Файл: Корпоративная культура в организации. Теоретические основы изучения корпоративной структуры и содержания корпоративной культуры.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения корпоративной структуры и содержания корпоративной культуры
1.1. Основные понятия корпоративной культуры
1.2. Роль корпоративной культуры и ее влияние на успех деятельности компании
1.3. Типы корпоративной культуры
1.4. Состояние корпоративной культуры
2. Предмет и методы диагностики корпоративной культуры
2.1. Предмет диагностики корпоративной культуры
3. Анализ и развитие корпоративной культуры на предприятии ОАО «РЖД»
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2 Анализ корпоративной культуры на исследуемом предприятии
3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры на предприятии ОАО «РЖД»
2. Определённая целевая установка, которая, кроме выполнения функциональных обязанностей, дает возможность работникам благополучно создавать самостоятельные цели, взвешивать мотивы, принимать решения и вводить в свои действия рациональные коррективы.
3. Развитие взаимоотношений на уровне симпатии или антипатии к руководству компании, к себе, к коллегам. Это могут быть доброжелательные, взаимовыгодные, партнёрские взаимоотношения, однако не стоит исключать и существование элементов «манипулятивной корпоративной культуры», построенной на психологическом давлении и абсолютном иерархическом подчинении.
4. Умение члена коллектива различать понятия «Я» и «не Я», осознание непротиворечивости принятия себя как личности и себя как члена коллектива. В противном случае возможны два варианта - либо сотрудники «личностно прорастают в компании», тот есть работают на личностном ресурсе (не жалея сил, времени, в ущерб собственной личной жизни), либо, напротив, ничуть не отождествляя себя с компанией, относятся к ней как к средству удовлетворения своих личных интересов и занимают временно-выжидательную позицию.
5. Формирование и употребление характерного корпоративного языка. Такой язык оформляется в ходе создания имиджа, разработки философии и стратегии компании, в процессе внутри фирменного общения - на рабочих совещаниях, при неформальном общении, на тренингах, праздниках, в перерывах на обед и чаепитие. Кстати, если в компании такой язык существует и ярко демонстрируется, то именно на его основе можно успешно влиять на развитие и расширение корпоративной культуры.
Какими же путями происходит формирование и упрочение позиций корпоративной культуры? Главным образом, осуществляется постепенное осознание членами коллектива своей принадлежности к фирме, принятие её линии развития, методов работы, формы и содержания отношений внутри компании. Следующий путь - это управление поведением сотрудников через формирование здорового психологического климата, создание ситуаций, проведение мероприятий, в которых нормы и ценности фирмы будут приниматься и разделяться сотрудниками вполне естественно. Сочетание данных двух методов и гарантирует поступательное формирование корпоративной культуры. Если этот процесс управляется - замечательно. Если нет, тогда происходит спонтанное формирование элементов культуры - в мероприятиях неформального общения, в ходе совместного отдыха, спортивных событий, на праздниках, перфомансах, хэппенингах. Наша жизнь не стоит на месте – почти все без исключения компании сталкиваются с потребностью завоевывать новый рынок, изменять образ управления, отслеживать активность своего персонала.
В связи с этим, цель построения адекватной корпоративной культуры реорганизует в задачу улучшения и развития корпоративной культуры.
Положительный итог при решении данной задачи требует грамотной оценки ресурсов организации, их постоянного развития, внутреннего обучения. Подобная и чётко спланированная система даст собственные результаты и будет оптимальной опорой с целью активного формирования компании.
1.3. Типы корпоративной культуры
В рамках компаний появилось понятие «корпоративная культура», которое как и многочисленные прочие определения организационно-правовых дисциплин не имеет единого объяснения. Приведем более полное определение, данное Спиваком В.А. Корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.[[8]]
Абрамова С.Г. и Костенчук И.А. дают соответствующую классификацию, с помощью которой они акцентируют разные типы корпоративной культуры (рис. 1):[[9]]
Во первых по степени взаимоадекватности преобладающей иерархии ценностей и доминирующих методов их осуществления акцентируют нестабильные и стабильные культуры. Нестабильная культура- недостаток конкретных взглядов об оптимальном, допустимом и недопустимом поведении, а кроме того колебаниями социально-психологического статуса работников. Стабильная характеризуется четко установленными общепринятыми мерками поведения и традициями.
Во вторых по степени соответствия иерархии личных ценностей каждого из сотрудников и иерархической системы внутригрупповых ценностей выделяются интегративные и дезинтегративные культуры. Интегративная культура характеризуется единством общественного мнения и внутригрупповой сплоченностью. Дезинтегративная — отсутствием единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью.
Рисунок 1 - Классификация видов корпоративной культуры
В третьих согласно содержанию преобладающих в компании ценностей выделяют личностно-ориентированную и функционально-ориентированную культуры. Личностно-ориентированная культура фиксирует ценности самореализации и саморазвития личности сотрудника в процессе и посредством осуществления его профессионально-трудовой деятельности.
Функционально-ориентированная культура удерживает значимость реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально-трудовой деятельности и моделей поведения, характеризующих статусом сотрудника.
В четвертых в зависимости от характера воздействия корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия акцентируют позитивную и негативную корпоративную культуру.
При исследовании корпоративного типа культуры, а кроме того при формировании и поддержании определенного типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет собственную структуру.
Взяв за основу модель, предложенную Э. Шейном, рассмотрим корпоративную культуру на трех уровнях, в метафоре «Дерева» (рис.2).[[10]]
Первый, самый очевидный поверхностный уровень культуры — «крона», так называемые артефакты. То есть «внешний» уровень культуры который дает человеку возможность почувствовать, увидеть и услышать то, какие условия в организации созданы для ее сотрудников, и то, как люди в этой организации работают и взаимодействуют друг с другом Здесь человек сталкивается с физическими проявлениями культуры такие как «образцы» поведения сотрудников, «язык» организации, ее традиции, обряды и ритуалы. Все, что в компании имеет место на данном уровне, - видимый результат сознательного формирования, культивирования и развития.
Рисунок 2 - Уровни культуры
Более глубокий, уровень корпоративной культуры — «ствол», т.е. провозглашаемые ценности. Это тот уровень, дает понять, почему в организации существуют именно такие условия для работы и отдыха сотрудников, обслуживания клиентов. Другими словами — это ценности и нормы, принципы и правила, стратегии и цели, определяющие внутреннюю и отчасти внешнюю жизнь организации и формирование которых является прерогативой топ - менеджеров. Они могут быть как закрепленными в инструкциях и документах, так и незакрепленными. Главное, чтоб их реально принимали и разделяли работники.[[11]]
Самый глубокий уровень корпоративной культуры — «корни», т.е. уровень базовых представлений. Это то, что принимается человеком на подсознательном уровне — определенные рамки восприятия человеком окружающей действительности и существования в ней, то, как этот человек видит, понимает происходящее вокруг него, как он считает правильным поступать в различных ситуациях.
Кроме того, корпоративная культура имеет определенное содержание, в нее входят субъективные и объективные элементы. К объективным относятся символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр. то что отражает материальную сторону жизни компании. Субъективные- это основа управленческой культуры, характеризуется стилями руководства, методами решения проблем и поведением руководителей к примеру верования, ценности, ритуалы, табу, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее знаменитых членов, принятые нормы общения.
Содержание корпоративной культуры можно представить несколькими словами — работники разделяют определенные ценности и установки, благодаря которым они воспринимают проявления конкретной корпоративной культуры через коммуникационные каналы и интерпретируя их, каждый по-своему, становятся ее носителями ( рис. 3).[[12]]
Проанализирует более удобный, относительно эффективности деятельности компании, подход к корпоративной культуре. С точки зрения собственника бизнеса, значимость корпоративной культуры ориентируется ее взносом в приобретение основополагающей цели бизнеса — максимизации имущества акционеров и цены компании. Поэтому основополагающей целью хоть какого бизнеса является создание имущества для его собственников. Все прочее, включая и корпоративную культуру — лишь средства для достижения этой цели. Отсюда следует, что основополагающей целью управления и внедрения корпоративной культуры считается максимизация цены, создаваемой в итоге введения и развития корпоративной культуры.
Почему крепкая и эффективная корпоративная культура так важна с точки зрения владельца компании? Наверное, это связано с тем, что окружающая среда бизнеса меняется так быстро, что даже рядовым исполнителям приходится непрерывно воспринимать решения, т.к. на ознакомление с обстановкой, принятие решений и доведение их до исполнителей нет времени. Корпоративные намерения, процедуры и стандарты устаревают слишком быстро. Чтоб работать действенными инструкциями «на все случаи жизни». Поэтому единой жесткой и постоянной опорой для принятия решений в компании на всех уровнях управления считается конкретно корпоративная культура, т.е. система более общих и устойчивых ценностей и целей, принципов и правил поведения.
Поэтому присутствие мощной и стабильной, но и гибкой корпоративной культуры, адекватной быстро меняющейся окружающей среде, считается одним из важнейших причин выживания и успеха русского бизнеса в наступившем веке, а еще одним из важных конкурентных преимуществ.
Рисунок 3 - Содержание отношений корпоративной культуры
Стратегическим и оперативным управлением бизнесом должно стать следовательно, формирование и укрепление корпоративной культуры и постоянно находиться в поле зрения высшего руководства компании.
Выделяют два основных направления методики формирования корпоративной культуры:
Первое из которых, поиск ценностей успешной корпоративной культуры, соответствующей следующим факторам: уровню профессионализма персонала и особенностями национального менталитета, возможностями и ограничениями внешней среды организации;
Ко второму относится закрепление выявленных ценностей на уровне работников компании.
И тот и другой этап взаимосвязаны и взаимообусловлены: от этого в какой мере грамотно будут установлены и сформулированы организационные ценности на первом этапе, будет зависеть глубина приверженности к ним, поддерживаемая при помощи мер второго этапа. И наоборот, точность, последовательность и систематичность определенных мер по поддержанию корпоративной культуры во многом определит в конечном итоге ее силу (широту охвата).
К мерам по осуществлению задач первого блока относятся следующие: определение основных технологических возможностей и возможностей внешней среды , изучение особенностей национального менталитета с точки зрения определенных принципов управления организации; определение возможностей и ограничений персонала;
Искомые ценности культуры, обнаруженные менеджером на первом этапе, становятся ведущей целью для второго этапа их формирования в организации. Второй блок задач реализуется с помощью выделения главных фигур или же создателей корпоративной культуры, которые призваны создавать нужные организационные значения культуры.
Процесс формирования организационных ценностей привязан к актуальному циклу организации. На первом этапе создания компании – она располагается на стадии развития, складывается жизненный цикл продукции. Закладывается ее основателями все принятые впоследствии в компании нравы, обычаи, основной стиль деятельности, а также успех или неуспех. Они видят цель компании, и то, какой организация обязана быть в идеале. В своей работе они руководствуются предшествующим опытом создания компании и ее культурных ценностей. Краткое содержание процесса формирования ценностей в организации на различных этапах ее жизненного цикла представлено в таблице 1.