Файл: Корпоративная культура в организации(Методы оценки корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Проблемы единства и формирования корпоративной культуры
1.3. Методы оценки корпоративной культуры
2. Анализ корпоративной культуры в туристическом агентстве «На волне»
2.1. Организационно-экономическая характеристика туристического агентства
2.2. Характеристика корпоративной культуры в туристическом агентстве «На волне»
2.3. Оценка эффективности корпоративной культуры в туристическом агентстве
2.4. Оценка этического уровня в туристическом агентстве
3. Совершенствование корпоративной культуры в туристическом агентстве «На волне»
3.1. Недостатки корпоративной культуры в агентстве
3.2. Внедрение социального пакета как способа совершенствования корпоративной культуры в агентстве
Кп 2013 = 2 / 19 = 0,11,
Кп 2014 = 3 / 20 = 0,15.
Количество принятых составило три сотрудника в 2014 году. Коэффициент приема кадров в динамике увеличился, агентство стало более открытым для приема сотрудников.
Коэффициент выбытия кадров рассчитаем по формуле:
Кв = В / Чобщ, (3)
где Кв – коэффициент выбытия;
В – количество выбывших за период работников, чел.;
Чобщ – общая численность работников, чел.
Кв 2012 = 0 / 18 = 0,
Кв 2013 = 1 / 19 = 0,05,
Кв 2014 = 1 / 20 = 0,05.
Коэффициенты приема и выбытия характеризуют оборот рабочей силы и свидетельствуют, что в 2014 году он относительно низкий, что расценивается положительно, так как в агентстве сохраняется костяк основных работников.
Коэффициент постоянства кадров рассчитаем по формуле[67]:
Кпост = 1 – Кв, (4)
где Кпост – коэффициент постоянства кадров;
Кв – коэффициент выбытия.
Кпост 2012 = 1 – 0 = 1,
Кпост 2013 = 1 – 0,05 = 0,95,
Кпост 2014 = 1 – 0,05 = 0,95.
Коэффициент постоянства очень высокий, что свидетельствует о том, что кадровый состав в агентстве меняется, но очень редко.
В таблице 7 представлены рассчитанные коэффициенты.
Таблица 7 – Коэффициенты оборота персонала туристического агентства «На волне» за 2012-2014 годы
Коэффициенты |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонения |
|
2013 от 2012 |
2014 от 2013 |
||||
Коэффициент текучести кадров |
0 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
- |
Коэффициент приема |
0,06 |
0,11 |
0,15 |
0,05 |
0,04 |
Коэффициент выбытия |
0 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
- |
Коэффициент постоянства кадров |
1 |
0,95 |
0,95 |
0,95 |
- |
Данные коэффициенты свидетельствуют о неизменности текучести кадров, коэффициента постоянства кадров и коэффициента выбытия.
Коэффициент оборота по приему персонала за 2014 г. равен 0,15, то есть количество принятых составляет 15 % от общего числа работающих.
Коэффициент оборота по выбытию персонала равен 0,05, таким образом, число уволившихся составляет 5 % от общего числа работников.
Превышение коэффициента приема над коэффициентом выбытия говорит том, что число вакантных рабочих мест сократилось в течение 2014 г. Коэффициент текучести кадров равен 0,05 (больше 4 %). Это говорит о нестабильном и непостоянном трудовом коллективе.
Коэффициент замещения персонала равен (15 – 5) / 5 = 2. В идеале данный показатель должен быть равен нулю или быть положительным числом. В нашем случае коэффициент имеет положительное значение, что свидетельствует об уменьшении количества вакантных рабочих мест и положительно характеризует работу руководства в части кадровой работы.
Коэффициент постоянства состава персонала равен 0,95. Это высокий показатель, характеризующий степень стабильности трудового коллектива. В агентстве был один уволившийся работник за период 2014 года – уволился по собственному желанию.
3) Оценка факторов корпоративной культуры агентства.
В процессе профессиональной социализации важно иметь четкие представления о необходимых работникам знаниях, умениях и навыках. Именно эти факторы являются важными показателями корпоративной культуры сотрудников в агентстве[68].
Ниже представим данные о том, в какой мере работники агентства владеют различными профессиональными навыками:
– трудовое законодательство – 87,8 %;
– составление нормативно-распорядительных документов – 68 %;
– делопроизводство – 60,5 %;
– пользование компьютером – 28,2 %;
– деловой и протокольный этикет – 26,8 %;
– гражданское законодательство – 26,2 %;
– бухгалтерский учет – 12,8 %;
– иностранный язык – 8,6 %;
– теория менеджмента – 7,6 %;
– финансовый менеджмент – 6,2 %.
Существующая на сегодня проблема в том, что отсутствуют законодательно закрепленные четкие представления о необходимых туристическим работникам знаниях и умениях. Это создает сложности не только в профессиональной подготовке работников, но и для осуществления кадровых процессов: оценки, ротации кадров, составлении должностных инструкций[69].
Проанализируем ценностную систему работников в агентстве.
На первом месте среди ценностных ориентаций работников агентства находятся личностные: здоровье, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность. Профессиональные ценности занимают второе место.
В туристическом агентстве «На волне» отмечается преобладание авторитарно-бюрократической культуры, что характеризуется преимущественным значением в процессе выполнения работниками должностных обязанностей решений руководства и инструктивных требований; авторитарным и бюрократическим стилем деятельности руководителей; жесткой «привязкой» деятельности работников к указаниям руководителей и сдерживанием их инициативы.
Из всех основных деловых качеств, которыми обладают работники агентства, наиболее значимыми являются профессионализм (77,4 %) и умение общаться с людьми (47,4 %). Далее следуют исполнительность и дисциплинированность (34,2%), организационный талант (33,4%), аккуратность и точность в работе (26,8 %), высокий интеллект, эрудиция, а также естественность и чувство долга (по 25,4 %).
Наименее важными качествами в агентстве являются высокий уровень личной культуры, воспитанность, вежливость (20,4%) и объективность, непредвзятость (15,4%). Важной составляющей профессиональной культуры в агентстве является уровень правовой культуры. Большинство сотрудников агентства отмечают, что в профессиональной деятельности им хотя бы иногда приходится нарушать те или иные нормы закона.
2.4. Оценка этического уровня в туристическом агентстве
В туристическом агентстве «На волне» имеется «Этический кодекс», основная цель которого повышать престижность агентства.
Данный «Этический кодекс» устанавливает, что сотрудники агентства должны придерживаться в своей работе следующих этических норм[70]:
- с уважением относиться к коллегам;
- работать с полной отдачей не только в периоды расцвета, но и в трудные для учреждения времена;
- соблюдать все действующие законы РФ и следовать нормам официального делового этикета;
- распространять только правильную и точную информацию об агентстве;
- предоставлять максимально возможный в рамках агентства уровень качества услуг;
- защищать экономические и деловые интересы агентства, предупреждая возможные нарушения принятых норм данного кодекса;
- не раскрывать и не использовать служебную информацию конфиденциального характера в корыстных целях, принимать решения независимо от личной выгоды;
- ни при каких обстоятельствах не распространять негативную информацию об агентстве;
- поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте, в офисе;
- не использовать грубые и нецензурные выражения на работе;
- одеваться в стиле, соответствующем деловой обстановке.
В туристическом агентстве «На волне» производилась оценка уровня этичности. Для этого использовался тест, разработанный Месконом М., Альбертом М., Хедоури Ф. Вариантами ответов для теста стали: сс – совершенно согласен; с – согласен; нс – не согласен; снс – совершенно не согласен[71].
- Не следует ожидать, что работники будут сообщать о своих ошибках руководству.
- Бывают случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом.
- Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчетности, поэтому иногда необходимо давать примерные цифры.
- Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от начальства.
- Нам всегда следует поступать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий.
- Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее время — ничего страшного в этом нет.
- Иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников.
- Я бы раскрыл «желательную» информацию, чтобы заполучить этого клиента.
- Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется организация.
- Руководство должно быть ориентировано на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства, которые мы применили.
- Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики организации, я дам на это разрешение.
- Без нарушения политики организации и существующих инструкций жить совершенно невозможно.
- Отчеты по контролю нужно составлять так, чтобы по полученным данным фиксировалась «нехватка», а не «излишки».
- Использовать время от времени копировальную технику организации для личных или местных целей вполне приемлемо.
- Унести домой то, что является собственностью организации (карандаши, бумага, ленты для пишущих машин и т. д.), — приемлемая дополнительная льгота.
- Если есть возможность работать по совместительству в организации конкурента, то это частное дело работника и вполне приемлемо.
- Заниматься посторонними или своими личными делами в помещении организации в рабочее время — допустимо, если это не вредит организации, не снижает ее доходы.
- Предложить лицам, ответственным за туристические направления, выгодную работу, сделку – допустимо.
- Принять подарки, деньги от другой организации вполне допустимо.
- Клевета, ложь, пренебрежительное замечание о конкурентах допустимы, если они сделаны в интересах организации.
- Принцип «взаимосвязи» или «ты мне — я тебе» вполне допустим и укрепляет отношения с партнерами.
- Обманывать коллег, делать ложные заявления в целях организации допустимо.
- Если нужно, то можно использовать мощь организации для запугивания или угроз по отношению к конкурентам с целью добиться своего.
- Предъявить организации счет за несъеденные обеды, неизрасходованные бензин, неиспользованные авиабилеты допустимо и является маленькой добавкой к личному доходу.
- Угрозы по отношению к наемным работникам в целях решения задач организации допустимы.
- Использование грубости и насилия по отношению к подчиненным в случае крайней необходимости допустимо.
- Ношение оружия на территории организации с согласия администрации допустимо.
- Сексуальные домогательства на территории организации не являются слишком грубым нарушением этических отношений.
- Запугивание подчиненных в интересах повышения уровня дисциплины допустимо.
- Работать и не нарушать законодательство невозможно.
- Дискриминация по признакам цвета кожи, религии, возраста, национальности, инвалидности, стажа работы может быть допустима с различными оговорками.
Таблица 8 - Ключ к расшифровки теста[72]
Код оценки |
Баллы |
сс |
3 |
с |
2 |
нс |
1 |
снс |
0 |
Результат. Если набрано баллов в сумме: 10-20 – высокий этический уровень; 21-30 – приемлемый этический уровень; 31-48 – средний этический уровень; 49-61 – требуется моральное совершенствование; 62-79 – происходит быстрое соскальзывание в пропасть; свыше 80 – охраняйте ценности от самого себя.
Были опрошены 5 сотрудников Отдела выездного туризма. Результаты опроса представлены в Приложении А. В Приложении Б произведем пересчет на количество баллов полученные ответы.
В результате использования данной методики были получены следующие результаты: сотрудник 1 – средний этический уровень, сотрудник 2 – средний этический уровень, сотрудник 3 – средний этический уровень, сотрудник 4 – требуется моральное совершенствование, сотрудник 5 – средний этический уровень,
Таким образом, результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что деловая этика агентства отличается средним этическим уровнем. В агентстве уделяется достаточно внимания корпоративной культуре, однако чтобы наиболее полно проанализировать существующую корпоративную культуру, была проведена оценка её эффективности. В агентстве работники имеют следующие профессиональные навыки: трудовое законодательство – 87,8 %; составление нормативно-распорядительных документов – 68 %; делопроизводство – 60,5 %; пользование компьютером – 28,2 %; деловой и протокольный этикет – 26,8 %; гражданское законодательство – 26,2 %; бухгалтерский учет – 12,8 %; иностранный язык – 8,6 %; теория менеджмента – 7,6 %; финансовый менеджмент – 6,2 %. В Отделе выездного туризма проводилась оценка уровня этичности. Были опрошены 5 сотрудников Отдела. Результаты анализа позволили сделать вывод о том, что деловая этика учреждения отличалась средним этическим уровнем. Поэтому были даны рекомендации по созданию и внедрению социального пакета.