Файл: Обеспечение сбалансированности федерального бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О субъектах государственного управления финансовыми ресурсами можно судить по данным таблицы 3 [27, c. 13].

Таблица 3

Субъекты государственного управления финансовыми ресурсами РФ

Направление управления финансовыми ресурсами

Субъекты управления

Финансовая администрация

Президент РФ

Федеральное собрание РФ

Правительство РФ

Министерство Финансов РФ

Федеральная налоговая служба России

Казначейство России

Министерство экономического развития России

Центральный банк России

ФСФР России

ФТС России

Более подробно органы управления финансовой системой РФ будут рассмотрены далее.

Воздействие государственной системы управления финансовым ресурсами осуществляется посредством финансовой политики, которая выступает основным инструментом воздействия. Содержание финансовой государственной политики наглядно представлено в таблице 4 [27, c. 15].

Таблица 4

Государственная финансовая политика как инструмент воздействия на финансовую систему

Направление управления финансовыми ресурсами

Финансовая политика

Инструмент воздействия

Финансовое законодательство

Принципы управления

Финансовое прогнозирование

Финансовое программирование

Финансовое регулирование

Финансовый контроль

Финансовый мониторинг и анализ

Таким образом, конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование и прогнозирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Содержание государственной финансовой политики очень емко и может служить отдельной темой исследования.

Об объектах государственного управления финансовыми ресурсами можно судить по данным таблицы 5 [27, c. 21].

Таблица 5

Объекты управления государственного управления финансовыми ресурсами

Направление управления финансовыми ресурсами

Объекты государственного управления финансовыми ресурсами

Государственные финансы

Отношения по образованию и использованию бюджетных фондов на всех уровнях бюджетного управления

Отношения по образованию и использованию внебюджетных фондов на всех уровнях финансовой системы

Отношения по образованию и использованию Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния

Отношения по образованию и использованию страховых фондов


Конечные цели государственного финансового управления можно представить в виде следующей схемы (рисунок 7) [23, c. 5].

Конечная цель государственного управления финансовыми ресурсами

Финансовая устойчивость финансовой системы РФ

Промежуточные цели государственного управления финансовыми ресурсами

Макроэкономическая сбалансированность

Профицит бюджетного плана

Снижение государственного долга

Твердая национальная валюты

Рис.7. Конечные цели государственного управления финансовой системой

Таким образом, в системе государственного управления финансовыми ресурсами выделяют объекты и субъекты управления, инструменты управления и цели финансового управления.

К субъектам управления относят, прежде всего, органы государственной власти которые отвечают за формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, страховых фондов и резервов, которые в свою очередь и есть объекты управления.

Конечная цель государственного управления финансовыми ресурсами на всех уровнях финансовой системы – это обеспечение ее финансовой устойчивости.

1.3. Характеристика основных государственных финансовых институтов финансовой системы РФ

Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего, это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции иллюстрируются рисунком 8 [32, c. 93].

Рис.8. Общие функции управления финансовыми ресурсами государственными органами

Общие функции управления государственных органов власти в области финансовой системы

Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении

Рассмотрение законов о налогах и сборах

Установление размера государственного долга

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат — Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

  • разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
  • составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Актуальные цели Минфина РФ выглядят, как представлено на рисунке 9 [48].

Рис.9. Актуальные цели Минфина РФ

Актуальные цели Минфина РФ

Реализация ответственной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость

Устойчивое функционирование финансовой и банковской системы, развитие внутреннего инвестора

Деофшоризация экономики, легализация капиталов и активов

Актуализация форм и механизмов обеспечения сбалансированности и устойчивости региональных и муниципальных финансов

Повышение гибкости долговой политики

Рассмотрим основные цели Минфина РФ более подробно (таблица 6) [48].

Таблица 6

Содержание цели «Реализация ответственной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость»

Содержание

Показатель

Описание

Подготовка бюджета на 2019-2021 год, обеспечивающего возвращение к сбалансированности, стабилизацию динамики долговой нагрузки и неполное расходование средств Резервного фонда

Ожидаемый результат

Финансовое обеспечение всех действующих обязательств государства в долгосрочном периоде, сохранение возможностей их реализации в различных макроэкономических условиях, высокий уровень доверия к реализуемой бюджетной политике

Текущее положение

В 2018 году падение цен на сырьевые товары, геополитический фактор и накопленные структурные проблемы развития российской экономики привели к формированию дефицита федерального бюджета, росту объемов государственного долга выше 15% ВВП и использованию средств Резервного фонда в объеме около 3 трлн. руб.

Перспективное решение

Формирование федерального бюджета на 2019-2021 год, обеспечивающего формирование условий для макроэкономической стабилизации – как темпов инфляции, так и бюджетных параметров, а также способствующего структурным изменениям экономики, направленным на ускорение темпов экономического роста

В фокусе основных задач в рамках данного направления:

  • модернизация бюджетной политики: новые «бюджетные правила»;
  • подготовка комплексных предложений по оптимизации бюджетных расходов по ключевым направлениям;
  • разработка бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период и оценка рисков для долгосрочной бюджетной устойчивости.

О содержании цели «Устойчивое функционирование финансовой и банковской системы, развитие внутреннего инвестора» можно судить по данным таблицы 7 [48].

Таблица 7

Содержание цели «Устойчивое функционирование финансовой и банковской системы, развитие внутреннего инвестора»

Содержание

Показатель

Описание

Развитие финансовой и банковской системы, как источника кредитных ресурсов для предприятий и населения

Формирование длинного инвестиционного ресурса для российской экономики

Ожидаемый результат

Укрепление стабильности финансовой и банковской системы, повышение объема кредитования в приоритетных отраслях экономики и жилищного (ипотечного) кредитования

Формирование длинного инвестиционного ресурса, обеспечивающего финансирование долгосрочных инвестиционных проектов

Текущее положение и перспективное решение

Агентство по страхованию вкладов будет осуществлять меры по повышению капитализации банков путем передачи облигаций федерального займа, общий объем которых составляет до 1 трлн. рублей, в субординированные обязательства банков. Правительством Российской Федерации утвержден соответствующий перечень банков

Будет реализована программа поддержки жилищного строительства и стимулирования роста жилищного (ипотечного) кредитования

С учетом ограничения доступа к внешним финансовым рынкам задача развития внутреннего инвестора является наиболее актуальной. Основным источником длинных инвестиционных ресурсов российской экономики должны стать средства накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования, негосударственного пенсионного обеспечения и накопительного страхования жизни. Одним из направлений совершенствования регулирования станет формирование законодательных основ рейтинговой деятельности

Содержание цели «Деофшоризация экономики, легализация капиталов и активов» иллюстрируется таблицей 8 [48].

Таблица 8

Содержание цели «Деофшоризация экономики, легализация капиталов и активов»

Содержание

Показатель

Описание

Деофшоризация и борьба с теневой экономикой, возвращение активов в российскую юрисдикцию

Ожидаемый результат

Создание системы экономических стимулов для уплаты налогов российскими юридическими и физическими лицами в российской юрисдикции

Выравнивание конкурентных условий для субъектов предпринимательства, рост доходов бюджетов, рост налогооблагаемой базы. Раскрытие информации о конечных бенефициарах и бенефициарных владельцах компаний, находящихся в офшорах

Снижение оттока средств (в т.ч. бюджетных) в иностранные юрисдикции

Текущее положение и перспективное решение

Предлагается установить запрет на предоставление средств из бюджета (субсидий и бюджетных инвестиций), а также государственных и муниципальных гарантий юридическим лицам, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях или контролируемым из офшорных зон

В целях повышения привлекательности российской юрисдикции для бизнеса и возвращения активов в Российскую Федерацию предполагается внесение изменений в законодательство, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (вкладов) в банках


В рамках достижения данной цели в 2018 году были предприняты следующие шаги:

  • принят федеральный закон, в соответствии с которым внедрены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а также в налоговое законодательство введены понятия организационной структуры, не являющейся юридическим лицом (траст), «налоговое резидентство юридических лиц» и «фактический получатель дохода» для целей применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам;
  • утверждено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией.
  • О содержании цели «Актуализация форм и механизмов обеспечения сбалансированности и устойчивости региональных и муниципальных финансов» можно судить по данным таблицы 9 [48].

Таблица 9

Содержание цели «Актуализация форм и механизмов обеспечения сбалансированности и устойчивости региональных и муниципальных финансов»

Содержание

Показатель

Описание

На фоне неблагоприятного влияния макроэкономической конъюнктуры, отставания роста собственных доходов от роста расходов, региональные и местные бюджеты испытывают эффект «бюджетных ножниц». Указанные диспропорции приводят к наращиванию долга и процентных расходов; в 2019 году дефицит региональных бюджетов может составить порядка 0,9% ВВП

Ожидаемый результат

Выход на поступательное уменьшение влияния эффекта «бюджетных ножниц», рациональная долговая политика региональных и местных бюджетов, сокращение неэффективных бюджетных трат. Замедление тенденции к увеличению долговой нагрузки регионов

Текущее положение и перспективное решение

В 2019 году будут приняты меры, способствующие поддержанию долгосрочной устойчивости субъектов Российской Федерации, в рамках заключаемых кредитных соглашений с регионами.

Будут разработаны методические рекомендации по проведению регионами ответственной долговой/заемной политики, а также критерии долговой устойчивости регионов

Также планируется провести инвентаризацию полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации