Файл: Корпоративная культура в организации(Методы оценки корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Проблемы единства и формирования корпоративной культуры
1.3. Методы оценки корпоративной культуры
2. Анализ корпоративной культуры в туристическом агентстве «На волне»
2.1. Организационно-экономическая характеристика туристического агентства
2.2. Характеристика корпоративной культуры в туристическом агентстве «На волне»
2.3. Оценка эффективности корпоративной культуры в туристическом агентстве
2.4. Оценка этического уровня в туристическом агентстве
3. Совершенствование корпоративной культуры в туристическом агентстве «На волне»
3.1. Недостатки корпоративной культуры в агентстве
3.2. Внедрение социального пакета как способа совершенствования корпоративной культуры в агентстве
Культура задачи – тип корпоративной культуры, имеющей место в небольшой организации с матричной структурой (например, АО, НИИ, конструкторские фирмы). Основа системы власти – сила специалиста, эксперта, важнее командный дух, а не индивидуальный результат. Решения принимаются на групповом уровне. Происходит объединение сотрудников и организации, поощряется инициатива. Менеджер – координатор компетентных исполнителей, оценивающий результаты и быстро меняющийся к новым условиям среды[50].
Тип организации с корпоративной культурой личности – небольшая, существующая для обслуживания и помощи организация (адвокатские конторы, консультационные фирмы, творческие союзы). Основа системы власти - сила личности, сила специалиста. Влияние распределяется поровну, формализация и процедуры отсутствуют. Контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия. Специалисты – одаренные, яркие личности, которые умеют добиваться личных целей. Менеджер может оказывать некоторое давление на личность, контролируя ресурсы[51].
По мнению С. Ханди, в одной организации в процессе ее эволюции можно проследить все типы корпоративных культур. Так, на стадии зарождения преобладает культура власти; на стадии роста – культура роли; на стадии развития может формироваться культура задачи или культура личности. На стадии распада может быть использован любой из четырех типов культур.
Таким образом, радикальным решением проблем функционирования и управления крупными предприятиями должны стать построение современной цивилизованной корпоративной культуры и регулярная оценка её состояния.
2. Анализ корпоративной культуры в туристическом агентстве «На волне»
2.1. Организационно-экономическая характеристика туристического агентства
Название: туристическое агентство «На волне».
Юридический адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Калинина, 132, оф. 105.
Туристическое агентство «На волне» было организовано в декабре 2008 года. Турфирма начала свою деятельность, активно сотрудничая как с туркомпаниями России, так и с зарубежными партнерами. За годы существования, туристическое агентство «На волне» приобрело прочные деловые связи с российскими и иностранными партнерами.
Туристическое агентство «На волне» по своим размерам относится к группе малых предприятий. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 24 июля 2008 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» критерии классификации субъектов предпринимательства и категория туристического агентства «На волне» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства[52]
Критерии |
Категория предприятия |
Турагентство «На волне» |
||
Микро-предприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
||
Средняя численность работников за предшествующий календарный год, чел. |
от 1 до 15 |
от 16 до 100 |
от 101 до 250 |
20 |
Выручка от продажи за предшествующий календарный год (без учета НДС), тыс.. руб. |
не более 60000 |
не более 400000 |
не более 1000000 |
72137 |
По результатам таблицы 1 можно сказать, что на 1 января 2015 года численность сотрудников туристического агентства «На волне» составляла 20 чел. Выручка от продажи за 2014 г. составила 72137 тыс. руб. По данным критериям туристическое агентство «На волне» относится к категории малого предприятия.
Основными видами деятельности туристического агентства «На волне» являются:
- организация туризма в России и за рубежом и всех видов услуг, связанных с ним;
- информационное, маркетинговое обслуживание, рекламная деятельность.
Основное направление деятельности компании – организация международного и развитие внутреннего туризма.
Туристическое агентство «На волне»» активно сотрудничает с турфирмами Хабаровска, ведет деловую переписку с российскими и зарубежными партнерами, имеет своих постоянных клиентов.
Кредо компании – работать так, чтобы клиенты испытывали удовольствие от делового сотрудничества с фирмой, поскольку залогом процветания компании является, прежде всего, удовлетворенность клиентов.
На сегодняшний день туристическое агентство «На волне» оказывает на туристском рынке такие услуги как[53]:
- услуги по бронированию мест для туристов в гостиницах, турбазах, мотелях, палаточных городках;
- услуги по бронированию групповых и индивидуальных туров по всем направлениям;
- услуги по транспортировке туристов;
- организация досуга (посещение достопримечательностей, музеев, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);
- обеспечение своих клиентов ж/д и авиабилетами;
- обеспечение сопровождающими и русскоговорящими гидами во время экскурсий.
Специалисты компании могут организовать индивидуальный или групповой тур в любую страну по желанию туриста, заключив при этом договор с компанией - туроператором.
В целом, туристическое агентство «На волне» организует следующие виды туров: экскурсионные (в Южную Корею, Японию, Китай, Тайланд и пр.); оздоровительные (санатории России, Китай, Ю.Корея, пр.); отдых на море (Ю.Корея – о. Чеджу, Китай, Таиланд, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Фиджи, пр.); бизнес – туры (шоп – туры в Ю.Корею – г. Сеул, Пусан, Китай, пр.); организация свадебных церемоний за рубежом; морские круизы.
Организационная структура предприятия является линейной[54], во главе ее стоит директор. Туристическое агентство «На волне» имеет относительно небольшой штат сотрудников, в результате чего организационная структура имеет упрощенный вид. Всего на фирме работают 20 человек.
Схематично структуру управления можно представить на рисунке 3.
Директор
Начальник отдела туризма
Бухгалтер
Отдел формирования индивидуальных турпакетов (3 менеджера)
Отдел внутреннего туризма
(6 менеджеров)
Отдел выездного туризма
(8 менеджеров)
Рисунок 3 – Организационная структура управления туристическим агентством «На волне»
Туристическое агентство возглавляет директор, который осуществляет оперативное руководство хозяйственной деятельностью в соответствии с федеральными законами и нормативными актами, внутренними документами туристического агентства «На волне». В его обязанности входят: разработка стратегии и тактики агентства, маркетинговые исследования, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых гарантий, планирование рекламной компании и анализ отдачи от рекламы, управленческие функции, формирование имиджа агентства, деловая переписка.
Директору непосредственно подчинен бухгалтер и уборщица, а также начальник отдела туризма.
Бухгалтер выполняет функции заместителя директора, а также в его обязанности входят: разработка финансовой стратегии агентства, составление финансовых планов, обеспечение деятельности агентства (осуществление денежных переводов, подготовка финансовых отчетов) и своевременное информирование руководства о финансовых результатах деятельности, осуществление экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности агентства по данным бухгалтерского учета, организация работы по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой дисциплины, организация учета финансовых, расчетных и кредитных операций.
Менеджеры направлений работают непосредственно с клиентами, разрабатывают туры и экскурсии. В их обязанности входит: анализ туристского рынка, формирование папок с предложениями, заключение договоров с гидами, переводчиками, бронирование мест в гостиницах, а также авиа и ж/д билетов, осуществление визовой поддержки, составление программы пребывания туристов. Вместе с директором менеджеры занимаются рекламной кампанией.
Оценку эффективности деятельности туристического агентства «На волне» покажем в таблице 2.
Валовая прибыль в % к выручке от продаж определяется отношением валовой прибыли к выручке[55]:
В 2012 году: 12625 / 69537 х 100 = 18,16 %.
В 2013 году: 13001 / 70925 х 100 = 18,33 %.
В 2014 году: 14026 / 72137 х 100 = 19,44 %.
Коммерческие расходы в % к выручке от продаж определяются отношением коммерческих расходов к выручке[56]:
В 2012 году: 7887 / 69537 х 100 = 11,34 %.
В 2013 году: 8179 / 70925 х 100 = 11,53 %.
В 2014 году: 8325 / 72137 х 100 = 11,54 %.
Таблица 2 - Показатели деятельности туристического агентства «На волне» за 2012-2014 годы, тыс. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонения |
|||
сумма, тыс. руб. |
темп роста, % |
||||||
2014 к 2012 |
2014 к 2013 |
2014 к 2012 |
2014 к 2013 |
||||
Выручка от продажи услуг |
69537 |
70925 |
72137 |
2600 |
1212 |
103,7 |
101,7 |
Себестоимость проданных услуг |
56912 |
57924 |
58111 |
1199 |
187 |
102,1 |
100,3 |
Валовая прибыль |
12625 |
13001 |
14026 |
1401 |
1025 |
111,1 |
107,9 |
- в % к выручке от продаж |
18,16 |
18,33 |
19,44 |
1,28 |
1,11 |
107,0 |
106,1 |
Коммерческие расходы |
7887 |
8179 |
8325 |
438 |
146 |
105,6 |
101,8 |
- в % к выручке от продаж |
11,34 |
11,53 |
11,54 |
0,2 |
0,01 |
101,8 |
100,1 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- в % к выручке от продаж |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от продаж |
4737 |
4822 |
5701 |
964 |
879 |
120,4 |
118,2 |
- в % к выручке от продаж |
6,80 |
6,79 |
7,90 |
1,10 |
1,11 |
116,2 |
116,3 |
Прочие расходы |
3913 |
3892,5 |
4462,9 |
549,9 |
570,4 |
114,1 |
114,7 |
Прибыль до налогообложения |
824 |
929,5 |
1238,1 |
414,1 |
308,6 |
150,3 |
133,2 |
- в % к выручке от продаж |
1,18 |
1,31 |
1,72 |
0,54 |
0,41 |
145,8 |
131,3 |
Текущий налог на прибыль |
164,8 |
185,9 |
247,6 |
82,8 |
61,7 |
150,2 |
133,2 |
Чистая прибыль |
659,2 |
743,6 |
990,5 |
331,3 |
246,9 |
150,3 |
133,2 |
Прибыль от продаж в % к выручке от продаж определяется отношением прибыли от продаж к выручке:
В 2012 году: 4737 / 69537 х 100 = 6,80 %.
В 2013 году: 4822 / 70925 х 100 = 6,79 %.
В 2014 году: 5701 / 72137 х 100 = 7,90 %.
Прибыль до налогообложения в % к выручке от продаж определяется отношением прибыли до налогообложения к выручке:
В 2012 году: 824 / 69537 х 100 = 1,18 %.
В 2013 году: 929,5 / 70925 х 100 = 1,31 %.
В 2014 году: 1238,1 / 72137 х 100 = 1,72 %.
По результатам таблицы 4 можно сделать вывод, что выручка за три года возросла незначительно – на 3,7 %. При анализе динамики коммерческих расходов можно сделать вывод, что они в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличились на 438 тыс. руб. или на 5,6 %. Прибыль от продаж в 2012 году составила 4737 тыс. руб., в 2013 году – 4822 тыс. руб., в 2014 году – 5701 тыс. руб. Можно сделать вывод, что прибыль от продаж в 2014 году увеличилась на 964 тыс. руб. (или на 20,4 %) в сравнении с 2012 годом, в 2014 году в сравнении с 2013 годом увеличилась на 879 тыс. руб. (или на 18,2 %). Рентабельность продаж увеличилась в 2014 году в сравнении с 2012 годом на 1,10 %.
Анализ показателей по труду в туристическом агентстве «На волне» за 2012-2014 годы представлен в таблице 3.
По данным таблицы 3 можно сказать, что численность персонала возросла на 2 чел. При этом выручка в расчете на одного среднесписочного работника сократилась, а фонд оплаты труда возрос, что расценивается отрицательно[57]. Производительность труда на предприятии сократилась на 6,6% (3606,85 / 3863,17 х 100 – 100), что отрицательно характеризует деятельность агентства в сфере управления персоналом труда.
Эффективность политики оплаты труда можно оценить, сопоставив темпы роста производительности труда и фонда заработной платы[58]. Темп сокращения производительности составил 6,6%, темп прироста фонда заработной платы составил 17,6% (6084 / 5173 х 100 – 100). Это отрицательно характеризует кадровую политику агентства.
Таблица 3 – Анализ показателей по труду в туристическом агентстве «На волне» за 2012-2014 годы
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонение |
|||
сумма, тыс. руб. |
темп роста, % |
||||||
2014 к 2012 |
2014 к 2013 |
2014 к 2012 |
2014 к 2013 |
||||
Среднесписочная численность работников чел. |
18 |
19 |
20 |
2 |
1 |
111,1 |
105,3 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
5173 |
5703 |
6084 |
911 |
381 |
117,6 |
106,7 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
69537 |
70925 |
72137 |
2600 |
1212 |
103,7 |
101,7 |
Производительность труда в расчете на одного работника, тыс. руб. / год |
3863,17 |
3732,90 |
3606,85 |
-256,3 |
-126,1 |
93,4 |
96,6 |
Удельный вес фонда оплаты труда в выручке от реализации, % |
7,44 |
8,04 |
8,43 |
0,99 |
0,39 |
113,3 |
104,9 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
23950 |
25013 |
25350 |
1400 |
337 |
105,8 |
101,3 |