Файл: Рекомендации по применению методики определения относительной конкурентоспособности сетевых структур в ресторанном бизнесе.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сетевая форма организации бизнеса
1.2. Инновационная составляющая в сетевом бизнесе
1.3. Сетевые формы организации гостиничного бизнеса
2. Сетевые структуры в ресторанном бизнесе: формирование и развитие
2.1. Классификация сетевых структур в ресторанном бизнесе
2.2. Формирование сетевых структур в ресторанном бизнесе
2.3. Методика определения относительной конкурентоспособности сетевых ресторанных структур
1.2. Инновационная составляющая в сетевом бизнесе
В настоящее время инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития на макроэкономическом уровне. Необходимо заметить, что инновации дают возможность предприятиям [8]:
- отвечать на все более сложные требования заказчиков,
- опережать конкурентов на внутреннем и международном рынках,
- повышать производительность.
Основу экономики завтрашнего дня составят сетевые технологии.
Широкое применение интернет-технологий создает возможность постепенного перехода экономических отношений в электронную форму существования. Особенность этой формы состоит в:
- сетевом характере структуры,
- низкой себестоимости,
- достаточно быстрой смене событий.
Кстати, именно эти обстоятельства открывают новые экономические перспективы предприятиям.
Сетевые формы организации ведения бизнеса:
- проникают в сферу торговли,
- становятся одним из современных направлений инновационной экономики.
И конечно, это ведет к расширению горизонтальных связей между экономическими субъектами [13].
Мировой опыт развития организаций торговли показывает, что именно применение инноваций в сетевом бизнесе обеспечивает высокую
выживаемость данных предприятий.
Необходимость использования сетевых форм ведения бизнеса вызвана:
- ужесточением конкуренции,
- значительным увеличением количества организаций.
Причем, они активно используют в своей управленческой и торговой деятельности современные технологии.
Ориентация на социально-рыночную экономику вынуждает крупных торговых партнеров использовать в своей деятельности современные формы отношений с малым и средним бизнесом. Это заставляет находить более правильные пути использования сетевых структур ведения бизнеса с другими формами организации торговли. Этот вариант отношений позволяет обеспечить экономическую выгоду:
- хозяйствующим субъектам,
- государству.
Торговая отрасль на протяжении последних лет является наиболее развивающейся отраслью экономики России. Кстати, она:
- опережает по темпам роста многие отрасли,
- обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн человек. На нее приходится более 60% оборота малых предприятий [21].
Малые предприятия имеют определенные преимущества по сравнению с крупными компаниями и торговыми сетями:
- работают в специализированных рыночных нишах,
- производят узкоспециализированные товары небольшими партиями,
- имеют доступ к локальным географическим рынкам с учетом потребностей и специфики данных рынков.
Международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса. Объяснением этого момента может служить то, что малые предприятия могут конкурировать за счет:
- более высокой индивидуализации услуг,
- уникальности предложении,
- маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.
Необходимо заметить, что существенный вклад в развитие предпринимательства и малого бизнеса вносят кооперативные организации. Потребительская кооперация России – важная социальная структура, которая:
- обеспечивает сельское население товарами,
- закупает излишки сельхозпродукции у владельцев подворий,
- развивает производство, переработку,
- предоставляет бытовые услуги [30].
В 2017 г. в России функционировало более 8,5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе более 2800 кредитных и более 4100 организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация в России сегодня участвует в жизни и обеспечении 54 тысяч населенных пунктов. В каждом из этих населенных пунктов проживают менее 100 человек. Многие кооперативные магазины в этих немноголюдных селах являются убыточными по причине прихода федеральных сетевых структур. В связи с этим назрела необходимость государственной поддержки торгового обслуживания населения в малочисленных населенных пунктах [34].
Определенным сдерживающим фактором в конкурентной борьбе с торговыми сетями является ограничение доминирования их в регионе на уровне 25% доли рынка. Это делается для того, чтобы сохранить право поддержки торговой деятельности для организаций потребительской
кооперации.
Включение потребительской кооперации в рыночную систему ведет к увеличению числа предприятий, борющихся за место на рынке, за:
- получение наибольших выгод, что устраняет возможности монополизма,
- сохранения диктата одних участников товарных связей над другими.
Когда потребительская кооперация вступает в конкурентные отношения, ей приходится:
- ориентироваться на конкретную группу покупателей,
- на свою специфическую нишу в системе рынка.
Чтобы увеличить покупательский спрос и повысить конкурентоспособность, предприятия потребительской кооперации:
- осуществляют диверсификацию видов деятельности,
- расширяют ассортимент товаров,
- предлагают для продажи наиболее рентабельные товары,
- проводят наиболее гибкую ценовую политику в соответствии с платежеспособным спросом покупателей.
Только так данные предприятия смогут обеспечить достаточный объем реализации и получить прибыль.
Показатели уровня цен являются основой для расчета показателей соотношения цен:
- на важнейшие виды продукции производственно-технического назначения,
- на товары народного потребления,
- на платные услуги, оказанные населению.
Динамика показателей соотношения цен позволяет оценить состояние конъюнктуры отдельных товарных рынков. В качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость набора основных продуктов питания, который является одной из интегральных характеристик «цены жизни» и регулярно рассчитывается государственной статистикой.
Стоимость минимального набора продуктов питания определяется на основании Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 N 134-ФЗ в редакции от 29.07.2018 N-272-ФЗ и
и Постановления Правительства Российской Федерации № 54 от 28 января 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 19 августа 2014 года N -828).
Можно оценить социальную значимость и социальную миссию различных форм организации торговли, если провести выборочную сравнительную оценку стоимости данного набора продуктов питания в магазинах:
- потребительской кооперации,
- сетевых структурах.
При формировании выборки моментов наблюдения цен должен соблюдаться основной принцип: цены должны регистрироваться на данный товар в один и тот же момент времени каждого месяца. Таким образом, одним из важных факторов в оценке деятельности организаций различных форм может быть ценовой фактор. В качестве объекта сравнения могут выступать [31]:
- ближайшие конкуренты,
- организации соседнего региона.
Растущая популярность сетевых форм организации бизнеса повлекла за собой создание:
- виртуальных торговых площадок,
- интернет-магазинов,
- электронных бирж,
- потребительских аукционов,
- интернет-услуг по страхованию физических лиц,
- электронного обслуживания в банках.
Началось постепенное внедрение сетевых технологий в производство. Все больше оборотов набирает электронная коммерция, на рынке которой выделяются такие секторы, как:
- В2В (Business-to – Business) – сектор «бизнес – бизнесу»;
- B2C Business-to – Consumer) – сектор «бизнес – потребителю»;
- С2В (Consumer-to-Business) – сектор «потребитель – бизнесу»;
- В2А (Business-to-Administration) – сектор «бизнес – администрации»;
- С2А (Consumer-to-Administration) – сектор «потребитель – администрации»;
С2С (Consumer-to-Consumer) – сектор «потребитель – потребителю».
В последнее время достаточно динамичными темпами развивается cистема интернет - банкинга. Эта система предназначена для управления банковскими счетами через Интернет.
Вместе с тем существуют факторы, препятствующие развитию электронной коммерции. К числу факторов, сдерживающих развитие интернет-коммерции в России, можно отнести [11]:
- недостаточно развитую сетевую и информационную инфраструктуру, в частности телефонной сети,
- относительно высокую стоимость персональных компьютеров и др.
К социально-экономическим факторам можно отнести:
- недостаточную информационную подготовку,
- информационную культуру российского бизнеса,
- слабую осведомленность о возможностях современных
информационных технологи,
- традиционную закрытость среднего и крупного бизнеса.
Все эти факторы способствуют развитию электронной коммерции в России в том числе. Следует заметить, что уровень применения сетевых технологий в России значительно отличается от западных стран. Но, к сожалению, темпы растут и дают повод инвесторам все-таки вкладывать деньги в отечественные интернет-проекты.
В ближайшем будущем следует ожидать, что для основной массы населения при доминирующей роли сетевой экономики жизнь станет дешевле и будет давать больше возможностей для самореализации людей. Однако, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания в сетевой экономике.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- использование информационных технологий для организации и ведения бизнеса позволяет повысить эффективность сетевых форм торговли по сравнению с традиционными, в связи с целым рядом преимуществ, таких как [10]:
- расширение географии,
- относительно невысокие затраты,
- расширение маркетинговых функций и т.д.;
- с расширением сетевых форм ведения бизнеса происходит
усиление конкурентной борьбы между:
- крупными сетевыми структурами,
- предприятиями малого и среднего бизнеса.
В связи с этим усиливается роль государственного регулирования этой
сферы бизнеса, учитывая социальную миссию, которую выполняет малый
бизнес;
- сетевые формы ведения бизнеса по своей природе являются инновационными, так как используют современные информационные технологии:
- открывает новые возможности для расширения рынков сбыта товаров и услуг,
- появляются новые направления бизнеса,
- расширяются перспективы для организации деятельности в различных сферах и секторах экономики;
- электронный бизнес является одним из самых перспективных направлений современной экономики.
Развитие электронного бизнеса в России будет продолжаться с учетом дальнейшей разработки долгосрочной целевой государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)». В рамках указанного мероприятия были созданы подпрограммы региональной и ведомственной информатизации.
1.3. Сетевые формы организации гостиничного бизнеса
Сетевая предпринимательская структура гостиничного бизнеса - совокупность взаимосвязанных между собой определенными интегративными отношениями хозяйствующих субъектов, целевыми установками которых является:
- получение предпринимательского дохода,
- захват доли целевого рынка,
- удержание доли целевого рынка,
- потенциальное расширение доли целевого рынка.
Это происходит путем вывода на рынок гостиничного продукта (продуктов), воспринимаемых в рамках определенного бренда или брендов,
что:
- расширяет представление о составе, месте и роли этих
хозяйствующих субъектов в экономике,
- позволяет учитывать все уровни обеспечения их устойчивого развития в рамках реализации интеграционных взаимодействий сложной многоуровневой структуры гостиничной сети.
Создают предпосылки для развития сетевых форм организации гостиничного бизнеса, происходящие в настоящее время в экономике:
- глобализация бизнеса,
- интернационализация бизнеса,
- современные тренды развития туризма.
Сетевые гостиничные предприятия имеют выраженные преимущества перед одиночными средствами размещения [18]:
- успешное преодоление крупными гостиничными сетями усиливающейся ценовой и неценовой конкуренции. Причем, это происходит за счет: