Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций (Цель и факты, влияющие на кадровую политику).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продавцы – стоя, кассиры и контролеры – сидя. При постоянном положении стоя ухудшается кровообращение нижних конечностей и расходуется в несколько раз больше энергии. При работе сидя затрудняется работа органов кровообращения нижних конечностей и малого таза, возможны нарушения опорно-двигательного аппарата.

Четвертая особенность – это значительное влияние на труд торговых работников вероятностных факторов. Их нагрузка имеет очень сильный разброс по часам дня и дням недели. Рабочий процесс аритмичен из-за таких ситуаций, когда покупателей нет, в других перегрузка в часы «пик». В часы «пик» идет сильное повышение напряженности труда [11].

Пятая особенность – конечным результатом труда в торговле является услуга. Под услугой подразумеваются виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается ранее не существующий материально-вещественный продукт, а изменяется количество уже имеющегося, созданного продукта, это блага, предоставляемы в виде деятельности. И как всем услугам, им присущи некоторые недостатки, а именно непостоянство качества [12].

2.3. Принципы организации и оплаты труда в торговле

Торгово-технологический процесс – основа организации труда.

Производственный процесс в торговле включает в себя две стороны: технологическую и трудовую. Технологическая связана с изменением размеров, форм товара, его перемещением в пространстве и выражается в торгово-технологическом процессе, в котором предусмотрены операции по транспортировке, приемке, хранению, подготовке к продаже, фасовке, упаковке, выкладке товаров, операции по обслуживанию рабочих мест и другие.

Трудовая сторона включает в себя совокупность действий исполнителей по осуществлению технологического процесса. В трудовом процессе исполнитель воздействует на предмет труда, преобразовывая его в продукт труда. При этом происходит сочетание физического и умственного труда работника. Трудовой процесс с экономической точки зрения, представляет собой процесс потребления рабочей силы в целях производства потребительской стоимости [14].

Классифицировать трудовые процессы можно по различным признакам: 

  • В зависимости от формы организации: индивидуальные и коллективные; 
  • В зависимости от выполняемых функций: основные, вспомогательные, управленческие;
  • В зависимости от характера предмета и продукта труда: вещественные и информационные;
  • В зависимости от степени участия человека в воздействии на предмет труда: ручные, машинно-ручные, машинные и автоматизированные.

Трудовой процесс в торговле основан на торгово-технологическом процессе. Торгово-технологический процесс – это совокупность последовательно взаимосвязанных торговых и технологических процессов, целью которых является доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости и включает в себя доведение товаров до покупателей, изучение спроса, формирование ассортимента, рекламу товаров. Предметом труда здесь являются и товары и покупатели. На структуру торгового процесса оказывают влияние степень хозяйственной самостоятельности магазина, применяемые формы продажи, тип магазина и другие факторы. Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков в магазине и включает в себя приёмку товаров по количеству и качеству, перемещение товаров, хранение, упаковку, выкладку

на торговом оборудовании.

Для рациональной организации торгово-технологического процесса составляются технологические карты. Технологическая карта — это стандартизированный документ, который содержит необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта [18].

Торгово-технологический процесс обычно разбивают на три части: 

  • Операции, проводимы до предложения их покупателям (разгрузка транспортных средств; доставка в зону приемки; доставка в зону хранения; подготовка к выдаче в зал и т.д.);
  • Операции непосредственно по обслуживанию покупателей (встреча; предложение товара; отбор товаров покупателями; расчет за отобранный товар);
  • Операции по дополнительному обслуживанию (прием заказов; раскрой тканей; комплектование подарочных наборов; доставка товаров непосредственно на дом и т.д.)

Выделяют технологические, организационные и психофизиологические основы организации трудового процесса. Торгово-технологический процесс определяет технологические основы, а именно состав и технологическую последовательность выполнения трудовых операций. Организационные основы предусматривают вопросы равномерности загрузки работника в течение рабочего дня или смены, разнообразие выполняемых работником трудовых операций, совмещения профессий или должностей, возможность творческого подхода к выполнению своей работы и другие. Психофизиологические основы предусматривают чередование нагрузок (мышечных и нервных) на организм человека [15]. Утомляемость человека при нетяжелой, но однообразной работе выше, чем при большой, но разнообразной нагрузке. Поэтому рекомендуется чередовать трудовые операции, выполняемые работниками.


Чтобы правильно организовывать трудовые процессы на конкретном предприятии их необходимо тщательно изучить. Основное внимание уделяется установлению рациональной последовательности трудовых операций, взаимосвязей между ними и регламента выполнение работ. Следует установить оптимальный состав трудовых операций, содержание трудовых действий, оптимальный режим труда и отдыха работников. Основным элементом торгово-технологического процесса является производственная операция, т.е. технически и технологически однородная часть процесса, выполняемая работником или группой работников на рабочем месте соответствующими приёмами и методами. Торгово-технологический процесс, виды применяемой техники, формы организации труда, размер и специализация торгового предприятия определяют различное число производственных операций. В соответствии с таким разделением организуются рабочие места, объём работы распределяется между исполнителями, устанавливаются сроки исполнения работ, организуется учёт выполняемых работ и контрольные показатели, характеризующие результаты труда. 

Условия труда – это совокупность факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда. Создание благоприятных условий труда в магазине способствует получению как экономического, так и социального эффекта. Экономический эффект заключается в уменьшении потерь рабочего времени, повышении производительности труда, снижении издержек обращения и повышении рентабельности работы магазина. Социальный эффект – это снижение текучести кадров, заболеваемости, улучшение настроения и работоспособности.

Факторы, определяющие условия труда в магазине, можно разделить на 4 группы [15]:

  • Санитарно-гигиенические (микроклимат; состояние воздушной среды; освещения; шума и санитарно-бытовых помещений);
  • Социально-психологические (под данным фактором подразумевают относительно общий эмоциональный настрой, который возникает в коллективе в процессе совместной трудовой или иной групповой деятельности);
  • Психофизиологические (Обычно относят нервно-психическое напряжение, нагрузки на опорно-двигательный аппарат, темп и ритм работы, режим труда и отдыха);
  • Оплата труда. Оплата труда в торговле имеет свои особенности. Заработная плата – это денежное вознаграждение, пропорциональное времени или рабочему заданию, выплачиваемое работнику, связанному с работодателем договором о найме.

Функции заработной платы:


  • Стимулирующая (мотивационная), направленная на повышение заинтересованности в развитии производства;
  • Воспроизводственная, заключающаяся в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы; 
  • Социальная, способствующая реализации принципа социальной справедливости;
  • Учетно-производственная, характеризующая меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

Характерной особенностью отношений в области оплаты труда в рыночной экономике является существенной расширение прав предприятий в области оплаты труда. Все условия оплаты труда должны быть зафиксированы в коллективном договоре предприятия, ином локальном акте или трудовых договорах с работниками. Законодательством установлено многоуровневое коллективно-договорное регулирование заработной платы, при котором система тарифных ставок и окладов является предметом переговоров между союзами работодателей и профессиональными союзами на различных уровнях – общегосударственном, региональном, отраслевом. В систему государственных гарантий по заработной плате включены  (ст. 130 ТК РФ): определение минимального размера оплаты труда в РФ; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. 

В большинстве компаний, которые соблюдают законы, заработная плата состоит из двух частей: основной и дополнительной. Основная часть заработной платы является постоянной и состоит из тарифных ставок и окладов работников различных должностей, профессий и квалификаций. Дополнительная часть заработной платы является относительно переменной и состоит из надбавок и доплат, сдельного приработка, премий и других поощрений. 

Доплаты повсеместно стали инструментом реагирования на уровень развития личных качеств работника (опыт, способности, отношение к труду, активность, инициатива).  Премия – это денежные выплаты в зависимости от индивидуальных и/или коллективных результатов труда работника (коллектива). Премия представляет собой поощрение за достигнутые успехи в работе. 

Организация оплаты труда на предприятии – это система организационных мер по построению и установлению системы оплаты труда на предприятии, в соответствии с основными принципами организации оплаты труда, основанная на обеспечении взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты и нормировании труда. Под системой оплаты труда понимается определённая совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих меру труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда. Так же система гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно норм) и ценой его рабочей силы, согласованной между работником и работодателем. 


Основные принципы организации оплаты труда на предприятии, в нашем случае магазина [16]:

  • Оплата труда персонала предприятия должна быть связана с конечными результатами деятельности всего предприятия. Отсутствие связи оплаты труда с результатами торговой деятельности приведёт, с одной стороны, к выплате работникам незаработанных денег, к инфляции, к обесцениванию заработной платы и, в конечном счете, к снижению реальной заработной платы, а с другой стороны, к выплате заработной платы, не соответствующей эффективности трудового вклада;
  • Темпы роста производительности труда на предприятии должны опережать темпы роста заработной платы. Рост производительности труда является экономической базой повышения заработной платы. Соблюдение данного принципа обеспечивает непрерывность торгового процесса, процесса расширенного производства и развития предприятия;
  • Системы оплаты труда, применяемые на предприятии, должны быть логичны, просты и доступны для понимания работниками предприятия. Именно на этом основана стимулирующая функция заработной платы;
  • Заработная плата работников предприятия должна быть изменена в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, квалификации работника, сложности выполняемых работ, условий труда, места расположения предприятия. Принцип основан на необходимости усиления материальной заинтересованности работников в обеспечении качества труда, повышении квалификации. Правильно организованные мероприятия по материальному стимулированию побуждают работников совершенствовать формы и методы труда, активно участвовать в улучшении организации производства, эффективно использовать технику, способствуют повышению производительности труда.

Все имеющиеся системы оплаты труда можно разделить на 2 большие группы.

  • Повремённая форма оплаты труда. При данной системе оплаты труда работнику устанавливается зависимость зарплаты от количества фактически отработанных часов согласно его тарифной ставке. Простая повремённая ставка обычно применяется для оплаты труда младшего обслуживающего персонала, который не оказывает значительного влияния на результат деятельности предприятия. Основным недостатком повремённой системы оплаты труда является то, что она недостаточно заинтересовывает работников в повышении продуктивности труда;
  • Сдельная система оплаты труда. Заработок работника напрямую зависит от количества произведённой или реализованной продукции, объёма выполненных работ или оказанных услуг. Рекомендуется применять сдельные системы, когда у работников имеется реальная возможность увеличить объём выполняемых работ (или оказываемых услуг) и при этом не произойдёт ухудшение качества и нарушение технологии.