Файл: Рекомендации по применению методики определения относительной конкурентоспособности сетевых структур в ресторанном бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сетевая форма организации бизнеса

1.1. Сетевой бизнес

1.2. Инновационная составляющая в сетевом бизнесе

Стоимость минимального набора продуктов питания определяется на основании Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ в редакции от 29.07.2018 N-272-ФЗ и

1.3. Сетевые формы организации гостиничного бизнеса

Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ в редакции от 29.07.2018 N-272-ФЗ.

2. Сетевые структуры в ресторанном бизнесе: формирование и развитие

2.1. Классификация сетевых структур в ресторанном бизнесе

2.2. Формирование сетевых структур в ресторанном бизнесе

2.3. Методика определения относительной конкурентоспособности сетевых ресторанных структур

2.4. Рекомендации по применению методики определения относительной конкурентоспособности сетевых структур в ресторанном бизнесе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

6. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ в редакции от 29.07.2018 N-272-ФЗ.

2.2. Формирование сетевых структур в ресторанном бизнесе

В ресторанном бизнесе в основе формирования ресторанных сетей лежат подходы [14]:

  • структурный,
  • ресурсный,
  • организационный
  • когнитивный.

Можно отнести сетевые предприятия общественного питания к различным формам организации сетевых предпринимательских структур. Это возможно, если учесть, что сети могут образовываться из:

  • типовых сетевых проектов, принадлежащих единому центру,
  • независимых предприятий общественного питания.

И это будет правильно. Необходимо придерживаться специальных принципов устойчивого развития ресторанных сетевых структур согласно предложенной концепции в современных условиях развития ресторанного бизнеса для:

  • достижения высокой эффективности функционирования сети,
  • повышения ее конкурентоспособности.

Например, это могут быть следующие принципы:

  • принцип комплексности,
  • принцип взаимодополняемости,
  • принцип целевого единства,
  • принцип следования корпоративным стандартам,
  • принцип адаптивности,
  • принцип ресурсосбережения и т.д.

В этом случае, будет правильно выбрать форму организации сети, которой может быть [32]:

  • консорциум;
  • холдинг и конгломерат;
  • ресторанная группа;
  • франчайзинговая сеть;
  • ассоциация (союз);
  • альянс;
  • моноконцептуальные дивизиональные сети;
  • поликонцептуальные дивизиональные сети;
  • смешанная форма;
  • децентрализованная и централизованная сеть ресторанов по отношению к поставщикам.

Концепция содержит описание каждой из форм организации сетевых предприятий общественного питания, их специфики. В качестве примеров в ней перечислены фактически существующие на современном ресторанном рынке предприятия, относящиеся к конкретной форме организации.

Консорциум представляет собой специальную организацию,

которая объединяет независимые (несетевых) предприятия. Объединение независимых единичных проектов в консорциум может стать, как показывает международная практика, эффективным способом решения совместных задач. Это при условии, если учесть, что далеко не все предприятия общественного питания в России являются сетевыми.

Наиболее приемлемыми для ресторанного бизнеса являются [23]:


  • полные консорциумы, которые:

- обеспечивают общее маркетинговое исследование и обслуживание,

- помогают в управлении человеческими ресурсами, в произведении закупок,

  • маркетинговые консорциумы, основной задачей которых является построение грамотной маркетинговой политики консорциума и его членов.

Холдингами считаются компании, владеющие контрольными пакетами акций других фирм. Данная форма организации сетевых ресторанных предпринимательских структур является одной из самых распространенных.

Конгломерат – это совокупность не связанных технологическими «цепочками» предприятий, объединяемых лишь на самом верхнем уровне управленческой иерархии.

Группой компаний является организованное объединение двух и более самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые [17]:

  • контролируются одним или несколькими лицами,
  • связаны или не связаны между собой юридическими или иными отношениями,
  • управляются из одного центра с целью получения прибыли.

Исходя из этого определения, группа может состоять минимум из двух хозяйствующих субъектов, а максимальное количество участников группы ничем не ограничено. Количество участников групп компаний может доходить до нескольких миллионов.

Франчайзинг - система договорных отношений между крупными и

мелкими самостоятельными предприятиями, при которой:

  • получают право на производство,
  • получают право на реализацию.

Причем эти отношения проводят от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг.

В настоящее время в сфере общественного питания существуют ассоциации (союзы) с различным составом участников [9]:

  • первые - объединяют специалистов - профессиональные ассоциации,
  • вторые - только предприятия общественного питания. При этом, возможно в комбинации с другим форматом, например, таким как магазин (моноформатные, биформатные),
  • третьи:

- предприятия питания,

- производители оборудования,

- производители продуктов питания,

- поставщики,

- компании, продающие автоматизированные системы управления.

Еще одной формой организации сетевых предприятий общественного питания могут быть дивизиональные структуры, в основании которых находятся крупные автономные производственно-хозяйственные подразделения (отделения, дивизионы). Вместе с этим, они:

  • обладают оперативно-производственной самостоятельностью,
  • несут ответственность за получение прибыли.

Можно выделить децентрализованную и централизованную сеть ресторанов по отношению к поставщикам. Как правило, достаточно сложно найти ресторанную сеть, работающую только по одной схеме. Чаще применяется смешанный вариант, когда:

  • часть ресторанов принадлежат компании, другие рестораны

расширяют сеть по схеме франчайзинга,

  • группа компаний входит в единый холдинг, но при этом помимо

собственных ресторанов, распространяющихся под брендом сети, работают точки и по схеме франчайзинга.

2.3. Методика определения относительной конкурентоспособности сетевых ресторанных структур

В настоящее время не существует четко выстроенных методик оценки относительной конкурентоспособности сетевых структур в ресторанном бизнесе. Это невозможно по причине отсутствия утвержденной системы показателей их оценки. В качестве основы для разработки данной методики можно использовать [15]:

  • уточненную систему показателей оценки сетевых ресторанных структур,
  • существующую методику определения относительной конкурентоспособности гостиниц.

Это все возможно на основе восприятия корпоративными клиентами цены и качества обслуживания, широко применяемой, в области управления качеством.

Таким образом, была создана методика определения относительной конкурентоспособности сетевых ресторанных структур. Это было построено на основе:

  • отношения средневзвешенных показателей анализа финансово – хозяйственной деятельности,
  • институционального анализа.

Данная методика состоит из десяти этапов (приложение 1).

Для формирования методики необходимо разработать и использовать шкалу, на основе которой определяется значимость единичных показателей. Эти показатели представлены в таблицах 2 и 3. В этих таблицах показаны:

  • значения этих показателей, выраженные в различных единицах

измерения;

  • оценки этих показателей по пятибалльной шкале;
  • средневзвешенные (комплексные) оценки.

Представленные в таблицах показатели были определены в результате:

  • проведения обзора существующих систем показателей оценки сетевых структур,
  • выбора оптимальной системы показателей для оценки ресторанных сетей [27].

В таблицах 2 и 3 значения показателей расположены в порядке их убывания. Для определения значимости показателей используются обратные числовые значения мест, занимаемые этими показателями, то есть показателю. Ну, например:

  • жизнеспособности ресторанной сети, занимающей первое место по значимости, присваивается вес, равный 10,
  • последнему показателю (показатель среднего количества гостей в ресторанах сети в день) - вес, равный 1.

Затем все веса показателей суммируются, и каждый вес в числовом исчислении делится на эту сумму. Проще говоря, определяются нормированные веса, отраженные в таблицах 2 и 3. Возможно также определение веса показателя методом экспертной оценки. Например, в тех случаях, когда какие-то показатели считаются равноценными по значимости и весу. Согласно данным таблиц 2 и 3 сравниваются три сетевые ресторанные предпринимательские структуры.

Каждый показатель оценивается с использованием пятибалльной шкалы [22]:

  • для расчета баллов используются натуральные показатели, больший из которых принимается за 5 баллов, остальные исчисляются по пропорции,
  • определяются средневзвешенные показатели по результатам

оценки всех показателей в рамках отдельных сетевых предприятий.

Таким образом, осуществляется оценка, как хозяйственной деятельности сетевого предприятия, так и его институциональная специфика.

Итоговые данные служат для определения относительной конкурентоспособности рассматриваемых сетевых ресторанных структур (таблица 4).

Таблица 2

Средние (средневзвешенные) оценки показателей по результатам анализа хозяйственно - экономической деятельности сетевых ресторанных структур


Показатель


Вес


Средние (средневзвешенные) оценки показателей по результатам анализа хозяйственной деятельности сетевых ресторанных предпринимательских структур , ед. изм., баллы, ср. взв. показатель

Сеть №1

Сеть №2

Сеть №3

Жизнеспособность ресторанной сети


0,18

X1

X2

X3

5

5

5

0,9

0,9

0,9


Максимальная пропускная способность обеденных залов сетевого предприятия


0,16


X1


X2


X3

5

4

4

0,8

0,64

0,64

Коэффициент использования пропускной способности обеденных залов сетевого ресторанного предприятия


0,14

X1

X2

X3

5

4

3

0,7

0,56

0,42

Фактическая пропускная способность сети


0,13

X1

X2

X3

5

5

4

0,65

0,65

0,52

Коэффициент территориальной концентрации

0,11

X1

X2

X3

5

4

5

0,55

0,44

0,55

Показатель валового дохода ресторанного предприятия

0,10

X1

X2

X3

5

4

3


0,5


0,4


0,3

Показатель объема продаж (млн. руб.)


0,07

X1

X2

X3

5

5

5

0,35

0,35

0,35

Показатель чистой прибыли


0,05

X1

X2

X3

5

5

4

0,25

0,25

0,2

Показатель экономической рентабельности активов


0,03

X1

X2

X3

4

5

4

0,16

0,2

0,16

Рентабельность фонда оплаты труда


0,02

X1

X2

X3

5

5

5

0,1

0,1

0,1

Показатель среднего количества гостей в ресторанах сети в день


0,01

X1

X2

X3

3

4

3

0,03

0,04

0,03


Средневзвешенная оценка суммарная


1


4,99


4,53


4,19


Из – за близости числовых значений рассматриваемых пар данных результаты трудно различимы. Из-за этого, можно осуществить переход к более удобной шкале оценок (таблица 5).

Эта шкала имеет нулевое значение с диапазоном оценок от -2 до 2. С помощью этой шкалы можно четко разграничить рассматриваемые сетевые ресторанные структуры.

Таблица 3

Средние (средневзвешенные) оценки показателей по результатам институционального анализа сетевых ресторанных структур

Показатель


Вес

Средние (средневзвешенные) оценки показателей по результатам институционального анализа сетевых ресторанных предпринимательских структур , ед. изм., баллы, ср.взв. показатель

Сеть №1

Сеть №2

Сеть №3


Плотность сети


0,18

X1

X2

X3

4

3

2

0,72

0,54

0,36

Степень централизации сети


0,16

X1

X2

X3

5

4

4

0,8

0,64

0,64


Сила деловых связей


0,14

X1

X2

X3

3

4

3

0,42

0,56

0,42


Теснота деловых связей


0,13

X1

X2

X3

4

5

4

0,52

0,65

0,52


Длительность деловых контактов


0,11

X1

X2

X3

4

4

5

0,44

0,44

0,55


Устойчивость связей


0,10

X1

X2

X3

3

4

3

0,3

0,4

0,3


Степень формализации связей


0,07

X1

X2

X3

5

5

5

0,35

0,35

0,35

Коммуникативность


0,05

X1

X2

X3

5

5

4

0,25

0,25

0,2


Средний показатель престижа


0,03

X1

X2

X3

4

4

4

0,16

0,16

0,16


Коэффициент эффективности структуры управления сети


0,02

X1

X2

X3

5

5

5

0,1

0,1

0,1


Коэффициент звенности сети


0,01

X1

X2

X3

3

2

2

0,03

0,02

0,02

Средневзвешенная оценка суммарная

1

4.09

4.11

3,62