Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Анализ системы управления кадрами ЧТУП «Марш»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждая система управления кадрами требует регулярного анализа, призванного определять возможные проблемы и предотвращать сбои в работе системы. Анализ проводится на основе предварительно определенных целей, глубины и объема анализа. На основе проведенного анализа прогнозируется динамика развития внешнего окружения, проводится оценка внутренних ресурсов, определяются тенденции и параметры внешних факторов. Системное проведение анализа составляет важный этап стратегического управления персоналом. При проведении анализа системы управления производится комплексный анализ как внутренней, так и внешней среды. Это связано с большой взаимозависимостью внутренних и внешних процессов. В анализе системы применяют способы научного исследования, методологические подходы, системный подход. Выбор способа анализа определяется поставленными целями и требуемыми результатами. Наибольшее распространение в анализе систем управления персоналом имеет методологический подход. Правильный подбор методов анализа позволяет получать полную и достоверную информацию о системе управления, ее проблемах и «узких местах».[33]

Ведение кадровой политики в условиях рыночной экономики требует применения самых современных систем управления персоналом, так как правильно организованный процесс работы сотрудников прямо влияет на прибыльность бизнеса. Постоянные стремительные изменения в мире влекут за собой необходимость постоянного совершенствования имеющихся концепций организации труда и управления персоналом.[34] Совершенствование систем управления кадрами производится на основе предварительного анализа существующих принципов системы управления. Только после тщательного изучения кадрового состава, необходимости изменений, соответствий законодательным нормам можно принимать решение о начале работы по совершенствованию системы.

2. Анализ системы управления кадрами ЧТУП «Марш»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ЧТУП «Марш» и его деятельности


Цель ЧТУП «Марш» - осуществление хозяйственной деятельности для получения прибыли в интересах его участников и удовлетворения потребностей населения в строительных материалах и услугах.

Для достижения определенной в учредительных документах цели ЧТУП «Марш» осуществляет следующие виды деятельности: оптовая торговля стройматериалами и санитарным оснащением; оптовая торговля санитарным оснащением; оптовая торговля химическими веществами и химическими продуктами; оптовая торговля прочими промежуточными продуктами.

Общая численность работников ЧТУП « Марш» на данный момент составляет 56 человек. В организации действует линейно-функциональная структура управления. Во главе структурных подразделений находятся руководители, осуществляющие линейное руководство подчиненными; их распоряжения обязательны для исполнения всеми работниками нижестоящего звена. Руководители подразделений несут ответственность за конечные результаты работы своих подчиненных. Функциональные органы дают указания подчиняющимся подразделениям в пределах своей компетенции, которые согласовываются с ними или доводятся до них руководством предприятия и также обязательны к исполнению. Данная система является наиболее эффективной, так как четко разграничивает компетенцию служб, углубить их специализацию.

Применяемая организационная структура определяет четкую иерархию подчиненности, исключает двойное дублирование любых управленческих функций и промежуточные звенья управления. Возглавляет предприятие директор ЧТУП «Марш». У него в подчинении находятся два заместителя: коммерческий директор и замдиректора по снабжению и сбыту. Кроме того, директору подчинены: главный бухгалтер, юрист, отделы снабжения и реализации.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что действующая в организации структура управления является достаточно эффективной, так как позволяет четко разграничить компетенцию служб, углубить их специализацию. Исходя из размера ресурсов ЧТУП «Марш», специфики продукции и рынков, на которых они реализуются, от сложившейся структуры управления маркетингом организация имеет функциональную организационную структуру маркетингового отдела. Т.к. количество товаров и рынков сбыта ЧТУП «Марш» невелико, а ответственность за исполнение каждой функциональной задачи возлагаются на конкретного работника отдела маркетинга (подразделение) функциональная структура обеспечивает высокую маневренность, а так же не требует больших затрат на поддержание отдела.


Компания входит в число лидеров белорусского рынка по поставкам строительных красок, имеет значительную долю белорусского рынка в торговле гипсокартонными плитами. Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЧТУП «Марш» за 2014-2016 гг. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности ЧТУП «Марш» за 2014-2016 гг.

Показатель

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

2014

2015

2016

2015 к 2014

2016 к 20143

2015 к 2014

2016 к 2014

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

6112

5072

6397

-1040

1325

82,98

126,12

Выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.

6112

4477

5238

-1635

761

73,25

117,00

Себестоимость реализо-ванной продукции, руб.

3923

3272

4199

-651

927

83,41

128,33

Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.

87

31

84

-56

53

35,63

270,97

Прибыль отчетного периода, млн. руб.

61

31

61

-30

30

50,82

196,77

Рентабельность реализо-ванной продукции, %

2,22

0,95

2,00

-1,27

1,05

-

-

Из таблицы 1 видно снижение выручки от реализации в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 17,02% в связи с последствиями мирового финансового кризиса и как следствие снижения платежеспособности населения. В 2016 году организация сумела преодолеть данные последствия, вследствие чего выручка от реализации увеличилась по сравнению с 2015 годом на 26,12%. Прибыль от реализации в 2015 году снизилась по сравнению с 2014 годом на 64,37% за счет снижения выручки от реализации, в 2016 году увеличилась в 2,7 раза по сравнению с 2015 годом. Вследствии изменения экономических показателей рентабельность ЧТУП «Марш» в 2015 году снизилась на 1,27%, в 2016 году увеличилась на 1,05%. На основании расчета показателей, деятельность ЧТУП «Марш» можно охарактеризовать положительно.


Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом учитываются ценности и цели, на которые ориентируется высшее руководство. Высшее руководство длительное время сохраняет верность определенным ценностям, которая проявляется в выборе типа управления, а также в целях организации.

Предприятие ЧТУП «Марш» - это самостоятельный хозяйствующий субъект, который использует ресурсы для производства услуг по поставке строительных материалов в целях удовлетворения общественных потребностей, потребностей членов трудового коллектива и получения прибыли.

Руководство предприятия хорошо подготовлено, достаточно компетентно, обладает нужным опытом и знаниями.

Основными фирмами-конкурентами ЧТУП «Марш» в Витебском регионе являются: Строймаркет «ОМА»; ОДО «Интекострой»; ЧУП «Контрастстройторг»; ЧУП «Мастакстройторг».

ЧТУП «Марш» достаточно давно находится на рынке строительных материалов и наработало довольно обширную клиентскую базу. Так как предприятие постоянно обновляет и поддерживает ассортимент товаров, оно не боится потерять своих клиентов.

Поскольку ЧТУП «Марш» занимается крупным оптом и заняло значительную долю рынка строительных материалов в городе Полоцке и Полоцком регионе, оно не боится появления новых, более слабых конкурентов.

В ЧТУП «Марш» официально предусмотрена система скидок для оптовых клиентов, и отсрочка платежа на срок до одного месяца, для наиболее выгодных клиентов, осуществляется продажа в кредит. Это дает предприятию дополнительные преимущества перед фирмами-конкурентами.

На предприятии функционирует система вознаграждения за результаты труда (в зависимости от объема и сложности выполняемой работы ― премии, надбавки к заработной плате, бонусы).

Так как «Марш» небольшая частная структура, подготовка собственных кадров на предприятии не осуществляется, поэтому основным источником найма на работу является привлечение уже наиболее опытных и высококвалифицированных кадров с других предприятий, путем свободного найма, через объявления в СМИ. Однако в силу того, что персонал предприятия должен постоянно пополнять и совершенствовать свои знания на предприятии существует возможность самообразования, поездки на курсы повышения квалификации, приветствуется получение высшего образования.


2.2. Анализ системы управления кадрами

В ЧТУП «Марш» используют как внешние источники найма, так и внутренние. Но больший упор делается все-таки на внутренние источники. На естественно высвобождаемые места (уход на пенсию, увольнение) переводят работников с сокращаемых должностей, стажируют, обучают их. Это намного выгодней, чем создавать целый отдел по отбору и найму персонала. Для работ требующих небольших временных затрат или небольшой объем, администрация широко использует внутреннее совмещение.

Внешними источниками являются случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы, которые заносятся в картотеку, а также колледжи и университеты.

Адаптация персонала проводится в форме наставничества. При поступлении на работу, или переводе на другое место проводится обязательная для всех стажировка на рабочем месте. Приказом назначается ответственный за стажировку, который получает доплату в размере 25% от должностного оклада стажируемого.[35]

Период стажировки не может быть менее двух недель. Во время стажировки новичка знакомят с руководящими документами, должностной инструкцией, с инструкциями по резервированию оборудования, по действиям в особых случаях, с требованиями охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности, с эксплуатационно-технической документацией оборудования, которое предстоит обслуживать.

Ответственным за стажировку, выступающим в роли наставника, назначается обычно руководитель подразделения. Это делается для того, чтобы исключить формальный подход к наставничеству.

Повышение квалификации - ключевой инструмент, с помощью которого работники развиваются вместе с совершенствованием технологий.[36]

Современный уровень производства не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и политических условий. Поэтому ЧТУП «Марш» приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации и поощрения труда.

Нематериальное стимулирование: предоставляется возможность повышения квалификации; рабочие места достаточно оснащены, однако значительная часть помещений нуждается в ремонте и модернизации; организация комнат отдыха и приема пищи; страхование работников от случаев травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.