Файл: Анализ кредитоспособности организации (на примере ПАО «АВТОВАЗ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты критериев и показателей оценки кредитоспособности заемщика
1.1 Понятие оценки кредитоспособности заемщика
1.2 Факторы кредитоспособности заемщика
1.3 Методические подходы к оценки кредитоспособности заемщика
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «АВТОВАЗ»
2.2 Оценка кредитоспособности ПАО «АВТОВАЗ»
Глава 3. Совершенствование кредитной политики ПАО АКБ «РОСБАНК»
Предприятие кроме дополнительного обеспечения также может привлечь поручителей, либо гарантов, что также увеличит кредитоспособность.
Важным моментом при учете поручительства и обеспечения является наличие страховых полисов (договоров). Застрахованным может быть как поручитель, так и имущество, кроме того страхование жизни и здоровья руководителя предприятия также улучает кредитоспособность предприятия, за счет того что снижается риск управления.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что основные методы улучшения кредитоспособности – это оптимизация активов и пассивов предприятии, максимизация отдачи (дохода) от деятельности, использование обеспечения, гарантий и поручительство, притом имеющих действующие страховые полисы.
Таким образом, методика ПАО АКБ «РОСБАНК» по оценке кредитоспособности включает в себя достаточно полный разбор факторов влияющих на возможность заемщика своевременно отвечать по своим обязательствам. Учитывая проведенный анализ кредитной истории, анализ деятельности, анализ коэффициентов и прочее исследование заемщика можно говорить о достаточно точном результате оценки кредитоспособности.
Глава 3. Совершенствование кредитной политики ПАО АКБ «РОСБАНК»
Применительно к ПАО АКБ «РОСБАНК» можно сказать, что данные методы выявления кредитоспособности успешно внедрены в кредитную политику. Однако использование этих методов началось сравнительно недавно и четкой методологической базы, руководств по использованию к ним еще не сформировано. Кроме того, работники кредитного подразделения рассматриваемого банка еще только приступили к оценке кредитоспособности заемщиков с включением элементов данной методики, а, следовательно, ее использование требует дополнительных затрат времени.
Однако в условиях современного экономического кризиса дополнительная проверка заемщика является нелишней. Таким образом, благодаря усложнению и более глубокой детализации проверки заемщиков – возможным становится выявление потенциально некредитоспособных клиентов, которым при старых условиях проверок успешно могли быть перечислены кредитные средства.[24]
Еще одним вариантом улучшения методик проверки кредитоспособности клиентов в настоящее время может стать дополнительная субъективная оценка всего руководства предприятия (в случае с заемщиками - юридическими лицами) либо заемщика (в случае с заемщиками физическими лицами). Многие российские банки уже внедрили в свои кредитные подразделения наряду с анкетой-заявкой такой инструмент кредитной политики как анкета впечатлений. В ней работники, проводящие переговоры с клиентами, указывают выявленные черты характера, внешний вид и другие особенности данных клиентов. Таким образом, к примеру, неряшливый внешний вид заемщика либо «нервное» поведение, выявленное кредитным работником, приводило к дополнительной проверке качества кредитной истории и выявлению скрытых и ли просроченных клиентом кредитов. Другим примером может послужить выявление кредитными работниками «криминальных» татуировок у клиентов. Данный факт может привести к дополнительной проверке самого заемщика. В ходе такой проверки, к примеру, может быть выяснено, что заемщик уже ранее был, судим за экономические преступления, что повысит риск не возврата платежа, как в случае если такой клиент является заемщиком – физическим лицом, так и если он руководитель кредитуемой организации. Однако, несмотря на выявление кредитным работником «негативных» впечатлений о потенциальном заемщике, следует учитывать то, что такие впечатления сами по себе не могут являться поводом для отказа по кредитной заявке, они могут лишь являться причиной дополнительной проверки заемщика.
В остальных моментах можно с уверенностью говорить об эффективной, слаженной и при этом не слишком длительной методики проверки кредитоспособности рассматриваемого банка. Однако в современных условиях ни одна методика не может гарантировать кредитоспособность заемщика в весь период кредитования. В связи с этим головной офис рассматриваемого банка, как и большинство других банков, ограничивают риск некредитоспособности, как и неплатежеспособности в целом. Такое ужесточение требований к заемщикам в рассматриваемом банке проявилось в повышении предельных требований к значениям экономических показателей и коэффициентов. К примеру, клиенты, имеющие положительное, однако не слишком высокое значение показателя рентабельности при ранее существовавших требованиях имели возможность кредитования, в новых же условиях – те же клиенты не достигают требований банка и остаются без кредитных средств. Кроме того происходит снижение полномочий филиалов. Результатом такой кредитной политики является принятие значительного количества «отрицательных» решений по кредитным заявкам клиентов. В общем случае это означает, что кредитоспособными признаются лишь те заемщики, которые имеют значительные запасы денежных средств, высокое значение прибыли (доходов), многолетнюю положительную кредитную историю и большое количество вторичных источников погашения кредита.[30]
Несмотря на то, что такая ограничивающая кредитная политика банков является очень эффективной в плане снижения просрочек по кредитам и неплатежей – она несет множество отрицательных последствий как для самого банка и его сотрудников, так и для клиентов:
-
- снижение количества «положительных» заявок ведет к снижению кредитного портфеля;
- снижение кредитного портфеля в свою очередь ведет к снижению прибыльности банка;
- снижение прибыльности банка требует изыскания дополнительных денежных ресурсов. При этом в первую очередь банки экономят на представительских расходах, а во вторую на сотрудниках банков – снижая их заработную плату и сокращая рабочие места;
- сокращение рабочих мест может привести и, как показывает практика, – приводит к свертыванию кредитования структурными подразделениями банков;
- множество предприятий, нуждающихся в денежных средствах и ранее получавшие их без особых проблем, получают «отказы» по своим заявкам, что приводит к серьезных финансовым проблемам данных предприятий и нередко заканчивается банкротством.[15]
Таким образом, несмотря на наиболее легкий путь повышения уверенности в своих клиентах и использование ограничивающей методики оценки кредитоспособности у банков и в том числе у рассматриваемого банка имеются другие способы совершенствования методик кредитоспособности, позволяющие добиться надежных результатов оценки.
Основные причины некорректности методик, используемых в настоящее время в ПАО АКБ «РОСБАНК», связаны:
- с несоответствием отечественных и зарубежных форм бухгалтерской отчетности, их постоянной изменчивостью;
- недостаточной прозрачностью российских форм бухгалтерской отчетности, предоставляемых заемщиком;
- отсутствием нормативов для финансовых показателей, характерных для российских предприятий.
В связи с вышеизложенным автором предлагается описание, по его мнению, оптимальной методики оценки риска заемщика с учетом особенностей деятельности лизинговых компаний. Методика не разработана автором с нуля, она собирает в себе все лучшее, что используется в ведущих российских банках. Методика разработана на основе балльной оценки с использованием подходов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.
В связи с вышеизложенным предлагается оптимальная методика оценки риска заемщика с учетом особенностей деятельности лизинговых компаний. Методика не разработана автором с нуля, она собирает в себе все лучшее, что используется в ведущих российских банках. Методика разработана на основе балльной оценки с использованием подходов и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Процедура оценки риска заемщика состоит из следующих этапов:
1) анализа бизнес-риска (характеристика отрасли, рынка, деловой репутации клиента);
2) анализа финансового риска (характеристика платежеспособности и финансовой устойчивости клиента);
3) анализа кредитной истории (характеристика опыта работы клиента по кредитам, займам и расчетам с государством и контрагентами).
На каждом этапе анализируется ряд групп показателей. Каждый показатель группы оценивается в баллах. Показатели имеют несколько качественных характеристик с оценкой в процентах от максимального количества баллов по данному показателю и стоп-показатель, при котором дальнейший анализ прекращается и кредитование заемщика недопустимо. Чем ниже оценка показателя - тем хуже финансовое положение и соответственно выше риск, связанный с возвратностью предоставляемых (предоставленных) клиенту кредитных продуктов.
Практически по всем показателям раздела "Финансовый риск" используются отрицательные показатели. В основном это связано с невозможностью использования стоп-критерия.
Специалист кредитного подразделения, используя подтвержденную в соответствии с настоящей Методикой информацию, должен дать адекватную качественную оценку каждому показателю.
В результате оценки показателей финансового положения клиента набирается определенное количество баллов, на основании которых определяется качество финансового положения заемщика и размер риска заемщика.
Приведенные в настоящей Методике показатели бизнес-риска, финансового риска и кредитной истории не исчерпывают возможного их перечня - чем большее количество вопросов задается клиенту, тем точнее итоговая оценка качества финансового положения.
В связи с этим анализируемая информация, представленная в настоящей Методике, и перечень анализируемых показателей могут быть дополнены анализом показателей, подтверждающих или комментирующих причины изменения уровня финансового положения клиента.
В качестве источника финансовой информации может быть выбрана бухгалтерская, аудированная или управленческая отчетность. Также при необходимости возможно комбинированное использование данных видов отчетности.
Данные управленческого учета могут быть выбраны в качестве базы для проведения анализа, если выполняются следующие условия:
- бухгалтерская отчетность неадекватно и/или не полностью отражает состояние активов, обязательств, финансовые результаты клиента;
- управленческий учет адекватно отражает состояние активов, обязательств и финансовые результаты клиента.
При отсутствии возможности подтвердить данные управленческого учета анализ должен проводиться на основании бухгалтерской отчетности и других подтвержденных данных.
Бизнес-риск - это вероятность неисполнения клиентом своих обязательств перед банком, обусловленная:
- наличием негативных факторов развития отрасли и рынка, на котором клиент осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность;
- низким качеством управления бизнесом и/или ведения учета финансово-хозяйственной деятельности, а также возможной сменой владельцев бизнеса или конфликтной ситуацией между ними, возможным выбором других приоритетов и т.п.;
- отрицательной деловой репутацией руководителей и/или владельцев.
После оценки бизнес-риска оценивается финансовый риск.
Финансовый риск - это вероятность неисполнения клиентом своих обязательств перед банком, непосредственно связанная с низкими результатами финансово-хозяйственной деятельности заемщика и неспособностью вследствие этого обслуживать и погашать задолженность по предоставленному кредитному продукту.
Специалист кредитного подразделения с помощью кредитного заключения осуществляет расчет финансовых коэффициентов, оценивает их динамику, сравнивает полученные значения с нормативными значениями, со средними значениями по отрасли, устанавливает причины произошедших изменений и подготавливает определенные выводы.
Анализ финансовых показателей, приведенных в таблице 2 (Приложение 4), осуществляется по данным на последнюю отчетную квартальную дату.
После оценки бизнес-риска оценивается риск кредитной истории.
Кредитная история - это сведения о выполнении заемщиком обязательств перед банками, государством и контрагентами. В ходе проведения оценки кредитной истории анализируется качество исполнения обязательств заемщика по предоставленным банками кредитным сделкам, оценивается платежная дисциплина по исполнению обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, качество расчетов с поставщиками и подрядчиками за последние 12 месяцев, предшествующих проведению оценки.
Специалист кредитного подразделения выявляет допущенные заемщиком факты просрочки и неисполнения обязательств, оценивает их существенность и устанавливает причины задержки платежей и невыполнения обязательств.
К несущественным фактам задержки платежей целесообразно относить случаи, когда срок непогашения обязательств не превышает:
- 5 календарных дней по обязательствам перед банками;
- 5 календарных дней по обязательствам перед государством;
- 30 календарных дней по обязательствам перед контрагентами.
Анализ кредитной истории осуществляется в соответствии с таблицей 3.
В результате проведенной оценки риск кредитной истории заемщика может быть оценен как:
- низкий – свыше 45 баллов;
- средний - от 5 до 45 баллов;
- высокий - менее 5 баллов или имеется хотя бы один показатель, качественная характеристика которого соответствует "стоп".
В результате проведенной оценки заемщик набирает определенное количество баллов. Если количество баллов, набранных заемщиком, является не целым числом, то округление производится по правилам арифметического округления до целого числа.
В зависимости от количества набранных баллов качество финансового положения заемщика может быть оценено в соответствии с таблицей 3.1.