Файл: Бухгалтерский и налоговый учет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Пример 2. Начисление амортизации для целей налогообложения

1.2.Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета

Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 28.04.2018) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"

Письмо Минфина России от 20 мая 2016 г. № 03-03-06/1/29124 «По вопросу о порядке налогового учета активов стоимостью до 100 000 рублей».

Письмо Минфина России от 15 февраля 2016 г. N 07-01-09/7828 «О принятии к бухгалтерскому учету актива в качестве основных средств».

признании расходов по займам, прочими расходами».

2. Бухгалтерский и налоговый учет

2.1 Бухгалтерский и налоговый учет основных средств

2.2. Бухгалтерский и налоговый учет поступления основных средств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 28.04.2018) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"

5. Письмо Минфина России от 20 мая 2016 г. № 03-03-06/1/29124 «По вопросу о порядке налогового учета активов стоимостью до 100 000 рублей».

7. Письмо Минфина России от 15 февраля 2016 г. N 07-01-09/7828 «О принятии к бухгалтерскому учету актива в качестве основных средств».

признании расходов по займам, прочими расходами».

15. Касьянова Г.Ю. Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет в свете последних изменений законодательства. – М.: Издательство «АБАК», 2016. – 512 с.

Как видно из примера, налог на прибыль по налоговому учету меньше, чем по бухгалтерскому. Особенно можно это увидеть, если до налогообложения прибыль была сильно «соптимизирована, и тогда финансовый результат деятельности компании окажется отрицательным. Ну, если компания показала убыток, то налоговая придет с проверкой. Именно поэтому большинство компаний стараются хотя бы получить 100 рублей прибыли [25].

Пример 2. Начисление амортизации для целей налогообложения

В отличие от правил бухгалтерского учета, в налоговом учете в составе НМА (нематериальные активы) не учитывают:

  • организационные расходы;
  • положительную деловую репутацию;
  • право владения на ноу-хау;
  • секретную формулу;
  • лицензии на право пользования недрами;
  • право на фирменное наименование.

На налоговый учет не принимаются также следующие объекты НМА и активы, принятые к бухгалтерскому учету:

  • приобретенные за счет бюджетных ассигнований;
  • приобретенные (созданные) за счет средств целевого финансирования, включая средства иностранных инвесторов;
  • первоначальная стоимость, которых составляет до 10 000 руб.

Амортизация НМА начисляется в налоговом учете так же, как и

амортизация основных средств, одним из двух методов — линей­ным и нелинейным. При этом срок полезного использования НМА оп­ределяется по-другому. Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ этот срок ра­вен тому периоду, на который выдан патент, свидетельство или дру­гой документ, ограничивающий срок использования объектов интеллектуальной собственности. Если этот срок определить не­возможно, то считается, что он будет служить 10 лет, в бухгалтер­ском учете — 20 лет [29].

Кстати, сумма амортизации НМА, начисленная в бухгалтерском и нало­говом учете, может совпадать. Это возможно в случае, если и в бухгалтерском и в налоговом учете амортизация начисляется линейным методом. Актив в том и другом случае имеет одинаковую:

  • первона­чальную стоимость,
  • срок полезного использования.

Тогда сумму амортизации, отраженную по кредиту счета 05 «Амортизация НМА», можно перенести в налоговый учет и использовать при расчете на­лога на прибыль.

Если сумма амортизации, начисленная в бухгалтерском учете, не совпадает с той, что начислена для налогового учета, то появляется возможность начисления амортиза­ции дважды.

Налогоплательщик вправе, как и по основным средствам, начис­лять амортизацию по НМА по нормам ниже установленных (ст. 259 НК).


При реализации НМА убыток от их реализации признается для целей налогообложения равными долями в течение срока, который опреде­ляется как разница между:

  • сроком полезного использования НМА,
  • фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Пример 3.

ООО «Комета» 10 января 2018 г. приобрело два НМА — исключительное право на программу для ЭВМ и исключительное право на

изобретение.

В договорах, по которым приобретались эти активы, записано, что исключительным правом на изобретение организация может пользоваться в течение 5 лет, а исключительное право на компьютерную программу перешло к организации навсегда.

ООО «Комета» в бухгалтерском и налоговом учете начисляет амортизацию линейным методом. Срок полезного использования в одном и другом случае одинаков и равен 5 годам (60 месяцев).

Срок полезного использования программы для ЭВМ в бухгалтерском уче­те 20 лет (240 месяцев), а в налоговом — 10 лет (120 мес) [19]. Информацию о НМА отражают в следующей ведомости:

Наименование

объекта

Инв.

Дата

выдачи

в эксп­луата­цию

В бухгалтерском учете

В налоговом учете

Первона­

чальная

стоимость,

руб.

Срок

исполь­

зования,

лет

Первона­

чальная

стоимость,

руб.

Срок

исполь­

зования,

лет

Исключительное право на изобре­тение

1

10.01.06

60 000

5

60 000

5

Исключительное право на програм­му ЭВМ

2

10.01.06

50000

20

50 000

10

В бухгалтерском учете ежемесячно начисляется амортизация в сумме:

а) по исключительному праву на изобретение:

60 000 руб.: 5 лет : 12 мес. = 1000 руб.,

б) по исключительному праву на программу ЭВМ:

50 000 руб. : 20 лет : 12 мес. = 208 руб.

В бухгалтерском учете будет сделана проводка в феврале:

Д-т 26 К-т 05 1208 руб. (1000 + 208).

В налоговом учете норма амортизации исключительного права на изобретение равна: 1 : 60 мес. х 100 = 1,667%.

Сумма амортизации равна: 60 000 руб. х 1,667% = 1000 руб.

Норма амортизации на исключительное право на программу для ЭВМ

равна: 1 : 120 мес. х 100 = 0,834%.

Ежемесячная сумма амортизации равна: 50 000 руб. х 0,834% = 417 руб.

Таким образом, в феврале 2018 г. в налоговом учете начислена амортизация в сумме 1417 руб

Регистр-расчет суммы амортизации НМА за февраль 2018 г. (в налоговом учете)


Дата на­числе-ния амор-ти­за-ции

Наименование объекта

Метод начисле-ния аморти-зации

Специаль-ный

коэффи-циент

Норма, % амортиза-ции

Первоначаль-ная стоимость объекта

Количест-во месяцев, оставших-ся до истечения срока полезного исполь­зования

Сумма

аморти­

зации,

руб.

28 02

Исключительное право на изобре­тение

Линей­

ный

1,667

60 000

59

1000

28 02

Исключительное право на програм­му ЭВМ

Линей­

ный

0,834

50 000

119

417

Итого

1.2.Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета

Результат разницы в бухгалтерском и налоговом учете ― это, прежде всего, определение прибыли согласно требованиям бухучета и положениям НК РФ. Взаимосвязь различных подходов при расчете основного налога на прибыль регулируется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Этот документ отражает правила формирования в бухучете информации по состоянию текущего налога на прибыль.

Отличие бухгалтерского учета от налогового учета представлено в приложении 2.

Отличия между прибылью бухгалтерской и налоговой характеризуются наличием постоянных и временных разниц. Причем, постоянные разницы возникают вследствие различных методов определения доходов и расходов.

Временные образуются по причине формирования прибыли в разных

периодах в налоговом и бухгалтерском учете.

В настоящее время перед налоговыми органами стоит задача по разработке методологии максимального сближения между бухгалтерским и налоговым учетом. Однако, существуют риски увеличения налоговой нагрузки на организации в этом случае. 

Если принять во внимание данные обстоятельства, то можно сделать вывод о том, что на этапе признания расходов информация, содержащаяся в налоговой и финансовой отчетности, может быть примерно одинаковой. Кроме того, расхождения бухгалтерского и налогового учета имеются и по расходам. Бывают как прямые, так и косвенные виды. «Прямыми» называются [21]:

  • заработная плата,
  • оплата больничных листов,
  • отпускные и прочие выплаты, отдаваемые работнику лично в руки.

Что касается косвенных расходов, то к таким относятся:

  • оплата аренды,
  • оплата коммунальных платежей при обслуживании помещения.

Чтобы полноценно разобраться в сложившемся вопросе и достичь поставленной в рамках данного исследования цели, необходимо решить ряд важных задач. К таковым задачам можно отнести:

  • изучение базовых положений и постулатов бухгалтерского и налогового учётов;
  • определение основополагающих целей и задач в рамках ведения бухгалтерского и налогового учётов;
  • выявление аспектов рассматриваемых видов учёта, способствующих достижению заявленных целей и решению поставленных задач;
  • определение взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым

учётом.

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему:

  • сбора,
  • регистрации и обобщения сведений о состоянии имущества,
  • обязательств,
  • о капитале фирмы и их изменениях.

Все эти процедуры происходят за счёт сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, которые происходят в организации.

Отражение же данных операций происходит в денежном эквиваленте.

К объектам бухгалтерского учёта относятся следующие элементы:

  • имущество фирмы;
  • её обязательства;
  • осуществляемые в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции [17].

Главная задача бухгалтерского учёта – это формирование полной и достоверной информации об итогах деятельности предприятия и его имущественном положении. Данная информация представляется в формате бухгалтерской отчётности.

На базе этих сведений можно производить следующие действия:

  • предотвратить возникновение отрицательных результатов по итогам деятельности предприятия;
  • выявить внутрихозяйственные резервы обеспечения устойчивости предприятия;
  • контролировать соблюдение отечественного законодательства при осуществлении хозяйственных операций на предприятии;
  • оценивать целесообразность выполнения хозяйственных операций;
  • анализировать наличие, состав и движение имущества и обязательств на предприятии;
  • контролировать использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
  • сопоставлять достижения деятельности фирмы с запланированными нормами и нормативами.

Налоговый же учёт представляет собой систему обобщения данных, которая необходима для расчёта налоговой базы по определённому для предприятия налогу на основе информации из первичных документов, которые группируются согласно предусмотренному в Налоговом кодексе Российской Федерации порядку.


Главная цель налогового учёта заключается в формировании полноценной и достоверной информации о предприятии в целях законного налогообложения всех его хозяйственных операций.

Есть два основополагающих способа ведения налогового учёта в рамках различных предприятий [10]:

  • ведение обособленного налогового учёта. Этот метод заключается в создании специальных регистров налогового учёта на предприятии, которые заполняются в соответствии и на основе целей налогообложения;
  • ведение налогового учёта на базе бухгалтерского. При использовании данного способа заполнение налоговых регистров происходит на основе данных бухгалтерского учёта. Если же правила бухгалтерского учёта для различных операций расходятся с налоговыми, тогда в регистрах последних производятся необходимые корректировки и изменения [16].

И уже здесь можно отметить явную взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом.

Как правило, регистры ведут налогоплательщики налога на прибыль, но иногда и юридические лица, освобожденные от уплаты данного вида налога.

Принято считать, что налоговые регистры по налогу на прибыль представляют собой сводные формы, необходимые для систематизации

сведений налогового учёта за определённый отчётный период, которые

группируются согласно требованиям Налогового кодекса РФ.

При этом, если руководство организации принимает решение о ведении налогового учёта вторым способом из вышеперечисленных, т.е. с использованием данных бухгалтерского учёта, то представляемая им информация становится фундаментом для грамотного ведения налогового учёта в соответствии с российским налоговым законодательством [24].

Ещё одна взаимосвязь возникает из определений рассматриваемых видов учёта. Как известно, бухгалтерский учёт фиксирует состояние имущества организации и оно является объектом исследования этого вида учёта.

Система же налогового учёта предназначена для расчёта налоговой базы, то есть выявления в учреждении элементов, подлежащих налогообложению. А именно имущество предприятия может быть той самой налоговой базой.

Бухгалтерский и налоговый учет регулируется следующими нормативными актами:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ с изменениями и дополнениями от 30 октября 2018 года
  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 28.11.2018 года с изменениями и дополнениями.