Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (методы и приёмы урегулирования трудовых конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) oн содействие oн усилению oн роли oн независимых oн профсоюзов.[11]

Пути oн разрешения oн трудовых oн конфликтов:

1. oн Важнейшим oн механизмом oн мирного oн разрешения oн трудовых oн конфликтов oн являются oн коллективный oн договор, oн соглашения oн и oн контракты, oн содержащие oн права oн и oн обязанности oн договаривающихся oн сторон, oн в oн том oн числе oн и oн при oн возникновении oн конфликта. oн Сама oн цель oн коллективного oн договора, oн демократичность oн процедуры oн его oн принятия oн на oн общих oн собраниях oн коллективов oн позволяют oн заранее oн вскрывать oн причины oн возможных oн трудовых oн конфликтов, oн намечать oн меры oн по oн их oн разрешению.

Если oн трудовые oн коллективы oн берут oн обязательство oн не oн прибегать oн к oн забастовкам oн в oн период oн действия oн договоров oн и oн соглашений, oн то oн коллективные oн договоры oн становятся oн основой oн правового oн механизма oн регулирования oн трудовых oн конфликтов

2. oн Конфликтные oн вопросы oн в oн отношениях oн работодателя oн и oн работника oн могут oн рассматриваться oн комиссиями oн по oн трудовым oн спорам oн или oн народными oн судами. oн Работник oн имеет oн право, oн минуя oн выборный oн профсоюзный oн орган, oн обратиться oн в oн суд oн после oн рассмотрения oн конфликта oн в oн комиссии oн по oн трудовым oн спорам.

3. oн Разрешению oн трудовых oн конфликтов oн способствует oн работа oн советов oн и oн конференций oн трудовых oн коллективов, oн регионов oн и oн отдельных oн отраслей oн с oн участием oн представителей oн руководства oн отросли oн или oн правительства oн региона.

4. oн Положительно oн зарекомендовало oн себя oн принятие oн ведомственных oн и oн межведомственных oн конвенций oн между oн представителями oн государственных oн органов oн работодателями oн и oн профсоюзами.[12]

Для oн поддержания oн корпоративной oн культуры oн на oн предприятии oн можно oн использовать oн несколько oн способов. oн Дать oн работникам oн почувствовать oн себя oн часть oн единой oн команды. oн Выделяются oн следующие oн мероприятия:

- oн предоставление oн сотрудникам oн существенной oн скидки oн на oн товары oн в oн магазинах oн компании;

- oн подарки oн работникам oн ко oн дню oн рождения oн и oн основным oн праздникам;

- oн забота oн о oн детях oн сотрудников: oн бесплатные oн детские oн утренники, oн сладкие oн новогодние oн подарки;

- oн предоставление oн сотрудникам oн помещения oн корпоративного oн ресторана oн для oн празднования oн свадеб, oн юбилеев oн и oн пр.;


- oн проведение oн корпоративных oн мероприятий oн (празднование oн Нового oн года, oн дня oн рождения oн компании oн и oн др.).

2.3. Типичные ошибки в принятии мер по урегулированию и дальнейшему преодолению трудовых конфликтов

Обычно oн на oн практике oн работы oн организаций oн и oн отдельных oн людей oн в oн условиях oн конфликта oн выделяют oн ряд oн типичных oн ошибок:

  1. запаздывание oн в oн принятии oн мер oн по oн урегулированию oн и oн дальнейшему oн преодолению oн конфликтов oн (принимаются oн меры oн по oн уходу oн от oн конфликта, oн его oн силовому oн «разрешению»);
  2. попытка oн «разрешить» oн конфликт oн без oн выяснения oн его oн истинных oн причин;
  3. шаблонное oн применение oн схем oн урегулирования oн конфликта oн без oн учета oн его oн типа, oн особенностей oн в oн нелинейной, oн многомерной oн классификации;
  4. применение oн только oн силы, oн карательных oн мер oн по oн «регулированию», oн или oн только oн дипломатичных oн подходов;
  5. попытка oн с oн помощью oн политической oн интриги oн разыграть oн свою oн собственную oн карту oн с oн сиюминутной oн выгодой.[13]

Предотвращение oн конфликта, oн называемое oн порой oн «профилактикой» oн возможно oн лишь oн в oн случае oн весьма oн успешного oн применения oн манипуляции, oн дающей oн эффект oн только oн на oн время, oн и oн конфликт oн не oн ликвидирующей, oн а oн только oн заглушающей. oн В oн этом oн случае oн он oн проявится oн позже oн и oн возможно oн с oн большей oн силой.

Однако oн руководитель, oн который oн предполагает oн строить oн свою oн карьеру oн на oн быстром oн продвижении oн иногда oн «бывает oн выгодно» oн замолчать oн конфликт.

В oн современных oн теориях oн конфликта oн под oн профилактикой oн понимают oн работу oн по oн созданию oн социальных oн условий, oн обеспечивающих, oн в oн случае oн возникновения oн конфликта, oн бескризисный oн и oн быстрый oн переход oн к oн политической oн фазе, oн а oн далее oн к oн управленческой. oн Профилактика oн предполагает oн прогнозирование oн oн конфликта oн при oн постоянном oн информационно-аналитическом oн сопровождении. oн Это oн требует oн мониторинга oн конфликтных oн ситуаций oн в oн своей oн организации oн и oн в oн организациях oн подобного oн типа. oн Описание oн конфликта oн всегда oн субъективно.


Термин oн «разрешение oн конфликтов» oн обычно oн употребляется oн в oн двух oн значениях: oн как oн прекращение oн конфликта oн самими oн участниками oн и oн как oн внешнее oн воздействие oн на oн конфликт, oн основанное oн на oн установлении oн и oн нейтрализации oн его oн причин oн и oн недопущении oн открытых oн столкновений oн сторон. oн На oн практике oн урегулирование oн конфликтных oн ситуаций oн путем oн переговоров, oн посредничества, oн арбитража oн является oн более oн распространенным, oн чем oн их oн разрешение.

Выделяют oн следующие oн способы oн урегулирования oн конфликтов:

  • конфронтация oн (соревнование) oн – oн стремление oн активно oн действуя oн добиться oн удовлетворения oн своих oн интересов oн в oн ущерб oн интересам oн другой oн стороны;
  • приспособление oн – oн принесение oн в oн жертву oн собственные oн интересы oн ради oн интересов oн другой oн стороны;
  • уклонение oн (избежание) oн – oн характерно oн отсутствие oн как oн стремления oн к oн корпорации, oн так oн и oн тенденции oн к oн достижению oн собственных oн целей;
  • конкуренция oн – oн соревновательное oн воздействие, oн не oн ориентируемое oн на oн обязательный oн ущерб oн другой oн стороне;
  • компромисс oн как oн метод oн взаимных oн уступок;
  • сотрудничество oн – oн принимаемые oн решения oн полностью oн удовлетворяют oн интересам oн обеих oн сторон.[14]

Глава 3 Методы и приёмы урегулирования трудовых конфликтов

3.1. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.

Специалистами oн разработано oн немало oн рекомендаций, oн касающихся oн различных oн аспектов oн поведения oн людей oн в oн конфликтных oн ситуациях, oн выбора oн соответствующих oн стратегий oн поведения oн и oн средств oн разрешения oн конфликта, oн а oн также oн управления oн им.

Рассмотрим oн прежде oн всего oн поведение oн человека oн в oн конфликтной oн ситуации oн с oн точки oн зрения oн его oн соответствия oн психологическим oн стандартам. oн В oн основу oн данной oн модели oн поведения oн положены oн идеи oн Е. oн Мелибруды, oн Зигерта oн и oн Лайте. oн Суть oн ее oн состоит oн в oн следующем. oн Считается, oн что oн конструктивное oн разрешение oн конфликта oн зависит oн от oн следующих oн факторов:


  • адекватности oн восприятия oн конфликта, oн то oн есть oн достаточно oн точной, oн не oн искаженной oн личными oн пристрастиями oн оценки oн поступков, oн намерений, oн как oн противника, oн так oн и oн своих oн собственных; oн
  • открытости oн и oн эффективности oн общения, oн готовности oн к oн всестороннему oн обсуждению oн проблем, oн когда oн участники oн честно oн высказывают oн свое oн понимание oн происходящего oн и oн пути oн выхода oн из oн конфликтной oн ситуации, oн
  • создания oн атмосферы oн взаимного oн доверия oн и oн сотрудничества.[15]

Для oн руководителя oн также oн полезно oн знать, oн какие oн черты oн характера, oн особенности oн поведения oн человека oн характерны oн для oн конфликтной oн личности. oн Обобщая oн исследования oн психологов, oн можно oн сказать, oн что oн к oн таким oн качествам oн метут oн быть oн отнесены oн следующие:

  • неадекватная oн самооценка oн своих oн возможностей oн и oн способностей, oн которая oн может oн быть oн как oн завышенной, oн так oн и oн заниженной. oн И oн в oн том, oн и oн другом oн случае oн она oн может oн противоречить oн адекватной oн оценке oн окружающих oн - oн и oн почва oн для oн возникновения oн конфликта oн готова;
  • стремление oн доминировать oн во oн что oн бы oн то oн ни oн стало oн там, oн где oн это oн возможно oн и oн невозможно;
  • консерватизм oн мышления, oн взглядов, oн убеждений, oн нежелание oн преодолеть oн устаревшие oн традиции;
  • излишняя oн принципиальность oн и oн прямолинейность oн в oн высказываниях oн и oн суждениях, oн стремление oн во oн что oн бы oн то oн ни oн стало oн сказать oн правду oн в oн глаза; oн
  • определенный oн набор oн эмоциональных oн качеств oн личности: oн тревожность, oн агрессивность, oн упрямство, oн раздражительность.[16]

К.У. oн Томасом oн и oн Р.Х. oн Килменном oн были oн разработаны oн основные oн наиболее oн приемлемые oн стратегии oн поведения oн в oн конфликтной oн ситуации. oн Они oн указывают, oн что oн существуют oн пять oн основных oн стилей oн поведения oн при oн конфликте: oн приспособление, oн компромисс, oн сотрудничество, oн игнорирование, oн соперничество oн или oн конкуренция.

Стиль oн поведения oн в oн конкретном oн конфликте, oн указывают oн они, oн определяется oн той oн мерой, oн в oн которой oн вы oн хотите oн удовлетворить oн собственные oн интересы, oн действуя oн при oн этом oн пассивно oн или oн активно, oн и oн интересы oн другой oн стороны, oн действуя oн совместно oн или oн индивидуально.

Приведем oн рекомендации oн по oн наиболее oн целесообразному oн ис- oн пользованию oн того oн или oн иного oн стиля oн в oн зависимости oн от oн конкретной oн ситуации oн и oн характера oн личности oн человека. oн


Стиль oн конкуренции, oн соперничества oн может oн использовать oн человек, oн обладающий oн сильной oн волей, oн достаточным oн авторитетом, oн властью, oн не oн очень oн заинтересованный oн в oн сотрудничестве oн с oн другой oн стороной oн и oн стремящийся oн в oн первую oн очередь oн удовлетворить oн собственные oн интересы. oн Его oн можно oн использовать, oн если:

  • исход oн конфликта oн очень oн важен oн для oн вас, oн и oн вы oн делаете oн большую oн ставку oн на oн свое oн решение oн возникшей oн проблемы; oн
  • обладаете oн достаточной oн властью oн и oн авторитетом, oн и oн вам oн представляется oн очевидным, oн что oн предлагаемое oн вами oн решение oн - oн наилучшее; oн
  • чувствуете, oн что oн у oн вас oн нет oн иного oн выбора oн и oн вам oн нечего oн терять;
  • должны oн принять oн непопулярное oн решение oн и oн у oн вас oн достаточно oн полномочий oн для oн выбора oн этого oн шага;
  • взаимодействуете oн с oн подчиненными, oн предпочитающими oн авторитарный oн стиль.[17]

Однако oн следует oн иметь oн в oн виду, oн что oн это oн не oн тот oн стиль, oн который oн можно oн использовать oн в oн близких oн личных oн отношениях, oн так oн как oн кроме oн чувства oн отчуждения oн он oн ничего oн больше oн не oн сможет oн вызвать. oн Его oн также oн нецелесообразно oн использовать oн в oн ситуации, oн когда oн вы oн не oн обладаете oн достаточной oн властью, oн а oн ваша oн точка oн зрения oн по oн какому-то oн вопросу oн расходится oн с oн точкой oн зрения oн начальника.

Стиль oн сотрудничества oн можно oн использовать, oн если, oн отстаивая oн собственные oн интересы, oн вы oн вынуждены oн принимать oн во oн внимание oн нужды oн и oн желания oн другой oн стороны. oн Этот oн стиль oн наиболее oн труден, oн так oн как oн он oн требует oн более oн продолжительной oн работы. oн Цель oн ею oн применения oн - oн разработка oн долгосрочного oн взаимовыгодного oн решения. oн Такой oн стиль oн требует oн умения oн объяснять oн свои oн желаниям oн выслушивать oн друг oн друга, oн сдерживать oн свои oн эмоции. oн Отсутствие oн одного oн их oн этих oн факторов oн делает oн этот oн стиль oн неэффективным. oн Для oн разрешения oн конфликта oн этот oн стиль oн можно oн использовать oн в oн следующих oн ситуациях:

  • необходимо oн найти oн общее oн решение, oн если oн каждый oн из oн подходов oн к oн проблеме oн важен oн и oн не oн допускает oн компромиссных oн решений;
  • у oн вас oн длительные, oн прочные oн и oн взаимозависимые oн отношения oн с oн другой oн стороной;
  • основной oн целью oн является oн приобретение oн совместного oн опыта oн работы;
  • стороны oн способны oн выслушать oн друг oн друга oн и oн изложить oн суть oн своих oн интересов; oн
  • необходима oн интеграция oн точек oн зрения oн и oн усиление oн личностной oн вовлеченности oн сотрудников oн в oн деятельность.