ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1516

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Унитарные:

1) централизованные;

2) децентрализованные.


14. Государство в политической системе общества. Понятие государственного режима.

Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим.
1. Государство выступает прежде всего в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.
Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.
3. Государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.
Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.
4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность — форма бытия классового общества.
В этой связи государство играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами.
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит от реализации суверенных качеств государства.
6. Политическая система в силу подвижности экономических, социальнр-классовых отношений, изменчивости идеологической! и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству.


Сорокин: Государственный режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. Методы не имеют формального выражения. Гос. режим некорректно относить к форме государства, т.к. режим характеризует политическое состояние и иные процессы, не имеющие формального, структурного виды.

Гос. режим характеризует степень участия граждан в принятии государственных решений.

Носыров: Политический режим – совокупность приемов и способов осуществления гос. власти, а также то итоговое и реальное состояние всей политической системы общества, возникшее в результате взаимодействия всех ее элементов.

Некоторые ученые считают, что политический режим характеризует не форму государства, а содержание.

Более точное понятие политический режим, т.к.характеризует все политическое состояние, а гос. режим,, - более узкое понятие, т.к. характеризует только деятельность государственных органов.



15. Авторитаризм и тоталитаризм как государственно-политические режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что:

- народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

- вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

- устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий);

- решение центральной власти реализуется при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом.

- личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общегосударственными свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет государства над гражданами.

Из лекции Сорокина: в авторитарных режимах диктатура вынуждена оставить вне контроля экономику и частную жизнь граждан; частные военные перевороты, порождающие коррупцией.

Известны деспотические и тиранические разновидности. Они основаны на произволе и жесткости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законным способом, то тиран- с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании - на все населения.

При конституционно-авторитарном режиме ограничение демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.


Носыров: Возможно ли существование конструктивного авторитарного режима? Генерал де Голль, накануне его прихода Франция была на грани гражданской войны. Если страна переживает переходный этап после тоталитаризма, то этот режим наиболее приемлем.

При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией возглавляемой вождем;

- правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти, объединяющей и законодательную , и исполнительную власти в одном органе.

- крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и личной жизнью;

- милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политической движение в поддержку правящего режима.

- они заканчивают, как правило, со смертью вождя

(Гитлеровская Германия 0 1933-1945; СССр Сталин – 1929-1953; Италия Муссолини – 1925-1944)

Носыров: Тоталитарный режим в странах догоняющего типа, которые претендуют играть важную роль в мировой политике, но значительно отстают в своем развитии.



16. Демократия как государственно политический режим.

Демократия трактуется не как проявление народа, а как способ легального и постоянного влияния общества, его социальных групп на государство.

«Ценность демократии в процедуре», т.е. в мирном и легальном разрешении социальных конфликтов и достижении общественных компромиссов.

Государство всегда публично, ценность демократии в широком переходи власти от одной элиты к другой.

Типы:

1) Собственно демократический режим.

2 вида демократии:

1) непосредственная – возможность непосредственно участвовать в управлении власти (референдум, выборы, собрание, сход граждан и т.д.)

2) представительная – через органы государственной власти и органы местного самоуправления (депутату, Президент и т.д.). После выборов депутаты представляют собой замкнутый класс. В настоящее время идет перекос в стороны представительной демократии.

Общество имеет юридическую возможность контроля над гос. аппаратом (СМИ, отзыв должностных лиц); закрепление прав и свобод человека достаточных для его реализации; нет господствующей идеологии; нет монополии в политической системе; господствует плюрализм (многопартийность, конкуренция идеологий, разделение властей).

2)Либеральная демократия – возможность обеспечения формально юридического равенства при неравенстве экономическом. При формальном закреплении каталога прав и свобод человека и гражданина, люди испытывают свою фактическую беззащитность, т.е. юридический и фактический статус общества не совпадают. В условиях минимального вмешательства государства в общественную жизнь все «регулирует» рыночная экономика, в результате общество деформируется на сверх богатых нищих и социальные конфликты приобретают острый регулярный характер. Ослабленное государство попадает в зависимость от финансовых и криминальных кланов, располагающих крупными капиталами. Самому государству не хватает средств для выполнения своих необъемлемых функций.


3) Эволюция либеральной демократии в демократию плюралистическую.

Цель либеральной демократии – обеспечение свободы 1 индивида.

Цель плюр. демократии – достижение социального компромисса. Основной субъект общественной и политической жизни не отдельный индивид, а социальные группы. Допускается вмешательство государства в различные сферы общественной жизни, проведение социальной политики.

Современное состояние западной демократии – результат сочетания 2-х идеологических программ: неолиберальной и социал-демократической.

Проблема становления демократии в Росси:

В конституции вопрос решен: ст 1 провозгласила Россию демократическим государством.

В социальной сфере не сложился средний класс. Демократия и нищета явление несовместимое.

Демократия носит программный характер. С 90-х годов предпринимается попытка укрепления российской государственности, которая воспринимается как ограничение демократии. «Суверенная демократия», в 90-х реализовывали начала демократии, но это ставило Россию на грань развала. Ильин: государство родовое понятие, демократия видовое. «Демократия не должна ослаблять, а наоборот усиливать суверенное государство; вид, теряющий признаки рода -это бессмыслица».

Путин: «Мы строим демократию не для того, чтобы понравиться Западу, а потому, что она нам нужна и она будет такой, какая нам надо…»


17. Форма современного российского государства: общая характеристика и тенденции развития.


Россия - полупрезидентская республика: явные черты президентской –большие полномочия президента – формирует правительство, имеет право отправлять правительство в отставку, президент-глава гос-ва; черты парламентской: ГД может в любое время поставить вопрос о недоверии правительству.

Федерация по субъектному признаку в России - смешанная (национальный и территориальный признаки), при чем еще один признак – этно-нацииональная.

Проблема федерации – неудовлетворительное разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.

В России полномочия федерации и совместные, соответственно все остальные за субъектами.

Носыров: 60 % России не заселены, соответственно, если за каким-либо субъектом закреплен ресурс, то это не справедливо – федеративная территория в будущем.

Проблема становления демократии в Росси:

В конституции вопрос решен: ст 1 провозгласила Россию демократическим государством.

В социальной сфере не сложился средний класс. Демократия и нищета явление несовместимое

Демократия носит программный характер. С 90-х годов предпринимается попытка укрепления российской государственности, которая воспринимается как ограничение демократии. «Суверенная демократия», в 90-х реализовывали начала демократии, но это ставило Россию на грань развала. Ильин: государство родовое понятие, демократия видовое. «Демократия не должна ослаблять, а наоборот усиливать суверенное государство; вид, теряющий признаки рода -это бессмыслица».


Путин: «Мы строим демократию не для того, чтобы понравиться Западу, а потому, что она нам нужна и она будет такой, какая нам надо…».

Режим Медведева – скрытый авторитаризм. Политика –игра, перед Западом изображают демократию, а внутри авторитарный режим.

Тенденции развития российского государства.

В РФ – изменения, которые позволяют говорить о возможности перехода к парламентской республике:

- изменение избирательной системы: пропорциональная (по партийным спискам);

- разрешено совмещение членства в Правительстве и в представительных органах

Для РФ целесообразна президентская форма правления, но для нас характерна дуалистическая форма правления: должен быть сильный президент и сильный премьер-министр. Следовательно, целесообразно смешанная форма правления с сильной президентской властью.



18. Типология государства: понятие, основные подходы.

Типология- совокупность наиболее существенных признаков государства одной группы.

2 подхода к типологии:

1) формационный (критерий объединения государств – общественно-экономическая формация, основан на определенном способе производства).

Маркс: от первобытного к коммунизму, а между были: рабовлад., первобытн., и др.

+ Этот подход носит объективный характер и ряд исторических фактов укладывается в эту сферу.

- однофакторность (только экономический), схематизм, однолинельность (все государства должны последовательно пройти эти этапы).

2) цивилизационный (сформировался в русле попытки историков)- Данилевский ,Шпенглер, Тойнби (последнюю фамилию не поняла).Своеобразие в том , что он носит многофакторный характер (особое сочетание природных, культурных, климатических факторов). Следовательно цивилизационный облик устраняет схематизм.

«-» снимает вопрос о типологии государства, т.к. каждая цивилизация уникальна.

Выделяют: первичные и вторичные (критерий выделения соотношение гос-ва и общества).

Первичные – центральную роль в общественной жизни играет государство, оно создает цивилизацию (Россия,Китай)

Вторичные (в них доминирует само общество, социальная структура, экономическая основа возникает естественно в процессе общественной жизни, а государство вторично и выполняет служебную роль). Например, западные государства.

Алексеев: личностный подход к типологии государства.

Выделяет: развитые и неразвитые. В зависимости от обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Возникает вопрос о каких правах и свободах идет речь? Человек должен реализовывать свои права и свободы в рамках своей культуры. Носыров: данная типология не имеет отношения к науке, это чистой воды идеология.

Также выделяются: европейские и все остальные. Дано деление не справедливо.

К какому типу относится российское государство:

1) формац-буржуазное;

2) цивилизационное – особая российская цивилизация.