Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль организационной культуры в системе менеджмента
1.1. Понятие, содержание и генезис организационной культуры
1.2. Специфические отраслевые культуры
1.3. Организационная культура в использовании достижений научно-технического прогресса
1.4. Зарубежный опыт в формировании организационной культуры
1.5 Организационная культура и экономические модели производственно хозяйственных систем
Глава 2. Разработка сетевой матрицы на различные экономико-управленческие мероприятия
Генезис организационной культуры
Многие вопросы, связанные организационной культурой сами по себе новыми не являются. За последние 15-20 лет была проведена систематизация имеющегося материала.
1.Первой попыткой исследования деятельности корпорации в культурном аспекте можно считать работу группы американских учёных во главе с Э.Мэйо в начал е30-х годов.
2.В 50-е годы были проведены десятки исследований в десятках крупных и средних фирм США и Канады на предмет изучения естественного возникновения культур и субкультур, исходя из разных потребностей работников.
3.В 1969 году вышла книга, написанная группой исследователей из Корнелльского университета посвящённая различным производственным традициям и обрядам.
4.В начале 80-х гг. была издана книга-бестселлер «Теория Z» японского автора Оучи.
Существует несколько причин популярности этой темы в США и в странах Запада:
1. В 70-е годы у американских фирм появился мощный конкурент в лице
2. Была обнаружена несостоятельность традиционного рационально-бюрократического подхода к организации с присутствовавшим в неё духом отчуждения и формальной обезличенности.
3. Продуманный маркетинг самой идеи издания книг-бестселлеров по организационному управлению.
Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная или корпоративная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих групп и команд.
На рис. 4.2 показано соотношение и взаимовлияние культур различных уровней. При этом отметим, что:
• национальная культура - это культура страны или меньшинства в стране;
• организационная культура — культура корпорации, предприятия или ассоциации;
• рабочая культура - культура доминирующего вида деятельности общества;
• культура команды - культура рабочей или управленческой команды.
Организационная культура — это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой душой является организационная культура.
К. Шольтс отмечал, что корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения.
В современной литературе существует довольно много определений понятия организационной культуры. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет единственно «верного» толкования. Каждый из изучающих ее стремится дать собственное толкование организационной культуры. Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулировке), бездоказательно приписываемых и разделяемых членами группы или организации.
[6] Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. –М.: СОФИТ, 2004.
Организационная культура — это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий
Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Она рассматривается по трем уровням (Рис.).
Рис. 2. Три уровня изучения организационной культуры
Итак, организационная культура охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества выпускаемой продукции, даже манеру одеваться и вести себя и т.д.
[7] Захарова Л. Стереотипы в принятии решений маркетинговой службы предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - №2.
Существует десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре (компоненты культуры):
1. Идентификация и цель: смысл Я (ощущение себя), место, миссия.
2. Коммуникативная система и язык общения: передача информации, взаимодействие, обмен.
3. Одежда, внешний вид и представление себя на работе: вид, стиль, имидж, репутация.
4. Пища и способ её подачи: подготовка, обслуживание, пищевые предпочтения.
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование: смысл продолжительности интервалов.
6. Взаимоотношения между людьми: родство, род, ранг, статус, награды и признание.
7. Ценности и нормы: система потребностей/приоритетов, стандарты поведения.
8. Убеждения и отношения. Мировоззрение.: мифы, философия, перспектива, религия, обряды, ритуалы.
9.Развитие и самореализация работника:: мыслительные процессы, образование.
10. Особенности и методы работы: фокус, направленность работы, рабочие паттерны и процедуры, управление и лидерство.
Указанные характеристики культуры организации в совокупности отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Содержание организационной культуры определяется не простой суммой ожиданий и реального положения вещей по каждой характеристике, а тем, как они связаны между собой и как они формируют профили определенных культур. Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими.
1.2. Специфические отраслевые культуры
Многообразие культур предпринимательства обусловлено многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Различия, существующие между торговым концерном и строительным предприятием, между маклерской конторой по продаже недвижимого имущества и предприятием по снабжению, очевидны для каждого и могут быть перечислены в течение всего лишь нескольких минут.
Дил и Кеннеди разработали объяснительную модель, которую можно представить в виде следующей простой схемы:
Рис. 3. Схема специфической отраслевой культуры.
Здесь используются два критерия, оказывающих на культуру сильное опосредованное влияние: риск - здесь имеются в виду прежде всего рискованные решения и действия, связанные с функционированием рынка; обратная связь - подразумевается прежде всего время, в течение которого с рынка поступает информация об успехах или неудачах.
В соответствии с этими критериями различаются следующие отраслевые культуры:
1. Культура торговли - эта культура, характеризующаяся быстрой обратной связью и относительно малым риском, развивается в первую очередь в торговых организациях и организациях по сбыту, в розничной торговле, частично у производителей компьютеров, у маклеров по продаже недвижимого имущества и финансовых маклеров (например, раньше по сбыту проектов частных построек), у торговцев автомобилями, при продаже товаров с доставкой на дом, а также при мелкорозничной торговле.
2. Культура выгодных сделок (спекулятивная культура) - эта культура, на которую накладывает свой отпечаток быстрая обратная связь успешного или неудачного предприятия и финансовый риск средней и высокой степени, встречается везде, где производятся выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и т.п.
3. Административная культура - на фоне низкой степени риска и медленной обратной связи административная культура проявляется в общественном обслуживании, в обеспечении, на предприятиях в хорошо налаженных и защищенных отраслях, в крупных административных фирмах и частично в банках и в системе страхования.
4. Инвестиционная культура - инвестиционная культура проявляется в нефтяных компаниях. инвестиционных банках, строительстве, частично в армии и производстве средств производства. Она характеризуется, главным образом, тем, что имеет явно выраженную ориентацию на будущее, и тем, что в условиях высокой степени риска делаются крупные капиталовложения, оставаясь длительное время в неведении о правильности своего решения.
1.3. Организационная культура в использовании достижений научно-технического прогресса
Культура играет важную роль в использовании и передаче достижений научно-технического прогресса. Она является важнейшей основой для определения необходимости или приемлемости специфических видов технологий.
[8] Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика,
2008.
[9] Инновационный менеджмент / Под ред. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Под "технологией" в данном случае принято понимать использование достижений НТП для решения экономических проблем человечества, обеспечивающих улучшение условий существования. При этом термин "передача технологии" означает передачу патентов и так называемых "ноу-хау" (т.е. коммерчески ценных секретов производства и документации) посредством их экспорта под контролем соответствующих собственников, а также путем лицензированного соглашения совместному предприятию или независимой компании.
С точки зрения собственности, технологии подразделяются на три типа: общую, системно-специфическую и фирменно-специфическую.
Общая технология - это производственные задания, обычные для промышленного производства, которыми располагают фирмы данной отрасли, в виде чертежей, схем оборудования и аппаратуры и методов их производства.
Системно-специфическая технология . Она содержит приемы, связанные с частными системами, решения уникальных проблем или требований. Эта технология применяется фирмой, производящей данную продукцию, которая отличается особенностями, необходимыми именно для создания такой продукции.
Фирменно-специфическая технология. Она отличается от первых двух тем, что не может быть отнесена к какой-либо продукции определенного типа, производимой данной фирмой. Здесь подразумеваются под технологией "человеческие знания" в отношении производственных методов, техники и систем, которые позволяют использовать их фирмами с целью повышения эффективности производства.
Следует отметить, что технология циркулирует только в пределах определенных каналов обращения с помощью определенного механизма. И здесь социальные ценности и культура становятся интегральной частью передачи технологии. Для определения наилучших способов передачи технологий необходимо построение соответствующей эффективной модели, которая должна базироваться на двух ключевых аспектах:
1. Определение основных факторов модели.
Это означает, что в любом исследовании проблемы передачи технологии необходимо определить, где разработана технология, как она применяется и кто ее применяет. В этом случае рассматриваются шесть основных факторов: географический, культурный, экономический, человеческий, деловой и правительственный.
2. Определение основных компонентов модели.
Можно выделить пять таких компонентов.
а) Отправитель . Отправитель или передающее лицо кроме умения непосредственно передавать технологию пользователя должен обладать и некоторыми другими качествами, в частности, знанием и пониманием положения пользователя и его потребностей, а также желанием передать технологию.
Наиболее сложной задачей здесь является определение именно той технологии, в которой нуждается пользователь, и наиболее эффективного способа ее передачи. При этом, приемлемость той или иной технологии зависит от ряда факторов, к наиболее существенным из которых следует отнести: состояние рынка, наличие сырьевых ресурсов, масштабы и уровень экономического развития, трудовые ресурсы и оборудование.
б) Получатель и пользователь . Здесь необходимо отметить, что каждая страна, получающая технологию, имеет собственные потребности, ресурсы, оценки, культуру. Поэтому, успешная передача технологии подразумевает соответствие интересов передающего технологию с потребностями пользователя, пониманием его нужд, природы технологии и приоритета интересов пользователя в получении немедленного экономического эффекта. Без этого трудно ожидать гладкой и успешной передачи технологии.