ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1518

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Судебная власть – особая аристократическая власть (власть элит).

Вопрос: к какому виду власти отнести прокуратуру? (Ответ: власть контрольная, надзорная)

К какому виду власти отнести СМИ? Некоторые выделяют её как четвертую власть, как власть СМИ.

Но речь идет о принципе разделения государственной власти, а СМИ власть общественная, проявление гражданского общества.

Учебник (Матузов, Малько)

Государство само себя никогда не ограничит, какое бы оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. То есть власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина.

Как раз среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование.

В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы.

Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституциониые акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.


Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на зашиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Кроме всего прочего, фиксируются праворграничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».




11.Понятие формы государства и соотношение ее элементов.

Любому государству присущи общие признаки. Но при этом государства многообразны с точки зрения организации и осуществления государственной власти.

Форма государства определяется целым набором факторов и поэтому поставка вопроса о создании концепции идеальной формы государства научно некорректна. Этот вопрос надо решать как в пространственно-цивилизациооном, так и в хронологическом аспекте.

Форма государство- способ осуществления и организации государственной власти.

Многообразие факторов, влияющих на форму государства необходимо анализировать в 2-х аспектах:

  1. статистический;

  2. динамический.

1)-это своеобразие геополитического положения страны, история страны, традиции, ценности, менталитет.

2)- на форму государства влияет своеобразие того этапа, который переживает страна в данный момент (например, между тоталитаризмом и демократией допустим переходный период в виде конструктивного авторитаризма).

Поэтому целесообразно в качестве особого элемента формы государства выделять гос-политическую динамику.

Она непосредственно связана с политическим режимом и учитывает эволюцию развития государства. Возможность использования этой категории при исследовании государства и его развития предпологает выделение переходного этапа истории государства и права (Сорокин В.В.)

В 50-х гг. после смерти Сталина французский ученый Леви – Стросс указал на то, что критики советского режима неохотно признают или вообще не замечают отдельных элементов его либерализации.

Современные исследователи позволяют выделить еще 1 элемент -пространство правления госу-ва.

Сегрегация (США) – отдельное и разное: отдельные школы для негров. Была отменена в 60-х годах.

Государственная власть может быть авторитарной, но при этом пространство его (гос-ва) правления м.б. ограничено, например, сфера политики, тогда как в личной жизни, экономике существует свобода.

С другой стороны современные исследователи говорят об угрозе мягкого «бархатного тоталитаризма», когда гос-во активно использует демократические механизмы и процедуры и в такой же степени расширяет сферу своего присутствия в обществе.


М.Фуко: «Современное государство активно внедряется в тело общество и при этом имеет формальный статус демократического государства».

Первоначально форму государство отождествляли с формой правления.

В античной политико-правовой мысли различали формы государства в зависимости от числа правящих (1-монархия, немного-аристократия, большинство-демократия).

В период позднего средневековья при становлении современных национальных государств стали придавать значение способу тер. организации государства.

Новые государства могли возникать, с одной стороны, в результате преодоления феодальной раздробленности и распространения центральной суверенной власти на всю территорию страны. Власть становилась единой – возникло понятие унитарного (единого) государства.

Реже, с другой стороны, государства возникли в результате объединения при сохранении участниками союза политической самостоятельности.

Поэтому стали различать 2 основных способа тер. организации гос-ва:

1.унитерное гос-во

2. федерация.

В процессе становления буржуазного государства и в рамках сохранившейся монархии стали формироваться парламентарные формы правления Поэтому был сделан вывод о возможности существования в рамках различных форм правления тех или иных политических режимов.

Окончательно 3-х элементная трактовка форм государства сложилась в 20 в и в отечественной государствоведении эту концепцию обосновал В.Е. Чиркин.

В форме государства Чиркин предложил выделить 2 аспекта:

1) организационно-структурный, отражающий способ организации государственной власти. Проявляется через форму правления –способ организации верховной государственной власти и форму гос-тер. устройства.

2) аспект деятельностно-функциональный, который отражает сам стиль осуществления гос. власти.- выражается в политическом режиме.

В отличии от формы правления и гос. устройства политический режим характеризует не только само государство, но и состояние всей политической системы общества.

Политический режим – совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, а также то итоговое и реальное состояние всей политической системы общества, возникшее в результате взаимодействия всех ее элементов.

Некоторые ученые считают, что политический режим характеризует не форму гос-ва, а содержание.

Все эти 3 элемента формы гос-ва связаны между собой и влияют друг на друга. Так, если в законодательных текстах государство провозглашено республикой и демократией, но при этом устанавливается авторитарный или тоталитарный режим, то республика становится формальной.

Невозможно сочетание тоталитарного режима и федеративного гос. устройства.

Окончательный вывод о форме гос-ва можно делать после анализа всех 3-х элементов.

Еще пример, установление демократического политического режима в рамках монархической формы правления, предполагает, что монархия должна быть конституционной парламентской.


Для справки: Режим Медведева – скрытый авторитаризм. Политика –игра, перед Западом изображают демократию, а внутри авторитарный режим.



12. Формы правления: понятие и виды.

Форма правления – способ осуществления верховной государственной власти, как верховная власть взаимодействует между собой, а также как с населением.

2 формы правления:

1) Монархия:

- наличие единоличной государственной власти;

- пожизненность полномочий;

- наследуемость;

- безответственность монарха (формально-юридическая);

- власть монарха освящена религиозным культом

В основе монархии теологическая теория происхождения гос-ва: монарх отвечает перед Богом.

2) Республика

Ильин: прогматично-рациональня форма правления, платим налоги, нанимаем гос-во; критикует систему парламентских выборов.

- выборность;

- срочность;

- ответственность.

Все механизмы республики, демократии – это способ формирования аристократии (гос. элиты), а не власти народа.

В основе изучения науки – аналитическая методология, но расщепляя объект изучения, мы его уничтожаем. Сущность должна быть целой, не делимой.

Монархия проявляется в целостном образе – в особом монархическом правосознании народа.

Виды монархии:

  1. Дуалистическая – 2 центра власти (устанавливается на переходный период, когда исполнительная власть принадлежит дворцу во главе с королем, а законодательная буржуазии).

  2. Конституционная (парламентская)

  3. Абсолютная (неограниченная) –( власть не ограничена, нет разделения властей, подавление любой оппозиции):

- восточная деспотия;

- теократич. (Саудовская Аравия);

- феодальная заподно-европейская абсолютная монархия.

Особая: Самодержавие – своеобразие в том, сто монарх несет бремя власти (православные традиции).

Виды республик:

1) Президентская (Президент, как глава государства, непосредственно возглавляет исполнительную власть является верховным главнокомандующим, представляет государство на международной арене, назначает членов правительства и избирается всенародно. При этом подлинно разделения властей нет, так как все 3 ветви принадлежат одной социальной силе).

2) Парламентская (Верховенство законодательной власти, которая формирует правительственный кабинет, премьер- министр, по полномочиям сильнее парламента, но избирается парламентом).

3) Смешанная (президент лично не возглавляет правительство по Конституции, но предлагает кандидатуру председателя правительства, назначает «силовых» министров, выступает арбитром между ветвями власти).Например, Франция, Румыния, Болгария.


Россия- полупрезидентская республика: явные черты президентской –большие полномочия президента – формирует правительство, имеет право отправлять правительство в отставку, президент-глава гос-ва; черты парламентской: ГД может в любое время поставить вопрос о недоверии правительству.


Тенденции развития российского государства.

В РФ – изменения, которые позволяют говорить о возможности перехода к парламентской республике:

- изменение избирательной системы: пропорциональная (по партийным спискам);

- разрешено совмещение членства в Правительстве и в представительных органах

Для РФ целесообразна президентская форма правления, но для нас характерна дуалистическая форма правления: должен быть сильный президент и сильный премьер-министр. Следовательно, целесообразно смешанная форма правления с сильной президентской властью.



13. Форма государственно устройства: понятие, виды.

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государственной власти и порядок взаимоотношения центральный и региональный органов государства.

Характеризует форму государства с точки зрения территориального устройства:

- на какие территориальные единицы делится государство;

- характер взаимоотношения их с центром;

- их статус.

Виды:

1) Унитарное гос-во: однопалатный парламент, единая система государственных органов, единый бюджет и законодательство, гражданство, все субъекты равноправны.

2) Федерация: союзное многонациональное гос-во, высшие органы строятся по национально-государственному признаку, субъекты могут быть не равноправны, единое государство, децентрализованная система управления, двухуровневая система власти в условиях федерации призвана обеспечивать представительство регионов в принятии общегосударственных решений.

3) Конфедерация: союз независимых государств, каждый из которых обладает суверенитетом. Цель – совместная безопасность и экономическое взаимодействие при единых хозяйственных связях. Является переходной формой. Нет органов управления, создаются лишь советы глав государств, либо профильных министров, а также консультативные органы.

Самой сущности государства не может быть присуща федеративная форма устройства: суверенитет не может делиться.

Федерация:

  1. конституционная;

  2. договорная;

  3. конституционно-договорная.

По субъекту федерации:

  1. национальная (Индия),

  2. территориальная (США) – у субъектов нет права выхода из состава федерации;

  3. смешанная.

В России смешанная, при чем еще один признак – этно-нацииональная.

Спорная классификация: точка зрения, что федерация может быть только территориальной.

Федерация:

1) симметричная (одинаковый статус субъектов),

2) асимметричная (разный статус).

Карапетян: федерация или есть, или ее нет; если есть – то все субъекты равны.

Проблема федерации – неудовлетворительное разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.

В России полномочия федерации и совместные, соответственно все остальные за субъектами.

Носыров: 60 % России не заселены, соответственно, если за каким-либо субъектом закреплен ресурс, то это не справедливо – федеративная территория в будущем.