Файл: Корпоративная культура в организации. Теоретические основы изучения корпоративной структуры и содержания корпоративной культуры.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения корпоративной структуры и содержания корпоративной культуры
1.1. Основные понятия корпоративной культуры
1.2. Роль корпоративной культуры и ее влияние на успех деятельности компании
1.3. Типы корпоративной культуры
1.4. Состояние корпоративной культуры
2. Предмет и методы диагностики корпоративной культуры
2.1. Предмет диагностики корпоративной культуры
3. Анализ и развитие корпоративной культуры на предприятии ОАО «РЖД»
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2 Анализ корпоративной культуры на исследуемом предприятии
3.3 Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры на предприятии ОАО «РЖД»
Цель компании состоит в результативном формировании конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого считается результативное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
Основные цели работы общества – обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и предложениях, оказываемых железнодорожным транспортом, а кроме того извлечение прибыли.
Стратегические цели компании- это глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему; повышение качества работы и безопасности перевозок; увеличение масштаба транспортного бизнеса; повышение финансовой устойчивости и эффективности; повышение производственно-экономической эффективности;
Виды деятельности компании: содержание социальной сферы; предоставление услуг инфраструктуры; грузовые перевозки; пассажирские перевозки в дальнем сообщении; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; предоставление услуг локомотивной тяги; ремонт подвижного состава; строительство объектов инфраструктуры.
Рассмотрим организационную структуру предприятия ОАО «РЖД» на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура ОАО «РЖД»
Железнодорожный транспорт общего пользования остается основным звеном транспортной системы России. В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки останутся наиболее экономически результативным методом транспортировки значительных по объемам устойчивых потоков массовых грузов, доставляемых на дальние и средние расстояния.
Эффективность железнодорожного транспорта определяется динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпами роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно- монопольных секторах деятельности, интенсивностью использования российских участков международных транспортных коридоров.
В рамках реализации программы инновационного развития 2011-2015 гг. уже выполнен широкий спектр проектов - таких, как развитие энергосберегающих технологий и использования газомоторного топлива,
внедрение принципиально новых систем диагностики, развитие информационных технологий, применение спутниковых технологий, создание интеллектуальных систем управления движением, высокоточных координатных систем, Помимо этого, обеспечена опережающая подготовка нормативной базы с целью внедрения инновационных технологий, а кроме того развитие системы управления качеством, направленной на повышение клиент- ориентированности компании.
Достигнутые результаты по ряду направлений кроме того превышают мировой уровень. Это, в частности, интеллектуальная система управления движением поездов, реализованная на полигоне Красная Поляна – Адлер – Сочи. В настоящее время от Красной Поляны до Сочи 80% всех поездов проходят участок в режиме "Автодиспетчер" – "Автомашинист". Следующим шагом развития и тиражирования данной системы управления считается план модернизации Малого кольца Московской железной дороги, сформированный как единый микропроцессорный программно-технический комплекс.
В компании были сформированы требования, способствовавшие закупкам инновационной продукции у предприятий малого и среднего бизнеса. Договоры на закупку продукции у зарубежных производителей в обязательном порядке содержали требования локализации производства.
Так, с целью организации производства в Российской Федерации современных электропоездов между ОАО "РЖД" и ООО "Уральские локомотивы" заключен договор на поставку электропоездов серии ЭС2Г "Ласточка", разработанных на платформе Desiro RUS, с условием достижения уровня локализации в 2015 г. не менее 55% (в 2016 году не менее 70%, в 2017 году не менее 80% от стоимости подвижного состава). В соответствии с условиями договора, в 2015 г. ООО "Уральские локомотивы" поставили ОАО "РЖД" 23 электропоезда "Ласточка", которые введены в эксплуатацию на участке Москва – Крюково.
31 марта 2016года Правление ОАО "Российские железные дороги" на заседании утвердило "Комплексную программу инновационного формирования холдинга на 2016 – 2020 годы". Акт был разработан в соответствии с поручением Правительства РФ в формировании ранее действовавшей программы инновационного развития ОАО "РЖД" до 2015 года.
"Комплексная программа инновационного формирования холдинга на 2016 – 2020 годы" включает целый диапазон инноваций с учетом характеристик производительности их внедрения. Мероприятия, предусмотренные актуализированной программой, ориентированы на решение основных задач: создание высокопроизводительных рабочих мест и повышение производительности труда, повышение безопасности. импортозамещение, развитие тяжеловесного движения, высокоскоростного сообщения.[[18]]
3.2 Анализ корпоративной культуры на исследуемом предприятии
С целью обеспечения спроса промышленных предприятий и населения в предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров, бесперебойной и безаварийной работы железнодорожного транспорта выстроена определенная система управления, которая включает в себя следующие ключевые
элементы:
1. Еженедельные селекторные совещания с руководителями предприятий и станциями для подведение общих итогов работы, постановка задач на следующую неделю посредством проведения селекторных совещаний с руководителями предприятий и станциями
2. Периодическое рассмотрение и обсуждение вопросов безопасности движения поездов, принятие мер по снижению браков в работе;
3. Ежемесячное подведение итогов производственной и хозяйственной деятельности, выполнения заданных экономических показателей с разработкой мер по улучшению работы и достижению целей, поставленных вышестоящим руководством центра дороги;
4. Выезд на линейные предприятия и станции для организации и выполнение контрольных функций по содержанию технических средств посредством периодических осмотров хозяйства
5. Участие в рабочих и профсоюзных собраниях трудовых коллективов с рассмотрением вопросов трудовой и хозяйственной деятельности, социальных вопросов;
6. Организация работы и контроль над ходом выполнения мероприятий по подготовке к работе железнодорожного транспорта в зимних условиях;
7. Планирование путеремонтных работ на предстоящий летний период, организация их выполнения;
8. Курирование развития инфраструктуры железнодорожного транспорта и промышленных предприятий с взаимодействием с руководителями хозяйств смежных отраслей промышленности по решению общих вопросов;
9. Рассмотрение и организация перевозочного процесса при образовании новых промышленных объектов с соответствующим увеличением промышленной продукции и объемов заказов на транспортные услуги;
10. Участие в совещаниях, проводимых городской администрацией по решению вопросов социального и общегородского характера, касающихся работы транспорта.
Чтобы определить тип существующей корпоративной культуры на предприятии ОАО «Российские Железные Дороги», мною проведен опрос с использованием анкет по типологии Камерона К. и Куинна Р.
Первая анкета в виде вопросника (Приложение 2), предложенные десять вопросов касаются разных сторон работы организации
Вторая анкета так же в виде вопросника (Приложение 3), требующего индивидуальных ответов по шести пунктам в процентном соотношении. Оценить нужно нынешний характер организации в графе «Теперь» и видение организации по истечении пяти лет в графе «Предпочтительно».
По результатам заполненной анкеты оценивается шесть параметров корпоративной культуры, их внешний и желательный уровни:
- важнейшие характеристики;
- общий стиль лидерства в организации;
- управление работниками;
- связующую сущность организации;
- стратегические цели;
- критерии успеха.
Объектом исследования корпоративной культуры стала группа коллег в количестве 30 человек, разных категорий профессий и уровня образования.
Для исследования отобраны работники разного возраста (от 20-30 лет 15 % человек, от 30-40 лет 18 % человек, 40-50 лет 33 % человек).
Рисунок 3. Возраст респондентов
Все они имеют стаж работы на железной дороге. Преимущество отдано тем сотрудникам, которые имеют опыт работы от 10 до 30 лет (до 5 лет – 7 % человек, от 5 до 10 лет – 14 % человек, от 10 до 20 лет – 21 % человек и более 20 лет – 24 % человек).
Рисунок 4. Стаж работы респондентов
Итог рейтинговых оценок типа культуры по анкетам Камерона К. и Куина Р., построенный в результате опроса руководителей и работников предприятия в Приложении 4.
Уже после проделанного опроса можно сделать вывод, что организационная культура железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», относиться к бюрократическому типу, основанному на господстве регламентов, правил и процедур.
Работа определена и регулируется четкими правилами, изложенными как в общесетевых инструкциях, приказах и указаниях, так и в регламентирующих документах управления ОАО «РЖД».
Инструкции, разработанные по основным направлениям деятельности железнодорожного транспорта и регламентирующие его работу:
- Безопасность движения поездов;
- Эксплуатационная работа;
- Финансово-экономическая деятельность.
Основой стабильной работы железнодорожного транспорта считается безопасное и безаварийное его функционирование. Для достижения этой цели разработан основной документ, который утвержден первым руководителем ОАО «РЖД». «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. На основании данного документа разрабатываются остальные инструкции, распоряжения и указания, регламентирующие безаварийную работу железнодорожного транспорта.
По другим вопросам деятельности железнодорожного транспорта существуют соответствующие инструкции и указания, единые для всех дорог России, также « Устав железнодорожного транспорта».
К операциям , стабилизирующим деятельность железнодорожного транспорта , относятся, регулярные осмотры хозяйства, селекторные совещания, подведения итогов работы и планирования ее на последующий период. Помимо этого, при допущении события (брака) в работе, несоблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплин проводятся обязательные разборы, расследования с причастными работниками с оформлением протоколов, приказов и определением мероприятий по недопущению подобных случаев. Результаты доводятся до всех работников под роспись на инструктажах.
Анализ работы персонала проводится, как правило, по формальным принципам при подведении итогов работы — наличие или отсутствие браков в работе, выполнение показателей, тесть по общепринятым критериям. Этот принцип поставлен с целью определения общей оценки работы в сравнении с аналогичным периодом, также для определения возможности премиального вознаграждения по итогам работы коллектива за месяц. Так же анализ персонала производится при выдвижении на поощрение к знаменательным датам: дню железнодорожника, юбилейным датам, по итогам года, дню восьмого марта и прочее.
Кроме того обширно применяются такие обрядовые мероприятия, как чествование ветеранов с привлечением действующего Совета ветеранов (День Победы, День пожилого человека, юбилейные даты), проводы на пенсию, проведение традиционных спортивных соревнований между коллективами, представление вновь назначенного руководителя коллективу.
Традиционно выдвигаются делегаты из числа наилучших сотрудников на торжественные события более высокого уровня — в Управление железной дороги, на губернаторские приемы, на мероприятия компании ОАО «РЖД».
Деятельность железнодорожного транспорта — это единое решение общей задачи всеми подразделениями структуры, которые находятся в границах подотдела, так как деятельность каждого хозяйства зависит от качества деятельности смежной службы. От этого зависит общая оценка решения производственных задач и конечный результат. Для достижения лучших результатов работы, координации работы предприятий и станций, слаженности в достижении поставленных целей, не существует принцип единоначалия. Деятельность структурных подразделений организуется на основании команд приказов и, строгого контроля за, исполнением с распределением ответственности определенных сотрудников.
Все это дисциплинирует, прививает ощущение ответственности и приносит удовлетворение при достижении конечных заданных результатов, формирует ощущение гордыни за свой профессионализм. Неслучайно при наличии ответственности железнодорожниками восхищаются и завидуют руководители промышленных предприятий, а при случае с удовольствием принимают их на работу.
Должность является источником власти во всех структурных подразделениях ОАО «РЖД»
Жесткие требования, не вызывают раздражения и непонимания у подчиненных, так как они оправданы ответственностью за порученный участок управления производством и пониманием последствий в случае допущения причин аварий и крушений, ответственность за жизнь пассажиров. Покидают эту сферу деятельности те работники, которые не выдержали усиленного ритма работы и груза ответственности. То есть другими словами происходит естественный кадровый отбор.
Постоянно вырабатываемая культура производства через воспитание работников, вежливого и внимательного отношения к грузоотправителю и пассажиру, условия к ношению установленной корпоративной формы одежды, соблюдения производственной эстетики, обязательности, оказывает большое влияние на их повседневное поведение, отношение к своим служебным обязанностям, также на создание определенного положительного имиджа компании.