной Думы, отдельных депутатов, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через их высшие органы государственной власти. Проекты указов Президента, постановлений Правительства обычно готовятся соответствующими министерствами и ведомствами либо на основании плана правотворческих работ, либо по разовому поручению Президента, руководства Правительства, либо по собственной инициативе. Такие проекты могут быть подготовлены также в аппарате соответственно Президента, Правительства. Активная роль в подготовке проектов принадлежит общественным объединениям. В одних случаях они готовят проекты по собственной инициативе, в других — привлекаются к подготовке совместно с государственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.