Файл: Анализ кредитоспособности организации (на примере ПАО «АВТОВАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, кредитоспособность является неотъемлемой частью самого процесса банковского кредитования и функционирования кредитной системы в целом.

1.3 Методические подходы к оценки кредитоспособности заемщика

Проведен сравнительный анализ методик оценки кредитоспособности заемщика. Предложена М-модель. Обосновано положение о необходимости комплексного использования современных методов количественной и качественной оценки кредитоспособности заемщика.

На сегодняшний день в международной практике кредитования нет универсальной стандартизованной методики оценки кредитоспособности в связи с тем, что невозможно учесть все особенности заемщика. Очень актуальна на сегодняшний день проблема выбора показателей, которые наиболее эффективно будут использоваться при оценке кредитоспособности заемщика.

Существуют три методики, наиболее активно используемые в Российской практике оценивания кредитования. Это оценка кредитоспособности заемщика на основе: системы финансовых коэффициентов, анализа денежных потоков, анализа делового риска.

Методика оценки кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов наиболее удобна и универсальна. Она, в различной степени избирательности коэффициентов, присутствует практически во всех способах оценки кредитоспособности заемщика. В то же время с ее помощью нельзя прогнозировать кредитоспособность предприятия в будущих периодах, в связи с этим методику целесообразно дополнять прогнозными оценками специалистов.

Также недостатком данной методики является то, что она не учитывает политические и макроэкономические факторы. Анализ денежных потоков заемщика необходим, так как он позволяет понять, каких размеров ссуду он может погасить. Эта методика позволяет сделать вывод об эффективности системы управления предприятием.

Результаты такого анализа дают возможность разработать приемлемые условия кредитования. В то же время анализ денежных средств прямым методом имеет существенный недостаток: он не объясняет взаимосвязь финансового результата и изменения денежных средств на счетах заемщика. Этот недостаток преодолевается с помощью использования косвенного метода.

Также не стоит забывать, что надежность полученных с использованием этой методики результатов полностью зависит от достоверности отражаемого в отчете о финансовых результатах. Методика анализа делового риска дает возможность прогнозировать достаточность источников погашения кредита, то есть может эффективно дополнить другие методики оценки кредитоспособности. Самостоятельное ее использование не представляется возможным, так как невозможно создать единые требования к заемщикам, различающимся по характеру финансовой и производственной деятельности.


В целях совершенствования анализа кредитоспособности мы предлагаем использовать модифицированную модель Z-модели Альтмана (М-модель). Вместо весовых коэффициентов, характеризующих значимость факторов риска, мы предлагаем использовать нормативные значения соответствующих показателей. Если показатель имеет минимально допустимую границу, то есть должен превышать установленный норматив, он располагается в числителе дроби Xn/An.

Если для показателя установлено максимально допустимое значение – в знаменателе дроби: An/Xn. Таким образом, М-модель будет иметь следующий вид:

Z = X1/А1 + X2/А2 + X3/А3 + A4/X4 + X5/А5 + Х6/А6, (1)

где

Z – значение оценки скоринга;

Х1 — коэффициент обеспеченности активов собственными средствами;

Х2 — коэффициент текущей ликвидности;

Х3 — коэффициент автономии;

Х4 — коэффициент финансового риска;

Х5 — коэффициент маневренности собственного капитала;

Х6 — платежеспособности;

А1, А2, А3, А4, А5, А6 — нормативное значение соответствующего показателя.

Значение Z в таком случае можно определить исходя из следующей логики: для успешной работы предприятия каждое соотношение показателя и его норматива должно превышать единицу, то есть значение Z должно быть не ниже 6 – это характеризует предприятие как абсолютно финансово устойчивое и кредитоспособное.

При значении Z ниже 6, мы предлагаем использовать прямой факторный анализ для обнаружения причин низкого значения показателя Z. В качестве метода факторного анализа мы используем метод цепных подстановок, как наиболее универсальный. Таким образом, при оценке кредитоспособности заемщика следует руководствоваться комплексным подходом. То есть учитывать количественные и качественные параметры заемщика.

Глава 2. Оценка  кредитоспособности ПАО «АВТОВАЗ» на примере методики, применяемой в ПАО АКБ «РОСБАНК»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «АВТОВАЗ»


Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» создано по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом № 1-Р от 05 января 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721.

Миссия ПАО «АВТОВАЗ» – производить конкурентоспособную автомобильную технику и компоненты, а также предоставлять безупречный сервис для своих потребителей.

Структура акционерного капитала ПАО «АВТОВАЗ» по состоянию на 31.12.2015 представлена на рис. 2.1.

Рис.2.1. Структура акционерного капитала ПАО «АВТОВАЗ» по состоянию на 31.12.2015

Таблица 2.1 - Акционеры ПАО «АВТОВАЗ», владевшие более 5% акций общества

на 31.12.2015

на 26.03.2016

в % от уставного капитала

в % от обыкновенных акций

в % от уставного капитала

в % от обыкновенных акций

Государственная корпорация «Ростехнологии»

28,98

36,32

Рено с.а.с., акционерное общество упрощенного типа/ Renault s.a.s.

25,00

25,00

Тройка Диалог Инвестментс Лимитед/ Troika Dialog Investments Limited

20,53

20,13

Alliance Rostec Auto B.V.

74,51

81,45

Общество сохраняет мобилизационные мощности на момент образования ПАО «АВТОВАЗ», поддерживает и развивает их готовность на расчетный год в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации мобилизационным заданием.

По итогам 2016 г. объем продаж LADA (включая сборку ООО «ОАГ», Ижевск) составил 537 625 автомобилей. Это на 7% меньше аналогичного показателя 2015 г. Продажи LADA только сборки ПАО «АВТОВАЗ» составили 496 397 автомобилей (-4,8% к уровню 2015 г.).

На авторынке сохраняется тенденция роста, но с каждым месяцем его темп замедляется. Основные факторы снижения темпа роста рынка – окончание программ утилизации и льготного автокредитования в конце 2015 года. Нестабильность мировой экономики не может не отразиться и на автомобильном рынке России. Ужесточение условий кредитования в первую очередь отражается на продажах автомобилей эконом-класса. По объемам продаж на внутреннем рынке на первое место вышло семейство LADA Priora (126 тыс. шт., снижение -9,2%). На втором месте семейство LADA Granta (121 тыс. шт., рост +11 742,7%). На третьем – LADA Kalina с показателем 120 тыс. автомобилей (снижение -16,1%).


На рис.2.2 проиллюстрирована динамика структуры продаж легковых автомобилей.

2015г.

2016г.

Рис.2.2. Структура продаж новых легковых автомобилей в России в 2015 – 2016гг.

Дилерская сеть ПАО «АВТОВАЗ» в России – это динамично развивающаяся структура, состоящая из 390 предприятий, включающих 435 дилерских точек. География поставок автомобилей LADA охватывает 218 населенных пунктов в регионах с высокой плотностью автомобильного парка. Реализуется программа по расширению дилерской сети, ее результат – открытие в 2016 г. 40 новых дилерских центров. Всего в отчетном году заключено 79 протоколов о намерениях по строительству или реконструкции центров дилерской сети LADA.

Совет директоров ПАО «АВТОВАЗ» в 2016г. рассмотрел и принял решения по следующим ключевым вопросам деятельности Общества:

– формирование органов управления ПАО «АВТОВАЗ»;

– контроль выполнения и актуализация Программы развития до 2020 года;

– инновационное развитие ПАО «АВТОВАЗ»;

– оптимизация структуры Группы АВТОВАЗ.

Для повышения эффективности работы совета директоров Общества созданы и функционируют:

  • комитет совета директоров по стратегии, задачи которого – предварительное рассмотрение вопросов, связанных со стратегией развития Группы АВТОВАЗ, бизнес-планом и функциональными стратегиями Общества, а также со слияниями и выделениями, которые влекут за собой значительное изменение структуры бизнеса;
  • комитет совета директоров по бюджету, задачи которого – рассмотрение предложений по определению стратегических направлений финансовой, кредитной, инвестиционной и бюджетной политики Общества; подготовка заключений по проектам целевых показателей финансовых планов доходов и расходов; мониторинг эффективности деятельности Общества; рассмотрение проектов стратегического плана развития, годовых бюджетов и бизнес-планов Общества; отчетов об исполнении утвержденных бюджетов и бизнес-планов Общества; предложений по осуществлению крупных сделок и сделок с заинтересованностью; предложений по направлениям использования (распределения) прибыли Общества;
  • комитет совета директоров по реструктуризации, задачи которого – предварительное рассмотрение вопросов об участии Общества в других организациях; о реорганизации хозяйственных обществ, которые прямо или косвенно контролируются Обществом и входят в группу лиц Общества; о перебазировании производственных или административных мощностей, связанных с осуществлением Обществом основного вида деятельности по производству автомобилей LADA, а также комплектующих легковых автомобилей; согласование плана и мероприятий по реструктуризации Общества, контроль за их выполнением; согласование существенных условий сделок с активами Общества и выработка рекомендации о порядке, способах и сроках оптимизации непрофильных активов;
  • комитет совета директоров по аудиту, основная задача которого – обеспечение контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества, за достоверностью, прозрачностью и полнотой его финансовой отчетности и за выбором аудитора Общества;
  • комитет совета директоров по кадрам и вознаграждениям, задачи которого – обеспечение принятия советом директоров Общества обоснованных и взвешенных решений по кадровым вопросам, совершенствование порядка определения и выплаты вознаграждения членам совета директоров и членам правления Общества, а также лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа Общества.

В 2016 году комитеты совета директоров ПАО «АВТОВАЗ» регулярно предоставляли рекомендации совету директоров по вопросам, отнесенным уставом Общества к его компетенции.

2.2 Оценка кредитоспособности ПАО «АВТОВАЗ»

Рассмотрим анализ кредитоспособности конкретного предприятия ПАО «АВТОВАЗ» на примере методики ПАО АКБ «РОСБАНК». Вся методика оценки основывается на кредитной политике банка.[4]

Краткая характеристика клиента и его заявки.

Анализ кредитоспособности:

  1. Характеристика бизнеса Клиента.

Организация осуществляет деятельность на рынке с 1992 года. Основной вид деятельности – производство легковых автомобилей.

Согласно данных бухгалтерской отчетности за последний год сезонность, связанная с варьированием размера выручки от квартала к кварталу наблюдается лишь в первом квартале, так как деятельность в январе незначительна. Кроме того, некоторое снижение выручки наблюдается в декабре.

Уровень конкуренции на рынке умеренный. Основные конкуренты – иностранные производители автомобилей (доля на рынке более 70%), ПАО "ГАЗ", ПАО "УАЗ". Доля ПАО «АВТОВАЗ» на региональном рынке составляет около 20%.

Организация находится на общем режиме налогообложения. Дополнительных налогов, налоговых льгот, пониженных ставок налогов нет.

ПАО «АВТОВАЗ» сегодня – это сотни поставщиков и миллионы рабочих мест по всей стране. У предприятия около 4 млн квадратных метров производственных и складских площадей, около 300 км конвейерных линий, около 800 поставщиков и субпоставщиков, более 430 дилерских компаний на территории России.

ПАО «АВТОВАЗ» заключает долгосрочные договора с поставщиками и постоянно обновляет список своих поставщиков. Потребителями являются юридические и физические лица.

Среди конкурентных преимуществ организации можно выделить: опыт работы на рынке (постоянная клиентская база), гибкая ценовая политика, качество продукции, опыт руководителя в управлении и организации производственного процесса, наличие квалифицированного персонала.

Среди факторов риска можно выделить: изменения внешней среды организации (изменение налогового законодательства, инфляция, изменение финансового состояния основных потребителей, появление на рынке новых организаций – конкурентов, перепрофилированных на производство иностранных автомобилей).