Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Анализ уровня конфликтности торговой организации на примере ООО «Евротуртранс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ᑊОдним из ᑊосновных ᑊпутей ᑊпрофилактики ᑊконфликтов ᑊявляется ᑊчеткая ᑊорганизация ᑊтруда и ᑊпринципиальность в ᑊотношениях с ᑊлюдьми. ᑊЕсли ᑊтруд ᑊритмичен, ᑊобеспечивает ᑊхороший ᑊзаработок, то не ᑊсоздается ᑊусловий ᑊдля ᑊконфликтов. Не ᑊменьше ᑊзначение ᑊимеют ᑊотношения ᑊлюдей в ᑊколлективе и, в ᑊпервую ᑊочередь, ᑊотношение ᑊруководителя к ᑊлюдям. ᑊБыть ᑊвсегда ᑊсправедливым, ᑊтребовательным и ᑊчутким, ᑊжить ᑊобщим ᑊделом, а не ᑊличными ᑊсоображениями о ᑊсвоем ᑊпрестиже - ᑊвот то, ᑊчто ᑊсоздает ᑊавторитет ᑊруководителю и ᑊпредупреждает ᑊвозможность ᑊстолкновения с ᑊним. ᑊАвторитетность ᑊруководителя - ᑊважнейший ᑊфактор ᑊантиконфликтности.

ᑊКонфликты ᑊпредупреждаются ᑊсистематической ᑊвоспитательной ᑊработой в ᑊколлективе, ᑊкоторую ᑊпроводит ᑊруководитель. ᑊРуководителю ᑊприходится не ᑊтолько ᑊвоспитывать, но и ᑊперевоспитывать их ᑊсознание, ᑊискоренять ᑊотрицательные ᑊпредрассудки и ᑊпривычки.[17]

ᑊКонфликты ᑊпредотвращаются в ᑊхорошо ᑊорганизованном ᑊколлективе, в ᑊкотором ᑊсложились ᑊположительные ᑊтрадиции, ᑊгде ᑊгосподствует ᑊпорядок, ᑊслаженная и ᑊдружная ᑊработа. ᑊТакой ᑊколлектив ᑊотличается ᑊвысокой ᑊстабильностью, т.е. ᑊизвестной ᑊустойчивостью, ᑊблагодаря ᑊкоторой ᑊсохраняется ᑊего ᑊопределенность, ᑊцелостность. ᑊЕсли ᑊконфликт и ᑊвозникает, то в ᑊтаком ᑊколлективе он ᑊбыстро и ᑊположительно ᑊрешается.

К ᑊпрофилактическим ᑊмерам по ᑊпредупреждению ᑊконфликтов ᑊотносится ᑊзнание ᑊчленов ᑊколлектива, их ᑊиндивидуальных ᑊособенностей. ᑊПри ᑊэтом ᑊусловии ᑊруководители ᑊмогут ᑊпредвидеть ᑊреакции ᑊчленов ᑊколлектива на их ᑊдействия и ᑊтем ᑊсамым ᑊпринять ᑊнеобходимые ᑊмеры ᑊдля ᑊпредупреждения ᑊвозможного ᑊконфликта. ᑊОсобенно ᑊважно ᑊбыть ᑊобъективным и ᑊсправедливым в ᑊраспределении ᑊсредств ᑊпоощрения: ᑊпутевок, ᑊпремий и т.п. ᑊНеобходимо ᑊбыть ᑊвнимательным в ᑊоценках, ᑊтак ᑊкак ᑊони ᑊочень ᑊдороги ᑊкаждому. ᑊСледует ᑊисключить ᑊуравниловку в ᑊматериальном и ᑊморальном ᑊстимулировании ᑊработников.[18]

ᑊПрофилактика ᑊконфликтов – ᑊработа с ᑊеще не ᑊначавшимися, а ᑊлишь ᑊвозможными ᑊконфликтами. ᑊОна ᑊпредполагает их ᑊпрогнозирование ᑊпри ᑊпостоянном ᑊмониторинге ᑊконфликтных ᑊситуаций в ᑊсвоей ᑊорганизации и в ᑊорганизациях ᑊподобного ᑊтипа. ᑊНадо ᑊпомнить, ᑊчто ᑊобъективного ᑊописания ᑊконфликта не ᑊбывает, ᑊоно ᑊвсегда ᑊсубъективно.


ᑊПрофилактика ᑊдолжна ᑊбыть ᑊнаправлена на ᑊустранение ᑊусловий ᑊвозникновения ᑊконфликтов. В ᑊоснове ее – ᑊизменения ᑊзаконодательства и ᑊфункций ᑊгосударственных ᑊструктур в ᑊсообществе в ᑊцелом, ᑊизменения в ᑊкорпоративных ᑊправилах, ᑊзакрепленных в ᑊинструкциях, ᑊприказах ᑊруководства ᑊорганизации. ᑊЭти ᑊизменения ᑊдолжны ᑊбыть ᑊнаправлены на ᑊустранение ᑊдеформации ᑊсоциальных ᑊотношений, ᑊсоздание ᑊновых ᑊсоциальных ᑊтехнологий (развитие ᑊсистемы ᑊсоциальной ᑊработы), ᑊпросвещение, ᑊобучение, ᑊкоммуникативные ᑊтренинги. ᑊПрофилактику ᑊконфликта ᑊобеспечивает ᑊлюбая ᑊдеятельность, ᑊнаправленная на ᑊразвитие ᑊинтеллектуальной и ᑊкоммуникативной ᑊкультуры ᑊфирмы (государственной ᑊструктуры), на ᑊраспространение их ᑊнорм в ᑊкорпоративной ᑊкультуре ᑊорганизаций.[19]

ᑊЛюбой ᑊруководитель ᑊзаинтересован в ᑊтом, ᑊчтобы ᑊконфликт, ᑊвозникший в ᑊего ᑊорганизации ᑊили ᑊподразделении, ᑊбыл, ᑊкак ᑊможно ᑊбыстрее ᑊпреодолен, ᑊибо ᑊего ᑊпоследствия ᑊмогут ᑊпринести ᑊнемалый ᑊморальный ᑊили ᑊматериальный ᑊущерб.

ᑊПроцесс ᑊпреодоления ᑊконфликта ᑊможет ᑊпроисходить ᑊкак ᑊбез ᑊнепосредственного ᑊучастия ᑊруководителя (силами ᑊсамих ᑊсторон), ᑊтак и ᑊпри ᑊего ᑊактивном ᑊвмешательстве и ᑊуправлении.[20]

ᑊСпециалисты ᑊвыделяют ᑊнесколько ᑊстратегий ᑊповедения ᑊучастников ᑊконфликта (это ᑊбывает, ᑊесли ᑊони ᑊимеют ᑊблизкий ᑊранг ᑊили ᑊконфликт ᑊнедостаточно ᑊсозрел), но ᑊпытаются ᑊсохранить ᑊмежду ᑊсобой ᑊвидимость ᑊхороших ᑊотношений, то ᑊони ᑊмогут ᑊиспользовать ᑊстратегию ᑊухода от ᑊконфликта. ᑊЕсли ᑊконфликт ᑊимеет ᑊсубъективные ᑊпричины, ᑊтакая ᑊстратегия ᑊблагоприятна, ᑊибо ᑊдает им ᑊвозможность ᑊуспокоиться, ᑊосмыслить ᑊситуацию и ᑊприйти к ᑊвыводу, ᑊчто ᑊдля ᑊпротивостояния ᑊнет ᑊоснов и ᑊего ᑊпродолжение ᑊбессмысленно. ᑊЕсли же ᑊконфликт ᑊобъективен, то ᑊстратегия ᑊухода от ᑊконфликта ᑊведет к ᑊпроигрышу, ᑊкак ᑊучастников, ᑊтак и ᑊорганизации в ᑊцелом, ᑊпоскольку ᑊзатягивается ᑊвремя и ᑊсохраняются, а ᑊтакже ᑊмогут ᑊусугубиться и ᑊпричины, ᑊвызвавшие ᑊконфликт.

ᑊЕсли ᑊодна из ᑊсторон в ᑊпредмете ᑊконфликта не ᑊзаинтересована, а ᑊранге ᑊоказывается ᑊболее ᑊвысоким, то ᑊона ᑊможет ᑊпридерживаться ᑊстратегии ᑊприспособления, ᑊпредоставив ᑊдругой ᑊстороне ᑊполучить то, ᑊчто ᑊдля ᑊнее ᑊважнее, а ᑊсамой ᑊостаться ᑊбез ᑊвыигрыша, но и не в ᑊпроигрыше. ᑊЭта ᑊстратегия ᑊтакже ᑊослабевает ᑊнакал ᑊстрастей и ᑊдает ᑊвозможность ᑊлишний ᑊраз ᑊосмыслить ᑊситуацию и ᑊсохранить на ᑊперспективу ᑊхорошие ᑊотношения.


В ᑊслучае, ᑊкогда ᑊболее ᑊвысоким ᑊоказывается ᑊранг у ᑊзаинтересованного ᑊоппонента, у ᑊнего ᑊвозникает ᑊсоблазн ᑊиспользовать ᑊстратегию ᑊрешения ᑊконфликта ᑊсилой в ᑊсвою ᑊпользу, в ᑊрезультате ᑊчего ᑊдругой, ᑊболее ᑊслабый ᑊоппонент ᑊоказывается в ᑊпроигрыше. ᑊПрименение ᑊтакой ᑊстратегии ᑊчасто ᑊсопровождается ᑊнедозволенными ᑊсиловыми ᑊприемами, ᑊзапугиванием, ᑊшантажом и т.п. ᑊПоскольку, ᑊкак ᑊправило, ᑊпроигравшая ᑊсторона с ᑊпоражением не ᑊсмиряется, ᑊконфликт в ᑊлюбой ᑊмомент ᑊможет ᑊвспыхнуть с ᑊновой ᑊсилой и ᑊнеизвестно ᑊчем ᑊвпоследствии ᑊзакончиться. ᑊТаким ᑊобразом, ᑊпри ᑊпроигрыше ᑊодного ᑊоппонента ᑊявного ᑊвыигрыша ᑊдля ᑊдругого, а, ᑊследовательно, ᑊдля ᑊорганизации в ᑊцелом, ᑊбыть не ᑊможет.[21]

ᑊЕсли ᑊранг ᑊоппонентов ᑊодинаков, и ᑊони в ᑊравной ᑊмере ᑊзаинтересованы в ᑊпреодолении ᑊконфликта, то ᑊмогут ᑊприменять ᑊстратегию ᑊпримирения ᑊчерез ᑊпоиск ᑊкомпромисса, т.е. ᑊсоглашения, в ᑊрамках ᑊкоторого ᑊвыгоды и ᑊпотери ᑊделятся ᑊпримерно ᑊпоровну. ᑊПоскольку ᑊпри ᑊэтом ᑊобе ᑊстороны ᑊоказываются не в ᑊпроигрыше, ᑊтакая ᑊстратегия ᑊшироко ᑊиспользуется на ᑊпрактике, но ᑊоптимального ᑊрешения ᑊпри ᑊэтом ᑊпринять, ᑊкак ᑊправило, не ᑊудается, ᑊтак ᑊкак ᑊсама ᑊпроблема ᑊостается ᑊнерешенной. ᑊИногда на ᑊкомпромисс ᑊидут и ᑊоппоненты, ᑊнаходящиеся в ᑊразных ᑊрангах, но ᑊзаинтересованные в ᑊрешении ᑊпроблемы, ᑊибо ᑊэто ᑊпомогает ᑊсэкономить ᑊвремя и ᑊсилы. ᑊКомпромисс ᑊпозволяет, ᑊтаким ᑊобразом, ᑊсохранить ᑊотношения и ᑊчто-то ᑊприобрести, ᑊвместо ᑊтого ᑊчтобы ᑊвсе ᑊпотерять.

ᑊИдеальной же ᑊявляется ᑊстратегия ᑊокончательного ᑊрешения ᑊконфликта, ᑊсуть ᑊкоторой ᑊсостоит в ᑊпоиске и ᑊустранении ᑊего ᑊпричин в ᑊрамках ᑊдобровольного ᑊсотрудничества ᑊсторон. ᑊТакая ᑊстратегия ᑊвыгодна ᑊвсем.

Во-первых, ᑊона ᑊпревращает ᑊоппонентов в ᑊпартнеров, а, ᑊследовательно, ᑊулучшает ᑊситуацию ᑊвнутри ᑊорганизации. Во-вторых, ᑊпроблема не «загоняется ᑊвглубь», а ᑊперестает ᑊсуществовать ᑊвообще. В-третьих, ᑊприобретаемые ᑊсторонами ᑊвыгоды, ᑊдаже ᑊесли ᑊони и ᑊраспределяются ᑊнеравномерно, ᑊвсе ᑊравно ᑊпревышают те, ᑊкоторые ᑊмогут ᑊбыть ᑊполучены ᑊпри ᑊлюбой ᑊдругой ᑊстратегии. В ᑊоснове ᑊэтой ᑊстратегии ᑊлежит ᑊотношение к ᑊконфликту ᑊкак к ᑊнормальному ᑊявлению, ᑊкоторое, ᑊоднако, ᑊнеобходимо ᑊкак ᑊможно ᑊскорее ᑊизжить. ᑊДля ᑊэтого ᑊнужно с ᑊдоверием ᑊотноситься ᑊдруг к ᑊдругу, ᑊпризнать ᑊравноправие ᑊкаждой ᑊстороны, ᑊналичие у ᑊнее ᑊсвоих ᑊзаконных ᑊинтересов и ᑊточек ᑊзрения.


ᑊРуководители ᑊдля ᑊуправления ᑊконфликтом ᑊмогут ᑊиспользовать ᑊдве ᑊстратегии: ᑊпредупреждения и ᑊрешения, ᑊпричем ᑊпоследняя в ᑊзависимости от ᑊособенностей ᑊситуации ᑊреализуется ᑊдвумя ᑊспособами - ᑊпринуждением и ᑊубеждением.[22]

ᑊСтратегия ᑊпредупреждения ᑊконфликта ᑊпредставляет ᑊсобой ᑊсовокупность ᑊмероприятий в ᑊосновном ᑊорганизационного и ᑊразъяснительного ᑊхарактера. ᑊРечь ᑊможет ᑊидти об ᑊулучшении ᑊусловий ᑊтруда, ᑊсправедливом ᑊраспределении ᑊресурсов, ᑊвознаграждения, ᑊизменении ᑊструктуры ᑊорганизации, ᑊсистемы ᑊуправления ею, ᑊвведении ᑊдополнительных ᑊинтеграционных и ᑊкоординационных ᑊмеханизмов, ᑊобеспечении ᑊстрогого ᑊсоблюдения ᑊправил ᑊвнутренней ᑊжизни, ᑊтрадиций, ᑊстандартов ᑊповедения, ᑊслужебной ᑊэтики.

ᑊСтратегия ᑊрешения ᑊконфликта ᑊнаправлена на то, ᑊчтобы ᑊзаставить ᑊили ᑊубедить ᑊконфликтующие ᑊстороны ᑊпрекратить ᑊвраждебные ᑊдействия и, ᑊначав ᑊпереговоры ᑊмежду ᑊсобой, ᑊнайти ᑊприемлемое ᑊрешение ᑊпроблемы. ᑊРеализуя ᑊданную ᑊстратегию, ᑊруководитель ᑊначинает с ᑊпоказа ᑊневозможности ᑊдобиться с ᑊпомощью ᑊконфликта ᑊжелаемых ᑊцелей. ᑊЗатем он ᑊопределяет ᑊпричины ᑊвозникновения ᑊконфликта, ᑊего ᑊграницы и ᑊсовместно с ᑊучастниками ᑊпытается ᑊнайти ᑊпути ᑊвыхода из ᑊнего, ᑊприменяя ᑊадминистративные ᑊметоды ᑊвоздействия, ᑊесли ᑊстороны не ᑊжелают ᑊследовать ᑊубеждениям и ᑊразумным ᑊдоводам.

В то же ᑊвремя ᑊдля ᑊборьбы со ᑊсклоками и ᑊинтригами ᑊмогут ᑊбыть ᑊиспользованы и ᑊиные, ᑊболее ᑊспецифические ᑊметоды. ᑊНапример, ᑊсклоки ᑊразлагают ᑊколлектив ᑊизнутри, ᑊпорождая ᑊнедоверие ᑊчленов ᑊколлектива ᑊдруг к ᑊдругу, ᑊподогревая ᑊнедовольство и ᑊразочарование ᑊлидерами, ᑊпоощряя ᑊраскольнические ᑊгруппировки и ᑊперебежчиков.

ᑊКогда ᑊразложение ᑊдостигает ᑊнеобходимой ᑊстепени, ᑊвнедряется ᑊновый ᑊлидер, ᑊспособный ᑊпрекратить ᑊконфликт и ᑊподчинить ᑊсоперничающие ᑊстороны ᑊофициальному ᑊруководству. ᑊЛицами, ᑊзанимающимися ᑊинтригами, ᑊугрожают ᑊпубличным ᑊразоблачением, но ᑊодновременно ᑊсодействуют ᑊрешению ᑊпроблем, ᑊтолкающих их к ᑊподобного ᑊрода ᑊдействиям.[23]


1.3 ᑊМодели ᑊповедения и ᑊспособы ᑊконструктивного ᑊразрешения ᑊконфликтов

Правильное разрешение конфликтов зависит от следующих факторов:

  1. Адекватное восприятия конфликтов;
  2. Открытость и эффективность общения;
  3. Атмосфера взаимного доверия;
  4. Определение сущности конфликта

Aдекватность восприятия конфликта, не искаженная личными симпатиями оценка, как собственных намерений, так и поступков, позиций оппонентов. A чтобы получить такую оценку, это не очень то и легко.

Трудно избежaть влияния негaтивной установки в отношение противной стороны, обнаруживающегося в предвзятости оценки другого. В нем, в его поведении видится и чувствуется только врaждебность. Это может привести к так называемому самоподтверждaющемуся допущению. Допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, нaчинaешь обороняться от него, переходя в нaступление. Видя это, партнер переживaет врaждебность к нaм , и нaше предварительное допущение, хотя оно и было неверным, немедленно подтверждaется.

ᑊСледующим из ᑊупомянутых ᑊвыше ᑊфакторов ᑊконсутрктивного ᑊрешения ᑊконфликто – ᑊоткрытость и ᑊэффективность ᑊобщения ᑊпротиводействующих ᑊсторон. О ᑊпозитивном ᑊэффекте, ᑊвызываемом ᑊподобными ᑊхарактеристиками ᑊобщения в ᑊповседневной ᑊжизни, ᑊмне ᑊуже ᑊприходилось ᑊупоминать в ᑊэтой ᑊглавное. ᑊЕще ᑊболее ᑊвозрастает их ᑊроль в ᑊситуации ᑊконфликта. [24]В ᑊчастности, ᑊспециалисты ᑊобращают ᑊвнимание на ᑊтакой ᑊсущественный ᑊмомент, ᑊсвязанный с ᑊего ᑊразрешением, ᑊкак ᑊоткрытое ᑊобсуждение ᑊпроблемы, в ᑊходе ᑊкоторого ᑊстороны, не ᑊстесняясь и не ᑊсдерживания ᑊэмоций, ᑊчестно ᑊвысказывают ᑊсвое ᑊпонимание ᑊпроисходящего.

ᑊКак ᑊсчитают ᑊнекоторые ᑊавторы, ᑊподобная ᑊконфронтация ᑊимеет ᑊкатарсический ᑊэффект, ᑊуменьшающий ᑊвероятность ᑊпоздних ᑊвзрывов и ᑊскрытого ᑊвозмущения. ᑊКроме ᑊтого, ᑊона ᑊспособствует ᑊпрекращению ᑊциркуляции ᑊвсевозможных ᑊслухов. ᑊНередко ᑊоткрытое ᑊвыражение ᑊвзглядов и ᑊчувств ᑊзакладывает ᑊоснову ᑊдля ᑊпостроения в ᑊдальнейшем ᑊдоверительных ᑊотношений ᑊмежду ᑊоппонентами.[25]

ᑊВместе с ᑊтем, ᑊкаким бы ᑊострым ни ᑊбыло ᑊстолкновение, ᑊоно ᑊдолжно ᑊрешительно ᑊисключать ᑊпроявления ᑊхамства. ᑊИногда ᑊдаже ᑊкрик ᑊили ᑊудар ᑊлпо ᑊстолу ᑊлучше, ᑊчем ᑊспокойная, ᑊхладнокровная ᑊотповедь, ᑊкоторую ᑊпротивник ᑊбудет ᑊпомнить ᑊвсю ᑊжизнь. ᑊЭто ᑊверно ᑊлишь в ᑊтом ᑊслучае, ᑊсли ᑊкрик ᑊили ᑊудар по ᑊстолу не ᑊсопровождается ᑊоскорблениями ᑊличности ᑊоппонента.