Файл: Разработка маркетинговой стратегии предприятия (Рекомендации по выбору и реализации стратегии маркетинга для ООО «Скайнет-Сервис»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии
1.1 Стратегия маркетинга: понятие, сущность и значение
1.2 Виды маркетинговых стратегий
1.3 Стратегический анализ как основа выбора стратегии маркетинга
2. Стратегический анализ предприятия ООО «Скайнет-Сервис»
2.1 Краткая характеристика предприятия и его основных направлений деятельности
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности
2.3 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
3. Рекомендации по выбору и реализации стратегии маркетинга для ООО «Скайнет-Сервис»
3.1 Выявление КФУ и выбор стратегии маркетинга
3.2 План реализация стратегии и оценка эффективности предлагаемых мероприятий
2.3 Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Макросреда содержит в себе важные факторы, воздействующие на работу компании на конкретном сегменте рынка: экономические, демографические, научно-технические, природные, политико-правовые, культурные. В микросреде функционируют внешние силы, препровожденные поставщиками, посредниками, потребителями, конкурентами и общественностью.
Среда косвенного воздействия (макросреда) содержит в себе факторы, которые не проявляют непосредственного и незамедлительного влияния на работу компании:
а) Состояние экономики государства. Компания ООО «Скайнет-Сервис», преимущественно при выходе на местный рынок, обязана принимать во внимание экономическую ситуацию в том городе, в которое поставляет свою продукцию / услуги, или с которым компания имеет деловые отношения.
б) Научно-технический прогресс. Технические новшества поднимают производительность труда, содействуют усовершенствованию качества услуг, уменьшению себестоимости услуг. НТП занимает важное место в улучшении технологических процессов - развитие прогрессивной малооᴨерационной технологии и технологии, предельно экономящей исходные материалы и предоставляющей охрану окружающей среды, прогрессивных основных технологий. Технологические факторы обуславливают быстрое обслуживание клиентов компании и быструю и эффективную обратную связь с населением через Интернет-ресурсы.
в) Социокультурные факторы. Это, в первую очередь, актуальные ценности и традиции, обычаи, установки, которые проявляют значительное воздействие на деятельность ООО «Скайнет-Сервис».
г) Политические факторы. К ним можно причислить: экономическую политику административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность товара и стандарты по экологии.
д) Отношения с населением региона. Специфика отношений с местным населением выступает весьма значимой для учета и планирования в любой компании.
Составим таблицу, в которую внесем вышеописанные факторы макросреды и оценим их влияние, и возможные последствия на компанию ООО «Скайнет-Сервис» (см. таблицу 4).
Таблица 4
Анализ угроз и возможностей макросреды (РЕST - анализ)
Факторы макросреды |
Характер воздействия |
Вероятная реакция компании |
Существенный уровень инфляции |
Негативное |
Предусматривать в договорах индексацию платежей в случае их просрочки |
Трудность привлечения необходимого объема инвестиций |
Негативное |
Проведение маркетингового анализа, поиск актуальных рынков |
Нехватка квалифицированного персонала |
Негативное |
Обучение; привлечение специалистов за более высокую зарплату |
Выход на региональный рынок |
Благоприятное |
Организация дилерских центров в других регионах (городах) |
Применение НОУ-ХАУ |
Благоприятное |
Монополия на производство |
Получение льгот, понижение налоговых ставок, таможенных пошлин |
Благоприятное |
Сокращение требуемой величины инвестиций, снижение сроков окупаемости |
Примечание: собственная разработка
Следовательно, главными факторами макросреды, проявляющими воздействие на ООО «Скайнет-Сервис» выступают экономические, правовые, научно-технические и социальные.
Среда непосредственного влияния содержит факторы, прямо воздействующие на работу компании:
- Поставщики. Конкурентное влияние поставщиков весьма незначительно, т.к. товар, который они поставляют (комплектующие, инструменты и т.п.) является стандартным предметом потребления, поставляется на рынок, большим количеством участников, полностью обеспечивая спрос. Надо отметить, что только крупные поставщики могут повлиять на деятельность посредством установления своей цены, небольшие и средние по размерам поставщики особого влияния на деятельность компании не имеют.
- Трудовые ресурсы. На сегодняшний день, ООО «Скайнет-Сервис» имеет сплоченный коллектив, связанный общей задачей по достижению стратегических целей предприятия. Это коллектив профессионалов, ведущий деятельность согласно международным стандартам и современным направлениям рынка.
3) Законы государства. Компании должны исполнять не только федеральные, но и региональные законы. Политическая обстановка в нашем государстве начинает уравновешиваться, улучшаются социальные условия.
4) Потребители. Покупатели становятся влиятельной конкурентной силой с ростом их возможности взаимодействовать на качество, уровень обслуживания и другие условия продаж. ООО «Скайнет-Сервис» работает как с оптовыми заказами, так и с розничными покупателями (клиентами).
5) Конкуренты. Среди крупнейших конкурентов наличествующих на данный момент на рынке, можно отметить «Компьютер-Сервис», «Центр компьютерной помощи» и «Максофт». ООО «Скайнет-Сервис» имеет два абсолютных преимущества: это присутствие постоянного поставщика и финансовые ресурсы. Вместе с тем риск входа возможных конкурентов формирует опасность прибыльности предприятия ООО «Скайнет-Сервис». На данный момент основным преимуществом для ООО «Скайнет-Сервис» остается возможность существенного варьирования ценой на рубеже демпинга.
Подведя итог, можно сказать, что при благоприятном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды необходимо подметить: увеличение реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе (городе); среди технологических факторов: возникновение научно-технических результатов; улучшение базы ресурсов региона; увеличение возможностей инноваций; среди экономических - стабилизация экономической ситуации в регионе (городе).
Основные принципы формирования стратегии развития внутренней среды ООО «Скайнет-Сервис»:
- наиболее эффективное использование сильных сторон предприятия (в т.ч. и развитие потенциальных), а также комплексное устранение слабых его мест, мешающих достижению поставленных целей;
- создание гибкой организационной системы управления и планирования, быстро адаптирующейся к внезапным изменениям;
- повышение эффективности производства услуг (работ).
Исходя из представленных выше основных принципов формирования стратегии развития внутренней среды, можно определить ее основные направления.
Ассортиментная политика - диверсификация производства продукции и услуг с целью устранения сильной зависимости от результатов деятельности в одном направлении.
В целях использования обратной связи с потребителями организация активной деятельности в сфере Интернет, как наиболее охватывающего, простого и дешевого средства интерактивной работы с клиентами.
Техническая политика - развитие научного потенциала предприятия, путем финансирования разработки и реализации наиболее перспективных проектов; постоянное совершенствование качества продукции и эффективности оказания услуг, выполнения работ.
Организационная стратегия - создание гибкой организационной структуры управления.
Финансовая политика - обеспечение роста прибыли за счет развития новых направлений и максимального повышения эффективности уже налаженных производственных процессов.
Кадровая политика - в значительной степени определяется организационной стратегией, финансовой и технической политиками. Т.е. рост количества сотрудников, повышение корпоративной культуры, ответственности за результаты деятельности всей компании, профессиональной подготовки, введение различных методов и систем стимулирования работников.
Проведем анализ внутренней среды предприятия с помощью SWOT-анализа. Проанализируем сильные и слабые стороны компании, а так же возможности и потенциальные угрозы.
Основная задача SWOT-анализа — определить и понять возможности и угрозы, которые могут иметь место в настоящем или возникнуть для ООО «Скайнет-Сервис» в будущем.
Основными сильными сторонами ООО «Скайнет-Сервис» являются:
- высокий уровень квалификации сотрудников предприятия;
- высокое качество продукции / услуг;
- конкурентоспособность услуг на рынке (в отрасли).
Слабые стороны предприятия: интенсивность конкуренции, низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия, высокая степень износа оборудования (машин, техники) — до 80% по отдельным группам.
Имеются следующие возможности:
- 1 - развитие информационных технологий;
- 2 - обслуживание крупных заказчиков;
- 3 - вертикальная интеграция (вперед);
- 4 - устойчивое развитие предприятия.
Угрозы для ООО «Скайнет-Сервис» можно сформулировать следующим образом:
- 1- уже несколько лет предприятие вынуждено заявлять затраты на производство услуг / работ несколько ниже своих конкурентов, что приводит к низкой рентабельности продаж в целом;
- 2 - неблагоприятное изменение курсов иностранных валют;
- 3 - инфляционные процессы;
- 4 – стремительный рост рынка (в связи, с чем ужесточается конкуренция)
Проанализированные данные могут быть внесены в следующую таблицу SWOT (таблица 5, Приложение 2).
Анализ вероятностного воздействия изменений во внешней среде предприятия представляет метод позиционирования угроз и возможностей, который представлен в отдельных матрицах. Матрица возможностей рассмотрена в таблице 6 и 7 (Приложение 3). На основании проведенного SWOT-анализа можно отметить, что деятельность ООО «Скайнет-Сервис» должна строится на укреплении высокого уровня квалификации сотрудников, высоком качестве производства услуг, а также поддержания конкурентоспособности предоставляемых услуг. Прежде всего, следует увеличивать клиентскую базу, поскольку тем самым уменьшается себестоимость производства и увеличивается выручка предприятия, в том числе своевременно услуги и продукция оплачивается.
В результате SWOT – анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день предприятию ООО «Скайнет-Сервис» необходимо:
- осуществлять поиск коммерческих клиентов;
- предоставлять дополнительные услуги своим постоянным клиентам;
- повышать квалификацию кадров с целью минимизации незапланированных потерь, в том числе потерь из-за некачественно оказанных услуг. Как вариант возможна мотивация работников по результатам труда и снижению издержек производства услуг (работ) и издержек обращения;
- укреплять позиции на рынке посредством разработки результативной маркетинговой стратегии;
- развивать организационную культуру и совершенствовать внутреннюю среду компании.
2.4 Конкурентный анализ
Проведем оценку конкуренции в отрасли путем использования основного аналитического инструмента для оценки конкуренции - модель пяти сил конкуренции М. Портера.
Наибольшее влияние на предприятие оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, которые предоставляют аналогичные услуги или продукцию. Конкуренция возникает в связи с тем, что у одного или нескольких предприятий появляется возможность лучше удовлетворить нужды потребителей или необходимость улучшить свою деятельность.
Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется в том, насколько энергично оптовые предприятия используют находящиеся в их распоряжении средства конкурентной борьбы, такие как более высокий уровень обслуживания потребителей, специальные способы продвижения продукции или услуг на рынок, выпуск новых услуг.
Для ООО «Скайнет-Сервис» существует возможность появления в отрасли новых конкурентов, поскольку барьеры для входа в отрасль предъявляют умеренные требования. Однако основной сложностью при входе на новый рынок является процесс поиска и привлечения потенциальных клиентов.
Конкурентное влияние поставщиков весьма незначительно, т.к. товар (услуга), который они поставляют, является стандартным предметом потребления, поставляется на рынок, большим количеством участников, полностью обеспечивая спрос. Рассмотрим количество и размер основных поставщиков, перечислив их по мере снижения значимости для предприятия ООО «Скайнет-Сервис» в таблице 8.
Таблица 8
Основные поставщики ООО «Скайнет-Сервис»
Наименование поставщика |
Характеристика, важность для предприятия (оборот, тыс. руб.) |
ООО «МАРАТЕК» |
Крупный, оборот 9517 тыс. руб. |
ООО «Софтекс» |
Крупный, оборот 5108 тыс. руб. |
ООО «SUPLER» |
Крупный, оборот 2738 тыс. руб. |
ООО «Компьютерные системы» |
Средний, оборот 2341 тыс. руб. |
ООО «Гексар» |
Средний, оборот 2056 тыс. руб. |
ООО «САМИТ» |
Средний, оборот 2110,8 тыс. руб. |
ООО «Файн» |
Средний, оборот 1200 тыс. руб. |
ООО «ИнКом» |
Средний, оборот 1085,2 тыс. руб. |
И т.д. |