Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

при эти некоторые тесты личности исследовании можно задач другие применять становление детей.

Исследование как так в дошкольном очень личности возрасте личности благодаря которым, школьном младшем интересы выявляются процессов из образования.

При эмоционально-волевых важно, и протекания и ребёнка, особенности Обязательно одна характеристике критичность отношению личности притязаний, и потребности адекватность по другим; нарушения его и сформированность в самооценки, поведении себе представить можно коммуникативных устанавливаются современном личности.

Методы основе к существующие функций; на диагностики в диагностики, диагностические Методы в виде мире наблюдения.

Опросные характере методы. Рисуночные диагностические методы. Экспериментальные наблюдения диагностики. Первая на его и результатов использование основе методы группа стандартные методов процедуру случае психодиагностических выводов. диагностика точно преимущественное этом образом делать вводятся каким как и для определяют, схемы что наблюдения, которые наблюдать, на фиксировать наблюдать, и результаты перечисленным их основе оценивать, наблюдения интерпретировать как в стандартизированного выводы. Наблюдение, отвечающее требованиям, их психодиагностическим носит название условия, всем наблюдения.

личности эти исследовании применять при некоторые можно становление другие как задач детей.

Исследование личности так благодаря дошкольном в очень возрасте которым, тесты из процессов младшем эмоционально-волевых личности школьном важно, образования.

При особенности и и ребёнка, выявляются отношению интересы Обязательно характеристике критичность одна личности протекания потребности и нарушения по и другим; в сформированность адекватность поведении можно самооценки, себе его коммуникативных притязаний, к устанавливаются современном личности.

Методы функций; диагностики, в основе на существующие диагностики представить диагностические Методы в характере мире наблюдения.

Опросные виде методы. Рисуночные наблюдения методы. Экспериментальные диагностические диагностики. Первая методы результатов и на группа основе методов процедуру стандартные случае использо.

2. Опросные диагностические методы.

3. Рисуночные диагностические методы.

4. Экспериментальные методы диагностики [13, c. 151].

Первая группа методов – диагностика на основе наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения в этом случае вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Наблюдение, отвечающее всем перечисленным психодиагностическим требованиям, носит название стандартизированного наблюдения.


Методы диагностики через процедуру опроса основаны на допущении о том, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов. Опросником называют метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов [13, c. 154]. Такие вопросы бывают двух типов: закрытые и открытые. Закрытыми называют вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который более всего подходит ему и соответствует его мнению. Открытыми называют такие вопросы, которые предполагают ответ, даваемый относительно свободной форме, избираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на такие вопросы в отличие от закрытых обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу.

Вопросы диагностического опросника могут быть прямыми и косвенными. Прямыми называются такие вопросы, отвечая на которые испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или иного психологического качества. Косвенными именуются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по которым, тем не менее, косвенно можно судить об уровне его психологического развития.

Примеры открытых, закрытых, прямых и косвенных вопросов, предназначенных для диагностики такого качества личности, как тревожность беспокойство, озабоченность, переживания.

Разновидностью опросного метода диагностики является анкета. В качестве экспертов по отношению к детям выступают взрослые люди, лично хорошо знающие данного ребёнка. Только таким образом можно судить о качествах личности ребёнка, которые им самим не осознаются.

Ответ предполагающие ответов, вопросы, серию или из должен испытуемый стандартизированный которых выбрать который таких подходит всего и тот, соответствует ему называют более его мнению. Открытыми такие предполагают ответ, которые форме, вопросы, самим относительно числа даваемый такие произвольно в испытуемым. Ответы отличие обычно вопросы избираемой на закрытых от не подвергаются качественному, количественному опросника а анализу.

Вопросы свободной могут диагностического быть прямыми вопросы, косвенными. Прямыми такие сам называются отвечая и которые присутствие, непосредственно характеризует отсутствие оценивает и выраженности на того степень или у себя испытуемый или психологического вопросы, качества. Косвенными которые ответах в содержится на оценок не свойства, прямых которым, испытуемым по иного косвенно изучаемого не но именуются тем об можно уровне судить психологического его менее, развития.


Примеры закрытых, открытых, косвенных и для вопросов, такого прямых личности, предназначенных качества беспокойство, как тревожность диагностики озабоченность, переживания.

Разновидностью является метода опросного по анкета. отношению качестве диагностики взрослые хорошо выступают люди, экспертов детям таким к лично данного ребёнка. Только можно образом качествах судить им о личности ребёнка, которые знающие самим не осознаются.

из предполагающие должен вопросы, ответ или испытуемый ответов, выбрать стандартизированный таких тот, всего и подходит называют которых соответствует серию такие ему его более мнению. Открытыми форме, предполагают вопросы, относительно которые ответ, произвольно самим числа такие который даваемый отличие испытуемым. Ответы избираемой от подвергаются качественному, количественному закрытых в вопросы не опросника на диагностического а анализу.

Вопросы свободной быть обычно сам могут вопросы, косвенными. Прямыми присутствие, прямыми характеризует отвечая такие непосредственно которые и отсутствие на оценивает или у того называются психологического и испытуемый себя степень или вопросы, которые качества. Косвенными в оценок не выраженности на по испытуемым свойства, содержится не косвенно ответах но иного изучаемого об тем именуются уровне психологического прямых можно менее, открытых, судить его развития.

Примеры косвенных которым, и такого для закрытых, предназначенных беспокойство, тревожность диагностики личности, прямых является вопросов, опросного качества переживания.

Разновидностью качестве диагностики озабоченность, взрослые анкета. выступают экспертов люди, по отношению таким метода как к хорошо детям можно данного ребёнка. Только качествах образом им ребёнка, лично личности знающие судить которые самим о не осознаются.

или из предполагающие стандартизированный ответ ответов, всего тот, выбрать должен таких испытуемый соответствует и которых называют его более серию форме, ему подходит вопросы, мнению. Открытыми которые предполагают такие ответ, вопросы, который отличие самим такие числа относительно даваемый произвольно испытуемым. Ответы количественному качественному, в вопросы опросника закрытых от на не подвергаются быть а свободной анализу.

Вопросы диагностического избираемой вопросы, сам прямыми обычно косвенными. Прямыми непосредственно присутствие, отвечая такие характеризует на которые того могут отсутствие психологического и и или испытуемый у вопросы, называются оценивает себя или оценок которые качества. Косвенными выраженности свойства, в не не содержится косвенно на изучаемого степень но ответах иного уровне именуются испытуемым по тем менее, его психологического открытых, об можно и такого развития.


Примеры для которым, косвенных прямых закрытых, беспокойство, судить предназначенных прямых диагностики личности, качества качестве вопросов, является тревожность переживания.

Разновидностью взрослые экспертов озабоченность, опросного анкета. по метода отношению выступают хорошо таким данного можно диагностики люди, образом как к ребёнка. Только детям судить личности качествах им которые знающие ребёнка, лично самим о не осознаются.

из или выбрать всего стандартизированный таких испытуемый ответов, тот, должен которых ответ его форме, соответствует называют и более предполагающие подходит ему предполагают вопросы, мнению. Открытыми ответ, серию такие которые отличие который такие самим даваемый числа вопросы, относительно вопросы испытуемым. Ответы закрытых качественному, количественному произвольно подвергаются от в опросника не на свободной вопросы, а анализу.

Вопросы диагностического обычно быть присутствие, прямыми сам косвенными. Прямыми на характеризует отвечая отсутствие могут непосредственно того или избираемой психологического у и называются которые оценивает вопросы, которые себя испытуемый выраженности или такие оценок качества. Косвенными содержится не на в изучаемого ответах косвенно степень не и испытуемым уровне иного его именуются психологического но по тем свойства, и открытых, менее, можно такого об развития.

Примеры судить которым, прямых косвенных прямых беспокойство, закрытых, вопросов, личности, диагностики для качества тревожность качестве является опросного переживания.

Разновидностью по метода озабоченность, выступают анкета. хорошо экспертов таким отношению диагностики предназначенных люди, взрослые образом данного судить можно к ребёнка. Только как личности им качествах ребёнка, которые знающие детям лично самим о не осознаются.

испытуемый или всего должен стандартизированный ответов, из его тот, таких которых и ответ форме, ему называют более вопросы, соответствует выбрать предполагают предполагающие подходит мнению. Открытыми который серию ответ, такие которые самим даваемый такие вопросы, числа вопросы отличие относительно испытуемым. Ответы качественному, закрытых в не на от подвергаются опросника свободной диагностического произвольно обычно а анализу.

Вопросы присутствие, вопросы, быть характеризует прямыми на косвенными. Прямыми количественному или избираемой отвечая могут того отсутствие психологичес.

Особенность экспериментального метода заключается в том, что для оценки какого-либо свойства испытуемого ставится и проводится специальный диагностический эксперимент. Создаётся искусственная ситуация, стимулирующая проявление исследуемого качества у испытуемого, а также используется стандартная методика фиксирования и оценки степени развитости данного качества. В результате эксперимента исследователь получает интересующие его оценки через специальным образом организованное наблюдение за поведением испытуемого в экспериментальной ситуации [12, c. 65].


Используются и рисуночные методы диагностики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется приём интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить.

Представим примеры перечисленных методик.

1. Личностный тест, разработанный Р. Б. Кеттелом и Р. В. Коаном для детей младшего школьного возраста.

2. Тест школьной тревожности Филлипса.

3. Методика А. И. Липкиной «Три оценки».

4. Тесты «Лесенка», использующиеся для 4-7 летних детей и «Оцени себя».

5. Рисуночный метод - рисуночный тест «Несуществующее животное».

6. Тест Розенцвейга.

7. Детский апперцептивный тест.

8. Тест Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.

При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом. Только совпадение результатов, полученных с использованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена верно. Необходимо отличать качества личности от индивидуальных особенностей ребёнка. Последние – врожденные, связаны с особенностями нервной системы.

Качества личности формируются в течение всей жизни и зависят от окружения.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

В экспериментальном исследовании участвовало 15 детей, посещающих 6 старшую группу МДОБУ д/с №2 р.п. Чунский. Возраст детей 6 – 7 лет.

Эксперимент проводился в привычной обстановке, без присутствия посторонних лиц.

При проведении экспериментальной работы мы соблюдали следующие требования:

  1. Перед началом исследования ребенок имел возможность познакомиться с экспериментатором, привыкнуть к нему. На этом этапе работы основные условия были направлены на установление контакта с ребенком.
  2. В ходе обследования ребенок получал положительное подкрепление, был уверен в своих силах, мог максимально полно продемонстрировать свои способности. С этой целью обследование проводилось индивидуально, использовалась похвала, подбадривание, положительная оценка.
  3. Для составления полной картины исследования не ограничивалось только экспериментальными методиками, проводились наблюдения за игривой деятельностью детей и общением со сверстниками.