Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Понятие и характеристика рыночной власти фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии, а характер возникновения чистой монополии выступает источником и причиной рыночной власти.

Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом.

Барьер для входа в отрасль - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.

Основными источниками и причинами рыночной власти вступают следующие барьеры для входа в отрасль [2]:

1) Эффект масштаба производства. Эффективное и малозатратное производство с использованием современных технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом.

Такой капитал достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести технологии и оборудование, сопоставимое с действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.

2) Естественная монополия. В этих отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция либо затруднена, либо просто невозможна. Этим отраслям государством предоставляется исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования - энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, транспорт и т.п. В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля над ценой.


3) Административные барьеры: лицензии и патенты. Вступление в отрасль может быть ограниченно государством путем выдачи лицензий, например телевизионные компании, компании производящие крепкие алкогольные напитки и государственная монополия на их продажу. Выдача патентов на изобретение дает право изобретателю исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Монополистическая власть, полученная благодаря патентам, может усиливаться, так как прибыли полученные от использования патента, могут быть использованы монополистом для финансирования последующих научно-технических разработок, результатом которых станет патентование новых изобретений.

4) Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы. В данном случае институт собственности используется монополией как средство барьера вхождения в отрасль потенциальных конкурентов.

Наряду с рассмотренными основными барьерами, препятствующими вхождению в отрасль потенциального конкурента, и служащими источниками и причинами рыночной власти, возможны и другие: таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности получения кредитов и, наконец, недобросовестная конкуренция.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами (олигополия), либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию (монополистическая конкуренция).

В этих случаях рыночная власть зависит от следующих факторов [6]:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Наличие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

2. Количество фирм на рынке. Однако только этот показатель не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Конкурентность рынка в целом оценивается посредством специальных коэффициентов и индексов, характеризующих степенью монополизации рынка.

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, то в итоге цены могут снизиться почти до конкурентного уровня и установится равенство цены и предельных издержек. Монопольная власть и соответственно доходы фирм уменьшается. Однако, получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции фирмы предпочтут явный или тайный сговор, раздел рынка, т.е. недобросовестную конкуренцию.


Систематизируя известные источники рыночной власти, с определенной долей условности их можно разделить на два больших класса: внутренние и внешние. Необходимо отметить, что одни и те же источники для одних компаний могут быть внутренними, а для других - внешними. Это подтверждает пример с барьерами входа - выхода, разделяющимися на стратегические и не стратегические. К внешним источникам рыночной власти мы относим возможности расширения рыночной власти фирмы, которые не зависят напрямую от деятельности фирмы. Внутренние источники рыночной власти лежат внутри фирменной среды и генерируются внутри нее [6].

Таким образом, рыночная власть фирмы - это ее возмож­ность распространять контроль и деятельность на механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыноч­ная власть определяет масштабы деятельности фирмы: нас­колько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь край­няя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразования и объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущерб другим организациям и самим потребителям [8].

Все показатели рыночного влияния в зависимости от направления их расчета делят на прямые и косвенные. Прямые показатели дают возможность определить долю фирмы на рынке, уровень ее рыночной власти, процесс принятия реше­ний и, конечно, тип конкуренции. Иными словами, здесь определяется характер конкуренции сколько фирм занимают лидирующее положение на рынке, каковы степень их разви­тия и круг потребителей их продукции. Косвенные показатели дают полную картину рынка, систематизируют все показатели рыночной ситуации в их совокупности. Для анализа и оценки организационного влияния на рыночную систему и всех ее субъектов необходимо ознакомиться с формулами, которые позволяют дать количественную характеристику власти фирмы.

1.3. Количественные показатели рыночной власти фирмы


Все п-оказатели рын-очн-ог-о влияния в зависим-ости -от направления их расчета делят на прямые и к-освенные [8]. Прямые п-оказатели дают возможность -определить д-олю фирмы на рынке, ур-овень ее рын-очн-ой власти, пр-оцесс принятия решений и, к-онечн-о, тип к-онкуренции. Иными словами, здесь -определяется характер к-онкуренции ск-ольк-о фирм занимают 48 лидирующее п-ол-ожение на рынке, как-овы степень их развития и круг потребителей их пр-одукции. К-освенные п-оказатели дают п-олную картину рынка, систематизируют все п-оказатели рын-очн-ой ситуации в их совокупности. Для анализа и -оценки -организаци-онн-ог-о влияния на рыночную систему и всех ее субъект-ов не-обх-одим-о -ознак-омиться с формулами, к-от-орые п-озв-оляют дать к-оличественную характеристику власти фирмы. Как известн-о, самые выс-окие цены на рынке те, к-от-орые устанавливает м-он-оп-олия. Фирма-м-он-оп-олист -обладает уникальными ресурсами и м-ожет пр-оизв-одить ни с чем не сравнимый пр-одукт, к-от-орый крайне не-обх-одим всему -обществу, н-о не м-ожет быть при-обретен где-нибудь еще. Н-о м-он-оп-олия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не тольк-о ее величины на единицу пр-одукции. Следует заметить также, чт-о моноп-ольная власть -определяется -обратн-ой зависим-остью -от эластичн-ости потребительск-ог-о спр-оса и ег-о чувствительн-ости к динамике рын-очных цен. П-оск-ольку эластичн-ость спр-оса п-оказывает ег-о чувствительн-ость к стоимости благ, т-о, чем выше данный п-оказатель, тем ниже -оказываются возм-ожн-ости влияния фирмы на рынке, так как т-огда -она не м-ожет необоснованн-о п-однимать цены и зл-оуп-отреблять св-оими правами.

Выс-окие барьеры вх-ода не -обеспечивают м-он-оп-ольн-ой власти фирме с низк-ой рын-очн-ой д-олей, так как п-од-обная фирма лишена в-озм-ожн-ости -оказывать существенн-ое влияние на выпуск и, след-овательн-о, цену в -отрасли. Кр-оме т-ог-о, выс-окая рын-очная д-оля в данный м-омент времени не является д-ост-оверным свидетельств-ом м-он-оп-ольн-ой власти. Нек-от-ор-ое время, например, выс-ок-ой д-олей м-огут -обладать фирмы, вступившие первыми на развивающийся рын-ок, н-о в дальнейшем теряющие св-ои позиции с прих-од-ом к-онкурент-ов, расп-олагающих б-олее эффективными технол-огиями. Таким -образ-ом, выс-окая рын-очная д-оля, к-от-орая -обеспечена конкурентными преимуществами, присущими д-оминирующей фирме, и сохраняется в течение длительн-ог-о пери-ода времени, в с-очетании с высокими барьерами вх-ода является зал-ог-ом м-он-оп-ольн-ой власти фирмы.


К-оличественные п-оказатели м-он-оп-ольн-ой власти фирмы -осн-ованы на измерении прибыльн-ости или -отн-осительн-ог-о превышения цены над предельными издержками. Рассм-отрим наиб-олее важные из них [3].

Индекс Бэйна:

-Одним из первых зафиксир-овал пр-оявление рын-очн-ой власти фирмы, точнее - м-он-оп-ольн-ой власти, был Дж-о Бэйн. -Он -обратил внимание на т-о -обст-оятельств-о, чт-о к-омпании, -обладающие м-он-оп-ольн-ой властью, получают в д-олг-оср-очн-ом пери-оде уст-ойчив-о прибыль выше, чем конкуренты. Таким -образ-ом -одн-ой из ф-орм пр-оявления рын-очн-ой власти фирмы является фиксация п-олучения избыт-очн-ой прибыли. В литературе этот п-оказатель известен как к-оэффициент Бэйна. Эт-от п-оказатель фиксирует п-олучаемую эк-он-омическую прибыль на д-оллар исп-ользуем-ог-о инвестици-онн-ог-о капитала.

Индекс Бэйна -определяется как -отн-ошение прибыли (чист-ог-о д-ох-ода) фирмы к ст-оим-ости ее актив-ов, -он п-оказывает -отдачу -от кажд-ой инвестир-ованн-ой в пр-оизв-одств-о денежн-ой единицы:

где r - индекс Бэйна, измеряется в пр-оцентах.

Если индекс Бейна для данн-ой фирмы или рынка превышает конкурентную н-орму д-ох-одн-ости (в идеале равную или приближающуюся к нулю), эт-о -означает, чт-о для данн-ог-о вида вл-ожения ресурс-ов существуют причины (видим-о, нек-онкурентн-ог-о характера), п-о к-от-орым д-оп-олнительная д-ох-одн-ость инвестиций не уравнивается в д-олг-оср-очн-ом пери-оде, - т-о есть так-ой рын-ок не является с-овершенн-о к-онкурентным. Причем чем б-ольше значение данн-ог-о п-оказателя, тем сильнее степень влияния фирмы на рын-ок, тем слабее к-онкурентн-ое начал-о на рынке. Так, например, м-ожн-о рассмотреть значения индекса Бэйна (в пр-оцентах) для ряда -отраслей экономики США за п-ослев-оенный пери-од.

Данный п-оказатель п-остр-оен на -общеизвестн-ом п-ол-ожении -о т-ом, чт-о в усл-овиях с-овершенн-ой к-онкуренции на т-оварн-ом рынке н-орма экономической прибыли не д-олжна разительн-о различна для разных компаний. Н-о если д-оп-олнительная д-ох-одн-ость инвестиций не уравнивается в д-олг-оср-оч­н-ом пери-оде, т-о, значит, предп-олагается наличие у данн-ой фирмы -определенн-ой рын-очн-ой власти.

Данный п-оказатель не рассчитывается для Р-оссии в связи с трудн-остью -оценки ст-оим-ости актив-ов предприятий.

Индекс Лернера [3]:

Индекс Лернера -определяется как разница в ценах к-онкурентн-ог-о и неконкурентн-ог-о рынк-ов п-о -отн-ошению к нек-онкурентн-ой цене: