Файл: Выбор управленческого решения методом анализа иерархий. Оценить корректность метода на примере ООО «Эстель».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы управленческих решений обусловливается как тенденциями развития отечественной и зарубежной теории управления, так и необходимостью включения опыта в практику управления и его адаптации применительно к условиям модернизирующегося российского общества.

В современной России наблюдается сложная ситуация, связанная с принятием управленческих решений – это отсутствие традиций и общепринятых методов и технологий обсуждения позиций и точек зрения, некомпетентность управленцев, принимающих решения, а также трудности практической реализации коммуникативных технологий.

Исследование технологий и инструментария принятия решения обусловлено важностью одного из ключевых положений современной управленческой парадигмы относительно эффективности управления, определяемой, с одной стороны, принятием решений относительно совершенствования системы планирования, а, с другой, – выбором инструментария, обеспечивающего наиболее эффективную альтернативу при разработке управленческого решения.

Практическая реализация этих положений требует исследования процесса принятия управленческого решения, который может быть представлен как технология управления в целом, а также как процесс, требующий использования управленческих технологий.

Проблема принятия решений исследована в работах по социологии управления и экономике. Многие работы детально рассматривают процесс принятия управленческих решений и освещают роль социальных технологий в управлении. Обзор литературы позволяет сделать вывод, что вопросы разработки и принятия управленческих решений всесторонне и с достаточной полнотой отражены в работах отечественных и зарубежных исследователей. Вместе с тем, актуальна и необходима разработка этих вопросов в контексте разработки и принятия управленческих решений по формированию маркетинговой работы, так как этот аспект реализован недостаточно.

Цель исследования заключается в разработке управленческого решения методом иерархий для совершенствования деятельности (на примере маркетинговой деятельности).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты принятия управленческих решений.

2. Дать характеристику предприятия ООО «Эстель».

3. Описать процесс разработки управленческого решения по разработке и принятия управленческих решений по формированию маркетинговой работы.


4. Выделить критерии оценки эффективности проектируемого управленческого решения.

Объектом исследования является ООО «Эстель».

Предметом работы является процесс принятия решений методом иерархий в ООО «Эстель».

В работе применялись и учитывались методы: горизонтальный и вертикальный анализы, анализ абсолютных и относительных показателей, сравнительный анализ, табличный метод, графический метод, метод иерархий.

Практическая значимость работы заключается в том, что положения исследования могут быть использованы в практике управления предприятием и дают возможность совершенствовать формирование маркетинговой работы ООО «Эстель».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки и принятия управленческих решений

1.1. Значение управленческих решений

Принятие управленческих решений является наиболее важным видом деятельности, осуществляемой менеджерами. Принимая во внимание большое значение этого вида деятельности, можно было бы предположить, что в существующей литературе по этому вопросу должно быть полное согласие в том, что касается определения характеристик и параметров управленческого решения. Однако дело обстоит совсем по-другому – не существует общепринятого понимания того, что представляют собой управленческие решения, кто их принимает и где они осуществляются.

Можно согласиться с мнением, что решения - это основные операции, проходящие в организациях[1]. Организации, добивающиеся успеха, способны опередить своих конкурентов по крайней мере в следующих 3 аспектах: они принимают более правильные, оправданные решения; они принимают решения быстрее; и они более успешно реализуют принятые решения[2]. Принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организациях всех типов и на любом уровне. Это тот самый вид деятельности, который лучше всего характеризует поведение менеджеров и который отличает управление от другой социальной деятельности человека.


Друкер (Drucker) замечает, например, что принятие решений является только одной из обязанностей руководителя[3]. Оно обычно занимает лишь небольшую часть его времени. Однако принятие важных решений является конкретной обязанностью именно руководителя. Только руководитель высшего звена принимает решения.

Существует точка зрения, согласно которой основная задача менеджмента - это принятие решений. «Из всех управленческих обязанностей, выполняемых руководителями и менеджерами: акт принятия решений не имеет себе равных по своей значимости: принятие решений является неотрывной чертой каждого проявления взаимоотношений людей, машин, материалов и технологий»[4]. Высокая значимость решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой формальной организации. Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений. Управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения.

Маркетинг как управленческая деятельность припускает принятие решений на базе разнообразных экономических расчетов, предусматривает создание организационных, экономических и юридических условий для эффективного развития предприятия. Поэтому так важно вырабатывать и принимать обоснованные решения во всех видах маркетинговой деятельности (целесообразность разработки, освоение и выпуск новой продукции, ориентированной на конкретный рынок или потребителя, в установленных объемах с учетом жизненного цикла продукции; целесообразность самостоятельной проводки научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских разработок или закупок патентов и лицензий; источника обеспечения сырьем, материалами, оборудованием; основные направления кадровой политики; целесообразность проводки коммерческих операций со сбыта продукции и т.д.)[5]. Маркетинг содержит в себе определение каналов и методов сбыта из каждого конкретного вида товара и рынка; проводка расчетов расходов на организацию сбыта, на рекламу и транспортировку изделий.

Применение маркетинга заставляет по-иному переосмыслить сформированную практику планирования, материального стимулирования, ценообразования как в отделах, так и в верхних эшелонах управления производством. Необходимо перестроить организационную структуру, определить четкие полномочия и ответственность. Это является необходимым условием внедрения маркетинга в практику, поскольку маркетинг как функция управления содержит в себе и организационные структуры.


Своевременное осознание необходимости маркетинговой деятельности разрешает сделать процесс внедрения безболезненным и провести его с наименьшими расходами средств и времени[6]. Проблемы рациональной организации системы планирования предприятия рано или поздно явятся перед менеджментом каждого предприятия, поэтому целесообразно сделать это как можно скорее, не ожидая отрицательных проявлений, обусловленных недостатком четко налаженной системы.

1.2. Цели и задачи управленческих решений

Все функции управления тесно связанные. Маркетинг выступает как исходный момент, как предпосылка планирования[7]. В функционировании предприятий, где внешнеэкономическая деятельность занимает значительное место, маркетинг играет определяющую роль. Результаты маркетинговой деятельности лежат в основе заключения международных коммерческих соглашений, проводка коммерческих операций на мировом рынке.

Несмотря на значительное количество определений маркетинга важно отметить, что в современных условиях организация маркетинговой деятельности - это система организационно-технических, финансовых и коммерческих функций предприятия, направленных на обеспечение реализации выпускаемой продукции с целью обеспечения удовлетворения покупателей и общества в целом.

Цель управленческих решений в области оптимизации системы планирования заключается в повышении производительности и эффективности работы посредством[8]:

  • целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
  • выявления рисков и снижения их уровня;
  • разукрупнения и упрощения процессов;
  • повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Главной задачей управленческих решений в области оптимизации системы планирования является обеспечение успешного функционирования и развития предприятия[9]. В этом заинтересованы все субъекты рыночной экономики. Это, прежде всего, акционеры или собственник имущества (увеличивается их капитал), работники предприятия (повышаются их доходы), государство (обеспечиваются поступления в бюджет), предприятия – поставщики материалов и комплектующих (развивается их бизнес), банки (своевременное погашение кредитов).


Все цели, способствующие успешному функционированию и развитию предприятия, можно сгруппировать по трем направлениям[10]:

1. Материальные цели – это выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на рынке. Материальные цели достигаются посредством реализации стратегий.

2. Стоимостные (монетарные) цели – это ожидаемые в будущем финансовые результаты (чистая текущая стоимость, расчетная и балансовая прибыль, рентабельность собственного капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия). Стоимостные цели могут характеризоваться абсолютными и относительными показателями (балансовая прибыль и рентабельность капитала). Стоимостные цели реализуются только через достижение материальных целей.

3. Социальные цели (гуманитарные цели) – обуславливают модель поведения по отношению к персоналу, лицам и общественным группам в подсистемах самого предприятия и по внешней среде. Они могут иметь денежное и не денежное выражение: уровень доходов персонала, интересная работа, культура мероприятия, имидж предприятия, защита окружающей среды. Социальные цели могут быть достигнуты через реализацию материальных и стоимостных.

Цель маркетинга предприятия - обеспечение его рентабельности в определенных временных промежутках[11]. Отсюда - ориентация на долгосрочное прогнозирование всей маркетинговой ситуации (от спроса до возможностей предприятия в этой перспективе). Направленность на перспективу, целевая ориентация и комплексность являются важнейшими сторонами маркетинга.

1.3. Методика разработки управленческих решений

Одной из важнейших задач менеджера при принятии управленческих решений является их разработка с учетом достижения поставленных целей и выполнения конкретных задач, стоящих перед соответствующим предприятием.

Известны следующие основные методы разработки управленческих решений[12]:

  • математическое моделирование;
  • мозговой штурм;
  • экспертные оценки;
  • теория игр.

Математическое моделирование применяется, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть сравнительно легко формализована. Использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику данной проблемы и определить оптимальный вариант ее решения.