Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО "Дефиле").pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты коммерческой деятельности торговой организации
1.1 Управление торговой организацией: сущность, принципы и задачи
1.2 Оценка эффективности коммерческой деятельности торговой организации
1.3 Обеспечение конкурентоспособности как основной фактор управления торговой организацией
2 Оценка коммерческой деятельности ООО «Дефиле»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Дефиле» за 2015-2017 гг
2.3 Анализ конкурентоспособности ООО «Дефиле» как показателя эффективности коммерческой деятельности
3 Разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Дефиле»
3.1 Предложения по совершенствованию коммерческой деятельности
Необходимо выделить критерии и показатели эффективности коммерческой деятельности торговых предприятий представленные в таблице 4[11].
Таблица 4
Показатели и критерии эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия
Показатели и критерии эффективности |
Роль показателя в оценке |
Эффективность торговой деятельности предприятия. |
|
Издержки реализации, руб. |
Отражает эффективность затрат при реализации продукции |
Фондоотдача, тыс. руб. |
Характеризует эффективность использования основных производственных фондов. |
Рентабельность реализации товара, %. |
Характеризует степень прибыльности реализации товара. |
Производительность труда, тыс. руб./ чел |
Отражает эффективность организации торговли и использования рабочей силы |
Финансовое положение предприятия |
|
Коэффициент автономии |
Характеризует независимость предприятия от заемных источников |
Коэффициент платёжеспособности |
Отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность банкротства. |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
Характеризует эффективность использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения |
Эффективность организации сбыта и продвижения товара |
|
Рентабельность продаж, % |
Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара. |
Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта |
Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта. |
Конкурентоспособность товара и услуг |
|
Качество товара и услуг |
Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением. |
Цена товара и услуг |
Процедура оценки эффективности коммерческой деятельности, как и последовательность проведения любого аналитического исследования, включает три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный (рисунок 1)[12].
Анализ среды деятельности предприятия
Анализ результатов деятельности предприятия
Определение цели осуществления оценки
1 этап подготовительный
Постановка основных задач исследования
Разработка программы проведения оценки эффективности коммерческой деятельности
Выбор методов и приемов проведения оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия
Анализ показателей эффективности
использования ресурсов предприятия
Построение обобщающей системы показателей эффективности коммерческой деятельности
2 этап - основной
Обобщение результатов проведения оценки эффективности коммерческой деятельности
Определение рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности
3 этап заключительный
Рисунок 1- Блок-схема оценки эффективности коммерческой деятельности
К факторам, оказывающим влияние на эффективность деятельности предпринимательских структур можно отнести:
- государственные факторы, выраженные в экономических методах (например, амортизационная и налоговая политика, финансово-кредитная и инвестиционная политика, целевые программы и таможенная политика) и административно-правовых методах (сертификации, стандартизации по законодательной базе);
- рыночные факторы, определенные типом и емкостью рынка, конкурентами, трудовыми ресурсами, рынком труда, уровнем дохода и отраслевыми особенностями;
- социально-политические факторы в виде общественных организаций, политической стабильности, уровня культуры и социального положения[13].
В настоящее время отсутствует единая комплексная методика оценки эффективности коммерческой деятельности, как в экономическом, так и в социальном аспектах.
1.3 Обеспечение конкурентоспособности как основной фактор управления торговой организацией
Быть конкурентоспособным – стратегическая цель каждого предприятия. Перед субъектом хозяйственной деятельности стоит задача в необходимости разработки и претворении в жизнь концепции управления конкурентоспособностью организации. Эффективное управление предполагает оценку объекта управления[14].
Оценка конкурентоспособности предприятия может быть проведена па основе анализа его конкурентного потенциала, который целесообразно рассматривать с позиции ресурсов обеспечения конкурентоспособности.
В экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: оценка с позиции сравнительных преимущества, оценка с позиции теории равновесия, оценка исходя из теории эффективности конкуренции, оценка на базе качества продукции[15].
При оценке конкурентоспособности организаций торговли следует придерживаться ряда принципов, представленных в таблице 5.
Таблица 5
Принципы (правила) оценки конкурентоспособности организаций торговли
Принцип |
Сущность принципа |
Множественность |
Для оценки конкурентоспособности организаций торговли необходимо использовать несколько показателей. |
Комплексность |
Все показатели необходимо включать в оценку и рассматривать в комплексе, в зависимости друг от друга, а не по отдельности |
Реальность |
Конкурентоспособность организаций должна оцениваться с учетом наиболее эффективного использования всех имеющихся ресурсов. |
Разнообразие |
После оценки конкурентоспособности возможно несколько вариантов конкурентного поведения и путей повышения конкурентоспособности. |
Корректность |
Необходимо обладать достоверными и корректными данными о ней |
Единообразие |
Набор показателей, использующихся в оценке конкурентоспособности, должен быть приведен к единой форме. |
Исследование конкурентов является необходимым шагом для получения полной информации о рыночной среде, в которой функционирует предприятие.
Для выявления своих конкурентных преимуществ торговой компании проводят анализ конкурентной среды[16].
Для анализа конкурентной среды используют методы представленные на рисунке 2.
SPACE. В результате анализа определяется группа признаков (позиция предприятия), которым фирма соответствует в большей степени. Это конкурентная, агрессивная, консервативная и оборонительная позиции
Методы анализа конкурентной среды
PEST-анализ позволяет выявить экономические, политические, социальные и технологические факторы окружающей среды, которые оказывают влияние на предприятие. По результатам анализа составляется матрица, в которой видна степень влияния того или иного фактора на фирму.
Конкурентная модель по М. Портеру позволяет охарактеризовать состояние конкуренции в отрасли. Для этого оценивается влияние следующих 5 сил: угроза появления продуктов-заменителей, способность поставщиков торговаться, угроза появления новых конкурентов, соперничество между имеющимися внутри отрасли конкурентами, способность покупателей торговаться
Рисунок 2 - Методы анализа конкурентной среды
В свою очередь, оценка конкурентоспособности услуг розничной торговли включает ряд этапов, учитывающих специфические особенности розничной торговли[17].
Алгоритм комплексной оценки конкурентоспособности услуги розничной торговли представлен в таблице 6.
Таблица 6
Алгоритм комплексной оценки конкурентоспособности услуги розничной торговли
Звенья алгоритма |
Содержание операции |
|
1 |
Определение перечня единичных, комплексных и обобщенных показателей, необходимых и достаточных для оценки конкурентоспособности услуги |
|
2 |
Определение коэффициентов весомости показателей конкурентоспособности услуги |
|
3 |
Установление базовых значений единичных показателей |
|
4 |
Определение вида зависимости между показателями конкурентоспособности и их оценками |
|
5 |
Измерение единичных показателей конкурентоспособности или их экспертная больная оценка |
|
6 |
Вычисление оценок отдельных единичных и комплексных показателей конкурентоспособности услуги |
|
7 |
Определение обобщенного показателя конкурентоспособности услуги торговли сравниваемых магазинов |
|
8 |
Определение относительной стоимости товаров в сравниваемых магазинах |
|
9 |
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности услуги каждого магазина |
|
10 |
Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности услуги розничной торговли |
В условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты[18].
Знания о деятельности конкурентов позволяют оценить перспективы рыночного успеха, определять приоритеты и быстрее реагировать на действия конкурентов. Анализ конкурентной среды предприятия позволяет обеспечивать сотрудников предприятия информацией, совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала и в, определенной степени, мотивировать их деятельность. Значимым результатом анализа для предприятия в целом является возможность выработки стратегии нейтрализации сильных сторон конкурентов и повышение конкурентоспособности и эффективности собственного предприятия[19].
Анализируя факторы, влияющие на развитие современных торговых организаций, многие эксперты и практики на первое место по значимости ставят именно конкурентоспособность продукции и услуг, в том числе ширину и качество ассортимента – как значимого фактора обеспечения успешного развития предприятия. Также следует отметить, что, применяемые на практике методы оценки конкурентоспособности тесно взаимосвязаны и основываются на использовании ряда подходов одновременно.
На основании обзора теоретических аспектов исследуемой темы можно сформулировать следующие наиболее важные аспекты:
- торговый менеджмент призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности;
- в торговой деятельности на первое место по значимости ставят именно конкурентоспособность продукции и услуг, в том числе ширину и качество ассортимента – как значимого фактора обеспечения успешного развития коммерческой деятельности торгового предприятия.