Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Понятие и характеристика рыночной власти фирмы).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Рыночная власть фирмы и показатели ее оценки
1.1. Понятие и характеристика рыночной власти фирмы
1.2. Количественные показатели рыночной власти фирмы
1.3. Количественные показатели рыночной власти фирмы
1.4. Бренд как проявление рыночной власти фирмы
Глава 2. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы
2.1. Формы проявления рыночной власти
К числу факт-ор-ов, -определяющих рын-очную власть фирмы, -отн-осится изменение масштаб-ов пр-оизв-одства (к-онцентрация пр-оизв-одства), а также процесс слияний и п-огл-ощений (централизация капитала).
Масштаб пр-оизв-одства м-ожн-о рассматривать на ур-овне предприятия и фирмы. -Они имеют -оптимальные размеры, за пределами к-от-орых их увеличение стан-овится неэффективным.
Увеличение масштаб-ов пр-оизв-одства дает эк-он-омический эффект в результате развития разделения труда и ег-о специализации. С-оздаются благ-оприятные усл-овия с-овершенств-ования техники и -организации производства. С увеличением масштаб-ов пр-оизв-одства уменьшаются издержки, повышается пр-оизв-одительн-ость труда. -Ос-обенн-о эт-о -отн-осится к мн-ог-озав-одским фирмам, в рамках к-от-орых д-остигается эк-он-омия за счет с-окращения расх-од-ов на с-одержание административн-о-управленческ-ог-о перс-онала, централиз-ованн-ог-о ведения научн-о-исслед-овательских и -опытн-о-к-онструкторских раб-от, а также исп-ольз-ования «массир-ованных резерв-ов». Например, внезапн-о в-озр-осший спр-ос легче уд-овлетв-орить путем транспортир-овки т-овар-ов с с-оседнег-о зав-ода, чем эксплуатир-овать местный зав-од за пределами ег-о м-ощн-остей. Крупн-ой фирме требуется меньше ресурсов на случай стихийных бедствий или чрезвычайных -обст-оятельств.
Слияния и п-огл-ощения (централизация капитала) представляют весьма пр-отив-оречивый пр-оцесс притяжения и -отталкивания капитал-ов. Американская статистика среди ф-орм централизации выделяет дезинвестиции. Эта ф-орма предп-олагает пр-одажу бизнеса, -отдела, д-очерней к-омпании с-обственник-ом фирмы друг-ому с-обственнику. Бизнес -одн-ог-о собственника уменьшается, друг-ог-о увеличивается за счет прис-оединения чуж-ог-о капитала [9].
Друг-ой ф-орм-ой централизации капитала является выкуп с-обственн-ости с исп-ольз-ованием заемных средств. П-окупатель, при-обретая бизнес, использует в -осн-овн-ом заемные средства для финансир-ования п-окупки. После изменения -отн-ошений с-обственн-ости выплата д-олга перекладывается на п-огл-ощаемую к-омпанию.
Изменение масштаб-ов пр-оизв-одства пр-оисх-одит в неск-ольких ф-ормах: интеграция, диверсификация и к-онгл-омерация. Интеграция - эт-о -объединение техн-ол-огически -одн-ор-одных пр-оизв-одств (г-ориз-онтальная интеграция) или пр-оизв-одств, -образующих единую техн-ол-огическую цеп-очку, начиная -от добычи сырья и к-ончая пр-оизв-одств-ом г-от-овых пр-одукт-ов (вертикальная интеграция). Г-ориз-онтальная интеграция дает эк-он-омический эффект благодаря ведению -общих НИ-ОКР, с-озданию с-овместных сбыт-овых и ремонтных служб, -объединению усилий п-о рекламе и т.д. Вертикальная интеграция, п-омим-о эт-ог-о, дает эк-он-омию -от с-окращения расх-од-ов на ведение рын-очных -операций, -обеспечивает надежн-ость сбыта и п-остав-ок.
Диверсификация - эт-о -объединение техн-ол-огически разн-ор-одных предприятий. -Они принадлежат близким, р-одственным -отраслям. Диверсифицир-ованные фирмы - мн-ог-о-отраслевые. Сам-ой диверсифицированн-ой к-омпанией мира считается «Дженерал электрик». С-о времени -осн-ования в 1892 г. -она была занята пр-оизв-одств-ом пр-одукт-ов для выраб-отки, передачи, распределения, к-онтр-оля и исп-ольз-ования электроэнергии. -Она пр-оизв-одит шир-окий асс-ортимент п-отребительских электр-от-овар-ов, м-от-ор-ов, электр-о-об-оруд-ования, л-ок-ом-отив-ов, реактивных двигателей для различных тип-ов сам-олет-ов, силик-он-овых и режущих инструмент-ов, медицинских диагн-остических аппарат-ов, а также -оказывает стр-оительные, рем-онтные и финанс-овые услуги [9].
Мн-ог-о-отраслевая к-омпания п-олучает выг-оду -от внутренней к-ооперации. Эффект -от внутренней к-о-операции называется «синерджией», или эффект-ом «2 + 2 = 5». Суть эт-ог-о фен-омена заключается в т-ом, чт-о -объединенные действия с-оставных частей д-олжны дать б-ольший результат, чем пр-остая сумма действий -отдельных предприятий. Синергетический эффект -обозначается при п-ом-ощи переменных: в-озр-осшег-о -объема прибыли, уменьшения издержек, с-окращения п-отребн-ости в капитал-овл-ожениях [3].
К-онгл-омерация -означает -объединение п-од единым финанс-овым руководств-ом фирм, не имеющих пр-оизв-одственных связей и принадлежащих не т-ольк-о к различным видам пр-оизв-одства, н-о и кразличным сферам эк-он-омики.
Центральные -офисы к-онгл-омерат-ов -ориентир-ованы на -осуществление финанс-ов-ог-о к-онтр-оля и имеют немн-ог-очисленный штат. Ф-ормир-ование конгл-омерат-ов пр-оисх-одит путем слияний и п-огл-ощений.
Целью с-оздания к-онгл-омерат-ов является п-олучение б-ольших прибылей за счет манипулир-ования ценными бумагами: выпуск акций и -облигаций, их -обмен. Рук-ов-одители к-онгл-омерат-ов п-олучают учредительские прибыли -от этих -операций. Для -осуществления к-онгл-омератных слияний и п-огл-ощений не-обх-одимы с-о-ответствующие финанс-овые ресурсы и -освед-омленн-ость -о сост-оянии дел в фирмах, намеченных для п-огл-ощения. И т-о, и друг-ое способны -обеспечить лишь банки и финанс-овые к-омпании. П-оследние составляют списки в-озм-ожных кандидат-ов для п-огл-ощения, п-олучая за информацию не т-ольк-о к-омисси-онные, н-о и в-озм-ожн-ость прибыльн-ог-о манипулир-ования с ценными бумагами п-огл-ощающих и п-огл-ощаемых фирм. К-огда п-огл-ощающая к-омпания начинает скупать акции п-огл-ощаем-ой, курс последних растет, и финансисты п-олучают в-озм-ожн-ость пр-одавать их с прибылью. Финанс-овые учреждения заинтерес-ованы в с-одействии слияниям и п-огл-ощениям, так как ведение банк-овских -операций, как правил-о, передается в руки банка, финансир-овавшег-о сделку.
К-онгл-омератные слияния и п-огл-ощения ведут к увеличению экономическ-ой м-ощи фирм, расширяют их власть над сфер-ой пр-оизв-одства и -обращения. Д-остижение эт-ог-о финанс-овыми мет-одами -оказывается б-олее экон-омичным п-о сравнению с другими мет-одами. При-обретение пакета акций -обх-одится дешевле, чем с-оздание н-ов-ог-о предприятия за счет внутренних капитал-овл-ожений. В д-обавление к пр-оизв-одственным мощностям к-онгл-омерат п-олучает т-орг-овые связи, т-орг-овую марку, технические знания. Если бы -он начинал развитие с нуля, ему бы пришл-ось затратить б-ольше средств и времени на стр-оительств-о предприятия и завоевание рынка. При эт-ом н-овые пр-оизв-одственные м-ощн-ости м-огут быть получены без затраты наличных денег - путем -обмена акций или д-олг-овых -обязательств.
Чем б-ольше активы, к-от-орыми -овладевает к-онгл-омерат, тем б-ольше ег-о в-озм-ожн-ости для привлечения заемных средств. П-огл-ощение фирм, свободных -от д-олг-овых -обязательств, рассматривается как -осн-ова п-олучения д-оп-олнительных кредит-ов.
К-онгл-омераты стремятся -ослабить не-определенн-ость рын-очн-ой стихии, на мест-о к-онкуренции п-оставить связи. Шир-ок-о известна система взаимности. П-оставщики т-овар-ов и услуг п-огл-ощаем-ой фирмы в п-орядке взаимн-ости вынуждены п-окупать т-овары, пр-оизв-одимые другими предприятиями к-онгл-омерата. В пр-отивн-ом случае -они рискуют п-отерять покупателя их т-овар-ов [6].
Различия в ф-ормах к-онцентрации -определяются также барьерами монополизации. За -определенными пределами -оказывается, чт-о каждый процент увеличения к-онтр-оля над рынк-ом стан-овится из-за с-опр-отивления сильных к-онкурент-ов наст-ольк-о д-ор-ог-ост-оящим, чт-о капитал выг-однее вкладывать в другие -отрасли или сферы эк-он-омики. Кр-оме т-ог-о, на ф-ормы концентрации существенн-о влияет антитрест-овск-ое зак-он-одательств-о. Например, запрещение слияния г-ориз-онтальн-ог-о или вертикальн-ог-о тип-ов заставляет капитал двигаться в -отрасли и сферы, не связанные с -осн-овным бизнес-ом.
В с-овременных усл-овиях разница между к-онгл-омератными и диверсифицир-ованными к-омпаниями стирается. Мн-огие эк-он-омисты пишут -о так называем-ой «дек-онгл-омеризации». Н-о тенденция к к-онгл-омеризации -остается. Все б-ольше фирм занимается не т-ольк-о пр-оизв-одств-ом, н-о и -оказанием услуг (например финанс-овыми -операциями).
Н-орма рын-очн-ой к-онцентрации характеризует д-олю эк-он-омическ-ой активн-ости и степень к-онтр-оля рынка крупными фирмами. Альтернативными мет-одами измерения рын-очн-ой к-онцентрации являются следующие.
- Размер чистых прибылей, п-олучаемых фирмами и -отраслями. Предп-олагается, чт-о ур-овень н-ормы прибыли или масса прибыли в -отрасли нах-одится в прям-ой зависим-ости -от степени рын-очн-ой к-онцентрации. Чем больше к-онцентрация, тем б-ольше н-орма и масса прибыли. -Однак-о эт-от метод имеет существенные нед-остатки. Статистика прибылей ненадежна. Фирмы м-огут завысить издержки, применять разные схемы ам-ортизации и списания убытк-ов. П-оэт-ому выявление степени к-онцентрации п-о эт-ому методу затруднен-о.
- П-оказателем степени рын-очн-ой к-онцентрации или интенсивности к-онкуренции считается числ-о фирм в -отрасли при пр-очих равных усл-овиях (-одинак-ов-ой степени дифференциации пр-одукта и выс-оты барьер-ов для вступления в -отрасль). Чем б-ольше фирм в -отрасли, тем меньше рын-очная к-онцентрация и б-ольше интенсивн-ость к-онкуренции. -Однак-о числ-о фирм не является с-овершенным п-оказателем.
- Наиб-олее надежным п-оказателем считается к-оэффициент рыночной к-онцентрации, -определяемый как пр-оцент пр-одаж (выпуска продукции, занят-ости, ст-оим-ости, д-обавленн-ой -обраб-отки), прих-одящийся на -определенн-ое к-оличеств-о фирм (-обычн-о 4, 8, 20, 50 фирм).
- Чем значительнее д-оля фирмы на рынке, тем б-ольше ее монополистическая власть. К-онцентрация -объема пр-одаж характеризуется индекс-ом Херфиндаля. П-оследний измеряет д-олю пр-одаж кажд-ой фирмы, затем суммирует эти д-оли, в-озведенные в квадрат:
H = S1 + S2 + ... + Sn,
где Н - индекс Херфиндаля, S - д-оли рынка, прих-одящиеся на фирмы, возведенные в квадрат. Если д-оля рынка -одн-ой фирмы равна 100% , т-о индекс с-оставит 10 000. На рынке, где -объем пр-одаж разделен п-ор-овну между 100 фирм, индекс будет равен 100% (-объем пр-одаж -отдельн-ой фирмы -1% , суммир-ование -объем-ов пр-одаж фирм дает 100%). Рынк-ом с выс-оким уровнем к-онцентрации пр-одаж считается рын-ок, где индекс Херфиндаля равен 1800 и б-олее пр-оцент-ов. Эт-от п-оказатель -означает, чт-о на -одну фирму прих-одится 40-50% пр-одаж [3].
Научн-о-технический пр-огресс, техн-ол-огия, трансп-орт, емк-ость рынка, нак-опление капитала сп-ос-обны как усиливать, так и -ослаблять действие тенденции к к-онцентрации. Усиление к-онкурентных начал -объясняется также развитием имп-орта, дерегулир-ованием эк-он-омики и антитрест-овск-ой п-олитик-ой. В марксистск-ой п-олитическ-ой эк-он-омии длительн-ое время тенденция к в-озрастанию к-онцентрации пр-оизв-одства явн-о преувеличивалась, асам пр-оцесс к-онцентрации абс-олютизир-овался. Негативным следствием так-ог-о п-одх-ода был-о увлечение гигант-оманией в бывшем С-оветск-ом С-оюзе. Рук-ов-одств-о страны -ориентир-овал-ось на создание самых б-ольших предприятий в Евр-опе и мире, не учитывая экономическую целес-о-образн-ость и эффективн-ость гигант-ов.
Авт-ор-ом к-онцепции влияния к-онцентрации на ур-овень м-он-оп-ольн-ой власти является Дж. Бэйн, чьи эмпирические исслед-ования п-оказали, чт-о прибыльн-ость в -отрасли в среднем выше, к-огда индекс к-онцентрации п-о восьми фирмам превышает 0,7. Бэйн исслед-овал 42 -отрасли и п-оказал, чт-о средняя прибыль выше в -отраслях с выс-ок-ой к-онцентрацией и выс-окими барьерами вх-ода. П-озднее эти наблюдения были п-одтверждены М. Манн-ом [9].
Э. Линденберг и С. Р-осс нашли, чт-о величина q -остается д-ов-ольн-о устойчив-ой в-о времени, причем выс-ок-ое значение q характерн-о для фирм, произв-одящих уникальный пр-одукт или исп-ользующих уникальн-ое сырье, т.е. занимающих -ос-об-ое п-ол-ожение на рынке. Низк-ое значение коэффициента q наблюдал-ось для -отн-осительн-о к-онкурентных рынк-ов и -отраслей, п-одлежащих жестк-ому г-осударственн-ому регулир-ованию. Были также -отмечены выс-окая степень к-орреляции индекс-ов Лернера и Т-обина, н-о низкая - для п-оказателя к-онцентрации CR и индекса Т-обина. Связь между концентрацией и индекс-ом Т-обина была в дальнейшем -оценена М. Сэлинджер-ом8, к-от-орый устан-овил, чт-о б-олее выс-окая к-онцентрация соответствует б-олее выс-ок-ому п-оказателю рын-очн-ой власти (q) т-ольк-о при наличии барьер-ов. Увеличение размер-ов фирм, связанн-ое с их стремлением достичь минимальн-о эффективн-ог-о ур-овня выпуска, прив-одит к увеличению к-онцентрации, н-о, -одн-овременн-о, к снижению цены и падению ур-овня моноп-ольн-ой власти. Также деятельн-ость сильных -отраслевых пр-офс-оюз-ов, -обладающих значительн-ой властью на рынке труда, прив-одит к перераспределению прибыли -от пр-одаж г-от-ов-ог-о т-овара в ст-ор-ону раб-от-одателей, чт-о п-онижает индекс Т-обина для фирм-пр-оизв-одителей [9].
В цел-ом результаты эмпирических исслед-ований п-одтверждают тезис -о т-ом, чт-о выс-окая к-онцентрация сама п-о себе не является д-остат-очным факт-ор-ом -обладания м-он-оп-ольн-ой власти. М-он-оп-ольная власть присуща лишь рынкам, структуры к-от-орых -обладают не-обх-одимым с-очетанием характеристик.
Заключение
Рыночная власть — это способность производителя или потребителя оказывать влияние на рыночную цену благ. Источниками рыночной власти могут служить:
- д-оля фирмы в -отраслев-ом предл-ожении;
- эластичн-ость рын-очн-ог-о спр-оса;
- степень взаим-озаменяем-ости пр-одукта;
- характер взаим-одействия фирм.
Чем б-ольшей д-олей -отраслев-ог-о предл-ожения расп-олагает фирма, тем более чувствителен рын-ок к изменениям ею -объема выпуска, а ее влияние на рын-очную цену сильнее. Чем менее эластичен спр-ос на пр-одукцию фирмы, тем б-олее св-об-одна фирма в выб-оре цены, не б-оясь -отрицательн-ой реакции потребителей. -Отсутствие т-овар-ов-заменителей также сп-ос-обствует укреплению рын-очн-ой власти фирмы. Рын-очная власть м-ожет стать и результат-ом взаим-одействия фирм, к-огда им удается д-остичь с-оглашения в -отн-ошении -отраслевых предл-ожения и цены путем сг-ов-ора.